Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Экскурсия по городу как вариант перевозки пассажиров (Гордеева С.Н.)

Экскурсия по городу как вариант перевозки пассажиров (Гордеева С.Н.)

Дата размещения статьи: 28.03.2015

Причиной для написания данной статьи послужило письмо читателя в редакцию из некоего города N, в котором произошла следующая история. Стоимость проезда у предпринимателя одного из промышленных районов города была дешевле, чем у всех остальных коллег - у таких же предпринимателей и муниципальных автотранспортных предприятий, которые находились в убытке, поэтому не были заинтересованы в удешевлении стоимости транспортных услуг. В результате такого перевозчика вытеснили с рынка, отказав ему в маршруте, но наш герой не сдался и стал организовывать экскурсии для верных ему пассажиров. Как же это ему удалось сделать? Как отражать в учете доходы и расходы, полученные и понесенные от таких экскурсий, в рамках какого режима уплачивать налоги и можно ли воспользоваться налоговыми преференциями?

Что такое экскурсия?

Исходя из норм Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсионной является деятельность по организации посещений гражданами туристских мест в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает услуги по размещению (ночевке) туристов, длительность экскурсий <1> - не более 24 часов. В свою очередь, экскурсионное обслуживание - это одна из необязательных (дополнительных) составляющих туристского продукта, которая может выступать как приложение или как самостоятельный вид деятельности турфирмы (экскурсионного бюро). Между тем организация экскурсии все же имеет отношение к перевозкам пассажиров, так как предполагается доставка экскурсантов до места назначения (проведения) экскурсии. Это информация, касающаяся традиционных экскурсий, организация которых вообще слабо урегулирована действующим законодательством. Что касается законодательных актов, то для организации экскурсий могут пригодиться не только нормы Федерального закона N 132-ФЗ, но и нормы гл. 39 ГК РФ, устанавливающей такую форму отношений, как возмездное оказание услуг.
--------------------------------
<1> Термин "экскурсия" происходит от латинского слова excursio - "поездка".

Но автор предлагает обратиться к положениям Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в котором, хоть и не используется понятие экскурсии, регулируются практически все виды перевозок и связанных с ними транспортных услуг. А большее практическое применение имеют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112. Исходя из данных документов экскурсия на автобусе по городу без познавательных целей представляет собой перевозку пассажиров. В частности, автобусные экскурсии по городу проходят по заведомо установленному маршруту от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта. Нюанс состоит в том, что официально данный маршрут не утвержден, но пассажиры его знают, и это главное для перевозчика, который старается организовать регулярные рейсы по официально не определенному маршруту экскурсии.
В результате рассматриваемая автобусная экскурсия по городу - это та же самая перевозка, только с меньшими правами и обязанностями перевозчика и пассажира. Здесь вспоминается фрахтование ТС для перевозки пассажиров по заказу: когда автобусы предоставляются для перевозки как определенного, так и неопределенного круга лиц (п. 90 указанных Правил).
В первом случае посадка лиц по договору фрахтования осуществляется при предъявлении фрахтовщику документов (удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом ТС, и (или) в соответствии со списком пассажиров. Для туристов экскурсионная путевка как раз является одним из подтверждающих документов фрахтования ТС, однако граждане при поездках по городу без познавательных целей такой документ не предъявляют, а оплачивают проезд в обычном порядке, разве что по меньшей цене, чем в автобусах регулярных маршрутов.
Во втором случае (договором фрахтования предусматривается использование ТС для перевозки неопределенного круга лиц) на правой стороне кузова по ходу ТС устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии). Пункты посадки (высадки) пассажиров могут совпадать с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок (п. п. 98, 100 обозначенных Правил). Все это организатор рассматриваемой в статье экскурсии, наверное, взял на вооружение, чтобы проинформировать экскурсантов, ставших таковыми по воле случая.
Подведем небольшой итог. Рассматриваемая экскурсия по городу имеет сходство как с перевозкой пассажиров и багажа, так и с фрахтованием ТС для неопределенного круга лиц. Не похожа она на настоящую экскурсию, проводимую для туристов в познавательных целях. Следовательно, можно утверждать, что организатор экскурсии по городу без указанных целей оказывает услуги, прямо не предусмотренные законодательством, что не означает, что такая деятельность не разрешена. В отличие от азартных игр вне игорных зон, на подобную деятельность нет запрета. При этом нужно выяснить, является ли она лицензируемой.

А нужна ли лицензия для экскурсий?

Для ответа на вопрос следует обратиться к нормам Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно ему (п. 24 ч. 1 ст. 12) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Исключение касается случаев, когда указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Перевозка пассажиров по заказам является не чем иным, как фрахтованием, однако рассматриваемая в статье организация экскурсии по городу отличается как от этого вида деятельности, так и от осуществления перевозок, поэтому можно сказать, что вопрос о необходимости получения лицензии повис в воздухе (нужно или не нужно получать лицензию?). Если обратиться к Положению о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом <2>, которое как подзаконный акт конкретизирует нормы указанного Закона, то в нем сказано, что в состав лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие виды транспортного обслуживания:
- регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
- регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
--------------------------------
<2> Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.

Экскурсия по городу, организованная перевозчиком на свой страх и риск, к регулярным перевозкам не относится, так как официально не утвержден и не согласован маршрут, значит, "экскурсоводу" нет необходимости в получении лицензии. Но автор допускает, что у организатора экскурсии осталась ранее полученная лицензия на осуществление пассажирских перевозок, которая является бессрочной. Лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. До переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не отраженных в лицензии (п. 84 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144 <3>). Как сказано выше, экскурсия - это не перевозка, поэтому получается, что перевозчику, организовавшему экскурсии по городу, не нужно переоформить лицензию на регулярные перевозки пассажиров. Другой вопрос, что в судебном порядке контролирующие органы могут попробовать переквалифицировать сделку, как это было сделано в Решении Санкт-Петербургского городского суда от 17.10.2013 N 12-1027/13. Ревизоры доказали суду, что под видом экскурсий (внимание!) на речном транспорте осуществляются перевозки пассажиров. Однако это единичное решение, принятое по результатам рассмотрения конкретных обстоятельств, и преждевременно делать на его основании выводы о лицензировании экскурсий, организуемых на автомобильном транспорте.
--------------------------------
<3> Данным Регламентом определена последовательность действий должностных лиц Ространснадзора при предоставлении государственной услуги по лицензированию перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Методология учета

В бухгалтерском учете отражаются полученные и понесенные от любого вида деятельности доходы и расходы, формирующие финансовый результат. Для перевозчика, оказавшегося в такой непростой ситуации (отказали в предоставлении маршрута для регулярных перевозок), экскурсии по городу являются основным направлением деятельности. Раз так, то соответствующие доходы и расходы следует квалифицировать как связанные с обычными видами деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" <4>, п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" <5>). Если перевозчик раньше отражал в таком качестве поступления и выбытия, касающиеся оказания транспортных услуг (перевозок пассажиров), то в связи с изменившимися обстоятельствами он таким же образом может организовать учет доходов и расходов по экскурсиям по городу. В частности, уменьшать выручку на затраты, связанные с оказанием, по сути, транспортных услуг: амортизацию, ГСМ, зарплату водителей и кондукторов, выступающих в роли "гидов" и производящих расчеты с пассажирами-"экскурсантами".
--------------------------------
<4> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
<5> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Читатель может возразить. В отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте <6> прямо поименованы доходы, полученные от обычных видов деятельности транспортных организаций: в списке нет выручки, полученной от оказания экскурсионных услуг на автомобильном транспорте. Но это вовсе не означает, что такие поступления нужно переводить в прочие доходы только потому, что Минтранс не упомянул их в отраслевой Инструкции. Во-первых, она давно не обновлялась и в ней до сих пор вместо прочих выделены операционные и внереализационные доходы и расходы, в то время как в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету они заменены на прочие. Во-вторых, для целей ведения бухгалтерского учета приоритет имеет экономическое содержание над правовой формой (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <7>). В данном случае экономическое содержание представленных операций таково: это основной вид деятельности, при котором доходы и расходы, полученные и понесенные в результате ее осуществления, должны быть наглядно представлены в отчете о финансовых результатах. А в нем выручка, полученная от экскурсий по городу, является все-таки не финансовым доходом, а доходом, полученным от одного из обычных видов деятельности (исходя из приоритета содержания над формой). В-третьих, если ориентироваться на фактические отношения, складывающиеся между "экскурсоводом" и "экскурсантами", это напоминает обычную регулярную перевозку, при этом доходы и расходы, полученные и понесенные от ее осуществления, не считаются прочими.
--------------------------------
<6> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

На самом деле оказываемые перевозчиком услуги можно назвать как угодно, главное, чтобы пользователи отчетности представляли, что это за услуги и каких результатов ждать от них в будущем. В отличие от регулярных перевозок, организация экскурсий по городу - более рискованный вид бизнеса, поэтому может закрасться сомнение в продолжении осуществления данной деятельности в будущем: получит ли перевозчик в следующем году прибыль? Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана (п. 20 ПБУ 1/2008).
Прекращение деятельности может повлиять на активы и обязательства, поэтому существует вероятность возникновения необходимости их дополнительной оценки, методика проведения которой описана в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" <8>. Следует учитывать: приостановление части деятельности без намерения прекратить ее не рассматривается и не раскрывается в бухгалтерской отчетности как прекращаемая деятельность (п. 4 ПБУ 16/02).
--------------------------------
<8> Утверждено Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н.

Все это говорит о том, что бухгалтеру предприимчивого предпринимателя не следует переусердствовать с предусмотрительностью, а можно указать в информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, что деятельность в виде автобусных экскурсий по городу связана с рисками, которые в будущем могут привести к приостановлению или даже смене деятельности, но в том или ином виде фактические перевозки пассажиров будут продолжены, что позволяет пользователям отчетности планировать результат в будущем.

Налогообложение

Для традиционной перевозки пассажиров и багажа предусмотрены различные налоговые преференции, такие как:
- специальные налоговые режимы ("вмененка" - пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, патентная система налогообложения - пп. 31, 32 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
- освобождение от уплаты НДС (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ) при применении традиционной системы налогообложения.
Формально осуществление не перевозок, а экскурсий дает налоговикам право отказать в применении поименованных налоговых преференций. Но спешить не стоит, так как экскурсионная деятельность также ведется малым бизнесом, претендующим на применение спецрежимов и налоговые льготы. В частности, на экскурсионные услуги, так же как и на транспортные, индивидуальным предпринимателем может быть получен патент в рамках ПСНО (пп. 31, 32 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Применение налогового режима в виде уплаты ЕНВД

Что касается уплаты ЕНВД, то экскурсионная деятельность прямо не поименована в перечне вмененных видов деятельности (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, экскурсии нельзя подвести и под бытовые "вмененные" услуги, так как согласно ОК 002-93 "Общероссийский классификатор услуг населению", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, экскурсионный сервис отражен в составе туристских услуг. На основании этого, казалось бы, "вмененка" и организация экскурсий на автобусе не совместимы. Между тем на спецрежим в виде уплаты ЕНВД может быть переведено оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Определения данных услуг для целей применения "вмененки" нет в ст. 346.27 НК РФ, что разрешает правоприменителям обратиться к иным нормативным актам, например к тому же самому ОК 002-93. В нем есть группа 021500 с названием "Услуги пассажирского автомобильного транспорта". В нее включены туристско-экскурсионные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении (код 021535). Получается, что автобусная экскурсия по городу также подпадает под автотранспортные услуги, с доходов от осуществления которой может уплачиваться ЕНВД. Более весомыми аргументами по сравнению с названным Классификатором являются нормы гражданского законодательства.
Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. За городскую экскурсию граждане также платят и получают либо билеты, подтверждающие заключение договора перевозки пассажира, либо другие похожие документы, подтверждающие заключение аналогичного договора по возмездному оказанию услуг в виде туристско-экскурсионной перевозки пассажиров автобусами. По сути, это та же самая перевозка, только с экскурсионной направленностью, что также говорит в пользу применения "вмененки".
Заметим, что если рассматривать экскурсию по городу как перевозку пассажиров (неопределенных лиц) по заказу (на условиях договора фрахтования), то обосновать уплату ЕНВД будет значительно сложнее, так как названный вид деятельности регулируется разными нормами ГК РФ, а фрахтование ТС является разновидностью их аренды, а не перевозок пассажиров (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157, Постановление ФАС УО от 24.03.2014 N Ф09-630/14). Исключением является ситуация, когда фактически оказываются услуги перевозки, хоть отношения сторон и оформлены договорами фрахта (аренды ТС) (Постановление ФАС ПО от 12.09.2013 по делу N А06-8814/2012). Дополнительными аргументами в пользу применения спецрежима в виде уплаты ЕНВД могут служить акты, подтверждающие объем выполненной услуги, а не факт передачи определенных транспортных средств. А предоставление авто в зависимости от характеристик груза и его ежедневный возврат собственнику говорят о том, что нет выбытия транспортного средства из владения перевозчика (как это происходит при аренде), поэтому применение "вмененки" по такому "фрахту" правомерно (Постановление АС УО от 08.09.2014 N Ф09-5330/14).

Освобождение от уплаты НДС

Скажем несколько слов об освобождении от уплаты НДС. Оно предусмотрено для перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ). В нашем случае перевозчик организовал экскурсии по городу по своим собственным правилам, в том числе не по тем тарифам, которые ввели местные органы власти. Значит, льгота по НДС по указанному основанию нашему "экскурсоводу" не светит. Она в общем-то и не нужна, если предприниматель пользуется преимуществами спецрежима. Причем не обязательно "вмененки" или ПСНО, можно уплачивать единый налог при применении УСНО.
Правда, есть еще одно освобождение от уплаты НДС, предусмотренное пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, позволяющее не начислять налог к уплате в бюджет с услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе при реализации ими экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, являющихся бланками строгой отчетности. Изготовить такие бланки несложно, труднее причислить себя к организациям сферы культуры и искусства. К ним относятся музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, планетарии, парки культуры и отдыха, лектории, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные и ландшафтные парки, экскурсионные бюро (кроме туристических экскурсионных бюро). Наш предприниматель, организовавший экскурсии по городу без познавательных целей, не из их числа, поэтому и на льготу по НДС ему не стоит надеяться, а лучше применять какой-нибудь спецрежим.

* * *

Экспертом рассмотрена практическая ситуация с различных точек зрения, дана оценка ее правовому содержанию, представлены рекомендации по методологии и налогообложению экскурсий по городу без познавательных целей для граждан. Все это сделано не для того, чтобы перевозчики отказывались от регулярных маршрутов и переходили на организацию городских "экскурсий" или на другие рискованные виды бизнеса. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения отнесены к компетенции местных органов власти, которые должны быть заинтересованы в улучшении качества и обеспечении доступности транспортных услуг, а не в том, чтобы ущемлять права перевозчиков и устранять конкуренцию на данном рынке услуг.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).




1 июня 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.



В центре внимания:


Нет обязательств - нет возмещения (Гапизов Ш.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Штраф за нарушение прав потребителей: НДФЛ и налог на прибыль (Дружинин А.В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Возврат денежных средств, потраченных на виртуальные ценности, невозможен (Пешков А.В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Корректировка базы по НДС при премировании покупателей (Бычков А.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Обременения застройщика многоквартирных жилых домов: учет и налогообложение (Знаменщиков С.А.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта