Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Выселение студента из общежития (Фимина Н.)

Выселение студента из общежития (Фимина Н.)

Дата размещения статьи: 07.04.2015

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций. В настоящей публикации рассмотрены некоторые типичные вопросы, связанные с выселением студентов из общежития.

Можно ли выселять студентов из общежития на время каникул?

Позиция Минобрнауки России по вопросу выселения из студенческих общежитий на период летних каникул была высказана в Письме от 15.07.2014 N ДЛ-208/09.
В данном документе вышестоящее ведомство не оспаривает возможность организации подобного порядка. То есть в нормах действующего законодательства не установлено запрета на выселение студентов из общежитий в летний период.
Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Следовательно, в локальном акте можно предусмотреть как право студентов проживать в общежитии, так и обязанность покинуть общежитие в период летних каникул.
В п. 2.8 Примерных правил внутреннего распорядка студенческих общежитий (Приложение 1 к Письму Рособразования от 27.07.2007 N 1276/12-16) также сказано, что порядок пользования общежитием обучающимися, находящимися на каникулах, определяется с учетом их пожеланий администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзной организацией студентов.
Актуальным является вопрос: какой правовой режим будет применяться при отсутствии соответствующих положений в локальном акте, то есть как будут регулироваться данные отношения по умолчанию?
В п. 2 ст. 39 Закона N 273-ФЗ закреплено следующее правило: с каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. То есть обращаться нужно к нормам Жилищного кодекса.
В п. 4 ст. 3 ЖК РФ сказано, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами. В силу п. 2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период обучения. Каникулы - это плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (ст. 34 Закона N 273-ФЗ). Сами по себе каникулы период обучения не прерывают. Поэтому, если иным образом рассматриваемый вопрос учреждением не урегулирован, студент может продолжать проживать в общежитии в каникулярный период.
Дополним, что согласно п. 3 ст. 30 Закона N 273-ФЗ при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Можно ли выселить из общежития за нарушение?

Из Примерных правил внутреннего распорядка студенческих общежитий следует, что на вопрос, вынесенный в качестве подзаголовка, следует ответить положительно.
За нарушение проживающими в общежитии правил внутреннего распорядка к ним применяются следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- выселение из общежития;
- отчисление из образовательного учреждения с расторжением договора найма жилого помещения в общежитии (п. 2 ст. 105 ЖК РФ).
При этом в соответствии с п. 10.3 названного документа проживающие могут быть выселены из общежития в случаях:
а) использования жилого помещения не по назначению;
б) разрушения или повреждения жилого помещения проживающими или другими гражданами, за действия которых они отвечают;
в) отказа проживающих от регистрации по месту пребывания;
г) систематического нарушения проживающими прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
д) невнесения проживающими платы за жилое помещение в течение трех месяцев;
е) отсутствия проживающих в общежитии без письменного предупреждения более двух месяцев;
ж) появления в общежитии в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
з) хранения, распространения наркотических средств;
и) хранения проживающими в общежитии взрывчатых, химически опасных веществ или огнестрельного оружия;
к) отчисления из образовательного учреждения.
Статус Примерных правил внутреннего распорядка студенческих общежитий таков, что расценивать их в качестве нормативного правового документа нельзя. В то же время вышестоящий орган прямо указывает, что при разработке и утверждении положений о студенческом общежитии соответствующего федерального образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования следует руководствоваться названными Правилами (Письмо Рособразования от 27.07.2007 N 1276/12-16). Поэтому вышеизложенные позиции лучше включить во внутренние документы учреждений.
Также упомянутым Письмом доведена примерная форма договора найма жилого помещения в студенческом общежитии, в которой зафиксировано применение судебного порядка расторжения договора за нарушения.

Как оформить выселение из общежития?

Согласно п. 10.4 Примерных правил внутреннего распорядка студенческих общежитий при выселении обязательно оформляется приказ ректора (директора). Причем данное правило действует и в случаях:
- расторжения договора найма жилого помещения в общежитии по основаниям, предусмотренным в договоре;
- отчисления обучающегося из образовательного учреждения до окончания срока обучения;
- выселения по личному заявлению проживающего;
- выселения по окончании срока обучения.
Актуальным является вопрос: обязательно ли перечислять фамилии студентов, которые выселяются из общежития, если речь идет о массовом выселении по окончании срока обучения? На наш взгляд, это не обязательно. Достаточно того, чтобы из текста приказа явствовало, к какой категории лиц относится выселяемый.
О необходимости оформлять какие-либо иные документы, помимо приказа, в Примерных правилах не сказано, однако материалы судебной практики по делам о выселении студентов из общежитий позволяют сделать вывод, что, если выселение производится досрочно по причине допущенных студентом нарушений, применяется особый порядок.
Во-первых, выселение производится в судебном порядке. Приказа руководителя образовательного учреждения в данной ситуации недостаточно, а положения внутренних документов, предоставляющие ему право издавать приказы о выселении студентов без соблюдения обязательного судебного порядка, не могут считаться соответствующими закону (см., например, Апелляционное определение Московского областного суда по делу N 33-22678/2013).
Во-вторых, для выселения необходимо будет оформить ряд дополнительных документов. Так, по материалам одного из дел суд признал незаконным выселение студента в связи с антисанитарным состоянием комнаты по следующим обстоятельствам. Студенту не выдавалось предупреждение о возможности выселения, не было оформлено письменное требование о необходимости прекращения нарушений. Также суд посчитал неправильным, что каких бы то ни было более мягких дисциплинарных взысканий (до выселения) к студенту не применялось (Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 16.02.2012 по иску Петрова к ФГБОУ ВПО "Российский университет дружбы народов").
Дополним, что, если в комнате проживает несколько человек, а выселяют за нарушение только одного из них, нужны также документы (например, объяснительные записки соседей по общежитию и т.п.), подтверждающие, что нарушение допущено только одним из проживающих. В противном случае выселение из общежития нельзя будет считать законным и обоснованным.

Как исчислять плату за общежитие при выселении?

В соответствии со ст. 39 Закона N 273-ФЗ размер платы за общежитие для обучающихся должен определяться локальными актами образовательной организации. Данные акты должны приниматься с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии). То есть размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии в разных образовательных учреждениях может быть различным.
Плата за проживание в общежитии может взиматься ежемесячно или сразу за несколько месяцев вперед (за семестр, за год). Поэтому в договоре найма жилого помещения в студенческом общежитии лучше прописать порядок исчисления платы в случае выселения, например, следующим образом: "В случае досрочного прекращения договора найма жилого помещения, оплата по которому произведена в полном объеме в виде авансовых платежей, осуществляется возврат проживающему переплаченной суммы, величина которой исчисляется с момента досрочного расторжения договора".

Как отразить возмещение студентом имущественного ущерба?

На практике возможна следующая ситуация. Выселяемый студент возмещает образовательному учреждению имущественный ущерб, причиненный за период проживания в общежитии. В таком случае у бухгалтера учреждения могут возникнуть следующие вопросы. Применять ли ККТ при приеме наличных денежных средств от студента? Как отразить возмещение ущерба в учете?
По первому вопросу четкого ответа нормы действующего законодательства не содержат.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При возмещении ущерба реализации товаров, работ, услуг не происходит, и поэтому нет оснований применять ККТ.
Вместе с тем материалы судебной практики по аналогичным ситуациям позволяют сделать вывод о неоднозначности данного вопроса. В некоторых случаях организациям удавалось отстоять свое право не применять кассовую технику только через суд (Постановление ФАС МО от 02.03.2006 N КА-А41/1187-06).
На наш взгляд, применять ККТ все-таки не нужно. Подтверждается данный вывод и в Письме УФНС по г. Москве от 20.08.2007 N 22-12/78860. В нем указано, что прием денежных средств от студентов и слушателей за утраченную литературу должен осуществляться без использования ККТ, так как данные операции не подпадают под признаки продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Собственно отражение факта получения возмещения ущерба от студента оформляется в общем порядке, предусмотренном Инструкциями N N 157н <1>, 174н <2> и 183н <3>.
--------------------------------
<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Содержание операции

Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н)

Автономное учреждение (Инструкция N 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислена сумма ущерба, причиненного студентом учреждению <*>

2 209 7x 560

2 401 10 172

2 209 7x 000

2 401 10 172

Получена сумма в счет возмещения ущерба в кассу <*>

2 201 34 510

2 209 7x 660

2 201 34 000

2 209 7x 000

--------------------------------
<*> Возмещение ущерба, причиненного имуществу бюджетного (автономного) учреждения, признается собственным доходом учреждения, поэтому в бухгалтерском учете в 18-м разряде номеров счетов отражается код вида финансового обеспечения 2 (Письмо Минфина России от 18.10.2012 N 02-06-10/4354).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи