![]() |
Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 14.03.2015
Унитарное предприятие имеет в своем составе несколько филиалов, один из которых планирует выделить в отдельное юридическое лицо. В какой форме возможна такая реорганизация? Каким образом осуществляется раздел имущества? Обязано ли унитарное предприятие передать вновь созданному предприятию часть кредиторской задолженности по заработной плате, страховым взносам, налогам и сборам, образовавшимся в результате деятельности филиала?
О форме реорганизации
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия, соответственно, имущество таких предприятий принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.
На основании п. 8 ст. 113 ГК РФ реорганизация унитарных предприятий осуществляется с учетом положений Закона N 161-ФЗ. Пунктом 1 ст. 29 данного Закона установлено, что унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества.
В силу п. 2 ст. 29 Закона N 161-ФЗ реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в том числе в формах:
- разделения на два или несколько унитарных предприятий;
- выделения одного или нескольких унитарных предприятий.
Описанию названных форм реорганизации посвящены ст. ст. 32, 33 Закона N 161-ФЗ. Так, разделением унитарного предприятия признается его прекращение с переходом прав и обязанностей к вновь созданным унитарным предприятиям (п. 1 ст. 32 Закона N 161-ФЗ). Выделением из унитарного предприятия является создание одного или нескольких унитарных предприятий с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного предприятия без прекращения последнего (п. 1 ст. 33 Закона N 161-ФЗ). По общему правилу имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия (п. 5 ст. 29 Закона N 161-ФЗ).
Полагаем, что в целях придания филиалу унитарного предприятия статуса самостоятельного юридического лица наиболее подходящей формой реорганизации является выделение.
О разделе имущества и обязательств
Часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия переходит к выделенному предприятию в соответствии с разделительным балансом. Согласно ст. 33 Закона N 161-ФЗ (п. п. 2 и 3) собственник имущества унитарного предприятия принимает решения:
- об утверждении разделительного баланса, устава вновь созданного унитарного предприятия;
- о назначении руководителя вновь созданного (а при необходимости - и реорганизованного) унитарного предприятия;
- о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного унитарного предприятия.
В свою очередь, согласно п. 4 ст. 58 ГК РФ при реорганизации в форме выделения переход прав и обязанностей осуществляется в соответствии с передаточным актом. Как указано в ст. 59 ГК РФ, такой акт должен содержать положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава и стоимости имущества. Передаточный акт необходим для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, и внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Таким образом, можно заключить, что при выделении филиала в отдельное юридическое лицо раздел имущества между ним и реорганизуемым унитарным предприятием осуществляется на основании разделительного баланса и передаточного акта. Эти документы утверждаются органом, принявшим решение о реорганизации унитарного предприятия.
Одновременно нужно признать, что ни ГК РФ, ни Закон N 161-ФЗ не устанавливают детальных правил раздела прав и обязанностей при реорганизации юридических лиц в форме выделения. А в п. 8 ст. 29 Закона N 161-ФЗ содержится такая оговорка: если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.
Из вышесказанного следует, что собственник имущества унитарного предприятия осуществляет раздел имущества и обязательств между предприятием и выделяемым из его состава филиалом по собственному усмотрению. Так, в соответствии со ст. 75 ТК РФ реорганизация предприятия не является поводом для расторжения трудовых договоров с работниками, то есть трудовые отношения с работниками могут продолжаться. Одновременно в п. 8 ст. 50 НК РФ зафиксировано: при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Эти положения дополнительно подтверждают правильность вывода о том, что орган, принимающий решение о реорганизации юридического лица, обладает определенной свободой по передаче выделяемому предприятию конкретных активов и обязательств (включая обязательства по выплате заработной платы, социальному страхованию, уплате налогов и сборов).
* * *
Обособления филиала унитарного предприятия в отдельное юридическое лицо можно достичь путем реорганизации предприятия. Решение о реорганизации и форме, в которой она будет проводиться, принимается собственником имущества унитарного предприятия. Наиболее привлекательна для этих целей реорганизация в форме выделения, в результате которой прежнее предприятие продолжает существовать, а на базе филиала создается новое унитарное предприятие. Ему передается (по усмотрению собственника) часть имущества и обязательств, что фиксируется в разделительном балансе и передаточном акте.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.
Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.
В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанной статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.
Дата размещения статьи: 14.08.2017
Дата размещения статьи: 01.06.2017
Дата размещения статьи: 11.04.2017
Дата размещения статьи: 22.01.2016
Дата размещения статьи: 14.03.2015
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |