Дата размещения статьи: 28.01.2015
Рассмотрены некоторые особенности аудиторской проверки обоснованности доходов и расходов страховой организации. Предлагаются варианты программ аудиторских процедур проверки обоснованности доходов и расходов страховщика.
Введение
Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" дополнен ст. 28.1 "Внутренний контроль" и ст. 28.2 "Внутренний аудит". В п. 1 ст. 28.2 Закона N 4015-1 указано, что в целях обеспечения надлежащего уровня внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности страховщика законодательству Российской Федерации, в том числе страховому законодательству, правилам и стандартам объединений страховщиков, положениям своих внутренних организационно-распорядительных документов, страховщик организует внутренний аудит, для чего назначает должностное лицо или создает структурное подразделение [1].
В статье рассматриваются методы проведения аудиторской проверки, сущность понятия аудиторской процедуры, варианты программ аудиторской проверки доходов и расходов страховой организации, возможности их использования руководством страховых подразделений для повышения эффективности бизнес-процессов в страховой организации в целом.
Проведение аудита в страховых организациях связано с особенностями:
- организационно-правовой деятельности;
- отражения в бухгалтерском учете операций, характеризующих страховую деятельность;
- циклов страховых выплат, формирования страховых резервов, андеррайтинга;
- экономических отношений, возникающих в процессе страхования, оказывающих влияние на показатели бухгалтерской отчетности;
- заключения договоров по обязательному страхованию и перестрахованию;
- деятельности посредников (страховых и нестраховых);
- различных договоров страхования (рисковых и накопительно-сберегательных).
Методы проведения аудиторской проверки. Сущность понятия аудиторской процедуры
При оценке системы внутреннего контроля определяются аудиторские процедуры для объективной проверки и оценки системы внутреннего контроля. Аудиторские процедуры - это методы аудиторской проверки, это определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на каждом конкретном участке аудита.
К числу основных методов (процедур) аудиторской проверки относятся следующие:
- фактическая проверка;
- документальная проверка;
- подтверждение;
- наблюдение, опрос;
- аналитические процедуры;
- сканирование;
- специальные проверки.
В данной статье мы охарактеризуем те методы, которые используются при внутреннем аудите и для оценки системы внутреннего контроля в страховой организации.
Метод фактической проверки позволяет аудитору получить наиболее точную информацию о состоянии доходов и расходов экономического субъекта. Документальная проверка - это проверка соблюдения правил учета операций страховщика (страховых, инвестиционных, финансовых и пр. в соответствии с действующим законодательством), т.е. проверка документов по признанным доходам и расходам, записей по ним. В документальную проверку входит формальная проверка документов, которая предполагает проверку правильности заполнения реквизитов, наличия неоговоренных исправлений, дописок в тексте, подлинности подписей, правильности арифметических подсчетов, проверку документов по существу и т.д. Подтверждение - это сверка расчетов, подтверждение реальных остатков о доходах и расходах, запросы третьим лицам. Аналитические процедуры - это сравнительный анализ индексов коэффициентов, в том числе:
- сопоставление данных отчетности с плановыми;
- сопоставление остатков по счетам и др.
Полученные в результате проведения аудиторских процедур доказательства обязательно документируются, т.е. соответствуют рабочим документам внутреннего аудита, которые доводят до руководителей хозяйствующего субъекта (страховой организации и ее филиалов). В рабочих документах внутреннего аудита делаются выводы о влиянии выявленных нарушений по доходам и расходам на достоверность бухгалтерской отчетности и налогообложение по каждой аудиторской программе с набором последовательно выполненных аналитических процедур [2].
Аналитические процедуры имеют различное содержание, в их осуществлении могут применяться любые методы и приемы. Следует заметить, что невозможно дать унифицированное поэтапное описание всех аналитических процедур в процессе проведения страхового аудита, поскольку в значительной мере их содержание, последовательность и периодичность выполнения задаются самим аудитором.
Цель аудита доходов. Вариант программы аудиторской проверки доходов страховой организации
Цель аудита доходов в страховой организации - выражение мнения о достоверности, соответствии доходов действующему законодательству Российской Федерации, правилам, стандартам, внутренним распорядительным документам, использование результатов внутреннего аудита в совершенствовании бизнес-процессов, управлении рисками и принятии эффективных решений в соответствии с "ожиданиями" руководства от проведенной работы службой (работником) внутреннего аудита. В качестве источников аудиторских доказательств используются:
- отчет о финансовых результатах страховщика;
- договоры страхования, сострахования, перестрахования;
- договоры аренды и др.;
- приказы об учетной политике, учетные регистры по счетам;
- первичные документы, подтверждающие доходы.
В общем плане по аудиту доходов страховой организации представляются такие виды работ, как:
- аудит доходов по страховой деятельности;
- аудит доходов, не связанных со страховой деятельностью.
В табл. 1 представлен возможный вариант программы проверки обоснованности доходов страховой организации.
Таблица 1
Вариант программы проверки обоснованности доходов страховой организации
Содержание аудиторской процедуры |
Источники информации |
Проверка наличия доходов в отчетном периоде (существование) |
Договоры, квитанции и другие платежные документы, правила страхования, страховые полисы |
Подтверждение соответствующими документами доходов и прав организации на их признание (права и обязанности) |
Квитанции, договоры, правила страхования, платежные документы, ведомости |
Проверка правильности учета операций проверяемого периода по увеличению доходов (возникновение) |
Расчеты, приказы, счет 92, субсчета 92-1, 92-4, счет 95 |
Проверка полноты отражения в учете и отчетности сумм доходов (полнота) |
Записи по счетам и субсчетам, акты сверки, отчет по форме N 2-страховщик |
Контроль правильности определения величины доходов для их правдивого отражения в отчете о финансовых результатах страховщика (стоимостная оценка) |
Отчет по форме N 2-страховщик, расчеты, справки |
Проверка точности определения стоимости страховой продукции и услуг, управленческих, коммерческих и других доходов, а также их отнесение к соответствующим периодам (точное измерение) |
Расчеты, калькуляции, учетная политика |
Проверка правильности классификации доходов и представления в отчете о финансовых результатах с достаточной детализацией (представление и раскрытие) |
Учредительные документы, положения, приказы, отчет по форме N 2-страховщик, приходная документация |
Аудит доходов предполагает проверку обоснованности отнесения тех или иных поступлений к доходам страховой организации и последующую проверку правомерности их отражения по соответствующим строкам отчета о финансовых результатах страховщика.
Большое внимание в процессе внутреннего аудита уделяется проверке документального подтверждения доходов, для этого необходимо определить правомерность признания доходов.
В процессе внутреннего аудита очень важно контролировать правильность отражения доходов на счетах бухгалтерского учета и в отчетности. После сопоставления отчетных показателей с данными синтетического и аналитического учета аудитор изучает документы, на основании которых осуществлялись страховые выплаты. Если возникают сомнения, то аудитор предлагает при возможности внести изменения в показатели учета и отчетности.
Аудитор устанавливает возможность сальдирования прочих доходов и расходов в отчете о финансовых результатах страховщика, т.е. отражения доходов за минусом расходов, относящихся к ним. В качестве исходной информации подтверждения обоснованности доходов используются материалы горизонтального и вертикального анализа состава и структуры доходов страховой организации.
Аудит обоснованности состава доходов по горизонтали позволяет оценить, в какой части из составляющих дохода произошли наибольшие отклонения (желательные и нежелательные), каковы темпы роста. Проверка обоснованности состава доходов по вертикали дает возможность составить профессиональное мнение о том, какая составная часть имеет наибольший удельный вес в общей сумме дохода.
Порядок информирования руководства (акционеров) о всех нарушениях, допущенных специалистами соответствующих страховых подразделений, относится к компетенции общего собрания акционеров (участников) страховой организации.
Цель аудита расходов. Вариант программы аудиторской проверки расходов страховой организации
Цель аудита расходов в страховой организации состоит в выражении мнения о достоверности и соответствии осуществляемых расходов действующему законодательству Российской Федерации, правилам, стандартам внутренних распорядительных документов, расходов, отраженных в отчете о финансовых результатах страховщика. В качестве источников аудиторских доказательств используются:
- отчет о финансовых результатах страховщика;
- договоры страхования, сострахования, перестрахования;
- договоры аренды и др.;
- учетная политика, учетные регистры по счетам учета затрат;
- первичные документы, подтверждающие расходы.
В общем плане аудита расходов могут быть предусмотрены такие виды работ:
- аудит расходов по ведению страховой деятельности;
- аудит расходов, не связанных со страховой деятельностью.
В табл. 2 представлен возможный вариант программы проверки обоснованности расходов страховой организации.
Таблица 2
Вариант программы проверки обоснованности расходов страховой организации
Содержание аудиторской процедуры |
Источник информации |
Проверка наличия расходов в отчетном периоде (существование) |
Платежные документы, договоры и правила, счет 22, субсчета 22-1, 22-6, акты списания, счет 78, субсчета 78-1 - 78-7 |
Подтверждение соответствующими документами расходов и прав организации на их признание (права и обязанности) |
Накладные, требования, наряды, платежные документы |
Проверка правильности учета операций проверяемого периода по увеличению расходов |
Справки, расчеты, приказы, требования, счета |
Проверка полноты отражения в учете и отчетности сумм расходов (полнота) |
Платежные документы, акт инвентаризации, отчет по форме N 2-страховщик |
Контроль правильности определения величины расходов для их правдивого отражения в отчете о финансовых результатах страховщика (стоимостная оценка) |
Расчеты, ведомости, первичные документы |
Проверка точности определения стоимости страховой продукции и услуг, управленческих, коммерческих и других расходов, отнесение их к соответствующим периодам (точное измерение) |
Методика, расчеты, оправдательные документы, учетная политика |
Проверка правильности классификации расходов и представления в отчете о финансовых результатах страховщика с достаточной детализацией (представление и раскрытие) |
Учредительные документы, положения, приказы, расходные ордера |
В процессе аудита контролируется правильность отнесения расходов к соответствующей группе, что осуществляется в соответствии с основными видами деятельности страховщика, предусмотренными учредительными документами. Процедуры аудита расходов зависят от положений учетной политики, в которой предусмотрены способы признания расходов на оказание страховых услуг и порядок распределения общехозяйственных расходов.
Аудит расходов проводится с проверкой обоснования и документального подтверждения затрат, понесенных страховщиком при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода. Принципиальную важность при этом имеет классификация расходов, которая осуществляется по следующим признакам:
- направлениям страховой деятельности, направлениям расходов;
- характеру и условиям формирования;
- видам страховых операций;
- формам страхования;
- видам страхования;
- виду (составу) расходов;
- связи с временным периодом;
- отношению к объему работ;
- способу отнесения расходов на объект калькулирования;
- калькуляционному признаку (по статьям калькуляции);
- элементам затрат (статьям сметы затрат);
- способу оценки;
- влиянию на налоговую базу;
- источникам формирования информации, заложенным в текущем бухгалтерском и налоговом учете, для составления отчетности (форма N 2-страховщик).
В качестве исходной информации проверки обоснованности расходов используются материалы горизонтального и вертикального анализа состава и структуры расходов страховой организации. Аудитор проверяет обоснованность состава, структуры расходов по следующим вопросам:
- какие произошли изменения в сумме, за счет каких направлений деятельности получены нежелательные отклонения;
- какие произошли изменения в структуре расходов, как изменился удельный вес расходов по страховой и нестраховой деятельности, какая информация это подтверждает?
Материалы аудиторской проверки по расходам, оценки эффективности системы внутреннего контроля с анализом причин выявленных по результатам проверок нарушений и недостатков следует доводить до руководства (в том числе акционеров) страховой организации.
Аудиторская проверка расходов на ведение дела, вариант программы
Расходы на ведение дела предназначены для финансирования деятельности страховой организации, они закладываются в нагрузку брутто-ставки. Страховая деятельность имеет отличительные особенности, что вызывает возникновение расходов, свойственных только деятельности страховых организаций. В состав расходов на ведение дела у страховщиков включаются:
- оплата труда сотрудникам организации;
- комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента (брокера);
- оплата консультационных и информационных услуг, услуг по аудиторской проверке в целях подтверждения достоверности отчетности;
- возмещение (при наличии подтверждающих документов) страховым агентам расходов по проезду от места жительства до места нахождения страховщика и обратно в дни, установленные для явки, компенсация страховым агентам расходов по проезду на участке работы;
- оплата услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;
- расходы на командировки;
- оплата услуг учреждений здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и т.п.;
- оплата услуг (комиссионные вознаграждения) специалистов (экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, адвокатов, сотрудников детективных агентств и др.), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев по урегулированию страховых выплат;
- расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.п.;
- расходы на публикацию отчетности;
- другие расходы, связанные со страховой деятельностью.
В расходы на ведение дела относят фактически произведенные затраты, возникновение которых обусловлено достижением непосредственной цели деятельности страховой организации. Расходы на ведение дела классифицируются на постоянные и переменные:
- переменные относятся на отдельный вид страхования, отдельный договор страхования;
- постоянные расходы распределяются на весь портфель заключенных договоров страхования; удельный вес этих расходов сравнительно невелик.
При проверке расходов на ведение дела решаются следующие задачи:
- контроль за экономичностью деятельности и выявление источников потерь;
- установление величины страховой премии, необходимой для покрытия затрат.
Результаты аудиторской проверки расходов на ведение дела предоставляют руководству для следующих целей:
- принятия решения по совершенствованию бизнес-процессов в подразделениях, связанных с расходами на ведение дела, оценкой и урегулированием рисков организации;
- контроля за успешностью реализации принятых решений по управлению рисками деятельности;
- принятия решений о целесообразности внесения изменений в структуру страховой организации и подразделений;
- определения объема ликвидных средств;
- проведения сравнительных расчетов с правилами и стандартами.
Аудиторские заключения по результатам проверки расходов на ведение дела представляют собой важный инструмент управленческих решений. В целях контроля за затратами и их структурой, с одной стороны, и формирования базы для расчета коэффициентов распределения косвенных расходов по отдельным видам страховых услуг, с другой стороны, необходим учет затрат по местам их возникновения и центрам затрат. Вариант программы аудиторской проверки учета расходов на ведение дела приведен в табл. 3.
Таблица 3
Вариант программы проверки обоснованности расходов на ведение дела страховой организации
Содержание аудиторской процедуры |
Источники информации |
Документальная проверка правильности определения состава расходов на ведение дела |
Аналитический учет расходов на ведение дела при составлении отчетности, отчет о финансовых результатах страховщика (форма N 2-страховщик), пояснение к бухгалтерскому балансу |
Документальная проверка обоснованности отнесения расходов на ведение дела на счете 26 "Общехозяйственные расходы" |
Регистры учета "Затраты на оплату труда", "Долгосрочные инвестиции", пояснение к бухгалтерскому балансу, счет 26 |
Обоснованность "классифицирования" расходов на ведение дела для отражения в формах отчетности |
Отчет по форме N 2-страховщик, счет 26 |
Проверка обоснованности расходов на ведение дела, непосредственно связанных со страхованием жизни |
Субсчет "Затраты по заключению договоров", счет 26 |
Проверка обоснованности расходов на ведение дела, непосредственно связанных со страхованием иным, чем страхование жизни |
Субсчет "Затраты по заключению договоров", счет 26 |
Документальная проверка расходов по управлению инвестициями временно свободных средств страховщика |
Регистры учета "Долгосрочные инвестиции", "Управленческие расходы" (счет 95) |
На этапе проверки расходов на ведение дела аудитором рассматриваются:
- правильность и степень соответствия правилам, стандартам, внутренним распорядительным документам состава и величины расходов на ведение дела в аудируемой организации;
- обоснованность отнесения расходов на ведение дела на счет 26 "Общехозяйственные расходы";
- исполнение классифицирования расходов на ведение дела для отражения в формах отчетности, при этом выделяются следующие расходы:
на ведение дела, непосредственно связанного со страхованием жизни;
на ведение дела, непосредственно связанного со страхованием иным, чем страхование жизни;
на ведение дела по операциям обязательного медицинского страхования;
по управлению инвестициями средств резерва по страхованию жизни;
по управлению инвестициями прочих средств страховой организации;
все прочие расходы на ведение дела.
Аудитор анализирует обоснованность расчетов по оплате труда со страховыми агентами и с административно-управленческим персоналом. При этом целесообразно создать программу аудиторских процедур "Оплата труда".
Расходы на ведение дела признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов;
- сумма расхода может быть определена.
Если в отношении расходов на ведение дела, осуществленных страховой организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность. Аудиторы признают расходы на ведение дела независимо от намерения получить доходы и формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
На практике необоснованное включение расходов в стоимость страховых услуг - довольно распространенная ошибка, выявляемая в результате проверок, поэтому обычно аудитор уделяет данному вопросу должное внимание. При проведении проверки обоснованности включения расходов в стоимость страховых услуг аудитор обязательно проверяет наличие оправдательных первичных документов, подтверждающих данные расходы.
Заключение
В заключение дадим следующие рекомендации. Процесс проведения внутреннего аудита аудиторской проверки по доходам и расходам страховой организации необходимо проводить в следующей последовательности:
- определение цели и задачи, объекта в соответствии с моделями управления рисками;
- планирование аудиторской проверки, в том числе формирование, выбор форм и методов проверки, составление общего плана внутреннего аудита, согласование плана с руководителем хозяйствующего субъекта;
- на основе общего плана - составление аудиторских программ, в которых указываются основные участники (в данной статье это доходы, расходы и расходы на ведение дела);
- в соответствии с целью аудита доходов и расходов - составление возможных вариантов проверки с набором аудиторских процедур и подбором источников информации;
- проверка материалов внутреннего контроля по расходам на ведение дела с учетом особенностей циклов деятельности, рисков страховой организации;
- заключительный этап внутреннего аудита по доходам и расходам страховщика - анализ результатов на основе полученных данных, отражение в рабочей документации аудитора и информирование руководства страховой организации для принятия управленческих решений, связанных с повышением эффективности бизнес-процессов и анализом подверженности рискам.
Литература
1. Федеральный закон от 23.07.2013 N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". URL // www.consultant.ru (дата обращения: 29.10.2014).
2. Никулина Н.Н., Эриашвили Н.Д. Практический страховой аудит: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 287 с.
3. Вавилова И.А. Взаимосвязь планово-бюджетной системы страховой организации с денежными потоками // Финансы. 2012. N 4. С. 44 - 47.
4. Никулина Н.Н., Эриашвили Н.Д. Страховой менеджмент: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 703 с.
5. Страховое право: Учебник / Под ред. В.Н. Григорьева, А.Н. Кузбогарова, В.В. Шахова и др. 5-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 427 с.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.
Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.
Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.
Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".
Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам.
Дата размещения статьи: 12.02.2021
Дата размещения статьи: 29.03.2017
Дата размещения статьи: 13.03.2017
Дата размещения статьи: 10.03.2017
Дата размещения статьи: 21.02.2017
Навигация