![]() |
Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 25.12.2014
Основное назначение Пенсионного фонда РФ заключается в том, что он обеспечивает финансирование различных видов пенсий и иных социальных выплат гражданам Российской Федерации. Для этого он законодательно наделен целым комплексом различных полномочий, необходимых для пенсионного обеспечения населения в России. В его функции входят сбор и учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов; назначение и выплата пенсий; контроль за правильным и рациональным расходованием аккумулированных в фонде средств; организация и ведение персонифицированного учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования; организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд. Пенсионный фонд наделен правом издавать нормативные правовые акты, проводить контрольно-проверочные мероприятия, осуществлять взыскания с организаций и граждан недоимок, пени и штрафов по уплате обязательных страховых взносов, сумм государственных пенсий по инвалидности и др. Также Пенсионный фонд осуществляет капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, инвестирует средства пенсионных накоплений, а также предоставляет целый комплекс государственных услуг гражданам и организациям.
Помимо пенсий по обязательному пенсионному страхованию, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда, Пенсионному фонду делегированы полномочия по выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению из федерального бюджета. В связи с этим денежные средства бюджета, которыми он оперирует, делятся на две основные категории: средства Пенсионного фонда РФ, аккумулируемые за счет взносов по обязательному социальному страхованию и иных поступлений, и средства федерального бюджета, направляемые в Пенсионный фонд на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В частности, Пенсионный фонд участвует в реализации прав граждан на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Особенностью бюджетного статуса Пенсионного фонда является также то, что его бюджет является самостоятельным и независимым от иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество Пенсионного фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации и изъятию не подлежат. Органы Пенсионного фонда наделены полномочиями распорядителей и получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда РФ. Также органы Пенсионного фонда осуществляют полномочия администраторов доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии; средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См.: ст. ст. 16 и 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 146 Бюджетного кодекса РФ.
По существу, Пенсионный фонд является особым государственным автономным образованием, созданным для государственного управления финансами социального страхования, имеющим свой бюджет с особыми источниками доходов (страховые взносы) и направлениями расходов (выплата пенсий и пособий), свои нормотворческие и контрольные полномочия, а также множество иных функций различного характера, направленных на обеспечение стабильной работы всей государственной системы социального страхования и пенсионного обеспечения. При этом большинство функций Пенсионного фонда носит публично-правовой характер, что позволяет отдельным исследователям делать вывод об отнесении Пенсионного фонда к федеральным органам исполнительной власти <2>.
--------------------------------
<2> Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. 2014. N 3.
Многообразие и публично-правовой характер социально значимых функций Пенсионного фонда и оказываемых им государственных услуг предопределяют особенности его правового статуса. Он является не только самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции, как указывается в п. 1 Положения о нем <3>, но одновременно выполняет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования, а также органа государственного управления финансами социального страхования с набором государственно-властных, контрольных, нормотворческих и иных полномочий в сфере пенсионного страхования и социального обеспечения с особым бюджетным статусом, предоставляющего целый комплекс государственных услуг. Одновременно Пенсионный фонд является юридическим лицом, обладающим гражданской правоспособностью и участвующим в гражданском обороте от своего имени, приобретает и осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, совершая сделки и иные юридические действия <4>.
--------------------------------
<3> См.: п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1); п. 1 Постановления ВС РСФСР от 22 декабря 1990 г. "Об организации Пенсионного фонда РСФСР".
<4> См.: п. 15 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, ст. ст. 48 и 49 Гражданского кодекса РФ.
Основы правового положения Пенсионного фонда определяются нормативными документами о создании Пенсионного фонда, такими как Постановление ВС РСФСР от 22 декабря 1990 г. "Об организации Пенсионного фонда РСФСР"; Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) <5>, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также локальные правовые акты, принимаемые правлением Пенсионного фонда.
--------------------------------
<5> Утв. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1.
Пенсионный фонд России является юридическим лицом, и его правовой статус как юридического лица определяется также гражданским законодательством Российской Федерации.
Одновременно Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. При этом территориальные органы Пенсионного фонда также являются юридическими лицами и создаются по решению Правления Пенсионного фонда <6>.
--------------------------------
<6> См.: ст. 5 Закона N 167-ФЗ.
Таким образом, Пенсионный фонд образует двойственную систему юридических лиц и органов управления, пересекающихся между собой. Сам Пенсионный фонд (центральный орган) является органом управления государственным внебюджетным фондом и юридическим лицом в форме государственного учреждения. Подразделения Пенсионного фонда на местах также одновременно являются территориальными органами управления, подотчетными вышестоящим органам, и юридическими лицами в форме государственных учреждений. Имущество Пенсионного фонда и его территориальных органов является государственной собственностью и находится в оперативном управлении органов Пенсионного фонда.
Система Пенсионного фонда включает в себя:
- Пенсионный фонд (его центральный орган);
- Информационный центр персонифицированного учета;
- управления Пенсионного фонда в федеральных округах <7>;
--------------------------------
<7> Управления Пенсионного фонда в федеральных округах в отличие от других территориальных органов Пенсионного фонда не являются юридическими лицами.
- отделения Пенсионного фонда в субъектах Российской Федерации;
- управления (отделы) Пенсионного фонда;
- Центры по назначению и выплате пенсий.
На федеральном уровне органами Пенсионного фонда (его центрального органа) являются правление, исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
Высшим органом управления Пенсионного фонда является правление ПФР <8>, которое осуществляет руководство Пенсионным фондом России, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру <9> и штаты, назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии и руководителей отделений ПФР, утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР, издает нормативные акты.
--------------------------------
<8> В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России (п. 8 Положения о Пенсионном фонде России).
<9> В структуру Пенсионного фонда входят Департамент управления делами, Департамент правового обеспечения системы ПФР, Управление кадровой политики, Департамент общественных связей и взаимодействия со СМИ, Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля, Первый отдел, Бюджетный департамент, Учебно-методический центр, Отдел международного сотрудничества, Департамент организации назначения и выплаты пенсий, Департамент социальных выплат, Департамент организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц, Управление государственного пенсионного обеспечения государственных служащих, Департамент актуарных расчетов и стратегического планирования, Департамент пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей, Административный департамент, Управление капитального строительства, Департамент информационных технологий, Департамент управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы, Департамент по обеспечению информационной безопасности, Управление организации предоставления государственных услуг, Департамент организации и контроля инвестиционных процессов, Департамент казначейства, Департамент финансового обеспечения системы ПФР, Департамент организации администрирования страховых взносов, Отдел по рассмотрению обращений и жалоб плательщиков страховых взносов.
Постоянно действующим исполнительным органом Пенсионного фонда является исполнительная дирекция ПФР, возглавляемая исполнительным директором ПФР. Исполнительная дирекция ПФР в своей деятельности подотчетна Правлению ПФР. Она осуществляет государственное управление средствами пенсионного страхования, руководство и контроль деятельности 82 отделений ПФР в субъектах РФ и г. Байконуре, подготовку проекта бюджета ПФР и отчета об его исполнении, контроль за надлежащим расходованием средств ПФР и ряд других функций.
Ревизионная комиссия ПФР осуществляет контроль за деятельностью Исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов, являясь органом ведомственного и финансового контроля в системе ПФР <10>.
--------------------------------
<10> См., например, Инструкцию о порядке организации ревизий и проверок, оформления и реализации их результатов органами внутреннего (ведомственного) контроля Пенсионного фонда Российской Федерации (утв. Постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 4 апреля 2007 г. N 82п).
Информационный центр персонифицированного учета ПФР (ИЦПУ) является юридическим лицом в форме федерального учреждения, учрежденным Пенсионным фондом России. Имущество ИЦПУ является федеральной государственной собственностью и находится у него в оперативном управлении. В своей деятельности ИЦПУ подчиняется правлению ПФР <11>. Исполнительным органом ИЦПУ является директор, назначаемый правлением ПФР. Функции высшего органа управления ИЦПУ по существу выполняет правление ПФР, которое утверждает бюджет, смету расходов, структуру и штатное расписание ИЦПУ, согласовывает иные вопросы деятельности ИЦПУ. Основной задачей ИЦПУ является обеспечение функционирования технологического процесса автоматизированного ведения персонифицированного учета и реестра застрахованных лиц в системе ПФР, его развитие и совершенствование.
--------------------------------
<11> См.: п. 1.6 Положения о федеральном учреждении "Информационный центр персонифицированного учета" (утв. Постановлением правления ПФР от 6 августа 1997 г. N 66).
Система Пенсионного фонда включает в себя восемь Управлений в федеральных округах Российской Федерации <12>, созданных в целях повышения эффективности работы системы Пенсионного фонда РФ и взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе. Управления не имеют статуса юридического лица и являются структурными подразделениями Исполнительной дирекции ПФР <13>. Управления подчиняются в своей деятельности Пенсионному фонду РФ и руководствуются в том числе решениями правления ПФР и исполнительной дирекции ПФР, а также Типовым положением об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе <14>. В задачи управлений входят координация и контроль за деятельностью отделений ПФР в федеральном округе, взаимодействие с полномочным представителем Президента РФ, участие в подготовке бюджетов отделений в федеральном округе, отчетов об их исполнении, осуществление иных информационно-аналитических и координационных функций. Руководство управлением осуществляется начальником управления, который назначается и освобождается от должности председателем правления ПФР.
--------------------------------
<12> http://www.pfrf.ru/about/
<13> В состав Управления входят: отдел координации и контроля за деятельностью отделений ПФР в федеральном округе; информационно-аналитический отдел; отдел региональных социальных программ; отдел правового регулирования; аппарат при руководстве (делопроизводитель и бухгалтер).
<14> Утв. Постановлением ПФР от 9 октября 2000 г. N 118 "О создании Управлений Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах".
Отделения ПФР в субъектах РФ осуществляют организацию государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и ряд иных функций в соответствии с законодательством РФ, решениями правления ПФР и исполнительной дирекции ПФР. Их деятельность регламентируется положениями об отделениях, утверждаемыми Пенсионным фондом <15>. Отделения ПФР в субъектах РФ являются юридическими лицами, созданными Пенсионным фондом России в форме государственных учреждений. Руководство деятельностью отделений осуществляют управляющие, которые назначаются и освобождаются от должности правлением ПФР. Имущество отделений является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении отделений.
--------------------------------
<15> См., например, Положение об Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве (утв. Постановлением правления Пенсионного фонда РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 83); Положение о государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации - Единой пенсионной службы по Орловской области (утв. Постановлением правления ПФР от 22 марта 2000 г. N 34).
В число функций отделений входят: руководство, контроль и финансирование подведомственных территориальных органов ПФР; установление и выплата пенсий и социальных пособий, находящихся в компетенции ПФР; ведение персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования; контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), в том числе проведение проверок; организация работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием пенсионных накоплений и др.
Управления (отделы) ПФР находятся в подчинении отделений Пенсионного фонда в субъектах РФ и также являются юридическими лицами в форме государственных учреждений, имущество которых находится в федеральной собственности и закреплено за ними на праве оперативного управления. Учредителем управлений (отделов) является Пенсионный фонд РФ. Управления (отделы) осуществляют непосредственное взаимодействие с участниками системы обязательного пенсионного страхования - страхователями и застрахованными лицами (гражданами). Их деятельность регламентируется положениями об управлениях (отделах), утверждаемыми Пенсионным фондом <16>, иными актами Пенсионного фонда, а также актами соответствующего отделения Пенсионного фонда в субъекте РФ. В своей деятельности управления (отделы) непосредственно подчиняются отделениям Пенсионного фонда в субъектах РФ. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом управляющего отделением ПФР в субъекте РФ. Структура и штатное расписание управления (отдела) утверждается управляющим отделения ПФР в субъекте РФ. Финансирование расходов на содержание управления (отдела) осуществляется за счет средств бюджета ПФР через отделение ПФР в субъекте РФ как распорядителя средств бюджета ПФР.
--------------------------------
<16> См., например, Положение о государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе (районе) Орловской области (утв. Постановлением правления ПФР от 22 марта 2000 г. N 34); Положение об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в г. Шарье Костромской области (межрайонном) (утв. Постановлением правления ПФР от 15 мая 2013 г. N 109п).
В число функций управлений (отделов) входят: установление, начисление, контроль за организацией выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат; регистрацию и учет плательщиков страховых взносов; начисление и учет поступлений страховых взносов плательщиков; проведение камеральных и выездных проверок плательщиков страховых взносов, а также банков; взыскание задолженности по платежам в бюджеты ПФР и ФОМС, пеней и штрафов, в том числе в судебном порядке; прием и обработка заявлений граждан, а также выплата пенсионных накоплений и др.
Центры по назначению и выплате пенсий ПФР находятся в подчинении отделений Пенсионного фонда РФ в субъектах РФ. Их правовой статус во многом аналогичен управлениям (отделам) Пенсионного фонда РФ: они также являются юридическими лицами, созданными в форме государственных учреждений, подчиняющихся в своей деятельности отделениям ПФР в субъектах РФ. В функции Центров по назначению и выплате пенсий входят: начисление пенсионных и социальных выплат; контроль надлежащего начисления пенсий и социальных выплат; формирование и ведение лицевых счетов граждан и баз данных работодателей и получателей пенсионных и социальных выплат; формирование и направление доставочных документов в кредитные и доставочные организации; контроль за прохождением пенсионных средств и социальных выплат в кредитных и доставочных организациях.
Такая сложная совокупность юридических лиц и органов управления, входящих в систему Пенсионного фонда, не вписывается ни в одну из известных организационно-правовых форм юридических лиц, предусмотренных ГК РФ. Например, все юридические лица, входящие в систему Пенсионного фонда, созданы в форме государственного учреждения <17>. При этом учредителем этих государственных учреждений (отделений ПФР в субъектах РФ и подведомственных им управлений (отделов) в городах и районах) является другое государственное учреждение - сам Пенсионный фонд РФ. Имущество всех государственных учреждений системы ПФР является не собственностью учредителя, а федеральной государственной собственностью, находящейся в оперативном управлении соответствующих учреждений. Это не согласуется с ГК РФ, а также Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым учредителем федерального государственного учреждения может быть только Российская Федерация, при этом учредитель должен являться собственником имущества созданного им учреждения. Гражданское законодательство не предусматривает, чтобы одни государственные учреждения могли создавать другие. Не соответствует гражданскому законодательству и система управления юридическими лицами, входящими в систему ПФР, согласно которой одни государственные учреждения (отделения и управления ПФР в регионах) подчиняются другим "вышестоящим" государственным учреждениям.
--------------------------------
<17> Несмотря на свое название, Пенсионный фонд и его территориальные органы не являются фондами с точки зрения ГК РФ (ст. 123.17), и это также создает определенную путаницу понятий, на что уже обращалось внимание в юридической литературе. См., например: Юридические лица в гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации) / Отв. ред. В.Н. Литовкин, О.В. Гутников. М., 2011. С. 819 (автор соответствующего параграфа - Т.В. Сойфер); Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2007. С. 199.
В связи с этим Пенсионный фонд и входящие в его систему юридические лица в значительной степени выведены из-под сферы действия гражданского законодательства о юридических лицах. Законодательство о некоммерческих организациях на органы управления государственными внебюджетными фондами также не распространяется <18>.
--------------------------------
<18> Часть 5 ст. 1 Закона о некоммерческих организациях.
В то же время в поправках к ГК РФ, вступивших в силу с 1 сентября 2014 г. <19>, гражданско-правовой статус Пенсионного фонда как юридического лица (или системы юридических лиц) оставляет множество вопросов. В новой редакции ГК РФ отдельно упоминается Центральный банк РФ, а также негосударственные пенсионные фонды, обладающие особым правовым статусом. Так, в п. 4 ст. 48 ГК РФ <20> указывается, что правовое положение ЦБ РФ (Банка России) определяется Конституцией РФ и Законом о Центральном банке РФ. В п. 4 ст. 123.17 ГК РФ говорится об особенностях правового положения негосударственных пенсионных фондов, которые предусматриваются Законом о негосударственных пенсионных фондах. Об особенностях правового статуса Пенсионного фонда РФ и других органов управления государственными внебюджетными фондами, являющихся юридическими лицами, в новой редакции главы 4 ГК РФ вообще ничего не говорится. В ч. 8 ст. 123.22 ГК РФ указывается, что отдельным законом могут определяться особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов. При этом Пенсионный фонд РФ не подпадает под данную формулировку, поскольку образующие его государственные учреждения не могут быть отнесены ни к одному из известных типов государственных учреждений (казенному, бюджетному или автономному) в силу особенностей его бюджетного статуса.
--------------------------------
<19> См.: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
<20> В редакции Закона N 99-ФЗ.
Новая редакция ГК РФ предусматривает новую организационно-правовую форму юридического лица - "публично-правовую компанию" (подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ), которая, надо полагать, будет конструироваться на основании доктринальных представлений о категории "юридического лица публичного права", каковым по существу Пенсионный фонд и является <21>. Речь идет о юридических лицах, осуществляющих публично-правовые функции, создаваемых на основании отдельных федеральных законов и имеющих особый правовой статус <22>. Категорию "юридического лица публичного права" Минэкономразвития России предлагало ввести в российский правопорядок еще в 2006 г. <23>. Тем самым предполагалось решить проблему не вписывающихся в действующие организационно-правовые формы юридических лиц таких организаций с особым правовым статусом, как Центральный банк, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, государственные корпорации. Однако данная идея не была поддержана в Концепции развития гражданского законодательства <24>.
--------------------------------
<21> Мадатов А.А. Правовое положение ПФР // Законодательство. 2002. N 12. С. 49; Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 13.
<22> Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.
<23> См.: Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г., разработанная Министерством экономического развития и торговли РФ в 2005 г. и с учетом вносившихся в нее изменений одобренная Правительством РФ (разд. II Протокола от 1 мая 2006 г. N 16) // Закон. 2006. N 9. С. 9 - 37.
<24> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М., 2009.
Несмотря на это возможность создания публично-правовых компаний были включены в подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ, однако специальный Закон о публично-правовых компаниях пока не принят.
Поэтому гражданско-правовой статус государственных учреждений, входящих в систему Пенсионного фонда, определяется в настоящее время общими положениями ГК РФ о юридических лицах, а также специальным законодательством о статусе Пенсионного фонда <25>.
--------------------------------
<25> См.: Постановление ВС РСФСР от 22 декабря 1990 г. "Об организации Пенсионного фонда РСФСР"; Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1); Закон N 167-ФЗ; нормативные правовые акты, принимаемые правлением Пенсионного фонда РФ.
Особенности правового статуса организаций, подобных Пенсионному фонду, учтены в переходных положениях Федерального закона о внесении изменений в главу 4 ГК РФ <26>. В п. 6 ст. 3 названного Закона сказано: "К Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", Агентству по страхованию вкладов, государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк), Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Государственной компании "Российские автомобильные дороги", а также к иным юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице". Однако данное переходное положение к юридическим лицам системы Пенсионного фонда, строго говоря, может применяться лишь по аналогии, поскольку Российской Федерацией создан лишь сам Пенсионный фонд, а учредителем его территориальных органов (государственных учреждений) является не Российская Федерация, а Пенсионный фонд РФ. Кроме того, понятие "специальный федеральный закон о соответствующем юридическом лице" не применимо к каждому из юридических лиц, входящих в систему Пенсионного фонда.
--------------------------------
<26> Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Таким образом, гражданско-правовой статус юридических лиц, входящих в систему Пенсионного фонда и иных юридических лиц, являющихся органами управления государственными внебюджетными фондами, нуждается в дополнительном правовом регулировании. Особое упоминание о них должно быть включено в Гражданский кодекс Российской Федерации. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность регулирования особенностей их правового статуса в специальных федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Нуждается в реформировании и статус Пенсионного фонда РФ как органа управления государственными внебюджетными фондами, на что неоднократно указывалось в литературе <27> В настоящее время Министерством труда и социальной защиты РФ разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подробно регламентирующий правовой статус Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов, в том числе вводится понятие "система Пенсионного фонда Российской Федерации". Однако данные поправки не предполагают внесение корреспондирующих изменений в ГК РФ, следовательно, не снимают вопросов о легитимности правового статуса Пенсионного фонда РФ и иных юридических лиц, входящих в его систему.
--------------------------------
<27> Агапцов С.А., Дегтярев Г.П. Пенсионная реформа в России: цели и результаты. М., 2007. С. 119, 120.
В связи с тем что Пенсионный фонд РФ осуществляет множество различных функций, в том числе публично-правовых, его правовой статус носит многоотраслевой характер и регулируется нормами различных отраслей законодательства.
Во-первых, правовое положение и полномочия Пенсионного фонда определяются многочисленными законодательными и подзаконными актами, в том числе нормативными актами самого Пенсионного фонда России <28>, регулирующими систему обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения <29>.
--------------------------------
<28> Нормативные акты Пенсионного фонда подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России в соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 "О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации". Акты Пенсионного фонда, прошедшие государственную регистрацию, подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
<29> См.: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Закон N 167-ФЗ (ст. ст. 5, 13, 16), Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (не применяется с 1 января 2015 г., за исключением некоторых положений, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в целях определения размера страховых пенсий по новому Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступает в силу с 1 января 2015 г.), от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (вступает в силу с 1 января 2015 г.), от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Во-вторых, бюджетный статус Пенсионного фонда РФ и его органов, в том числе в качестве администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, определяется Бюджетным кодексом РФ <30>, федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год и плановый период, Федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда РФ, о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий год и плановые периоды <31>, об исполнении бюджетов указанных фондов за отчетные годы <32>, Правилами осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <33> и другими правовыми актами <34>. В соответствии со ст. 161 БК РФ на Пенсионный фонд и иные органы управления государственными внебюджетными фондами распространяются нормы, определяющие правовое положение казенных учреждений. Соответственно, вопросы организации бюджетного процесса Пенсионного фонда и его территориальных органов регулируются нормами законодательства Российской Федерации о государственных казенных учреждениях.
--------------------------------
<30> Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
<31> См.: Федеральные законы от 2 декабря 2013 г. N 320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", от 2 декабря 2013 г. N 321-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
<32> См.: Федеральные законы от 30 сентября 2013 г. N 255-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год", от 30 сентября 2013 г. N 256-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год".
<33> См.: Правила осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 995).
<34> См., например, распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 20 декабря 2011 г. N 490-р "О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования", от 31 декабря 2009 г. N 373-р "О перечне распорядителей и получателей бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, осуществляющих отдельные полномочия по начислению и уплате платежей в бюджеты".
В-третьих, в связи с оказанием Пенсионным фондом государственных услуг <35> его деятельность регулируется также законодательством о предоставлении государственных услуг, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", административными регламентами предоставления государственных услуг, иными правовыми актами <36>.
--------------------------------
<35> Перечни предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации государственных услуг утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 9 ноября 2011 г. N 394р "Об утверждении перечней государственных услуг".
<36> См.: Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2014 г. N 547н); Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2014 г. N 381н); Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 января 2014 г. N 3н).
В-четвертых, Пенсионный фонд осуществляет отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности <37>.
--------------------------------
<37> См.: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
В-пятых, являясь органом управления государственного внебюджетного фонда, Пенсионный фонд и его территориальные органы осуществляют функции, несет права и исполняет обязанности государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд <38>.
--------------------------------
<38> См.: п. 5 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; Регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (утв. Постановлением Правления ПФР от 7 марта 2014 г. N 29п).
Наконец, Пенсионный фонд имеет особый статус в законодательстве о противодействии коррупции. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" целый ряд антикоррупционных правовых механизмов распространяет не только на государственных служащих, но и на должностных лиц и работников организаций, созданных на основании федеральных законов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. К таким организациям приравнен и Пенсионный фонд РФ, который напрямую упоминается в Законе о противодействии коррупции, а также в ст. 349.2 Трудового кодекса РФ.
При этом законодатель исходит из того, что правовое положение должностных лиц и работников соответствующих организаций сопряжено с повышенными коррупционными рисками, которые предопределены особенностями правового статуса таких организаций. Не являясь органами государственной власти или иными государственными органами, такие организации по своему правовому положению, с точки зрения законодателя, приближаются к ним и нуждаются в установлении дополнительных антикоррупционных мер, аналогичных тем, которые вводятся в отношении государственных органов.
Однако в систему Пенсионного фонда РФ, как указывалось выше, входит множество территориальных органов, являющихся отдельными юридическими лицами (государственными учреждениями), тогда как Закон "О противодействии коррупции" и ТК РФ упоминают Пенсионный фонд как организацию в единственном числе и ничего не говорят о его территориальных органах, являющихся отдельными юридическими лицами (организациями). В единственном числе Пенсионный фонд упоминается и в Перечне организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ <39>. При этом Перечень должностей в таких организациях, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о доходах, предполагает распространение его на должности одной организации, а не системы юридических лиц, входящих в Пенсионный фонд России. В единственном числе Пенсионный фонд как организация упоминается и в иных актах антикоррупционного законодательства <40>.
--------------------------------
<39> См.: Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению".
<40> См.: Постановление Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".
Несмотря на то что Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим <41>, Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, формально-юридически считаются разными организациями. В связи с этим при буквальном прочтении Закона о противодействии коррупции и ст. 5 Закона об обязательном пенсионном страховании возникает правовая неопределенность в вопросе о том, распространяются ли требования антикоррупционного законодательства только на государственное учреждение - Пенсионный фонд РФ или также на его территориальные органы, являющиеся отдельными юридическими лицами (организациями). Для снятия этой неопределенности в Закон о противодействии коррупции необходимо внести уточнение, согласно которому его действие распространяется не только на Пенсионный фонд РФ, но и на его территориальные органы, или на юридические лица (организации), входящие в систему Пенсионного фонда РФ <42>. До внесения этих изменений распространение "антикоррупционного" статуса Пенсионного фонда РФ на все юридические лица, входящие в его систему, юридически некорректно.
--------------------------------
<41> См.: ст. 5 Закона N 167-ФЗ.
<42> В последнем случае одновременно в Законе об обязательном пенсионном страховании следует "узаконить" понятие "система Пенсионного фонда Российской Федерации", включающее в себя Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, являющиеся юридическими лицами.
Несмотря на это, нормативными актами Пенсионного фонда утверждаются перечни должностей, на которые распространяются дополнительные требования антикоррупционного законодательства. В эти перечни включаются различные должности не только государственного учреждения "Пенсионный фонд России", но и всех организаций (юридических лиц), входящих в так называемую "систему Пенсионного фонда" <43>.
--------------------------------
<43> См. например, Постановления правления ПФР от 5 мая 2014 г. N 82п "Об утверждении Перечня должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации", от 21 января 2014 г. N 5п "О мерах по недопущению работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов возникновения конфликта интересов", от 4 июня 2013 г. N 125п "Об утверждении Перечня должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", от 11 июня 2013 г. N 137п "О комиссиях территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов", от 5 июня 2013 г. N 132п "Об утверждении Порядка уведомления работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов работодателя о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений", от 20 августа 2013 г. N 189п "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации", от 2 сентября 2009 г. N 195п "Об утверждении Кодекса профессиональной этики работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации"; распоряжение правления ПФР от 3 октября 2013 г. N 420р "Об организации мероприятий по противодействию коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации".
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.
В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).
Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.
Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.
Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
Дата размещения статьи: 21.08.2019
Дата размещения статьи: 21.08.2019
Дата размещения статьи: 21.08.2019
Дата размещения статьи: 21.08.2019
Дата размещения статьи: 21.08.2019
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|