Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Ненадлежащее оформление трудового договора: к постановке проблемы (Офман Е.М.)

Ненадлежащее оформление трудового договора: к постановке проблемы (Офман Е.М.)

Дата размещения статьи: 07.01.2015

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" <1> были внесены изменения в ряд законодательных актов, содержащих нормы трудового права: Трудовой кодекс Российской Федерации <2>, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <3> и др.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). Ст. 6991.
<2> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
<3> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Будучи ограниченными рамками данной статьи, обратимся к ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма дополнена ч. 3, которой устанавливается ответственность должностных лиц, юридических лиц за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (вступает в силу 1 января 2015 г.). Административный регламент оказания соответствующей государственной услуги (проверка уклонения от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора) сегодня отсутствует. В связи с этим на практике могут возникнуть вопросы: что является ненадлежащим оформлением трудового договора? Какие критерии могут быть положены в основу данного правонарушения? Можно ли привлечь к административной ответственности по данному основанию только за нарушение процедуры оформления трудового договора или же контролирующие органы будут обращать внимание в том числе и на содержание трудового договора? Рассмотрим вопросы эти по порядку.
Нормы об оформлении трудового договора содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации в главе 11 "Заключение трудового договора" (ст. ст. 66 - 68). Следовательно, заключение трудового договора является более широким понятием, чем оформление трудового договора. Толковый словарь русского языка <4> под оформлением понимает внешний вид чего-то; оформить - значит придать чему-нибудь окончательную, установленную или необходимую форму. Учеными в области трудового права процедура оформления трудового договора определяется следующим образом: заключение трудового договора - издание приказа (распоряжения) о приеме на работу - оформление трудовой книжки <5>. Таким образом, под ненадлежащим оформлением трудового договора (на первый взгляд) можно понимать нарушение процедурных норм Трудового кодекса Российской Федерации в части придания трудовому договору необходимой (установленной в законе) формы.
--------------------------------
<4> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: А Темп, 2004. С. 485.
<5> Трудовое право: учебник для бакалавров / С.Ю. Головина, Ю.А. Кучина. М.: Издательство "Юрайт", 2012. С. 128.

Трудовой кодекс Российской Федерации требует от работодателей соблюдения ими требования о форме трудового договора: "трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами" (ч. 1 ст. 67). Для отдельных категорий работников, где работодателем являются государственные органы и учреждения, разработаны типовые формы трудовых договоров (руководитель государственного (муниципального) учреждения <6>, руководитель федерального государственного унитарного предприятия <7>, исполнительный директор некоммерческой организации <8>, работник федерального бюджетного учреждения <9> и др.). Вместе с тем трудовое законодательство не предусматривает какой-либо унифицированной формы трудового договора для работников, не обладающих каким-либо специальным статусом. Объясняется это прежде всего многообразием видов трудового договора, вследствие чего невозможно в какой-то типовой форме предусмотреть все его особенности. В свое время Постановлением Минтруда России от 14 июля 1993 г. N 135 были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора в письменной форме и примерная форма трудового договора, а также Постановлением Минтруда России от 23 июля 1998 г. N 29 были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Крайнего Севера. В настоящее время эти Рекомендации могут быть использованы в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации <10>.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 16. Ст. 1958; Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р [Электронный ресурс] // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
<7> Приказ Роскосмоса от 23 января 2013 г. N 21к [Электронный ресурс] // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
<8> Распоряжение Минэкономики МО от 15 июля 2013 г. N 33-РМ "Об утверждении формы типового трудового договора с исполнительным директором некоммерческой организации" [Электронный ресурс] // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
<9> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2008 г. N 424н "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10.
<10> Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 9 августа 2007 г. N 3043-6-0.

Обращает внимание ч. 3 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий (выделено мной - О.Е.М.) с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров. Представляется, что такое дополнение общей процедуры заключения трудового договора косвенно указывает на необходимость соблюдения работодателями требований трудового законодательства о надлежащем оформлении трудового договора: им необходимо достичь соглашения с работником/претендентом о работе по отдельным условиям данного договора. Подтверждает данный вывод и ч. 1 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации: содержание приказа (распоряжения) работодателя о приеме на работу должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Как правило, в приказе указываются: место работы, трудовая функция, условия оплаты труда (размер тарифной ставки (оклада) и надбавки), условие об испытании <11>.
--------------------------------
<11> Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" // Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 5.

Возникают вполне резонные вопросы:
Какие обязательные условия необходимо отражать в тексте трудового договора (ведь не секрет, что работодатели зачастую заключают трудовые договоры с пороками его содержания)?
Будет ли работодатель привлечен к административной ответственности за отсутствие в трудовом договоре какого-либо обязательного его условия (например, сроки выплаты заработной платы), и если да, то по какой части ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 5.27 или ч. 1 ст. 5.27) (см. табл. 1)?

Таблица 1

Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (с 1 января 2015 г.)

Ч. 1 ст. 5.27 Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 ст. 5.27, -

Ч. 3 ст. 5.27 Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 50000 рублей.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.

Ч. 4 Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

Ч. 5 Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 70000 тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 200000 рублей.

Законным ли будет включение в текст трудового договора только указания на наименование трудовой функции работника или необходимо прописывать в тексте трудового договора (или приложении к нему) весь спектр функциональных обязанностей работника? Иванова Татьяна Сергеевна, судья Свердловского областного суда, преподаватель кафедры трудового права Уральской государственной юридической академии, утверждает, что должностная инструкция, содержащая перечень трудовых обязанностей работника, должна являться неотъемлемой частью трудового договора, а не локальным нормативным актом, принятым работодателем в одностороннем порядке <12>. Между тем действующее трудовое законодательство не устанавливает какого-то определенного требования относительно фиксации данного условия трудового договора в его тексте, и на практике работодатели очень часто трудовую функцию работника оформляют в виде должностной инструкции, которая не является частью трудового договора, а разрабатывается и утверждается как самостоятельный локальный нормативный акт.
--------------------------------
<12> Иванова Т.С. Пределы и порядок закрепления трудовой функции в договоре // Трудовые споры. 2009. N 12.

Необходимо обратить внимание на то, что санкции за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют существенное различие.
Представляется, что несовершенство законодательства (отсутствие четких критериев ненадлежащего оформления трудового договора, путаница в составах правонарушений, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) может порождать злоупотребления должностными полномочиями со стороны контрольных органов при осуществлении ими проверок за соблюдением работодателями требований трудового законодательства, при привлечении работодателей к административной ответственности за выявленные нарушения (как реальные, так и мнимые). В целях минимизации рисков работодателю необходимо соблюсти процедурные и материальные нормы, установленные в Трудовом кодексе Российской Федерации:
Заключить трудовой договор в письменной форме с соблюдением требования о его количестве (ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации), оформить трудовую книжку (ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации) и издать приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации).
Надлежащим образом оформить трудовой договор, отразив в нем обязательные условия и прежде всего такие, как место работы, наименование трудовой функции (без указания на конкретные права и обязанности работника), дата начала работы, условия оплаты труда (размер тарифной ставки (оклада) с отсылкой на локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда), условия труда на рабочем месте, другие условия, если для данного работника они отличаются от общих правил, действующих у данного работодателя).
Вносить изменения в трудовой договор и прекращать его в соответствии с действующим трудовым законодательством (издавать приказы (распоряжения), оформлять трудовую книжку; выдавать работнику заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой, и др.).
Таким образом, под ненадлежащим оформлением трудового договора следует понимать нарушение процедурных и материальных норм Трудового кодекса Российской Федерации в части придания трудовому договору необходимой (установленной в законе) формы, в том числе заключение договора ненадлежащим лицом (т.е. лицом, не обладающим соответствующими полномочиями) или с ненадлежащим лицом (дисквалифицированным, лишенным права заниматься определенной деятельностью, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся уголовному преследованию в случаях, установленных законодательством); оформление договора с нарушением определенных сроков, в меньшем количестве экземпляров и др.
Видится необходимым закрепить в Трудовом кодексе Российской Федерации требование о надлежащем оформлении трудового договора, а в примечании к ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указать критерии ненадлежащего оформления трудового договора.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 февраля 2018 г.
Проект Федерального закона № 357270-7 "О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений...

В целях повышения эффективности реализации региональных программ проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным




28 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 374843-7 "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную...

Законопроект направлен на формирование общегосударственной модели саморегулирования в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, на закрепление права экспертных организаций осуществлять негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий




18 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 365688-7 "О внесении изменения в статью 279 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных гарантий руководителю организации в случае прекращения с ним трудового договора"

Данный законопроект был разработан с учетом судебной практики, актов Конституционного Суда Российской Федерации и направлен на устранение правовой неопределенности в вопросе соответствия норм статей 278 и 279 ТК РФ Конституции РФ в процессе толкования этих норм, а также устанавливает принципы правового регулирования гарантий увольняемых руководителей и сохранения социально-значимых целей организаций.




11 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 356734-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления статуса земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами"

Внесение данного законопроекта обусловлено тем, что несмотря на социально-экономическую и экологическую значимость участков недр, отмечена правовая неопределённость статуса земель, под которыми такие участки расположены и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Такая неопределённость приводит к спорным ситуациям, а также является коррупциогенным фактором.




1 января 2018 г.
Вступает в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Данным законом устанавливается, что передача на безвозмездной основе имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, не облагается НДС. Имеется ввиду передача имущества акционерным обществом, созданным в целях реализации таких соглашений, 100% акций которого принадлежит РФ, а также созданными с его участием хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон. Кроме того, исключается обязанность восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества.



В центре внимания:


Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Когда приоритет нарушает запрет (Тальцева Л.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта