Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Федеральному закону от 28.11.2015 N 350-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (Сухов А.Б.)

Комментарий к Федеральному закону от 28.11.2015 N 350-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (Сухов А.Б.)

Дата размещения статьи: 17.01.2016

Депутаты обратили внимание на то, что законодательством о валютном регулировании и валютном контроле не предусмотрен эффективный механизм возврата размещенных за рубежом денежных средств резидентов РФ. В связи с этим они приняли Федеральный закон от 28.11.2015 N 350-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) единственным разрешенным способом возврата размещенных за рубежом денежных средств является их перевод на счет резидента в уполномоченный банк на территории РФ.
Но законодательство большинства иностранных государств позволяет зачислить денежные средства, полученные от продажи внешних ценных бумаг или в результате доверительного управления, только на счета клиента, открытые в банках на территории соответствующих государств. Таким образом, физические лица - резиденты, разместившие свои денежные средства в иностранных финансовых инструментах или передавшие их в доверительное управление управляющим-нерезидентам, вынуждены оставлять их в иностранных юрисдикциях. Иначе говоря, резиденты не могут вывести данные денежные средства в РФ без зачисления на счета, открытые в иностранных банках. Но это противоречит Закону о валютном регулировании, игнорирование его требований в таком случае является основанием для привлечения указанных лиц к административной ответственности, установленной для нарушителей ст. 15.25 КоАП РФ.
Теперь физические лица - резиденты смогут выполнять требования законодательства иностранного государства, то есть зачислять денежные средства, полученные в результате отчуждения внешних ценных бумаг либо доверительного управления, на свои счета, открытые в банках, расположенных на территории иностранного государства, а затем вывести их в РФ.
В п. 5.1 ст. 12 Закона о валютном контроле указывается, что на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
Здесь же перечислен ряд других случаев, когда на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов.
Из этого списка исключены денежные средства, выплачиваемые в виде грантов, но включены:
- денежные средства, полученные физическим лицом - резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, приведенный в п. 4 ст. 27.5-3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1>;
- денежные средства, выплачиваемые физическому лицу - резиденту в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему - нерезиденту.
--------------------------------
<1> Об этих денежных средствах говорится в абз. 6 пп. "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона N 350-ФЗ. Для данного абзаца установлены особые сроки вступления в силу, о чем сказано в конце комментария.

Для физических лиц - резидентов сделано еще одно послабление. Согласно п. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании резиденты, признаваемые таковыми в соответствии с данным Законом, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ <2> по согласованию с Банком России.
--------------------------------
<2> См. Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.

Здесь же указываются категории резидентов, для которых это правило необязательно. А для физических лиц - резидентов теперь будет установлен особый порядок, по всей вероятности, упрощенный. Но он сначала должен быть также утвержден Правительством РФ, а перед тем согласован с Банком России.
Уточнен также п. 10 ч. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании. Он предусматривает, что в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций. Теперь дополнительно сказано, что агенты валютного контроля могут запрашивать указанные документы и в том случае, если они оформлены и выданы банками, расположенными за пределами территории РФ.

К сведению. В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о валютном контроле агентами валютного контроля считаются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", таможенные органы и налоговые органы.

Внесены изменения и в КоАП РФ. Согласно п. 6 ст. 15.25 этого Кодекса административное наказание предусмотрено, в частности, за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.
Теперь уточнено, что и само непредставление или представление с нарушением определенного порядка указанных банковских документов будет являться отдельным нарушением, наказуемым в соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП, даже если сам отчет представлен по всем правилам.
Данной нормой в действующей редакции предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. Помимо упомянутого нарушения ею устанавливается наказание за:
- несоблюдение определенного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям;
- нарушение определенного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций;
- нарушение предусмотренных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Теперь дополнительно сказано, что на граждан за нарушение указанной статьи будет налагаться штраф в размере от 2000 до 3000 руб.
Аналогичные изменения (в части установления отдельной ответственности за непредставление подтверждающих банковских документов) внесены и в ч. 6.1 - 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ.
В эти части данной статьи введена и дополнительная ответственность для граждан, а именно:
- ч. 6.1 - от 300 до 500 руб.;
- ч. 6.2 - от 1000 до 1500 руб.;
- ч. 6.3 - от 2500 до 3000 руб.;
- ч. 6.4 - 10 000 руб.;
- ч. 6.5 - 20 000 руб.
Федеральный закон N 350-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 28.11.2015 и с этой даты в части изменений Закона о валютном регулировании вступил в силу, за исключением абз. 6 пп. "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона N 350-ФЗ, который будет применяться с 01.01.2018.
Изменения, которые внесены в КоАП РФ, вступают в силу с 01.01.2016.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.