Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Налоговые последствия изменения кадастровой стоимости земельного участка (Ермошина Е.Л.)

Налоговые последствия изменения кадастровой стоимости земельного участка (Ермошина Е.Л.)

Дата размещения статьи: 03.02.2016

Налоговая база по земельному налогу, в соответствии со ст. ст. 390, 391 НК РФ, определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом <1>.

--------------------------------
<1> Кадастровая стоимость может выступать и в качестве облагаемой базы по налогу на имущество для отдельных видов недвижимого имущества (например, административно-деловых и торговых центров) при наличии соответствующего закона субъекта РФ. Основание - ст. 378.2 НК РФ.

Нормы Земельного кодекса (в частности п. п. 2, 3 ст. 66) допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Если последняя оказалась меньше кадастровой, у организации появляется возможность уменьшить платежи по земельному налогу.
Как оспорить кадастровую стоимость? Каковы налоговые последствия ее уменьшения? С какого периода считать налог исходя из измененной кадастровой стоимости?

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости

Определение кадастровой стоимости дано в последнем абзаце ст. 3 Закона об оценочной деятельности <2>. Это стоимость, установленная в результате:
- проведения государственной кадастровой оценки;
- рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Согласно ст. 24.18 указанного Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими или физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или специальной комиссии <3>.
--------------------------------
<3> Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта РФ. В ее состав входят представители органа исполнительной власти субъекта РФ, органа кадастрового учета и предпринимательского сообщества, СРО оценщиков.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости;
- установление в отношении этого объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как правильно оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости, разъясняется в Постановлении Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 (далее - Постановление N 28). В п. 1 этого документа говорится, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии.
Отметим, что для юридических лиц обращение в комиссию является обязательным и относится к досудебному порядку урегулирования спора. О соблюдении этого порядка свидетельствуют решение комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок. Если заявление не было принято комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Что касается физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), для них обращение в комиссию с таким заявлением не обязательно (п. п. 9, 10 Постановления N 28).

Процедура досудебного порядка оспаривания кадастровой стоимости

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические и физические лица обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, к которому должны быть в том числе приложены следующие документы (ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности):
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается правообладателем;
- отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости;
- подготовленное экспертами СРО оценщиков положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение месяца с даты его поступления. Комиссия принимает решение:
- или об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
- или об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости в суде

Решения комиссии могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления следующих требований (п. 2 Постановления N 28):
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии.
Обратите внимание, что требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей (п. 5 Постановления N 28).
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (п. 6 Постановления N 28).
В п. 11 данного Постановления указан список документов, которые следует приложить к заявлению. Он идентичен тому, который прилагается при обращении в комиссию. Помимо справки о кадастровой стоимости и нотариально заверенной копии правоустанавливающего документа на объект недвижимости необходимыми документами являются отчет оценщика и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертами СРО оценщиков.
Обратите внимание, что отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости должен быть составлен на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта. Например, ВС РФ в Определении от 10.09.2015 N 11-АПГ15-24 отказал налогоплательщику в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Дело в том, что к заявлению был приложен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013. Вместе с тем определение такой стоимости по состоянию на названную дату не отражает действительную рыночную стоимость спорного земельного участка, поскольку он был поставлен на кадастровый учет 09.06.2014. Значит, в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2013, земельный участок включен быть не мог.

Обратите внимание! Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре такой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления N 28).

Налоговые последствия снижения кадастровой стоимости...

...в 2015 году

С 01.01.2015 п. 1 ст. 391 НК РФ был дополнен <4> абз. 6, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о новой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре такой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
--------------------------------
<4> Изменения внесены Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ.

Иными словами, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 г. и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой принято в 2015 г., то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2015 (см. Письма ФНС России от 14.04.2015 N БС-4-11/6355@, от 26.03.2015 N БС-4-11/4935@).
Отметим, что согласно ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Таким образом, если заявление подано в 2015 г., а решение комиссии или суда датировано 2016 г., измененная кадастровая стоимость будет применяться с 01.01.2015.

...в 2014 году

По поводу того, с какой даты для целей налогообложения будет применяться новая кадастровая стоимость, если ее изменение произошло в 2014 г., контролирующие органы давали разные комментарии.
В вышеупомянутых Письмах N N БС-4-11/6355@, БС-4-11/4935@ ФНС России отмечала, что если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в течение 2014 г. на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть с 01.01.2015.
Затем контролеры сменили точку зрения, и вот почему.
Абзац 6 п. 1 ст. 391 НК РФ был введен с 01.01.2015. При этом аналогичная норма была внесена и в ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности благодаря Федеральному закону N 225-ФЗ <5>, который вступил в силу 22.07.2014.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

При этом согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона N 225-ФЗ положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (устанавливающие порядок использования измененных по решению комиссии или суда сведений о кадастровой стоимости) подлежат применению к сведениям об указанной стоимости по итогам рассмотрения заявлений о ее пересмотре:
- поданных после 22.07.2014;
- поданных, но не рассмотренных комиссией или судом на 22.07.2014.
Применение этой нормы наглядно продемонстрировано в Письме Минфина России от 19.10.2015 N 03-05-04-02/59713, где дан ответ на частный запрос о возможности расчета земельного налога за 2014 г. исходя из измененной кадастровой стоимости по решению суда, которое вступило в силу в декабре 2014 г.
В Письме отмечено, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было подано организацией в суд до 22.07.2014, рассмотрено судом после этой даты и его положительное решение вступило в законную силу вместе с внесением измененной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости в декабре 2014 г., то для исчисления земельного налога за 2014 г. в качестве налоговой базы должна применяться измененная по решению суда кадастровая стоимость земельного участка.
Аналогичный подход можно найти в арбитражной практике - см., например, Постановление АС ЗСО от 06.11.2015 N Ф04-24931/2015 по делу N А27-9779/2015. Организация подала в арбитражный суд заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости 10.07.2014, которое было принято судом к производству 30.07.2014. На день вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ заявление не было рассмотрено судом (это случилось 11.09.2014), то есть подлежали применению положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности. Следовательно, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре, - с 01.01.2014.
Отметим, что судьи АС ЗСО в указанном Постановлении сослались на Письмо Минфина России от 06.07.2015 N 03-05-04-02/38796 <6>, где говорится, что обложение земельным налогом в 2014 г. должно осуществляться с учетом ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности.
--------------------------------
<6> Доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 15.07.2015 N БС-4-11/12494.

После анализа документов, перечисленных в этом разделе, возникает вопрос: если бы заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривалось в промежутке с 01.01.2014 до 22.07.2014, было бы правомерным применение измененной стоимости с 01.01.2014 или это можно сделать только с 01.01.2015?
Приведем еще один пример из арбитражной практики - Постановление АС ЦО от 15.10.2015 N Ф10-3390/2015 по делу N А64-7733/2014. Налоговая инспекция указывала, что решение суда об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной рыночной стоимости вступило в законную силу 29.02.2014, то есть до даты вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ (до 22.07.2014). Значит, считала инспекция, новая кадастровая стоимость для целей налогообложения может применяться только со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2015. Суды первых двух инстанций поддержали налоговиков, ссылаясь на сложившуюся на момент рассмотрения дела этими инстанциями арбитражную практику. Налогоплательщик обратился в кассационную инстанцию, которая отменила решения нижестоящих судов. Когда дело рассматривалось в АС ЦО, уже вышло Постановление N 28 и арбитры сослались на п. 28 этого документа, где говорится, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, если кадастровая стоимость была пересмотрена в 2014 г., но до 22.07.2014, а налоговики при этом запрещают пересчитать налог на имущество за 2014 г., исходя из новой кадастровой стоимости следует обращаться в суд, который обязан руководствоваться подходом, изложенным в Постановлении N 28.

...в 2013 году

В связи с тем что до 2015 г. норма, регулирующая порядок исчисления земельного налога в случае установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, отсутствовала, налогоплательщикам приходилось обращаться к судебной практике и разъяснениям контролирующих органов.
Так, в Письме ФНС России от 06.11.2015 N БС-4-11/19464 было отмечено: если судебный акт вступил в силу в декабре 2013 г., исчисление земельного налога исходя из новой кадастровой стоимости начинается с 01.01.2014. При этом в Письме есть ссылка на Определение КС РФ от 03.07.2014 N 1555-О, где говорится, что новая кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Удивляет тот факт, что данное Письмо датировано концом 2015 г., когда уже вышло Постановление N 28 и начала формироваться арбитражная практика, где судьи, согласовывая свои решения с этим Постановлением, применяют иной подход в отношении налоговой базы по земельному налогу 2013 г.
Например, в Постановлении АС ЦО от 26.10.2015 N Ф10-3378/2015 по делу N А64-6703/2014 рассматривалась следующая ситуация. Рыночная стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка была установлена решением суда от 10.01.2013. Орган кадастрового учета исполнил свою обязанность по внесению сведений о новой стоимости в кадастр с момента вступления решения суда в законную силу. Налогоплательщик рассчитал налог за 2013 г. исходя из новой стоимости.
По мнению налоговой инспекции, новые сведения не могут применяться при расчете налога за 2013 г., поскольку по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость спорных земельных участков не была изменена. Однако судьи АС ЦО признали решение налогового органа недействительным.
Аналогичный подход можно найти и в другом Постановлении АС ЦО - от 15.10.2015 N Ф10-4383/2014 по делу N А64-6911/2013 (несмотря на то что речь в нем идет о налоговой базе за 2012 г., вывод прежний - в каком году подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с 1 января того года применяется новая стоимость для целей налогообложения).
Причем в обоих Постановлениях арбитры ссылаются на п. 28 Постановления N 28: новая кадастровая стоимость, установленная судом, используется для исчисления налога за тот налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

* * *

Итак, если в 2013 г. налогоплательщик подавал заявление в суд или комиссию для установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной и заявление удовлетворили, он при расчете земельного налога за 2013 г. был вправе применять новую кадастровую стоимость. Если этот налогоплательщик начал применять измененную кадастровую стоимость только с 01.01.2014, он может подать уточненную декларацию за 2013 г. При возникновении возражений со стороны налоговой инспекции необходимо обратиться в суд.
Полагаем, что в суд следует обращаться и в случаях, если кадастровая стоимость была пересмотрена в 2014 г., но до 22.07.2014, а налоговики запрещают пересчитать налог на имущество за 2014 г. исходя из новой кадастровой стоимости.
Шансы на успех в обоих случаях велики - суды обязаны руководствоваться позицией Пленума ВС РФ, изложенной в Постановлении N 28, что подтверждают имеющиеся на сегодняшний момент примеры из арбитражной практики.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи