Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Правовой вектор в развитии общественного контроля (Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)

Правовой вектор в развитии общественного контроля (Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)

Дата размещения статьи: 06.01.2015

Президентом России в ежегодном Послании Федеральному Собранию указывалось на необходимость широкой общественной дискуссии в современной России, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение. Все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое "нулевое" чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества <1>.
--------------------------------
<1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. // Российская газета. 13.12.2013.

В реализации обозначенных задач центральное место должен занять общественный контроль. Закон об общественном контроле, проект которого широко обсуждался не один год, наконец-то принят <2>. Насколько он соответствует общественным ожиданиям, способен ли задать правовой вектор развитию гражданской активности? Однозначные ответы на эти вопросы покажут практика и время, но сегодня даже при первом приближении становится очевидной его некая "правовая недосказанность", на которой хочется остановиться.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // Российская газета. 23.07.2014.

В целом следует оценить Закон как позитивное начало, определяющее общие контуры общественного контроля. В этом смысле он соответствует своему названию и создает лишь правовые основы общественного контроля, определяет его цели, задачи, основные принципы, формы. Федеральный законодатель оставляет возможность для конкретизации многих законодательных положений субъектам Федерации, а также муниципальным правотворцам. Но практика показывает, что региональные законы, принятые в развитие федеральных, недалеко отклоняются от них и по большей части их копируют. А о муниципальных правовых актах вообще говорить не приходится.
Полагаем, что этот Закон, как никакой другой, должен быть понятен любому гражданину, прост и удобен в применении, ведь он в качестве задач определяет реализацию гражданских инициатив, формирование и развитие гражданского правосознания, обеспечение взаимодействия институтов гражданского общества с государством, как это закрепляет ст. 5.
Однако первый вопрос возникает уже с первой статьи, определяющей предмет регулирования, под которым понимается общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.
А что подразумевает термин "публичные полномочия"? Муниципальное дорожное управление, по-видимому, может стать объектом общественного контроля как муниципальная организация, а акционерное общество "Автодор" - это иная организация? Осуществляет ли она "отдельные публичные полномочия", когда закатывает асфальтовое покрытие вместо десяти в пять сантиметров, могут ли общественные контролеры это проверить? Очевидно, что названное понятие нуждается в детализации. Было бы неплохо снабдить Закон отдельной статьей, содержащей терминологический инструментарий. Кстати, в одной из ранее обсуждавшихся редакций проекта Закона упоминался термин "общественные интересы", не нашедший места в окончательном варианте, хотя его наличие в данном Законе вполне логично и более понятно, нежели "отдельные публичные полномочия" (попробуйте вообще информацию об этих полномочиях найти и оценить, публичные ли они).
Упомянутая правовая недосказанность повторилась далее в ст. 4, дающей определение общественному контролю, под которым понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими правовых актов и принимаемых решений. В связи с этим в главе первой Закона в качестве самостоятельной статьи либо одного из положений статьи "термины и понятия" напрашивается определение объекта общественного контроля, которое, к сожалению, не нашло в Законе отражения. Это было бы обоснованным с позиций юридической техники и с точки зрения удобства применения, поскольку исчезла бы необходимость многократного повторения из статьи в статью громоздкой и, повторимся, не вполне понятной конструкции "органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия".
Заслуживает одобрения в Законе глава 2, посвященная статусу субъектов общественного контроля. К последним отнесены Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Для осуществления общественного контроля могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры. Полномочия, порядок организации и деятельности общественных инспекций и групп должны определяться федеральными законами, законами субъектов Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В отдельной статье регламентируются права и обязанности субъектов общественного контроля. Причем права субъектов, осуществляющих общественный контроль, корреспондируются с обязанностями органов и организаций, подвергнутых контролю. Например, в соответствии со ст. 10 субъекты общественного контроля вправе запрашивать у подконтрольных органов необходимую информацию, посещать их, подготавливать и направлять в их адрес итоговый документ по результатам осуществления общественного контроля. А ст. 16 органы и организации, подвергнутые общественному контролю, обязаны предоставить субъекту общественного контроля информацию о своей деятельности, составляющей общественный интерес, рассматривать направленные им запросы, итоговые документы, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в них, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных организаций.
За субъектами общественного контроля закреплено важное право обращаться в суд в защиту прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Полагаем, что эта норма одна из самых значимых в Законе, не только подчеркивающая статус субъектов общественного контроля, но и служащая гарантией от распространенного сегодня игнорирования обращений, рекомендаций общественных структур, направленных во властные органы.
Однако деятельность субъектов общественного контроля не должна создавать препятствий работе органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных проверяемых организаций. Закон обязывает общественных контролеров соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью перечисленных структур, а также конфиденциальность полученной в ходе общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами.
Положительно оценивая обсуждаемую главу в целом, следует, однако, обратить внимание на противоречие в части перечня субъектов общественного контроля. В их числе ст. 9 не называет как самостоятельный субъект граждан, хотя ст. 3 устанавливает право граждан на участие в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Граждане участвуют в контроле в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов. Казалось бы, все ясно и понятно, но, как выясняется далее, гражданин может быть привлечен в качестве общественного инспектора организатором общественной проверки (ст. 21), равно как и общественный эксперт - организатором общественной экспертизы (ст. 22). То есть закрепленное право граждан на участие в осуществлении общественного контроля не может быть реализовано гражданином самостоятельно, а ставится в зависимость от воли организатора проведения проверки. Вызывает недоумение и тот факт, что в статье, перечисляющей субъектов общественного контроля, общественные инспекторы и общественные эксперты вообще не упомянуты, хотя представляется логичным в ч. 2 ст. 9 указать, что для осуществления общественного контроля не только могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля, но и привлекаться граждане в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.
Самостоятельная глава посвящена формам и порядку осуществления общественного контроля. Статья 18 закрепляет, что общественный контроль может проводиться в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными и муниципальными органами, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и иных. Общественный контроль может осуществляться одновременно и в нескольких формах. Например, в зависимости от результатов общественного мониторинга его организатор вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, экспертизы и т.п.
Вышеперечисленные формы общественного контроля нашли регламентацию в ряде статей Закона. Не вдаваясь в их подробный комментарий, отметим, что общие правовые контуры общественных контрольных мероприятий позволяют осуществлять их проведение. Хотя, безусловно, из-за краткости норм (каждой форме отводится 1 - 2 статьи) в процессе применения возникнут вопросы.
На наш взгляд, наиболее понятной и апробированной формой являются общественные (публичные) слушания, поскольку они уже длительное время выступают одной из форм деятельности Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов. В этой части уже наработан опыт организации и проведения, подготовки итоговых документов. Вся процедура подробно урегулирована в регламентах общественных палат.
Равно как и публичные слушания, предусмотренные ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <3>, которые проводятся в каждом муниципальном образовании неоднократно в год и сопутствуют принятию изменений в устав муниципального образования, обсуждению проекта местного бюджета и т.д. Хотя названный Закон содержит тоже лишь одну статью, но подавляющее большинство муниципальных образований приняли муниципальные правовые акты, утвердившие соответствующие положения <4>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<4> Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Город Йошкар-Ола", утв. решением собрания депутатов от 19 апреля 2005 г. N 89-IV // Йошкар-Ола (газета). 20.04.2005.

Не вызывает чувства удовлетворенности норма об ответственности за нарушение законодательства об общественном контроле. Например, ч. 1 ст. 27 закрепляет за субъектами общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, интересов общественных организаций право внесения предложений в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц. Часть 2 данной статьи также неопределенно устанавливает, что воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, необоснованное вмешательство этих субъектов в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, и оказание неправомерного воздействия на указанные органы влекут ответственность, установленную законодательством.
Закон вступил в силу со 2 августа текущего года, и, чтобы он реально заработал, нормы об ответственности должны найти конкретное правовое наполнение, т.е. потребуется скорейшее внесение дополнений в действующее административное, уголовное, иное законодательство, которое сегодня не заточено на субъектов общественного контроля.
Хочется быть правильно понятыми и не казаться сторонними наблюдателями, выискивающими недочеты в новом Законе. Неоспоримо, что сделан первый, самый трудный шаг в направлении развития такого общественного явления, как контроль со стороны общества за государственными, муниципальными органами власти. По мнению первого заместителя секретаря Общественной палаты Российской Федерации В.В. Гриба, такого законодательного акта нет больше в мире нигде. В обществе есть устремления занимать более активную гражданскую позицию, реализация которой невозможна без правовых оснований. Принятый Федеральный закон, хотя и оставляет ряд неурегулированных аспектов, тем не менее, позволяет гражданам, институтам гражданского общества реализовать свое право контролировать властные структуры.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.