Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Налогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Налоговые льготы как элемент государственной политики в сфере налогообложения (Соловьев И.Н.)

Налоговые льготы как элемент государственной политики в сфере налогообложения (Соловьев И.Н.)

Дата размещения статьи: 06.02.2016

При наличии достаточно веских и, казалось бы, проверенных временем аргументов в пользу сокращения элементов льготирования в сфере налогообложения, тем не менее объем предоставляемых государством льгот до последнего времени постепенно рос: общий объем налоговых льгот и преференций в 2012 г. составил 5,5 трлн руб., в 2011 г. - 3,7 трлн руб., что в 1,8 раза больше, чем в 2010-м. В результате предоставления различного рода освобождений от уплаты налоговых и таможенных платежей в бюджетную систему в 2014 г. не поступило доходов на общую сумму 7 трлн руб., в том числе налоговых платежей на сумму 6,47 трлн руб., а также таможенных платежей на сумму 536,47 млрд руб.

Несмотря на то что доходы федерального бюджета в 2014 г. составили 14,50 трлн руб., что на 1,8% больше прогнозного годового объема, в сегодняшних условиях идет активный поиск путей сокращения бюджетного дефицита. При этом аналитики и эксперты признают, что федеральный бюджет располагает значительными резервами дополнительных поступлений. К примеру, одним из таких резервов является сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.

Бесспорно, льготирование в налоговой сфере является неотъемлемым элементом налоговой политики государства. В идеале его целеполагание находится в области достижения социального и экономического результата. По сути же, налоговая льгота - это не что иное, как индивидуального вида преференция, освобождение отдельно взятой категории налогоплательщиков от обязанности, которая есть у всех остальных. Все мы знаем, что она может быть представлена как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Ставит ли пользование льготой ее бенефициара в более выгодное положение по сравнению с остальными налогоплательщиками? Конечно же, да. Основной вопрос - это соотношение степени полезности деятельности получателя льготы с теми потерями, которые несет бюджет. История развития системы налогообложения в современной России свидетельствует о том, что первое исключительно редко превалировало над вторым, да и о балансе интересов говорить вряд ли приходится. Нет смысла повторять общеизвестные факты о том, кто сколько и за сколько ввез, вывез и кто сколько процентов за это получил.

Абсолютно очевидно, что наличие любой льготы по налогам вызывает повышенный интерес в целях использования ее механизмов для минимизации налогообложения или полного от него освобождения. Именно с зарождением и развитием налоговой системы России появились и налоговые льготы, которые в большом количестве предоставлялись, как правило, организациям, преследующим благородные цели: помощь инвалидам, безработным, ветеранам боевых действий, а также организациям, созданным с целью содействия развитию отечественного спорта, каких-либо отраслей промышленности, производства, науки, религии и т.д.

Однако практика показала, что это вызвало три негативные тенденции. Во-первых, подавляющее большинство организаций, в той или иной степени обладающих налоговыми льготами, использовали их для сокрытия прибыли от коммерческих сделок, которые подчас не соответствовали их уставам и льготируемому виду деятельности. Во-вторых, часто должностные лица льготных организаций использовали средства и имущество этих организаций в своих корыстных целях. В-третьих, организации, имеющие льготы, использовались другими фирмами в схемах по минимизации и уклонению от уплаты налогов.

Во многом благодаря складывающейся негативной практике государство при определении основных направлений налоговой политики стало постепенно отказываться от этого института в таком его виде. Так, с адресных льгот для конкретных юридических лиц или узкой категории налогоплательщиков стали переходить к общеэкономическим и социальным налоговым льготам, а также внешнеэкономическим льготам, направленным на стимулирование экспорта.

С развитием информационных технологий и аналитических служб появилась возможность в проведении мониторинга применения той или иной льготы, оценки ее эффективности и последствий применения. Тем не менее в действующем налоговом законодательстве по-прежнему четко не прописано ни само понятие льготы, ни тем более ее мониторинга.

На протяжении последних нескольких лет более пристально стали присматриваться к данному вопросу и в Счетной палате РФ. По итогам проведенного анализа было признано, что существование целого ряда налоговых льгот экономически неэффективно и неоправданно, при этом такие льготы зачастую не увязываются с конкретными действиями налогоплательщика, которые должны дать конкретный социально-экономический эффект. Впечатляют и цифры налоговых освобождений: сумма предоставленных льгот (преференций) по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России в 2014 г., составила 5,86 трлн руб., налогу на прибыль организаций - 179,46 млрд руб., налогу на добычу полезных ископаемых - 420,29 млрд руб., водному налогу - 1,22 млрд рублей. А все вместе - это практически половина федерального бюджета.

При этом, исходя из правовой природы налоговых льгот, государство при их предоставлении рассчитывает на некий стимулирующий эффект в той или иной области. К примеру, обычной практикой является предоставление послаблений хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в социально важных и востребованных отраслях: они получают льготы на время строительства производства и выхода на окупаемость. Но далеко не всегда оказывается так, что льготы приносят результаты и напрямую увязываются с социально полезной деятельностью. Отсутствие четко прописанных требований к льготополучателям позволяет заинтересованным компаниям получать экономию на налоге и при этом практически ничего на практике не вкладывать в социальную сферу.

Все это практически лежит на поверхности, поэтому вектор на корректировку налоговой политики в данной сфере был задан. Из предполагаемых мер по исправлению ситуации предлагалось обязать Минфин обосновывать предоставляемые налоговые льготы и преференции путем разработки методики мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, предусматривающей проведение расчетов по их бюджетной, социальной и экономической (целевой) эффективности. Ее цель - определение перспектив эффективности той или иной предлагаемой льготы. Понятно, что целесообразна и эффективна она может быть только на начальной стадии оценки налоговых преференций. Это не исключает проведения в дальнейшем более глубокого анализа с применением балльного метода - работа над данной методикой была поручена Минэкономразвития России.

Необходимость такой работы связана и с периодическим появлением идей по льготированию той или иной отрасли. Относительно недавно, в конце 2012 г., Минкульт заявил о планах добиться отмены налога на прибыль для театров, музеев, галерей, парков культуры и отдыха, зоопарков и библиотек. С этической точки зрения идея была, безусловно, благая. Но по самой льготе надо ведь считать, о какой сумме идет речь? И дело не в том, сколько выпадет из бюджета, хотя и это важно. Для принятия решения необходимо было бы сначала просчитать, сколько приобретут учреждения культуры и сколько потратит государство на администрирование этой льготы.

Предполагалось ведь, что прибыль в полном объеме останется у учреждения культуры, т.е. больше на сумму ранее уплачиваемого налога. Надо понимать, куда эти дополнительные средства могли бы пойти. Государство в данном случае не подарит деньги, а простимулирует их целевое расходование на уставные цели. Поскольку одна ситуация, если это пойдет на ремонт, реставрацию, пополнение фонда и т.д. И совсем другая - если на дорогое авто для руководства, загранкомандировки или ничем не мотивированные премии. Ведь льгота - категория стимулирующая, и стимулировать она может как хорошие идеи, так и не очень. Главное, чтобы палатка с шаурмой не стала учреждением культуры, или ресторан, где по вечерам играет живая музыка, не стал филармонией. Я немного утрирую, но мысль, думаю, понятна.

В то же время привлечение инвестиций в регионы, требующие дальнейшего освоения и развития, посредством предоставления льготы по налогу на прибыль может простимулировать более эффективную реализацию региональных инвестиционных проектов на данных территориях.

С учетом изложенного представляется необходимым при анализе целесообразности установления или сохранения налоговых льгот учитывать также и следующие моменты: механизм нормативно-правового регулирования; механизм самого льготирования, исключающий возможность злоупотреблений в целом и коррупционных проявлений в частности; механизм контроля за целевым расходованием, в том числе и со стороны общества.

Безусловно, упомянутое нами проведение мониторинга увеличит затраты контролирующих органов, однако оптимизация налоговых льгот, предполагающая отмену неэффективных льгот, должна привести к дополнительным поступлениям налогов и сборов в бюджетную систему.

В то же время все мы понимаем, что совсем без льгот обойтись очень и очень сложно. Есть отрасли, отдельные производственные сектора, научные разработки, которые без установления благоприятного налогового режима не смогут развиваться. В свою очередь, разумная налоговая политика в данной сфере может стимулировать рост, развитие данных отраслей, вывести их на новый уровень. Особенно это касается сферы высоких технологий, инновационных разработок. Поэтому в рамках своего выступления коснусь законопроекта, разработанного и внесенного на днях в Госдуму Правительством РФ.

Предполагается обнуление налога на прибыль для инвесторов высокотехнологичных компаний. Право на льготу можно будет получить после года владения акциями (сейчас налог обнуляется спустя пять лет с момента покупки ценных бумаг). Это актуальная мера, так как часто инновационные проекты, требующие частных инвестиций, рассчитаны на один - два года. Обнуление налога повысит привлекательность высокотехнологичной сферы для предпринимателей, а также выгодность вложений. Декларируется, что льгота будет временной - до 2022 года. Очевидно, авторы инициативы хотят посмотреть, насколько это будет эффективно работать, чтобы в дальнейшем принять решение. Если льготы будут работать удачно, то они будут продолжены. Возможная польза и государственные доходы от развития высокотехнологичных инновационных проектов будут значительно выше, чем возможные доходы от тех потенциальных налогов, которые могут от этих предприятий поступить.

Однако мы должны понимать, что, предоставляя льготу, надо решать вопросы в смежных отраслях, которые могут ненароком сделать льготу неэффективной. Посмотрим, как же была проведена предварительная оценка эффективности льготы.

Факторами, напрямую влияющими на ее эффективность, являются следующие: слабая защита интеллектуальной собственности, не отлаженная система судебных разбирательств по этим вопросам. Поэтому часто бывает так, что даже замечательные изобретения копируются, разворовываются и люди понимают, что смысла в это вкладываться нет. Инвесторы этого боятся. Вторая проблема - это сложность для начинающих компаний конкурировать с мировыми лидерами IT-рынка.

Кроме того, согласно законопроекту налоговые льготы будут распространяться только на тех инвесторов, которые вкладываются в публичные компании, а на текущий момент таких компаний, чьи акции можно купить и воспользоваться льготой, меньше 20. Издержки, которые компании должны нести для того, чтобы стать публичными и затем поддерживать свою публичность, выше, чем те преимущества, которые компания получает от статуса публичности. Поэтому туда никто и не спешит. Таким образом, сокращение срока минимального держания до года никакого существенного влияния не окажет до тех пор, пока на данном сегменте инвестиций и инноваций на Московской бирже не окажется хотя бы сотня или больше эмитентов.

Таким образом, мы видим важность глубокой проработки именно подготовительной стадии предоставления льготы, негативных и тормозящих факторов, того, как она будет воспринята и будет ли востребована.

Хорошо, что из нашего правового пространства стали уходить льготы, дающие возможность зарабатывать на них не только льготополучателю, но и широкому кругу заинтересованных лиц. Однако это не означает, что они должны постепенно сменяться льготами, имеющими декоративный характер, когда льгота принимается ради самой льготы.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.




11 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. 



В центре внимания:


Этапы проведения и порядок оформления результатов выездных налоговых проверок (Аминова А.И.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Белые пятна налога на прибыль (Селедцова Е.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>

Мертво ли правило о судебном взыскании налогов при переквалификации сделок (подп. 3 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ)? (Султанов А.Р.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

подробнее>>

О перспективах наднационального регулирования налоговых отношений в Евразийском экономическом союзе (Копина А.А.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Гражданско-правовая ответственность публичных субъектов за нарушения в сфере налогообложения (Кабанова И.Е.)

Дата размещения статьи: 23.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта