Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Оптимизационные меры в отношении сети учреждений (Горденков Н.Д.)

Оптимизационные меры в отношении сети учреждений (Горденков Н.Д.)

Дата размещения статьи: 03.10.2015

Новые экономические условия, ставшие причиной сокращения бюджетов всех уровней, побудили органы власти пересмотреть свои планы и ввести режим экономии. Одной из мер, предусмотренных субъектами РФ и муниципальными образованиями, стала оптимизация работы государственных и муниципальных учреждений. Но что именно включает в себя такая оптимизация?

Направления оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений заданы Постановлением администрации Тамбовской области от 11.02.2015 N 118 <1> (с изменениями от 29.04.2015), которое определяет антикризисные меры во всех секторах экономики региона. При выработке оптимизационных мер администрация области исходила из того, что преобладающая часть расходов регионального бюджета (60 - 70%) традиционно приходится на социальную сферу, соответственно, выбирались пути, позволяющие сэкономить бюджетные средства либо сделать их расходование более эффективным.
--------------------------------
<1> "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Тамбовской области в 2015 год и на 2016 - 2017 годы в новых экономических условиях".

Мы определили несколько направлений оптимизации, которые ориентированы как на социальную сферу в целом, так и на отдельные ее отрасли. Остановимся на основных мерах.

Оптимизация сети учреждений

При оптимизации сети подведомственных учреждений во главу угла ставится критерий доступности для населения государственных и муниципальных услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания. Поэтому мы не преследуем цель сократить количество работников учреждений, но ставим задачу создать подведомственную сеть оптимального охвата. Это особенно важно в условиях высокой доли сельского населения - в нашем регионе она составляет 40% (самый большой показатель в ЦФО и один из самых больших в Российской Федерации).
Работа в данном направлении началась еще в 2006 г., в результате чего в 2009 - 2010 гг. сокращению подверглась сеть участковых больниц Тамбовской области. Как юридические лица эти учреждения прекратили свое существование, оказался сокращен административно-управленческий персонал, но сами врачебные участки (либо врач общей практики, сельский участковый врач) были сохранены.
В сфере здравоохранения уменьшилось и число фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), но только там, где практически отсутствует обслуживаемое население. Более того, в некоторых случаях решение о сохранении ФАП принималось даже несмотря на то, что на данной территории проживало меньше граждан, чем предусмотрено нормативом (например, 150 человек вместо необходимых 300). Такое решение основывалось на многих составляющих: низкой транспортной доступности конкретного населенного пункта, невозможности организовать выездное медицинское обслуживание (например, из-за отсутствия в деревне общественных зданий (школы, детского сада) и, соответственно, помещений для работы выездной бригады) и др.
В текущем же году реорганизации подверглась одна станция скорой помощи (присоединена к учреждению аналогичного профиля) и одна стоматологическая поликлиника (также использована форма присоединения). Таким образом, к настоящему моменту мы достигли оптимального количества юридических лиц в региональной системе здравоохранения: 55 учреждений, среди которых больницы, поликлиники, диспансеры, около 200 офисов врача общей практики (либо сельских участковых врачей) и около 500 фельдшерско-акушерских пунктов.
Аналогичный подход по укрупнению учреждений был применен в других отраслях социальной сферы. Так, сегодня в регионе действует 91 общеобразовательная школа - в общей сложности они имеют 460 филиалов. То есть учреждение может быть одно на целый район, но при этом оно будет располагать несколькими (до трех и более) обособленными подразделениями.
Оптимизируя сеть общеобразовательных учреждений, мы также исходили из необходимости обеспечения доступности образовательных услуг. Если в конкретной ситуации можно было организовать подвоз обучающихся на автобусе в школу, находящуюся в соседнем населенном пункте, и при этом соблюдались требования законодательства, Санитарных норм и правил (расстояние до школы не более 15 км), органы власти поддерживали такую оптимизацию. Если же при имеющихся условиях организовать подвоз детей в школу было нельзя - сохранялись даже такие филиалы, в которых обучаются три-четыре ученика начальных классов.
Еще один пример оптимизации системы образования - детские дома. Поскольку в регионе уменьшается число детей-сирот и приравненных к ним лиц (в настоящее время их около 300), возникает необходимость сократить количество указанных учреждений. Но они не ликвидируются, а перепрофилируются, сохраняя при этом основное направление деятельности (в частности, начинают работать с семьями, в том числе в рамках сопровождения приемных и патронатных семей, профилактики социального сиротства). В результате персонал, занятый в предоставлении таких услуг, сохраняется, а детский дом продолжает функционировать в форме филиала либо самостоятельного юридического лица (при большой территории обслуживания). Кстати, у перепрофилирования имеется важный плюс: всегда можно "развернуть" существующую сеть учреждений именно в том направлении деятельности, в котором в настоящее время существует потребность.
Путь укрупнения учреждений позволяет не только формировать оптимальный состав подведомственной сети, но и получать результат в сугубо экономической плоскости - посредством высвобождения административно-управленческого персонала учреждений. Бюджетные средства экономятся за счет зарплат сокращаемых руководящих работников, уменьшается количество компьютеров и программных продуктов, эксплуатируемых учреждением, а значит, и затрат на их содержание или приобретение. Из этих копеек складываются рубли и тысячи.

Оптимизация штата учреждений

Корректировка штатных расписаний подведомственных учреждений тесно связана с оптимизацией их сети, а также с еще одним направлением работы в рамках антикризисного плана - передачей неключевых функций учреждений на аутсорсинг. В результате корректировки снижаются расходы на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, а высвободившиеся средства направляются на выполнение целевых показателей региональной дорожной карты (повышение зарплаты основному персоналу учреждений).
На данный момент потребности в оптимизации штатов учреждений практически нет - эта работа в регионе фактически завершена. Но чтобы отслеживать ситуацию и иметь возможность оперативно влиять на нее при изменении внешних условий (например, сокращении у населения потребности в тех или иных государственных или муниципальных услугах), мы включили данное направление в план оптимизационных мер.

Повышение эффективности использования имущества

В отличие от предыдущего пункта, тут основная работа еще только предстоит. Согласно антикризисному плану в учреждениях должна быть проведена инвентаризация движимого и недвижимого имущества, которая позволит выявить неиспользуемые площади и оборудование и решить их дальнейшую судьбу.
Возможности для оптимизации здесь есть. В частности, у нас работает несколько учреждений среднего профессионального образования, которые в свое время были переданы региону из федеральной собственности. На балансе этих учреждений числятся участок автодороги, энергетическое хозяйство, объекты водоснабжения, жилые здания. Все это требует средств на уплату имущественного и земельного налога и учредитель вынужден включать такие затраты в субсидию этим учреждениям.
Более эффективным способом управления подобным недвижимым имуществом, не используемым при предоставлении государственных или муниципальных услуг, станет снятие его с баланса учреждений, передача в казну и последующая продажа либо передача на обслуживание домоуправляющей компании (если это жилой дом с приватизированными квартирами). Еще одним вариантом использования может стать передача такого имущества некоммерческим или коммерческим организациям, которые готовы самостоятельно участвовать в предоставлении тех или иных государственных или муниципальных услуг. Наконец, неиспользуемое имущество может по-прежнему оставаться на балансе учреждения и сдаваться им в аренду - в этом случае не только снижаются бюджетные расходы на уплату имущественного и земельного налога, но и учреждения получают за счет аренды дополнительный доход.
В свою очередь, посредством инвентаризации движимого имущества учреждения могут выявить не пригодные для дальнейшей эксплуатации и ремонта автомобили, оборудование и своевременно списать их. При обнаружении же пригодного для эксплуатации, но неиспользуемого оборудования учредители могут принять решение о его передаче другим учреждениям.
Включая данный пункт в антикризисный план, мы давали органам исполнительной власти и подведомственным учреждениям четкий сигнал: первые должны обеспечить контроль списания неиспользуемых площадей и оборудования, находящихся на балансе учреждений, а вторые обязаны эффективно распоряжаться своим имуществом. Результаты такой работы можно будет оценить в конце текущего года.

Передача непрофильных функций на аутсорсинг

Привлечение аутсорсеров к выполнению некоторых неключевых функций учреждений также представляется перспективным с точки зрения экономии бюджетных средств. Аутсорсинг может быть применен в разных формах и в отношении нескольких сторон деятельности учреждений.
Так, если говорить об организации бухучета, юридическом и экономическом сопровождении, эти функции могут быть переданы централизованной бухгалтерии (соответствующая практика в регионе имеется). Но более интересным представляется сотрудничество учреждений и коммерческих компаний. В частности, успешный опыт такого сотрудничества имеется в сфере здравоохранения.
Эксперимент начался в 2014 г., когда внешнему исполнителю по итогам конкурса была передана организация питания в 7 больницах Мичуринска (около 900 пациентов). А в 2015 г. эта же компания получила госконтракт на организацию питания в 14 больницах Тамбова (почти 4 тыс. пациентов). Сотрудничество оказалось выгодным.
Во-первых, стоимость трех-четырехразового лечебного питания составляет 138 руб. (в Мичуринске) и 150 руб. в сутки (в Тамбове) - это нормативы на одно койко-место. В то же время соблюдаются все требования к качеству готовых блюд: кроме диеты общего стола, в меню включены специализированные диеты (например, для диабетиков).
Во-вторых, чтобы обеспечить полноценное лечебное питание, компания-аутсорсер вложилась в приобретение современного оборудования (в частности, закупила конвектомат, позволяющий готовить на пару), а региональный бюджет избежал таких затрат. На капитальный ремонт пищеблока одной лишь областной больницы, замену в нем оборудования потребовалось бы около 25 млн руб., а таких учреждений много.
Экономия возникла и в части использования трудовых ресурсов учреждений (работников пищеблока, специалистов, которые обеспечивали сопровождение госконтрактов на поставку продуктов питания, а также контролировали качество поступающих продуктов). Теперь учреждения сохранили за собой лишь функцию контроля качества готовых блюд.
Другая функция, которую государственные и муниципальные учреждения стали передавать на аутсорсинг, - содержание котельных. Сейчас эти объекты оснащены технологически сложным оборудованием и учреждения не всегда располагают специалистами, которые способны квалифицированно обслужить такую технику. Еще три года назад учреждения начали заключать со специализированными организациями договоры на обслуживание котельных, сегодня этот процесс продолжается.
А вот по техническому обслуживанию зданий еще только предстоит найти внешних исполнителей, поскольку здесь возникают некоторые сложности. Домоуправляющие компании либо не готовы оказывать такую услугу (обслуживание общественного здания все-таки отличается от обслуживания жилого дома), либо заявляют высокую стоимость, которая стала бы слишком большой нагрузкой на региональный бюджет.

Развитие приносящей доход деятельности

Следующая антикризисная мера - развитие внебюджетной деятельности учреждений - нацелена как на повышение удовлетворенности населения, так и на привлечение учреждениями дополнительных доходов, которые впоследствии направляются на оплату труда и укрепление материально-технической базы. Однако одновременно со стимулированием платной деятельности учреждений необходимо проводить разъяснительную работу среди граждан, чтобы сориентировать их, какие услуги гарантированы государством и предоставляются бесплатно, а за какие взимается плата.
Органы исполнительной власти региона, координирующие ту или иную отрасль социальной сферы, сформировали перечни направлений, по которым подведомственные учреждения могут оказывать услуги на платной или частично платной основе. Эти перечни доведены до учреждений и учитываются ими при ведении приносящей доход деятельности. Один из примеров - услуги репетитора в общеобразовательной школе. Эти услуги хорошо востребованы населением: частные лица предоставляют их во всех регионах страны, в связи с чем даже высказывалось предложение создать механизм упрощенного входа репетиторов на рынок платных образовательных услуг и тем самым вовлечь их в экономику.
Сегодня мы постепенно вводим услугу репетиторства в школах, хотя процесс идет нелегко. При этом четко определяется, что репетиторство не относится к бесплатным услугам общего или дополнительного образования. Родители обучающихся, заинтересованные в данной платной услуге, и учителя, выступающие в роли репетитора, понимают, что это договорные обязательства: первые знают, за что платят, а вторые должны обеспечить достижение учеником некоего результата.
Также органы власти формируют учреждениям планы по внебюджетным доходам, однако в разных отраслях точность подобного планирования неодинакова. Например, если стоматологическая поликлиника предоставляет услугу зубопротезирования (для основных категорий граждан она платная) и объемы предоставления сохраняются из года в год, план по внебюджетным доходам будет соответствовать возможностям учреждения и оно этот план выполнит. Однако в других сферах сформировать точный план не всегда можно (вероятность того, что учреждение не достигнет заданных значений, достаточно высока). Но на такой случай существует субсидия, позволяющая обеспечить полноценное функционирование учреждения.
Отметим, что регулирование внебюджетной деятельности учреждений проявляется и в согласовании с органом, осуществляющим полномочия учредителя, стоимости платных услуг и направлений расходования заработанных средств - ведь они должны тратиться на ведение уставной деятельности. В результате и орган власти, и само учреждение понимают, какая часть внебюджетных средств пойдет на оплату труда персонала, какая - на текущее содержание и развитие учреждения, а какая - на уплату налогов.

Экономить ради развития

Оптимизационные меры в отношении государственных и муниципальных учреждений в Тамбовской области реализуются не первый год: работа по одним направлениям практически завершена, а по другим только начинается. Тем не менее весь комплекс мер подчинен стратегической задаче - экономить на организации процесса предоставления услуг, при этом не потеряв ни в их доступности, ни в качестве, а сэкономленные средства вкладывать в развитие самих учреждений и экономики региона.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

15 ноября 2016 г.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования рентных отношений"

Законопроект разработан во исполнение подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента  Российской Федерации В.В. Путина от 9 сентября 2014 г. № Пр-2159 относительно совершенствования правового регулирования рентных отношений и разработки механизмов государственного контроля в этой сфере в целях защиты прав граждан пожилого возраста.




3 ноября 2016 г.
Проект Федерального закона № 18549-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и КоАП РФ"

Законопроектом предлагается изменить положения Федерального закона "О рекламе", содержащие требования к порядку распространения наружной рекламы, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере наружной рекламы.




21 октября 2016 г.
Проект Федерального закона № 11300-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"

Законопроектом предлагается принять дополнительные меры ответственности и ужесточить санкции за нарушение правил продажи алкоголя и торговлю контрафактом. Для этого в качестве отдельного состава выделяется продажа алкоголя с 23 часов до 8 часов по местному времени. 




11 октября 2016 г.
Проект федерального закона № 3171-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Законопроект подготовлен в целях оптимизации деятельности по снятию ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации. Им предусматривается закрепление организационно-правового механизма, позволяющего ускорить процедуру принятия решения о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.




4 октября 2016 г.
Проект федерального закона № 1186370-6 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Данный законопроект вносится в целях увеличения эффективности и результативности осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предлагаемые законопроектом изменения обеспечат своевременность и оперативность процедуры закупок для подготовки к проведению соревнований.



В центре внимания:


Дискуссионные аспекты установления денежных обязанностей по сборам (Омелехина Н.В.)

Дата размещения статьи: 18.11.2016

подробнее>>

Конфликт принципа свободы договора и принципа обеспечения конкуренции (Гапанович А.В.)

Дата размещения статьи: 18.11.2016

подробнее>>

Свобода договора и ее ограничение в лицензионных соглашениях с участием предпринимателей (Рахматулина Р.Ш.)

Дата размещения статьи: 18.11.2016

подробнее>>

О допустимости компенсации нематериального вреда юридическим лицам в свете запрета для них компенсации морального вреда в Российской Федерации (Гаврилов Е.В.)

Дата размещения статьи: 18.11.2016

подробнее>>

Эволюция регулирования управляющих организаций: некоторые замечания для реформы корпоративного права в России (Горбунов Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 18.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта