Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Понятие и субъекты иностранных инвестиций в инвестиционном праве России и Азербайджана (Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М.)

Понятие и субъекты иностранных инвестиций в инвестиционном праве России и Азербайджана (Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М.)

Дата размещения статьи: 28.03.2015

Международное инвестиционное право является важнейшей отраслью международного частного права, регулирующей порядок осуществления международной инвестиционной деятельности <1>. Предметом международного инвестиционного права являются международные инвестиционные правоотношения. Последние носят международный (трансграничный) характер и возникают по поводу осуществления инвестиционной деятельности инвесторами, в роли которых, как правило, выступают иностранные физические и юридические лица. Именно правоотношения с их участием регулируют основные источники международного инвестиционного права. Межгосударственные (международные публично-правовые отношения) они затрагивают незначительно, поэтому международное инвестиционное право следует в большей степени отнести к международному частному, а не публичному праву <2>.
--------------------------------
<1> См.: Веселкова Е.Е. Развитие международно-правового регулирования иностранного инвестирования // Адвокат. 2012. N 8; Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М., 2013; Bungenberg M., Griebel J., Hobe S., Reinisch A. (eds.) International Investment Law: A Handbook. Beck, 2014; Dolzer R., Schreuer C. Principles of International Investment Law. Oxford University Press, 2012; Douglas Z., Pauwelyn J., Vinuales J. The Foundations of International Investment Law: Bringing Theory into Practice. Oxford University Press, 2014; Salacuse J. The Three Laws on International Investment: National, Contractual, and International Frameworks for Foreign Capital. Oxford University Press, 2013; Schefer K. International Investment Law: Text, Cases and Materials. Edward Elgar Publishing, 2013.
<2> См.: Лисица В.Н. Международное инвестиционное право как часть международного частного права // Закон. 2008. N 11. С. 132, 135.

К основным источникам международного инвестиционного права наряду с международными договорами относится и национальное законодательство, представленное, как правило, внутригосударственными нормативными правовыми актами, регулирующими инвестиционные отношения трансграничного характера, т.е. инвестиционные отношения, осложненные иностранным элементом <3>. Ключевыми понятиями международного инвестиционного права, закрепленными в нормах национального законодательства, выступают понятия иностранных инвестиций, иностранного инвестора, объектов и форм инвестиционной деятельности.
--------------------------------
<3> См.: Лисица В.Н. Применение норм инвестиционного права в регулировании инвестиционных отношений // Законодательство. 2011. N 10.

Рассмотрим их характеристику в национальном законодательстве России и Азербайджана, выступающем в качестве источника международного инвестиционного права на территории данных государств. Выбор данного объекта исследования не случаен, ибо и Россия, и Азербайджан являются участниками важнейшего интеграционного процесса в рамках Содружества независимых государств (СНГ) <4>, а Россия - еще и в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС), пришедшего на смену Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) <5>. Основными формами экономической интеграции в рамках ЕАЭС как наиболее совершенной конфигурации экономической интеграции <6> выступают Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), сформированные еще в структуре ЕврАзЭС <7>. В современных условиях наиболее динамично развивается сотрудничество государств на платформе ЕАЭС.
--------------------------------
<4> См.: Акулов Д.М. Евразийская экономическая интеграция в рамках СНГ (международно-правовые аспекты) // Евразийский юридический журнал. 2012. N 5; Коч Е.В. Интеграционные векторы Украины: особенности правовой регламентации // Евразийский юридический журнал. 2013. N 11; Моисеев Е.Г. Содружество независимых государств: второе десятилетие XXI века // Евразийский юридический журнал. 2013. N 9; Фомин С.А. Международно-правовые договорные и институциональные основы инвестиционного сотрудничества в СНГ // Евразийский юридический журнал. 2013. N 1.
<5> См.: Байльдинов Е.Т. Особенности современного евразийского интеграционного правопорядка // Евразийский юридический журнал. 2012. N 10; Бекяшев К.А. Правовой статус Евразийского экономического сообщества // Евразийский юридический журнал. 2012. N 11; Волова Л.И. Возрастание роли региональной экономической интеграции в современных условиях // Евразийский юридический журнал. 2014. N 6; Зыбайло А.И. Место источников права ЕврАзЭС в правовых системах государств-членов // Евразийский юридический журнал. 2013. N 7.
<6> См.: Акопджанова М.О. Правовое регулирование деятельности Евразийского экономического союза // Международное право. 2015. N 1; Бекяшев К.А. ЕАЭС: международная (межгосударственная) организация или международное (межгосударственное) интеграционное объединение // Евразийский юридический журнал. 2014. N 11; Малько А.В., Елистратова В.В. Об использовании правового опыта межгосударственной интеграции при создании Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. 2014. N 2; Моисеев Е.Г. Договор о Евразийском экономическом союзе - очередной этап интеграции на постсоветском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2014. N 7; Мулюкова В.А. Евразийский экономический союз как международная региональная организация // Евразийский юридический журнал. 2014. N 12; Фонарев М.А. Эволюция интеграционных процессов на постсоветском пространстве: от СНГ к Евразийскому союзу // Евразийский юридический журнал. 2012. N 7; Шумилов В.М. Договор о ЕАЭС: основа евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. 2012. N 5.
<7> См.: Казачкова З.М., Первышов Е.А. Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества: новые вызовы и перспективы // Евразийский юридический журнал. 2013. N 8; Надирова А.К., Демин С.А. Взаимодействие политико-правовых и экономических составляющих Таможенного союза // Евразийский юридический журнал. 2014. N 4; Ханов Т.А., Феткулов А.Х., Нурпеисова А.К. Гармонизация и унификация национального законодательства по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства // Евразийский юридический журнал. 2014. N 11.

В соответствии с Астанским договором о Евразийском экономическим союзе от 29 мая 2014 г. <8> (далее - Астанский договор) учреждается ЕАЭС, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отдельных отраслях экономики, определенных Астанским договором и международными договорами в рамках Союза. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью (ст. 1) <9>. Сторонами Астанского договора изначально выступали Белоруссия, Казахстан и Россия, однако в соответствии с Минским договором о присоединении Республики Армения к Астанскому договору от 10 октября 2014 г. <10> Армения стала четвертым полноправным членом ЕАЭС. В силу вышеизложенного изучение правовых систем государств, входящих в различные интеграционные объединения, представляется весьма интересным и актуальным <11>.
--------------------------------
<8> См.: Азанов Б.К. Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ // Евразийский юридический журнал. 2014. N 9 - 10.
<9> Астанский договор вступил в силу с 1 января 2015 г. ЕврАзЭС прекратил свое существование на основании Минского договора о прекращении деятельности ЕврАзЭС от 10 октября 2014 г. В соответствии с п. 1 ст. 108 Астанского договора Союз открыт для любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами.
<10> Минский договор вступил в силу с 2 января 2015 г.
<11> См.: Калиш Я.И. Рассуждение о евразийском праве: классика и современность // Евразийский юридический журнал. 2013. N 11; Курбанов Р.А. Евразийское право: вопросы концептуального развития // Право и политика. 2014. N 12.

Понятие иностранных инвестиций и иностранных инвесторов в российском и азербайджанском инвестиционном праве

Следует сразу подчеркнуть основную особенность понятия иностранных инвестиций как в российском, так и в азербайджанском законодательстве. В обоих государствах основным нормативным актом международного инвестиционного права выступает национальный закон: в России - Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в РФ" (в ред. от 5 мая 2014 г.) <12> (далее - Закон России), в Азербайджане - Закон Азербайджанской Республики от 15 января 1992 г. N 57 "О защите иностранных инвестиций" (в ред. от 5 марта 2010 г.) <13> (далее - Закон Азербайджана).
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2014. N 19. Ст. 2311. Новая редакция данного Закона вступила в силу с 1 января 2015 г.
<13> Текст Закона Азербайджана на русском языке см.: http://www.taxes.gov.az/modul.php?name=qanun&news=291. См.: Аббасова Ш.А., Оруджева М.Ш. Анализ и прогнозирование объема иностранных инвестиций в экономику Азербайджана // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. N 10. С. 175 - 183; Аббасова Ш.А., Оруджева М.Ш., Оруджева Т.В. Эконометрическая оценка влияния иностранных инвестиций на устойчивое экономическое развитие Азербайджана // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. N 8. С. 8 - 15.

Согласно ст. 2 Закона России иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей <14>.
--------------------------------
<14> См.: Вознесенская Н.Н. Современное понятие "иностранные инвестиции" // Закон. 2012. N 5; Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2012; Фархутдинов И.З., Данельян А.А., Магомедов М.Ш. Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Закон. 2013. N 1.

С понятием прямой иностранной инвестиции Закон России связывает понятия инвестиционного проекта и приоритетного инвестиционного проекта. Под инвестиционным проектом Закон России понимает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством РФ. Приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу настоящего Закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу настоящего Закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Азербайджана иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли. Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Азербайджанской Республики в форме:
- долевого участия в предприятиях, организациях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами Азербайджана;
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с законодательством Азербайджана может принадлежать иностранным инвесторам;
- приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
- заключения договоров с юридическими лицами и гражданами Азербайджана, предусматривающих иные формы осуществления иностранных инвестиций.
Ни Закон России, ни Закон Азербайджана понятия инвестиционной деятельности не содержит, однако перечень объектов инвестиционной деятельности в ст. 1 Закона России шире по формулировке, чем аналогичный перечень в ст. 3 Закона Азербайджана (любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте, иное имущество, имущественные права, услуги, информация) <15>. Справедливости ради следует отметить, что понятие инвестиционной деятельности все-таки содержится в инвестиционном праве Азербайджана, а именно в Законе Азербайджана от 13 января 1995 г. "Об инвестиционной деятельности" (в ред. от 9 октября 2007 г.) <16>, который понимает под инвестициями финансовые средства, а также материальные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения дохода (прибыли) или социального эффекта (ст. 1). Данный Закон гласит, что инвестиционная деятельность представляет собой совокупность всех действий инвесторов, связанных с вложением и осуществлением инвестиций. Инвестиционная деятельность имеет следующие виды:
--------------------------------
<15> См.: Пакерман Г. Формы осуществления иностранных инвестиций в странах СНГ // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2011. N 1.
<16> Текст данного Закона на русском языке см.: http://www.taxes.gov.az/modul.php?name=qanun&news=295. Согласно ст. 3 данного Закона объектами инвестиционной деятельности могут быть любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех отраслях экономики, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права. Согласно ст. 4 данного Закона субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица АР и зарубежных стран, лица без гражданства, а также государства. Инвесторы - это субъекты, принимающие решения о вложении собственных, заемных или привлеченных средств, материальных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестиционной деятельности, а также обеспечивающие их использование. Инвесторы могут выступать в инвестиционной деятельности в качестве вкладчиков, кредиторов и покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности. Участниками инвестиционной деятельности являются граждане и юридические лица АР и иностранных государств, а также лица без гражданства, обеспечивающие осуществление инвестиционного намерения в качестве исполнителей заказов или на основании поручения инвесторов.

- частная инвестиционная деятельность, осуществляемая гражданами, негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и структурами АР;
- государственная инвестиционная деятельность, осуществляемая органами государственной власти и управления, а также государственными предприятиями, учреждениями и организациями за счет бюджетов, внебюджетных фондов, собственных и заемных средств;
- иностранная инвестиционная деятельность, осуществляемая иностранными гражданами, юридическими лицами, государствами, международными финансовыми организациями, а также лицами без гражданства;
- совместная инвестиционная деятельность, осуществляемая гражданами и юридическими лицами АР и иностранных государств и государствами (п. п. 1 - 2 ст. 2).
Согласно ст. 3(1) Закона России правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ. Согласно ст. 1 Закона Азербайджана отношения, связанные с иностранными инвестициями на территории АР, регулируются настоящим Законом, иными законодательными актами и международными договорами АР. Если международным договором АР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора (ст. 43 Закона Азербайджана). Данные положения свидетельствуют о том, что нормы, содержащиеся в международных договорах, в которых участвуют Россия и Азербайджан, обладают приматом над нормами национального законодательства. Следует отметить, что оба государства недавно заключили двусторонний международный договор, а именно Астраханское соглашение между Правительством РФ и Правительством АР о поощрении и взаимной защите инвестиций от 29 сентября 2014 г. <17> (далее - Соглашение между Россией и Азербайджаном).
--------------------------------
<17> Текст данного Соглашения на русском языке см.: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/620D63CCB87BDEDFC3257DB9004737BD. Данное Соглашение ратифицировано Милли Меджлисом АР 16 декабря 2014 г.

В соответствии со ст. 1(2) Соглашения между Россией и Азербайджаном термин "инвестиции" охватывает все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвестором государства одной Договаривающейся стороны на территории государства другой Договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства последней Договаривающейся стороны, и в частности:
1) движимое и недвижимое имущество, а также вещные права;
2) доли, акции или другие формы участия в капитале коммерческих организаций, а также облигации;
3) право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей, или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с инвестициями;
4) исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, права на топологии интегральных микросхем и базы данных, патенты, промышленные образцы, модели, товарные знаки или знаки обслуживания, технологию, информацию, имеющую коммерческую ценность, и ноу-хау);
5) права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые в соответствии с законодательством Договаривающейся стороны, на территории государства которой осуществляются инвестиции, или по договору, включая, в частности, права, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.
Никакое изменение формы инвестиций, в том числе реинвестированных инвестиций, не влияет на их квалификацию в качестве инвестиций, если такое изменение не противоречит законодательству государства Договаривающейся стороны, на территории которого инвестиции осуществлены. Термин "доходы" означает средства, получаемые от инвестиций, и в частности, прибыль, дивиденды, проценты, лицензионные и иные вознаграждения, роялти, прирост стоимости имущества (ст. 1(3)). Таким образом, в двусторонних отношениях России и Азербайджана понятие иностранных инвестиций, закрепленное в законодательстве обоих государств, с момента вступления в силу Соглашения между Россией и Азербайджаном будет заменено на аналогичное понятие, содержащееся в таком соглашении и носящее договорный характер. Любопытно отметить, что оба государства имеют двусторонние соглашения, предметом которых выступают иностранные инвестиции, с целым рядом государств. В этом контексте полагаем важным привести дефинитивные нормы, касающиеся понятия иностранных инвестиций, содержащиеся в таких двусторонних соглашениях.
Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством КНР о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 9 ноября 2006 г. <18> (далее - Соглашение между Россией и Китаем) понятие "капиталовложение" означает все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвесторами одной Договаривающейся стороны на территории другой Договаривающейся стороны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами последней Договаривающейся стороны, и в частности, хотя не исключительно, включают в себя:
--------------------------------
<18> БМД. 2010. N 2. С. 21 - 29. Данное Соглашение вступило в силу с 1 мая 2009 г. См.: Фархутдинов И.З. Россия и Китай: инвестиционное сотрудничество в контексте международного права (опыт для евразийской интеграции) // Евразийский юридический журнал. 2014. N 5; Фархутдинов И.З. Россия и Китай: взаимные инвестиции (опыт правового регулирования для евразийской интеграции) // Евразийский юридический журнал. 2014. N 6.

а) движимое и недвижимое имущество, а также любые имущественные права;
б) акции, вклады и иные формы участия в капитале коммерческих организаций;
в) права требования по денежным средствам или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с капиталовложениями;
г) исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, в частности, авторские права, патенты, товарные знаки, фирменные наименования, технологии и технические процессы, ноу-хау и устойчивые деловые связи;
д) права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе законодательства или договоров, разрешенных в соответствии с законодательством, в частности, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.
Никакое изменение формы, в которой капиталовложения осуществлены, не влияет на их квалификацию в качестве капиталовложений, если такое изменение не противоречит действующим законам и иным нормативным правовым актам Договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены (п. 1 ст. 1).
Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций от 16 сентября 1996 г. <19> (далее - Соглашение между Азербайджаном и Казахстаном) предусматривает, что термин "инвестиция" означает любой вид активов, инвестированных в связи с экономической деятельностью инвесторов одной Договаривающейся стороны на территории другой Договаривающейся стороны в соответствии с действующим законодательством последней и включает, в частности, но не исключительно:
--------------------------------
<19> Текст данного Соглашения на русском языке см.: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000198_. Данное Соглашение вступило в силу с 30 апреля 1998 г.

а) движимое и недвижимое имущество и любые имущественные права, такие как ипотечное право, залоговое право;
б) акции, ценные бумаги, долговые обязательства, реинвестированные доходы, целевые банковские и финансовые вклады, связанные с осуществлением инвестиций;
в) денежные требования или любые другие права требования, связанные с деятельностью, имеющей финансовую значимость;
г) права интеллектуальной собственности, включая авторские права, товарные знаки, патенты, промышленные образцы, технологические процессы, ноу-хау, коммерческие секреты, фирменные названия и гудвилл <20>, связанные с инвестицией;
--------------------------------
<20> Гудвилл - активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению (репутация, техническая компетенция, связи, влияние); условная стоимость деловых связей фирмы - денежная оценка нематериальных активов компании, в которой учитываются фирменный знак, имидж, наличие устойчивой клиентуры и др. - Прим. ред.

д) реинвестированные доходы и выплаты основного долга и процентов по кредитным соглашениям;
е) лицензии и разрешения в соответствии с законодательством, включая концессии на разведку, добычу, разработку и эксплуатацию природных ресурсов (п. 1 ст. 1).
Термин "доходы" обозначает денежные суммы, полученные в результате инвестиций и включает, в частности, но не исключительно, доходы, проценты, прирост капитала, дивиденды, роялти и плату за услуги (п. 3 ст. 1).
Согласно ст. 2 Закона России иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами <21>.
--------------------------------
<21> См.: Лисица В.Н. Категория "инвестор" в международном и национальном праве // Закон. 2007. N 2. С. 57.

Азербайджанское законодательство подходит к конструированию категории иностранного инвестора практически аналогичным образом. Согласно ст. 2 Закона Азербайджана иностранными инвесторами могут быть: иностранные юридические лица; иностранные граждане, лица без гражданства и граждане АР, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства; иностранные государства; международные организации. Ни российское, ни азербайджанское законодательство не содержат перечня прав и обязанностей иностранных инвесторов, хотя из анализа текста Закона России и Закона Азербайджана можно утверждать, что основным правом иностранного инвестора является право на получение справедливой и адекватной компенсации при национализации и реквизиции его имущества (ст. 8 Закона России; ст. 12 Закона Азербайджана), а основной обязанностью - уплата налогов и иных обязательных платежей (ст. 20 Закона России; ст. 28 Закона Азербайджана).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Соглашения между Россией и Азербайджаном термин "инвестор" означает любое физическое или юридическое лицо государства одной из Договаривающихся сторон, осуществляющее инвестиции на территории государства другой Договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства последней Договаривающейся стороны (под физическим лицом понимается любое физическое лицо, являющееся гражданином государства одной Договаривающейся стороны в соответствии с его законодательством; под юридическим лицом понимается любое юридическое лицо, созданное или учрежденное в соответствии с законодательством государства Договаривающейся стороны).
В соответствии с Соглашением между Азербайджаном и Казахстаном термин "инвестор" означает:
а) любое физическое лицо, которое имеет гражданство или постоянное местожительство в любой из Договаривающихся сторон в соответствии с ее законами;
б) любое юридическое лицо, учрежденное в соответствии с действующим законодательством одной из Договаривающихся сторон, которое имеет право осуществлять инвестиции на территории другой Договаривающейся стороны (п. 2 ст. 1).
Таким образом, содержание понятия "инвестор" в международных инвестиционных договорах Азербайджана двустороннего характера уже по содержанию по сравнению с понятием, содержащимся в национальном законодательстве, которое охватывает не только физических и юридических лиц-инвесторов, но и государства, и международные организации.
Несомненный интерес представляет содержание понятий "иностранные инвестиции", "иностранный инвестор" и "объекты инвестиционной деятельности" в Московской конвенции СНГ о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. <22> (далее - Московская конвенция). Согласно ст. 1 инвестор - государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций, а инвестиции - вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством Сторон. Инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как Сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством Сторон (ст. 3). Инвестор имеет право осуществлять инвестиции любыми не запрещенными законодательством страны-реципиента способами <23>. Сторона в качестве страны-реципиента имеет право проведения экспертизы инвестиционных проектов на соблюдение экологических, антимонопольных и других требований (ст. 4).
--------------------------------
<22> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1997. N 2. Данная Конвенция вступила в силу с 21 января 1999 г. Россия не намерена стать ее участницей согласно распоряжению Президента РФ N 166-РП "О некоторых международных договорах, подписанных в рамках СНГ" от 16 апреля 2007 г. Азербайджан также не является ее участником.
<23> Под страной происхождения инвестиции понимается государство, на территории которого зарегистрирован инвестор - юридическое лицо или гражданином которого является инвестор - физическое лицо. Страна-реципиент - государство, на территории которого находится объект инвестирования (ст. 1 Московской конвенции).

Инвестор вправе приобретать акции и иные ценные бумаги, в том числе государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством страны-реципиента. Акции и иные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке страны-реципиента, могут приобретаться инвестором с оплатой в валюте страны-реципиента или в иной валюте в случае, если законодательством страны-реципиента не предусмотрено иное (ст. 14). Инвестор может участвовать в приватизации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на условиях и в порядке, определяемых законодательством страны-реципиента. Отмена решения о приватизации объекта, а также изменение порядка и способа приватизации в случае, если в приватизации объекта принял участие инвестор, равно как и расторжение сделок по приватизации, могут быть осуществлены в судебном порядке (ст. 15). Приобретение государственного и муниципального имущества в процессе приватизации осуществляется на основе договоров купли-продажи, заключаемых между инвестором и лицом, осуществляющим функции продавца приватизируемого имущества. Договоры купли-продажи акций приватизируемых предприятий подлежат регистрации в порядке, определяемом законодательством страны-реципиента. Иной порядок приобретения государственного и муниципального имущества в процессе приватизации не допускается (ст. 17).
Приобретение инвестором вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством страны-реципиента <24> (ст. 18). Предоставление инвестору прав на пользование природными ресурсами и осуществление видов деятельности, относящихся к государственной монополии страны-реципиента, а также прав предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности страны-реципиента, осуществляется в соответствии с концессионными договорами, соглашениями о разделе продукции, заключаемыми в порядке, установленном законодательством страны-реципиента (ст. 19). Предоставление в аренду инвестору имущества граждан и юридических лиц страны-реципиента, объектов государственной собственности страны-реципиента и сдача в аренду инвестором своего имущества, находящегося на территории страны-реципиента, а также расторжение таких договорных отношений осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством страны-реципиента (ст. 20).
--------------------------------
<24> Под вещным правом Московская конвенция понимает право владения, пользования и распоряжения имуществом (ст. 1).

Организационно-правовые формы юридических лиц с иностранными инвестициями в российском и азербайджанском инвестиционном праве

Особый интерес представляет собой вопрос об организационно-правовых формах юридических лиц как субъектов международных инвестиционных отношений, закрепленных в российском и азербайджанском законодательстве <25>. С целью создания специального правового режима деятельности иностранных инвесторов на территории принимающей страны российское законодательство вводит в международное инвестиционное право новую категорию "коммерческая организация с иностранными инвестициями" (далее - КОИИ). Согласно п. 6 ст. 4 Закона России российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня КОИИ и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом. Коммерческая организация утрачивает статус КОИИ со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Законом.
--------------------------------
<25> См.: Филина А. Дочернее общество, филиал, представительство, отделение: критерии выбора для иностранного инвестора // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2011. N 4; Чуряев А. Хозяйственное партнерство: новый вид юридического лица для инвесторов // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2012. N 4.

Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории РФ обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами <26>. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства. Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - реестр), являющемся информационной системой, либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр (п. 3 ст. 4 Закона России).
--------------------------------
<26> Ранее аккредитационные функции выполнялись Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ. Согласно п. 11 Устава Федерального бюджетного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ", утвержденного Приказом Министерства юстиции от 20 июля 2011 г. N 269 (в ред. от 29 ноября 2012 г.), предметом деятельности Палаты являлась аккредитация обособленных структурных подразделений иностранных юридических лиц, легализация экономической деятельности иностранных юридических лиц на территории РФ (Российская газета от 10 августа 2011 г., N 174; от 31 декабря 2012 г., N 303). С 1 января 2015 г. функции по аккредитации представительств и филиалов иностранных юридических лиц переданы Федеральной налоговой службе РФ, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2014 г. N 1372 становится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) (СЗ РФ. 2014. N 51. Ст. 7456).

Дочерние и зависимые общества КОИИ не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ. Иностранный инвестор, КОИИ, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования <27> пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом (п. п. 4 - 5 ст. 4 Закона России).
--------------------------------
<27> Реинвестирование означает осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций (ст. 2 Закона России).

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством. Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал КОИИ производится в соответствии с законодательством. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте РФ. Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию, за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участницей которых является РФ, или международные финансовые организации, с которыми РФ заключила международные договоры согласно перечню, утвержденному Правительством РФ (ст. 6 Закона России).
Создание и ликвидация КОИИ осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами. Юридические лица, являющиеся КОИИ, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законодательством о государственной регистрации юридических лиц (ст. 20 Закона России). Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории РФ на основании решения иностранного юридического лица. Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, на территории РФ осуществляется посредством их аккредитации. Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) <28>. Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
--------------------------------
<28> В положении о филиале иностранного юридического лица, положении о представительстве иностранного юридического лица должны быть указаны наименование иностранного юридического лица, его филиала, представительства, организационно-правовая форма иностранного юридического лица, место нахождения его филиала, представительства на территории РФ и адрес места нахождения иностранного юридического лица в стране регистрации, цели создания, открытия и виды деятельности его филиала, представительства, порядок управления филиалом, представительством иностранного юридического лица (п. 1 ст. 22 Закона России).

В течение 12 месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории РФ филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) не представлены необходимые для аккредитации документы, либо эти документы представлены с нарушением срока, либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению;
2) установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация;
3) цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции РФ, международным договорам РФ, законодательству РФ;
4) цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам РФ;
5) прекращена в связи с грубым нарушением Конституции РФ, международных договоров РФ, законодательства РФ аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр (п. п. 1 - 3 ст. 21 Закона России).
Отказ в аккредитации или в принятии решения об аккредитации может быть обжалован в судебном порядке. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица осуществляется в срок не более чем 25 рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (п. п. 4 - 5 ст. 21 Закона России). Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории РФ на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение 10 рабочих дней со дня их представления. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому в случае, если:
1) филиал, представительство иностранного юридического лица в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения, не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и с филиалом, представительством не может быть осуществлена связь по адресу места осуществления ими деятельности на территории РФ, содержащемуся в реестре, и филиал, представительство в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету, открытому в банке или другой кредитной организации, имеющих лицензию Банка России;
2) деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции РФ, международным договорам РФ, законодательству РФ, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам РФ (п. 7 ст. 21 Закона России).
Азербайджанское законодательство наряду с российским выделяет особую категорию юридических лиц, а именно "предприятия с иностранными инвестициями" (далее - ПИИ). ПИИ создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ и товариществ, а также в любых других формах, не противоречащих законодательству АР. На территории Азербайджанской Республики могут создаваться и действовать предприятия с долевым участием иностранных инвесторов (совместные предприятия); предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные предприятия); представительства (бюро, конторы, агентства) иностранных юридических лиц. Совместные и иностранные предприятия являются юридическими лицами АР. Порядок создания ПИИ определяется законодательством АР. Особенности создания банков с иностранными инвестициями устанавливаются законодательными актами АР о банках и банковской деятельности (ст. 16 Закона Азербайджана).
ПИИ могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательными актами АР. ПИИ могут заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется соответствующим органом исполнительной власти, только на основании специального разрешения (лицензии). Законодательными актами АР могут определяться территории, на которых деятельность ПИИ ограничивается или запрещается, исходя из соображений обеспечения обороны, национальной безопасности, охраны окружающей природной среды и защиты населения (ст. ст. 6 - 7 Закона Азербайджана). При создании ПИИ его учредители обязаны в случаях и порядке, предусмотренных законодательством АР, получить заключение экспертизы о соблюдении санитарно-гигиенических и экологических требований. В период деятельности и на момент ликвидации ПИИ обязано получить такое заключение. При создании ПИИ, связанных с проведением крупномасштабного строительства и реконструкции или разработкой крупных месторождений полезных ископаемых, требуется также проведение соответствующей экспертизы технико-экономических проектов (ст. 17 Закона Азербайджана).
ПИИ проходят государственную регистрацию в соответствующем органе исполнительной власти. Государственная регистрация осуществляется в порядке, установленном Законом АР от 12 декабря 2003 г. N 560-IIQ "О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц" (в ред. от 28 ноября 2014 г.) <29> (далее - Закон N 560-IIQ). ПИИ приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации. Сообщение о регистрации публикуется в печати органом, осуществившим государственную регистрацию. ПИИ в установленном законодательством порядке включаются в государственный реестр юридических лиц. Отказ в государственной регистрации ПИИ возможен только в случаях, определяемых Законом N 560-IIQ. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в Азербайджанской Республике в административном порядке и (или) судебном порядке (ст. 18 Закона Азербайджана).
--------------------------------
<29> Текст данного Закона на русском языке см.: http://www.taxes.gov.az/modul.php?name=qanun&news=473. Ст. 6 Закона N 560-IIQ устанавливает особенности государственной регистрации представительств или филиалов иностранных юридических лиц, а ст. 7 - особенности государственной регистрации структуры с иностранными инвестициями, желающей получить статус юридического лица.

ПИИ может создавать дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства в Азербайджане и за границей с соблюдением условий, установленных законодательством АР и соответствующим законодательством иностранных государств. Филиалы и представительства на территории Азербайджана имеют право открывать счета в банковских учреждениях АР (ст. 19 Закона Азербайджана). ПИИ могут объединяться в ассоциации, концерны, консорциумы и другие объединения на условиях и в порядке, предусмотренном законодательными актами АР. Такие предприятия могут вступать в ранее созданные объединения. Сроки, размер, порядок внесения и оценки вкладов каждого участника в уставный фонд совместного предприятия предусматриваются в учредительных документах. Стоимость имущества, вносимого участниками совместного предприятия в качестве вклада в уставный фонд предприятия, определяется по договоренности между участниками совместного предприятия. В случае отсутствия документа, подтверждающего перечисление в уставный фонд 50% вкладов, указанных в учредительных документах каждого участника совместного предприятия через год после регистрации, орган, осуществивший регистрацию, считает ее недействительной и исключает совместное предприятие из реестра. Сообщение об исключении из реестра публикуется в печати. На ПИИ создается резервный фонд в размере до 25% уставного фонда. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений. Размер отчислений и вид валюты определяются ПИИ самостоятельно (ст. ст. 20 - 22 Закона Азербайджана).
ПИИ вправе устанавливать цены на производимую продукцию (работы, услуги), определять условия ее реализации на внутреннем рынке Азербайджана, выбирать поставщиков продукции (работ, услуг) на этом рынке. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов ПИИ на территории Азербайджанской Республики допускается в порядке, установленном законодательством АР о валютном регулировании. Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. ПИИ вправе без лицензий осуществлять импорт продукции (работ, услуг) для собственной хозяйственной деятельности. Валютная выручка ПИИ от экспорта собственной продукции остается в их распоряжении. Имущество, ввозимое в Азербайджанскую Республику в качестве вклада иностранного инвестора в уставный фонд совместного предприятия или для создания предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору, освобождается от уплаты таможенной пошлины. Имущество, ввозимое в Азербайджанскую Республику иностранными работниками ПИИ для собственных нужд, освобождается от уплаты таможенной пошлины (ст. ст. 23 - 26 Закона Азербайджана).
Имущество ПИИ может использоваться им в качестве обеспечения по всем видам своих обязательств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения могут выступать также его имущественные права на здания, сооружения, оборудование и другие имущественные права, в том числе право пользования землей (ст. 31 Закона Азербайджана). Споры иностранных инвесторов и ПИИ с государственными органами АР, предприятиями, общественными организациями и другими юридическими лицами АР, споры между участниками ПИИ, а также споры между участниками ПИИ и самим ПИИ подлежат рассмотрению в Азербайджанской Республике в судах либо по договоренности сторон - в порядке третейского разбирательства, в том числе за границей (ст. 42 Закона Азербайджана). ПИИ может быть ликвидировано в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами АР (ст. 35 Закона Азербайджана).
И российскому, и азербайджанскому законодательству известен особый субъект инвестиционных отношений - инвестиционный фонд, однако азербайджанское законодательство существенно дополнило его правовой статус, введя отдельный институт иностранного инвестиционного фонда, не известный российскому Федеральному закону от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах" (в ред. от 12 марта 2014 г.) <30>. Справедливости ради следует отметить, что российскому законодательству известен институт инвестиционного товарищества, который отсутствует в азербайджанском законодательстве. Он регулируется Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. "Об инвестиционном товариществе" (в ред. от 21 июля 2014 г.) <31>, целью которого является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику РФ и реализации инвестиционных проектов на основании договора инвестиционного товарищества (п. 1 ст. 1).
--------------------------------
<30> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562; 2014. N 11. Ст. 1098. Новая редакция настоящего Закона вступила в силу с 1 июля 2014 г.
<31> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. I). Ст. 7013; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4221. Новая редакция настоящего Закона вступила в силу со 2 августа 2014 г.

В соответствии с п. 1.1. ст. 1 Закона АР от 22 октября 2010 г. N 1101-IIIQ "Об инвестиционных фондах" (в ред. от 30 сентября 2014 г.) <32> (далее - Закон N 1101-IIIQ) инвестиционный фонд - финансовая структура, создаваемая в форме акционерного или паевого инвестиционного фонда, занимающаяся привлечением средств и вложением их с целью получения прибыли в порядке, предусмотренном в инвестиционной декларации <33>. Представительство иностранного инвестиционного фонда или управляющего <34> может осуществлять деятельность в Азербайджанской Республике на основании разрешения органа надзора. Для получения разрешения на деятельность в Азербайджанской Республике иностранный инвестиционный фонд или управляющий должны письменно обратиться в орган надзора, приложив документы, удостоверенные в установленном законодательством порядке. Орган надзора отказывает в предоставлении разрешения на деятельность представительства иностранного инвестиционного фонда или управляющего в Азербайджанской Республике в ряде случаев, в том числе если иностранный инвестиционный фонд или управляющий, обратившиеся для открытия представительства, не обладают соответствующей лицензией или разрешением в своей стране, а также если законодательство данной страны не устанавливает равный предусмотренному законодательством АР или более строгий режим контроля за деятельностью по управлению инвестиционным фондом или активами (п. п. 1 - 5 ст. 42 Закона N 1101-IIIQ).
--------------------------------
<32> Текст данного Закона на русском языке см.: http://www.taxes.gov.az/modul.php?name=qanun&news=269.
<33> Инвестиционная декларация - документ, отражающий цели, направления, объекты инвестирования инвестиционного фонда и ограничения по инвестиционной деятельности (п. 1.8. ст. 1 Закона N 1101-IIIQ).
<34> Управляющий инвестиционного фонда - юридическое лицо, занимающееся исключительно деятельностью по управлению активами и обладающее специальным разрешением (лицензией) на осуществление этого вида деятельности (п. 1.10. ст. 1 Закона N 1101-IIIQ).

Разрешение на деятельность представительств иностранного инвестиционного фонда или управляющего может быть аннулировано органом надзора в следующих случаях:
1) согласно решению высшего органа управления инвестиционного фонда или управляющего;
2) в случае объявления о несостоятельности акционерного инвестиционного фонда и управляющего;
3) в случае выявления недостоверных сведений в документах, представленных для получения разрешения;
4) если представительство не приступает к деятельности в течение 12 месяцев с момента вступления разрешения в силу;
5) если представительство намеренно представило органу надзора недостоверные отчеты и сведения;
6) если представительство не выполняет обязательные для исполнения предписания органа надзора (п. п. 1.1.-1.6. ст. 43 Закона N 1101-IIIQ).
В завершение следует обратить внимание на весьма важный факт. До вступления в силу Астанского договора действовал Международный договор в рамках ЕЭП ЕврАзЭС, непосредственно затрагивавший интересы и права иностранных инвесторов в России, а именно Московское соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках ЕЭП от 9 декабря 2010 г. <35> (далее - Московское соглашение), в соответствии с которым государства-участники поставили задачу создавать благоприятные условия для инвестирования средств лицами одной стороны на территориях других сторон. Каждая сторона предоставляла юридическим и физическим лицам (далее - лица) любой другой стороны в отношении учреждения и (или) деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при аналогичных обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории, с учетом ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из Сторон в приложении IV к Московскому соглашению. Каждая сторона предоставляла при аналогичных обстоятельствах лицам любой другой стороны в отношении учреждения и (или) деятельности на своей территории режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый лицам государств, не являвшихся участниками Московского соглашения (п. п. 1 - 2 ст. 3).
--------------------------------
<35> СЗ РФ. 2012. N 4. Ст. 453. Настоящее Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 г. После вступления в силу с 1 января 2015 г. Астанского договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Московское соглашение утратило силу. См. также: Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2012. N 4; Данельян А.А., Эседов Д.Т. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2012. N 3; Камышевский В.И. Источники инвестиционного права ЕврАзЭС // Евразийский юридический журнал. 2011. N 11.

Под учреждением Московское соглашение понимало:
- создание, учреждение и (или) приобретение юридического лица (участие в капитале созданного или учрежденного юридического лица) любой организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотренных в соответствии с нормативными правовыми актами стороны, на территории которой такое юридическое лицо создается или учреждается;
- приобретение контроля над юридическим лицом стороны, выражающееся в получении возможности непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и иных органах управления такого юридического лица;
- открытие филиала;
- открытие представительства;
- регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (п. "ж" ст. 1).
За исключением ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из сторон в приложении IV к Московскому соглашению, ни одна из сторон не применяла и не вводила в отношении лиц любой другой стороны в связи с учреждением и (или) деятельностью ограничений в отношении:
а) формы учреждения, в том числе организационно-правовой формы юридического лица;
б) числа создаваемых, учреждаемых и (или) приобретаемых юридических лиц, филиалов или представительств, регистрируемых индивидуальных предпринимателей;
в) приобретаемых объема доли в капитале юридического лица или степени контроля над юридическим лицом;
г) операций учрежденного, созданного, приобретенного или контролируемого юридического лица, филиала, представительства, зарегистрированного индивидуального предпринимателя в ходе осуществления ими деятельности в форме квоты, теста на экономическую целесообразность или в любой иной количественной форме (п. 1 ст. 4).
С 1 января 2015 г. на территории государств - членов ЕАЭС действует приложение N 16 к Астанскому договору, которым утвержден Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (далее - Протокол). Согласно п. 6 Протокола под термином "инвестиции" понимаются материальные и нематериальные ценности, вкладываемые инвестором одного государства-члена в объекты предпринимательской деятельности на территории другого государства-члена в соответствии с законодательством последнего, в том числе:
- денежные средства (деньги), ценные бумаги, иное имущество;
- права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе законодательства государств-членов или по договору, включая, в частности, права на разведку, разработку, добычу и эксплуатацию природных ресурсов;
- имущественные и иные права, имеющие денежную оценку.
"Инвестор государства-члена" - это любое лицо государства-члена, осуществляющее инвестиции на территории другого государства-члена в соответствии с законодательством последнего <36>. "Деятельность в связи с инвестициями" означает владение, пользование и (или) распоряжение инвестициями; "доходы" означают средства, получаемые в результате осуществления инвестиций, в частности, дивиденды, проценты, а также лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения. Согласно п. 66 Протокола одной из форм осуществления инвестиций является учреждение в понимании п. 6(24) настоящего Протокола, который гласит, что "учреждение" означает:
--------------------------------
<36> "Лицо государства-члена" - любое физическое или юридическое лицо государства-члена.

- создание и (или) приобретение юридического лица (участие в капитале созданного или учрежденного юридического лица) любой организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотренных законодательством государства-члена, на территории которого такое юридическое лицо создается или учреждается;
- приобретение контроля над юридическим лицом государства-члена, выражающееся в получении возможности непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и в иных органах управления такого юридического лица;
- открытие филиала;
- открытие представительства;
- регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Изменение способов осуществления инвестиций, а также форм, в которых инвестиции вкладываются или реинвестируются, не влияет на их квалификацию в качестве инвестиций при условии, что такое изменение не противоречит законодательству государства-реципиента <37> (п. 67 Протокола). Каждое государство-член обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении инвестиций и деятельности в связи с инвестициями, осуществляемыми инвесторами других государств-членов. Такой режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется этим государством-членом в отношении инвестиций и деятельности в связи с такими инвестициями, осуществляемыми своими (национальными) инвесторами (речь идет о национальном режиме). Каждое государство-член предоставляет при таких же (подобных) обстоятельствах инвесторам любого другого государства-члена, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый инвесторам любого третьего государства, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями <38> (речь идет о режиме наибольшего благоприятствования). Каждое государство-член создает благоприятные условия для осуществления на своей территории инвестиций инвесторам других государств-членов и допускает такие инвестиции в соответствии со своим законодательством (п. п. 68 - 72 Протокола).
--------------------------------
<37> Под "государством-реципиентом" понимается государство-член, на территории которого осуществляются инвестиции инвесторами других государств-членов (п. 6(1) Протокола).
<38> Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования должны предоставляться государствами-членами по выбору инвестора в зависимости от того, какой из режимов является наиболее благоприятным (п. 71 Протокола).

В настоящее время Азербайджан не является участником евразийской интеграции в рамках ЕАЭС. По словам министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова, Азербайджан проводит независимую политику и в политических, экономических и торговых связях отдает предпочтение двустороннему формату, что полностью оправдывает себя с точки зрения взаимовыгодного сотрудничества. Касаясь российско-азербайджанских связей, глава МИД АР отметил, что между двумя странами существуют теплые и дружественные отношения, опирающиеся на взаимное уважение и взаимовыгодное сотрудничество. "Расширение круга охвата наших связей в области политики, экономики, торговли, вложения взаимных инвестиций, обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом, в военной и военно-технической, гуманитарной и других сферах заслуживает одобрения. Как соседнее государство Россия также является одним из главных торговых партнеров Азербайджана", - подчеркнул Э. Мамедъяров <39>.
--------------------------------
<39> См.: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1672874/.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи