Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Оценка эффективности СВК российских организаций в условиях кризисных экономических явлений и вступления России в ВТО (Рожнова О.В.)

Оценка эффективности СВК российских организаций в условиях кризисных экономических явлений и вступления России в ВТО (Рожнова О.В.)

Дата размещения статьи: 17.11.2015

Раскрываются проблемы, связанные с повышением эффективности системы внутреннего контроля для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий в условиях экономического кризиса и вступления России в ВТО, предлагаются некоторые решения по повышению уровня эффективности СВК (в том числе за счет формирования более качественной финансовой и управленческой отчетности) и оценке этого уровня, а также дальнейшему развитию СВК.

 

Введение 

Современная ситуация, характеризующаяся повышенной энтропией, волатильностью рынков, политической турбулентностью и одновременно продолжающейся глобализацией, требует от экономических субъектов принятия всех возможных мер для продолжения деятельности и повышения ее результативности. Для этого предприятия должны использовать самые последние достижения науки, передовые информационные технологии, опыт лидеров. Система внутреннего контроля (СВК) является одним из таких современных инструментов, уже опробованным многими западными компаниями. Вступление России в ВТО, создавая "реальные возможности перестройки структуры экспорта на ближайшие годы, связанные с улучшением доступа на внешние рынки" [1, с. 65], в то же время расширяет конкурентное поле для российских компаний и, соответственно, также требует от них использования всего производственного, управленческого и финансового арсенала, которым пользуются их западные конкуренты. В нашей стране СВК уже применяется целым рядом предприятий и внедряется на других, имеются законодательные, методологические и методические разработки по ее организации, учеными рекомендуются различные способы ее построения и оценки эффективности, практическим опытом делятся менеджеры предприятий, на которых она уже используется. Тем не менее многие проблемы, связанные с работой СВК, остаются невыясненными, возникают новые, поэтому СВК, позволяющая предприятиям противостоять вызовам времени, продолжает находиться в центре внимания и требует продолжения ее разностороннего изучения.

 

Актуальные задачи СВК и требования к ней 

Система внутреннего контроля (СВК) российского экономического субъекта, являясь формой "страхования деятельности менеджеров" [2, с. 37], призвана обеспечить повышение эффективности его работы и конкурентоспособности в условиях обострения кризисных явлений в экономике, совпавших с вступлением России в ВТО. Очевидно, что работа предприятий в ситуации, характеризующейся одновременно и санкциями, и экономическим кризисом, и применением норм ВТО, должна, с одной стороны, повысить значимость для российских экономических субъектов СВК, а с другой - потребовать ее соответствующей настройки. Как правило, к задачам СВК относят:

- управление рисками полного (или частичного) недостижения результатов выполнения бизнес-модели, стратегии, планов (компании; отдельных бизнес-процессов);

- оперативное выявление и устранение различных отклонений от принятой бизнес-модели, регламентов, планов, нормативов, ошибок, а также невыполнения работниками установленных должностных обязанностей;

- повышение эффективности работы предприятия путем принятия менеджментом и реализации всеми сотрудниками решений на основе достоверной и своевременной информации.

Отметим, что в научной литературе задачи СВК формулируются и с иной степенью детализации; например, А.М. Головач приводит следующий ряд основных задач:

- "документирование ключевых существующих и новых бизнес-процессов, оценка рисков и внедрение процедур внутреннего контроля;

- разработка предложений по оптимизации бизнес-процессов и документооборота, рекомендации по снижению рисков и негативных эффектов их воздействия;

- мониторинг эффективности внедренных процедур внутреннего контроля на периодической основе;

- взаимодействие с подразделениями организации по вопросам выстраивания системы внутреннего контроля" [3, с. 34].

На наш взгляд, в сложившейся ситуации к задачам СВК следует также отнести:

- выявление областей, в которых контроль не может достигнуть требуемых результатов, он, по сути, бесполезен, соответственно, это сигнал для кардинальных изменений в деятельности, управлении, бизнес-модели компании;

- установление областей, для которых требуются инновационные решения в СВК;

- разработку инноваций непосредственно в СВК.

Свои требования к СВК устанавливают различные организации, среди них в зависимости от особенностей компании (ее вида, формы организации, статуса, страновой принадлежности и т.п.) следует выделить:

- регулятора (законодательство);

- соответствующие стандарты;

- фондовые биржи;

- негосударственные профессиональные организации.

В отношении требований законодательства примером могут служить требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Актуальность данного Федерального закона в условиях всеобщей нестабильности и его важность для СВК отметила Г.В. Кулинина: согласно п. 2 ст. 7 данного Закона "организации, в том числе кредитные, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые, лизинговые, а также предоставляющие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (и другие, определенные данным Законом), обязаны разработать правила внутреннего контроля (далее - ПВК) в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, реализовывать эти правила" [4, с. 30].

В области разработки стандартов СВК уже накоплен достаточный мировой опыт. Например, компаниям, зарегистрированным на рынках США или канадских рынках капитала, необходимо использовать SarbanesOxleyAct (SOX 404) или National instruments (NI 52-109 Certification of disclosureinissuers) для того, чтобы осветить, каким образом осуществляется управление компанией, как оценивается СВК работа руководства. Широкое распространение получили стандарты рабочей группы COSO (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission). Пример негосударственных профессиональных организаций - Институт внутренних аудиторов США.

 

Элементы СВК и роль в ней учетной системы 

На конкретных предприятиях СВК могут строиться различным образом. С учетом современных подходов к архитектонике управления на предприятиях все более очевидной стала целесообразность использования процессного подхода к организации СВК. В связи с этим российским предприятиям, столкнувшимся с острой необходимостью решения задачи повышения конкурентоспособности в современных условиях (вступление России в ВТО, кризисные явления в экономике страны, нестабильность мировой экономической и политической ситуации), рекомендуется выстраивать СВК по трем основным направлениям:

- контроль за управлением компанией в целом (действиями руководства компании, стратегией управления);

- контроль за бизнес-процессами;

- контроль за коммуникациями.

Учетная система предприятия присутствует во всех трех направлениях СВК. Отметим, что в третьем направлении значительное место занимает процесс учета и формирования финансовой отчетности, так как именно посредством финансовой отчетности осуществляется распространение информации о компании во внешнем мире и в условиях рыночной экономики именно данная отчетность служит средством коммуникации с инвесторами, кредиторами и другими заинтересованными лицами, "любое предприятие должно построить систему интерактивного взаимодействия с пользователями своей отчетности" [5, с. 88]. При помощи учетной информации, финансовой и управленческой осуществляются коммуникации внутри предприятия.

К особенностям учетной системы следует отнести также и то, что она может рассматриваться в нескольких ипостасях, таких как:

- способ (инструмент) коммуникаций компании;

- один из бизнес-процессов (процесс формирования информации, который также подлежит контролю);

- элемент СВК (т.е. элемент, обеспечивающий СВК необходимой информацией).

Существуют разные подходы к выделению элементов СВК. Например, выделяют только три основных взаимосвязанных элемента:

- контрольную среду (внутренние обстоятельства и условия функционирования компании, обусловленные правилами ее управления, характером деятельности и бизнес-процессов, корпоративной этикой, миссией и стратегией; риски, присущие экономическому субъекту, его бизнес-процессам и т.п.);

- учетную систему (систему подготовки управленческой и финансовой отчетности);

- контрольные процедуры (комплекс мероприятий для выявления и предупреждения различных негативных действий при управлении компанией, разработке и реализации ее стратегии, непосредственном осуществлении бизнес-процессов).

В стандартах COSO предложена пятикомпонентная структура СВК: контрольная среда; оценка рисков; контрольные процедуры; информация и коммуникация; мониторинг СВК.

В 2013 г. Минфином был опубликован документ <1>, в котором основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта также были названы пять составляющих, а именно: контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникация, оценка внутреннего контроля.

--------------------------------

<1> Информация N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru. 

Как уже подчеркивалось, учетная система имеет большое значение для СВК. При работе в рамках ВТО российские предприятия вынуждены конкурировать с западными компаниями и в области финансовой отчетности. Соответственно, отчетность национальных предприятий должна отвечать следующим требованиям:

- финансовая отчетность готовится согласно общепризнанным стандартам (МСФО, ОПБУ США);

- процесс формирования отчетности должен быть организован эффективно;

- при составлении отчетности ориентиром должно быть встраивание финансовой отчетности в интегрированную отчетность;

- сроки представления отчетности должны быть минимизированы;

- отчетность должна иметь высокое качество (положительное аудиторское заключение);

- система управленческого учета должна обеспечивать руководство информацией, позволяющей осуществлять эффективное управление компанией в целом и отдельными бизнес-процессами.

Хотя учетная система играет важную роль в СВК, Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 04.11.2014), как отмечает Е.В. Мальцева, "не предусмотрены какие-либо рекомендации по осуществлению внутреннего контроля, а следовательно, остаются неясными следующие положения: каким образом должно подтверждаться осуществление внутреннего контроля для целей выполнения требований Закона N 402-ФЗ; какие документы и в каком объеме должны составляться для выполнения требований Закона N 402-ФЗ; как подтвердить, насколько система внутреннего контроля является созданной и действующей, относительно каких стандартов" [6, с. 45].

Для описания состава контрольных процедур обычно используются следующие параметры: цель контроля, виды контроля, способ его осуществления. Общей целью контрольных действий (в том числе и в учетной системе) может быть либо выявление ошибок (отклонений), либо их предупреждение. В качестве приемлемых процедур внутреннего контроля могут использоваться: документальное оформление; подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям; санкционирование (авторизация) хозяйственных операций; сверка данных; разграничение полномочий и ротация обязанностей; физический контроль, в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация объектов; надзор; процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами <1>. Осуществляться контрольные процедуры могут либо вручную, либо автоматизированно.

--------------------------------

<1> Информация N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru. 

Для построения СВК необходимо установление степени риска искажения данных по разделам (областям) учетного информационного поля. Для этого необходимо не только знание правил учета, но понимание того, каким образом в учетной системе найдет информационное отражение тот или иной бизнес-процесс.

 

Эффективность СВК 

Наиболее актуальным вопросом функционирования СВК является вопрос ее эффективности. В условиях кризисных экономических явлений, вступления в ВТО вопрос эффективности СВК, направленной на снижение рисков предприятия, повышение его конкурентоспособности, выходит на первый план. Оценка эффективности СВК, отвечающей современным требованиям бизнес-сообщества, - достаточно сложная задача. По мнению О.Б. Иванова и Т.В. Лавровой, "тотальный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью компании, который хотелось бы иметь, в современных условиях невозможен" [7, с. 63]. Однако, как далее отмечают авторы, выстраивать интегрированную риск-ориентированную систему внутреннего контроля необходимо, а для подтверждения ее надежности и оценки ее эффективности следует использовать внутренний аудит.

Анализируя роль внешнего аудита, нельзя не напомнить о точке зрения Т.В. Каковкиной, считающей, что анализ СВК аудируемого лица делается внешним аудитором для оценки риска существенного искажения отчетности, при этом изучение СВК в ходе внешнего аудита осуществляется аудитором для выбора соответствующих аудиторских процедур, но не для выражения мнения об эффективности СВК: "Однако изучение СВК в ходе аудита - не самоцель. ФСАД 1/2010 определяет, что изучение СВК проводится аудитором с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности данной системы" [8, с. 6]. Однако, на наш взгляд, постепенный переход к интегрированной отчетности может изменить данную ситуацию.

Полагаем, что в условиях перехода к интегрированной отчетности произойдет следующее:

- возникнет необходимость контроля за нефинансовыми показателями;

- это потребует новых контрольных действий, инновационных изменений старых для обеспечения должного уровня контроля;

- анализ эффективности СВК должен также перейти на новый уровень, осуществляющая его служба внутреннего аудита должна разработать новые критерии оценки эффективности СВК;

- пользователям интегрированной отчетности должно быть представлено аудиторское заключение (внешнего аудитора); чтобы высказать свое мнение о достоверности представленной в интегрированной отчетности информации, внешний аудитор должен оценить как службу внутреннего аудита, так и СВК.

В настоящее время, как правило, СВК считается эффективной, если:

- контрольная среда во всех бизнес-процессах прозрачна;

- контрольные процедуры работают согласно заданным требованиям;

- контроль производится регулярно;

- имеются доказательства совершения каждой контрольной процедуры соответствующим исполнителем;

- проводятся регламентированные процедуры мониторинга недостатков контрольных действий, разрабатываются и проводятся мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Разработку СВК и ее оценку принято начинать с анализа контрольной среды (в том числе бизнес-процессов). Предварительно целесообразно провести анализ внешних условий контрольной среды (пример такого анализа см. [6]). Анализ бизнес-процессов должен позволить выделить среди них ключевые для деятельности компании (при этом анализ бизнес-процессов должен проходить с учетом анализа миссии и стратегии компании). Стандартный набор бизнес-процессов включает в себя бизнес-процессы: финансирование деятельности и расчетов, разработку и модификацию продуктов, продвижение и продажу продуктов, производство продуктов, материально-техническое обеспечение, воспроизводство трудовых ресурсов и др. В каждом бизнес-процессе необходимо выделить значительные операции и составить список бизнес-процессов с указанием формирующих его операций (табл. 1). 

Таблица 1 

Макет оформления описания бизнес-процессов 

Наименование бизнес-процесса

Ответственный за результат выполнения процесса

Регламенты бизнес-процесса

Операции

наименование

ответственный за результат операции

 

 

 

 

 

 

Каждый бизнес-процесс участвует в создании контрольной среды, и для его контроля необходимо иметь о нем полную информацию. Сбор информации о каждом бизнес-процессе осуществляется учетной системой. Целесообразно, чтобы по каждому бизнес-процессу были созданы регламенты, устанавливающие порядок изменения регламентов, ответственность и права сотрудников, перечень контрольных процедур, порядок и периодичность их выполнения и другие существенные характеристики функционирования бизнес-процессов. Для бизнес-процесса "внутренние коммуникации" полагаем уместным установить такие регламенты, как документооборот, общие правила коммуникаций, порядок телефонных коммуникаций, порядок очных коммуникаций, положение о транспарентности (организовать центр транспарентности на предприятии, который должен "участвовать в формировании политики транспарентизации отчетности предприятия, а также разрабатывать и контролировать методику формирования транспарентной отчетности" [9, с. 31]), правила конфиденциальности.

Фактический контроль осуществляется посредством выполнения контрольных процедур. При осуществлении контрольных процедур может применяться либо сплошной, либо выборочный способ. Допустимо использовать такие методы контроля, как самоконтроль и контроль по уровню подчиненности, независимый контроль. Для каждой контролируемой операции по каждому бизнес-процессу целесообразно составить карту внутреннего контроля, в которой указываются данные о лице, ответственном за выполнение каждой операции данного бизнес-процесса; периодичности выполнения операции; лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля, и/или контроля по уровню подчиненности, и/или независимого контроля; периодичности контрольных действий и т.п.

Для отражения выявленных недостатков/нарушений при исполнении операций бизнес-процессов и предлагаемых мер по их устранению могут использоваться соответствующие регистры СВК. Применительно к учетной системе контрольные процедуры должны минимизировать риски искажения информации в результате как непреднамеренных, так и преднамеренных ошибок (исходя из вероятности риска и существенности возможного искажения). Таким образом, наиболее существенный риск - это риск неполучения достоверной информации во всех существенных аспектах в финансовой (и в управленческой) отчетности. Соответственно, показателем оценки достоверности отчетной информации может выступать ее соответствие следующим характеристикам: полнота (отражения операций, процессов); проверяемость (наличие подтверждающих документов по всем операциям, процессам, в том числе оформленное должным образом профессиональное суждение); точность (экономическая, учетная и техническая правильность расчетов показателей); надежность стоимостных оценок (выбор и вычисление согласно учетным стандартам); экономическая природа (превалирование экономической сущности над юридической формой); рыночность (приоритет рыночного подхода при установлении учетной политики); прозрачность и прогнозность.

Обеспечение достоверности финансовой отчетности, в свою очередь, требует идентификации и анализа рисков, присущих бизнес-процессам. Каждый риск бизнес-процесса может влиять определенным образом на риск получения недостоверной информации, т.е. риск появления ошибки, который, в свою очередь, негативно воздействует на функционирование и эффективность как данного бизнес-процесса, так и других бизнес-процессов.

Риски бизнес-процессов определяются различными методами, в их числе метод интервьюирования сотрудников процесса, анализ документации бизнес-процесса, экспертный анализ. Составляется карта бизнес-процесса, в которой также указываются уже имеющиеся контрольные действия, применяемые в данном бизнес-процессе для минимизации рисков. Карта может составляться и на каждую значимую операцию бизнес-процесса.

Идентификация рисков состоит в установлении по каждой операции возможных событий, наступление которых отрицательным образом изменит ожидаемый результат операции. Такими могут быть, например, технически неправильное выполнение операции, несвоевременные действия в ходе выполнения операции, различные допущенные ошибки.

Каждый риск следует оценить по двум показателям - "вероятность" и "последствия". Первый показатель отражает ожидание наступления нежелательного для операции (бизнес-процесса) события, второй характеризует величину возможного убытка (ущерба, потери деловой репутации, потери клиентов, сотрудников, наложения санкций, штрафов) и снижения показателей результативности, ухудшения финансового положения.

Как правило, для каждого критерия устанавливается шкала уровней вероятности (последствий) риска, стандартно включающая не менее четырех позиций. Наиболее распространенный вариант шкалы по данному показателю: невероятный (от 0 до 20%), маловероятный (от 20 до 40%), средний (от 40 до 60%), вероятный (от 60 до 80%), высоко вероятный (от 80 до 100%) <1>. Шкала по второму показателю может включать три/четыре уровня, например низкий, средний, высокий. Пример идентификации рисков приведен в табл. 2.

--------------------------------

<1> Письмо Минфина России от 19.01.2015 N 02-11-05/932 <О направлении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита>. 

Таблица 2 

Идентификация обобщенного уровня рисков 

Уровень по показателю "Вероятность"

Уровень по показателю "Последствия"

Низкий

Средний

Высокий

Невероятный

Низкий

Низкий

Низкий

Маловероятный

Низкий

Низкий

Средний

Средний

Средний

Средний

Высокий

Вероятный

Средний

Высокий

Очень высокий

Высоко вероятный

Высокий

Высокий

Очень высокий

 

Для оценки вероятности рисков и их последствий необходимо выявить причины рисков, оценить сложившуюся внешнюю и внутреннюю ситуацию и сделать прогноз развития событий. Для анализа рисков может использоваться форма, приведенная в табл. 3.

 

Таблица 3 

Форма анализа риска 

Бизнес-процесс

Ответственный за результат выполнения бизнес-процесса

Учетный процесс

Ответственный за результат выполнения учетного процесса

Учетная операция

Ответственный за результат выполнения учетной операции

Вид риска

Причина риска

Уровень рисков

Последствия

Включить в карту ВК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты анализа рисков и контрольных действий обобщаются в матрице "Риск и контроль". Комплект документов по матрице включает обоснование уровней рисков, предложения по характеристикам применяемого к операции контрольного действия (указываются метод, вид, способ и периодичность контроля), предложения по воздействию на причины риска с целью их минимизации или устранения. Рассмотрим пример обоснования уровня риска и предложения по устранению причин его возникновения и выбору контрольных действий в отношении операции "признание и отражение выручки".

При отражении выручки по договору N... в феврале... года были выявлены ошибки в документах, представленных для формирования критериев ее признания. Сумма выручки и возникающая в результате ее признания величина прибыли существенны. Считаем, что уровень риска по показателю "Вероятность" - средний. Уровень риска по показателю "Последствия" - высокий. Операция включается в карту внутреннего контроля с обобщенным уровнем риска "высокий".

Контрольные действия, которые должен осуществить ответственный за результат по операции "признание и отражение выручки":

- сплошной контроль при получении документов, необходимых для признания выручки;

- сплошной самоконтроль при формировании суждения о моменте признания выручки.

Контрольные действия, которые должен осуществить ответственный за результат по учетному процессу, к которому относится операция "признание и отражение выручки", - выборочный контроль (по подчиненности) в части представляемых ответственным (за результат по учетной операции) документов не реже одного раза в неделю.

Контрольные действия, которые должен осуществить ответственный за результат по бизнес-процессу (в котором генерировалась выручка):

- контроль (по подчиненности) правильности информации, используемой для формирования документов, необходимых для признания выручки;

- контроль (по подчиненности) правильности заполнения документов, необходимых для признания выручки.

Для устранения причин рисков необходимо усилить работу:

- с учетными работниками по повышению качества проверки поступаемой информации, необходимой для признания выручки;

- с работниками бизнес-процесса по повышению качества содержания и своевременности представления документов, необходимых учетным работникам для признания выручки.

Оформление установленных контрольных действий представлено в табл. 4.

 

Таблица 4 

Карта ВК учетного процесса 

Учетный процесс

Ответственный за результат по учетному процессу

Учетная операция

Ответственный за результат по учетной операции

Периодичность выполнения операции

Ответственное лицо, осуществляющее контрольное действие

Характеристики контрольного действия

Наименование

Код

Метод контрольного действия

Контрольное действие

Вид/Способ контрольного действия

Периодичность/Срок выполнения контрольного действия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Формирование отдельной отчетности

...

Признание выручки

...

...

Один раз в 2 - 3 дня

Ответственный за результат по учетной операции

Контроль по подчиненности, самоконтроль

Проверка содержания полученных документов. Проверка правильности вынесенного профессионального суждения

Сплошной

По мере поступления информации от бизнес-процесса/20 - 80 минут

Ответственный за результат по учетному процессу

Контроль по подчиненности

Проверка правильности содержания документов

Выборочный

Не реже 1 раза в неделю/20 - 30 минут

 

Риски представления недостоверной финансовой отчетности следует отнести к наиболее существенным, общим для многих предприятий рискам, связанным с работой в условиях присоединения к ВТО. Дальнейший контроль проводится на основе постоянно актуализируемой матрицы "Риск и контроль".

Любая актуализация в СВК требует ее постоянного мониторинга для своевременного выявления отклонений и оценки эффективности ее работы.

Наиболее распространенными мероприятиями по совершенствованию контрольных процедур и увеличению эффективности СВК являются следующие:

- обеспечивающие применение эффективных автоматических контрольных действий по отдельным операциям и/или ликвидирующие недоработки в используемых прикладных программных средствах автоматизации контрольных действий и неэффективные автоматические контрольные действия;

- изменяющие содержание карт контроля для повышения способности контрольных процедур уменьшать имеющиеся риски;

- уточняющие права доступа к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем и регламент взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

- вносящие изменения в учетную политику;

- уточняющие права по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также права доступа к записям в регистры учета;

- устраняющие конфликт интересов проверяемых и проверяющих, менеджеров и исполнителей;

- применяемые в отношении виновных должностных лиц по результатам контрольных процедур;

- позволяющие осуществлять эффективную кадровую политику;

- позволяющие обеспечивать применение эффективных автоматических контрольных действий по отдельным операциям;

- уменьшающие или ликвидирующие недостатки используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий;

- исключающие неэффективные автоматические контрольные действия;

- увеличивающие способности процедур внутреннего контроля снижать имеющиеся риски.

Для обеспечения эффективной работы СВК требуется разработать и использовать внутренние документы, в которых фиксируется выполнение контрольных процедур. Например, могут использоваться проверочные отчеты. Проверочный отчет содержит контрольные вопросы и ответы на них, позволяющие оценить ход и итог выполнения установленных в СВК контрольных процедур. Проверочный отчет должен быть заверен и исполнителем контрольного действия, и проверяющим.

Результаты контрольных действий должны быть отражены в итоговом документе "Результаты внутреннего контроля" (табл. 5).

 

Таблица 5 

Результаты внутреннего контроля 

Дата

Наименование учетной операции

Код контрольного действия

Ответственный за выполнение учетной операции

Лицо, проводящее контрольное действие

Характеристики контрольного действия

Результаты контрольного действия

Причины возникновения ошибок

Необходимые мероприятия для ликвидации причин

Необходимые мероприятия для ликвидации последствий ошибок

Отметка о выполнении мероприятий по ликвидации причин ошибок

Отметка о выполнении мероприятий по ликвидации последствий ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для оценки эффективности работы СВК целесообразно готовить итоговый отчет внутреннего контроля, примерный вид которого приведен в табл. 6. 

Таблица 6 

Итоговый отчет внутреннего контроля 

Методы контроля

Количество контрольных действий

Количество выявленных недостатков (нарушений), допущенных

Сумма выявленных прибылей/ убытков, недоотраженных в отчетности в результате недостатков (нарушений)

Сумма ущерба, нанесенного выявленным недостатком (нарушением)

Сумма выявленной упущенной выгоды в результате допущенных недостатков (нарушений)

Количество мероприятий по устранению причин ошибок

Количество мероприятий по устранению последствий

Количество устраненных рисков в результате проведенных мероприятий по результатам контроля

руководителями компании (бизнес-процессов)

сотрудниками бизнес-процессов

сотрудниками учетной системы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль по подчиненности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратим внимание на то, что для заполнения колонки 11 все риски целесообразно делить на риски, которые могут быть устранены действиями предприятия, и те, которые предприятие не может устранить в принципе, т.е. никоим образом не может оказывать на них воздействие.

Соответственно, показателем эффективности СВК может считаться такой показатель, как удельный вес рисков (на которые предприятие может оказать влияние), устраненных после проведения мероприятий по результатам внутреннего контроля, в общем количестве рисков (на которые предприятие может оказать влияние). Многие риски по бизнес-процессам могут быть представлены в стоимостном выражении, для этого можно использовать ожидаемые суммы убытков или ожидаемые суммы потери прибылей (как среднее значение с учетом вероятности наступления события). Соответственно, в этом случае эффективность работы СВК можно охарактеризовать показателем "удельный вес рисков (на которые предприятие может оказать влияние) в стоимостном выражении, устраненных после проведения мероприятий по результатам внутреннего контроля, в общей сумме по рискам (на которые предприятие может оказать влияние) в стоимостном выражении".

Подобный отчет целесообразно формировать также в разрезе бизнес-процессов, при необходимости - в разрезе операций бизнес-процессов.

При установлении рисков, на которые предприятие не может влиять (неконтролируемых рисков или плохо контролируемых), для повышения эффективности СВК необходимо:

- попробовать изменить совокупность контрольных действий, вводить новые контрольные действия, улучшать старые;

- найти способы избежать данные риски, например путем окончательного отказа от соответствующей операции, передачи операции для выполнения другой компании, внесения модификаций в операцию, позволяющих избежать риски, перевести риски на другую операцию/другой бизнес-процесс, где их уровень снизится (станет несущественным).

Общая оценка эффективности СВК может проводиться через повышение эффективности работы компании в целом и через повышение эффективности каждой из операций, каждого бизнес-процесса, а также через повышение эффективности работы отдельных сотрудников. Предотвращение и выявление мошенничества, исключение случаев уплаты излишних налоговых платежей и штрафов способствуют победе в конкурентной борьбе, неизбежной в условиях ВТО. Показатели эффективности в общем виде принято определять, соотнося прибыль/выгоды с расходами. Отметим, что прямо определить прибыль/выгоды от внедрения и повышения эффективности СВК невозможно, однако анализ динамики основных показателей компании до и после внедрения (улучшения) СВК отражает эффективность этой системы.

Так как для эффективной работы СВК требуются не только соответствующие политике СВК регламенты (и все сопутствующие документы), утвержденные руководством, но и порядок утверждения регламентов и внесения в них изменений, возникает необходимость оценки эффективности изменений регламентов в СВК. Показателем эффективности изменений может служить динамика показателей эффективности СВК. Следует обратить внимание и на частоту внесения изменений, слишком редкие или слишком частые изменения не способствуют повышению эффективности СВК. В связи с этим отметим, что показателем эффективности СВК может считаться также показатель инноваций в СВК - количество инновационных контрольных действий и показатели динамики этого количества, а также суммы предотвращенных ожидаемых убытков на одну инновацию.

Оценка эффективности СВК может регулярно проводиться руководством компании, и периодически оценивать ее эффективность могут независимые эксперты.

На эффективность СВК влияет также выбор правильного сочетания превентивных и детективных контрольных действий, ручных и автоматизированных контрольных действий. В большинстве случаев наиболее эффективным является сочетание превентивных и автоматизированных контрольных действий. Соответственно, показателем эффективности СВК являются показатель соотношения превентивных и детективных контрольных действий и показатель соотношения ручных и автоматизированных контрольных действий.

 

Заключение 

Исследование эффективности СВК следует продолжить с учетом повышения энтропии в экономической, политической сферах, определенном кризисе цивилизации, который переживает практически весь мир. На наш взгляд, требуются более четкое структурирование и взаимодействие работы всех структур экономического субъекта, исключение дублирования и отказ от контроля за контролерами, контролирующими контрольные действия нижестоящих контролеров. Надеемся, что развитие СВК будет проходить в направлении более мягкого, "менее видимого" контроля, что будут найдены иные методы контроля, сводящие к минимуму "запасы информации", отчет ради отчета, затраты на контроль.

 

Литература

1. Кузьмин А.Ю. Сценарии макроэкономической динамики в условиях членства России в ВТО // Деньги и кредит. 2014. N 3. С. 59 - 65.
2. Юшкова С.Д. Система внутреннего контроля - механизм для снижения рисков // Аудиторские ведомости. 2011. N 2. С. 36 - 43.
3. Головач А.М. Внутренний контроль и внутренний аудит в организации: разграничение компетенции // Аудиторские ведомости. 2007. N 1. С. 33 - 39.
4. Кулинина Г.В. Аудит системы внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Аудиторские ведомости. 2014. N 3. С. 28 - 36.
5. Рожнова О.В. Интегрированные учетные коммуникации // Учет. Анализ. Аудит. 2014. N 1. С. 86 - 90.
6. Мальцева Е.В. Построение системы внутреннего контроля с учетом требований Федерального закона "О бухгалтерском учете" // Аудиторские ведомости. 2014. N 1. С. 43 - 51.
7. Иванов О.Б., Лаврова Т.В. Роль внутреннего аудита в обеспечении эффективного функционирования системы управления рисками компании // Аудиторские ведомости. 2014. N 10. С. 61 - 72.
8. Каковкина Т.В. Аудит и оценка системы внутреннего контроля // Аудиторские ведомости. 2011. N 9. С. 3 - 9.
9. Рожнова О.В., Игумнов В.М. Транспарентизация финансовой отчетности на предприятии // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2015. N 1. С. 30 - 34.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.