Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Дата размещения статьи: 10.06.2015

В конце марта 2015 г. в ряд законов внесли поправки, с помощью которых предполагается сделать данные в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей более достоверными.
Однако для вступления большей их части в силу предусмотрены дальние сроки - июль 2015 г., январь 2016 г. и даже январь 2017 г. Поэтому пока мы рассмотрим только те изменения, которые начали действовать уже с момента опубликования Закона, а именно - с 31 марта 2015 г.

Выписку из реестров можно получить бесплатно по email

Раньше сведения из госреестров о какой-либо организации или предпринимателе можно было получить <1>:
(или) за 200 руб. в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления запроса;
(или) за 400 руб. - на следующий рабочий день.
Теперь это можно будет сделать бесплатно при условии, что выписку вышлют в электронном виде <2>. Отметим, что на сайте ФНС сервис "Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет" есть уже давно <3>. Однако пока он позволяет получить выписку только в отношении самого заявителя. Будем надеяться, что теперь, с внесением поправок в Закон, ситуация изменится. Но имейте в виду, что для доступа к сервису вам в любом случае нужно иметь СКП - сертификат ключа подписи (сертификат CryptoPro), выданный аккредитованным в ФНС удостоверяющим центром <4>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 N 462; п. 18 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 23.11.2011 N 158н.
<2> Пункт 1 ст. 7 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ).
<3> Порядок, утв. Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-6/460@.
<4> Абзац 6 преамбулы Порядка, утв. Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-6/460@.

Заявителем при добровольной ликвидации должен быть ликвидатор, а не участник

Ранее в Законе было противоречие: из одной нормы следовало, что уведомлять регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации общества должны его участники <5>, из другой - что это делает руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) <6>. Поэтому иногда подпись ликвидатора на форме N Р15001 <7> приводила к отказам в приеме документов. Организациям приходилось добиваться справедливости в судебном порядке <8>.
Теперь неясность снята - уведомлять о ликвидации должно уполномоченное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юрлица <9>. В подавляющем большинстве случаев это руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Ведь после ее формирования к комиссии переходят все полномочия по управлению обществом <10>.

Примечание
Форма N Р15001 подается в течение 3 рабочих дней после даты принятия общим собранием общества решения о ликвидации юридического лица <11>.

Отметим, что возможен и такой вариант: участники сначала принимают только решение о ликвидации, а ликвидационную комиссию формируют потом. В таком случае форма N Р15001 подается дважды:
- уведомление о принятом решении ликвидировать фирму - его подписывает директор;
- уведомление о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) - его подписывает руководитель комиссии (ликвидатор).
Однако на практике оба решения принимаются, как правило, одновременно.
--------------------------------
<5> Пункт 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ (ред., действ. до 31.03.2015).
<6> Подпункт "г" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
<7> Утверждена Приложением N 8 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
<8> Постановление ФАС УО от 15.03.2011 N Ф09-782/11-С4.
<9> Пункт 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
<10> Пункт 4 ст. 62 ГК РФ.
<11> Пункт 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.

Без уведомления ФНС о ликвидации нельзя публиковать сообщение в СМИ

Новая редакция Закона о регистрации запрещает размещать информацию о ликвидации в СМИ до направления уведомления о ликвидации в ФНС <12>. Каким образом будет контролироваться выполнение этого требования, непонятно. Можно предположить, что "Вестник государственной регистрации" (где публикуются такие сообщения <13>) будет отказывать в приеме публикаций без предъявления расписки регистрирующего органа о приеме уведомления <14>.
--------------------------------
<12> Пункт 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
<13> Пункт 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@; п. 2 разд. I Приложения 2 к этому Приказу.
<14> Пункт 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Ликвидацию не зарегистрируют до окончания выездной проверки или судебного процесса

Еще раз форму N Р15001 нужно подать, когда утвержден промежуточный ликвидационный баланс <15>. В Законе теперь также уточнено, что подает ее руководитель ликвидационной комиссии <16>. Одновременно введены запреты на подачу этой формы до наступления трех обстоятельств <17>.
1. До истечения срока предъявления требований кредиторами.
Продолжительность срока определяет ликвидационная комиссия, но он в любом случае не может быть меньше 2 месяцев с момента опубликования в "Вестнике государственной регистрации" сообщения о ликвидации <18>.
2. До вступления в законную силу судебного решения, если суд рассматривал требования, предъявленные в процессе ликвидации.
Приостановка регистрации ликвидации из-за суда допускалась и раньше, но для этого суд по просьбе кредитора должен был наложить запрет на регистрационные действия <19>.

Теперь же форму N Р15001 запрещено сдавать просто по факту начала судебного процесса, в котором кредитор ликвидирующейся организации предъявил к ней какие-либо требования. Но возникает вопрос - как регистрирующий орган узнает о том, что такой иск подан, и вообще о ходе процесса? Можно предположить, что его проинформируют бдительные кредиторы, заинтересованные в том, чтобы их должник не ликвидировался раньше времени. Ведь они вправе следить за представлением документов о ликвидации на сайте Федеральной налоговой службы <20> и направлять при необходимости свои возражения <21>.

Примечание
Информация о факте представления документов ликвидирующейся организацией должна размещаться на сайте ФНС не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом.

Видимо, этот запрет появился в результате споров, связанных с невключением в промежуточный ликвидационный баланс непогашенной кредиторской задолженности. Ранее ВАС разъяснял, что требования, признанные комиссией, подлежат включению в промежуточный баланс <22>, а оспариваемые - нет <23>.
Кроме того, с 01.09.2014 ГК обязывает включать в промежуточный баланс требования, подтвержденные решением суда на момент его утверждения, даже если они не приняты ликвидационной комиссией <24>.
А как быть, если кредитор обратился в суд до подачи организацией уведомления о принятом решении о ликвидации, а судебный акт не принят (не вступил в силу)? Судя по тексту Закона на такие иски запрет на сдачу уведомления о промежуточном ликвидационном балансе не распространяется. Так что кредиторам остается старый способ - просить судебного запрета на регистрацию ликвидации <25>.
3. До вступления в силу "проверочного" решения, если выездная налоговая проверка была назначена в процессе ликвидации.
Регистрирующие органы и ранее всеми силами затягивали регистрацию ликвидации, поскольку успеть провести проверку, вынести решение по ее результатам и заявить требования в срок, отведенный для предъявления требований кредиторов, довольно сложно. Теперь же у вас просто не примут уведомление до вступления решения по проверке в силу. Так, налоговики должны проинформировать регистраторов в течение 5 рабочих дней <26>:
- о принятии решения о проведении выездной налоговой проверки;
- о вступлении в силу итогового документа по результатам этой выездной налоговой проверки.

Примечание
Выездную проверку ликвидируемой организации вправе проводить и фонды <27>. Однако в отношении оформления результатов таких проверок в Законе о регистрации никаких ограничений не установлено. Напомним также, что с 2015 г. фонды не нужно уведомлять о начале процесса ликвидации <28>.

--------------------------------
<15> Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.
<16> Пункт 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
<17> Пункт 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
<18> Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.
<19> Подпункт "м" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
<20> Пункт 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
<21> Пункт 4 ст. 51 ГК РФ.
<22> Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 4407/14.
<23> Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 N 18558/13.
<24> Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.
<25> Подпункт "м" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
<26> Пункт 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
<27> Пункт 20 ст. 35 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
<28> Подпункт "в" п. 17 ст. 5 Закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ.

Ужесточена административная ответственность должностных лиц за "регистрационные" нарушения

Различные виды наказаний за нарушения при представлении сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП предусмотрены уже давно. Изменения в части административных штрафов покажем в таблице.

Примечание
Речь идет о представлении сведений о юридических лицах и ИП во всех случаях, предусмотренных законом, а не только при ликвидации.

Нарушение при представлении сведений в ЕГРЮЛ/ ЕГРИП

Наказание

Было

Стало

Несвоевременное представление сведений

(или) предупреждение;

(или) штраф 5 тыс. руб. <29>

(или) предупреждение;

(или) штраф 5 тыс. руб. <30>

Непредставление сведений

Штраф от 5 до 10 тыс. руб. <31>; при повторном нарушении - дисквалификация на срок от года до 3 лет <32>

Неумышленное представление недостоверных сведений

Представление заведомо недостоверных сведений (если нет состава преступления <*>)

(или) штраф 5 тыс. руб.;

(или) дисквалификация на срок до 3 лет <33>

дисквалификация на срок от года до 3 лет <32>

--------------------------------
<*> Уголовная ответственность возможна, если такие действия совершались с целью внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об участниках, о размерах и номинальной стоимости их долей, о руководителе либо с целью приобретения прав на чужое имущество <34>.

Отметим также еще два изменения по названным административным нарушениям:
- срок давности для привлечения к ответственности увеличили с 2 месяцев до года <35>;
- наказать могут не только руководителя, но и участников общества (граждан), членов совета директоров, коллегиального исполнительного органа (правлений, дирекций), ликвидационных комиссий <36>. Конечно, если перечисленные лица были ответственны за представление соответствующих сведений и совершили правонарушение.
--------------------------------
<29> Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ (ред., действ. до 31.03.2015).
<30> Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
<31> Часть 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
<32> Часть 5 ст. 14.25 КоАП РФ.
<33> Часть 4 ст. 14.25 КоАП РФ (ред., действ. до 31.03.2015).
<34> Часть 1 ст. 170.1 УК РФ.
<35> Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
<36> Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.

Ужесточена уголовная ответственность за создание юрлица с помощью подставных лиц

Введена ответственность за представление в регистрирующий орган данных, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Санкции за такое нарушение те же, что и за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц <37>:
(или) штраф от 100 до 300 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года;
(или) принудительные работы на срок до 3 лет;
(или) лишение свободы на тот же срок.
Расширено и само понятие подставных лиц.

Определение

Было

Стало

Подставные лица <38>

Участники или органы управления юридического лица (директор, члены совета директоров), путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо

- участники или органы управления юридического лица, путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ;

- органы управления, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом

Кроме того, гражданам надо теперь быть осторожней с такими действиями, как <39>:
- предоставление своего паспорта для регистрации компании;
- выдача доверенности на регистрацию;
- приобретение в этих целях документа, удостоверяющего личность (покупка, похищение, присвоение найденного и т.д.);
- использование для регистрации персональных данных, полученных незаконным путем.

Рассказываем работнику
Свой паспорт для регистрации "однодневки" на свое имя нельзя давать никому, вне зависимости от обстоятельств. Это чревато судимостью и крупным штрафом.

Ранее наказать могли лишь в случае, когда конечной целью таких действий было создание (реорганизация) юрлица для совершения преступления, связанного с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом <40>.
Теперь же уголовная статья грозит гражданину уже за то, что он совершит такие действия с целью внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице <41>.
При этом санкции остались те же.

* * *

Другая порция поправок, внесенных комментируемым Законом, предполагает значительное расширение полномочий нотариуса в регистрационной сфере. О них мы расскажем в следующий раз - пока эти изменения еще не вступили в силу.
--------------------------------
<37> Часть 1 ст. 173.1 УК РФ.
<38> Примечание к ст. 173.1 УК РФ.
<39> Часть 1 ст. 173.2 УК РФ.
<40> Статья 173.2 УК РФ (ред., действ. до 31.03.2015).
<41> Статья 173.2 УК РФ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


18 ноября 2020 г.
Федеральный закон № 1057597-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"

Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие установление механизма ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для ветеринарного применения их производителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения.




11 ноября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1052523-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Законопроектом в частности предусматривается запрет на регистрацию структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в жилых помещениях, введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки и др.




5 ноября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1049782-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Цель законопроекта - недопущение недобросовестной практики кредитных (некредитных) организаций, которая выражается в необоснованных отказах предоставления гражданам и субъектам МСП кредитных (в том числе ипотечных) каникул. Его принятие обеспечит правовыми гарантиями заемщиков на получение от кредитных (некредитных) организаций информации о причинах отказа в предоставлении кредитных и/или ипотечных каникул (иных случаях изменения условий кредитного договора (договора займа).




20 октября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1040469-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

Законопроект разработан в целях единообразного применения и толкования действующего законодательства Российской Федерации. Его принятие приведет к взаимному соответствию нормативного регулирования порядка прохождения государственной службы сотрудниками ряда государственных органов и правового положения профессиональных союзов.




7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.



В центре внимания:


Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: переход на электронный документооборот (Данченко С.П.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Спорные вопросы, возникающие при государственной регистрации (Рябинин В.В.)

Дата размещения статьи: 14.05.2016

подробнее>>

Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

подробнее>>

Где эта улица, где этот дом... (Афаунова Ф.)

Дата размещения статьи: 21.03.2016

подробнее>>

Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Дата размещения статьи: 10.06.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи