Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Право собственности: благо или бремя? (Понька В.Ф.)

Право собственности: благо или бремя? (Понька В.Ф.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

Гражданское право должно не только обеспечивать справедливость и добросовестность гражданских отношений, но и быть внутренне сбалансированным.
Обеспечение возможности любого субъекта гражданского права быть уверенным в том, что его контрагент будет добросовестным и справедливым, подчиняясь общим требованиям Гражданского кодекса РФ, а в случае отклонения от такой линии поведения - возможности защитить свои права и законные интересы в суде есть одна из основных задач действующего ГК РФ.

Естественно, что отстаивание своих прав в наибольшей степени относится к той части гражданских правоотношений, которые напрямую связаны с отношениями собственности. При этом нельзя относиться к праву собственности как к некоему абсолюту: есть еще и публичные интересы общества и государства. Поэтому, при определении правовых конструкций, регламентирующих отношения собственности, следует скрупулезно учитывать известный со времен римского права принцип "jus utendi et abutendi rei suae, quatenus juris ratio patitur" (право использовать вещь и управлять ею, насколько это допускает смысл права).

Статья 209 ГК РФ, которая определяет возможность для собственника вещи действовать в отношении ее любым образом, если это не противоречит закону и не нарушает права иных лиц, не предполагает, что собственник при этом должен еще нести и некую обязанность, непосредственным образом связанную с вещью. Эта обязанность - бремя собственника. Кстати, обязанность (бремя) содержания имущества, указанная в статье 210 ГК РФ, не является тождественной понятию бремени собственника.
По смыслу сложившихся правоотношений бремя собственника не закреплено формально в нормах гражданского права, а представляет собой имманентно присущее любому заботливому собственнику вещи естественное желание продлить временной период пользования имуществом. И в этом смысле можно говорить о внутреннем долге человека сохранить свое имущество в целости.
Факт признания объективных обязанностей собственника имущества по его сохранению и содержанию позволяет некоторым авторам утверждать, что бремя содержания вещи приобретает черты публичных обязательств, которые не могут носить характера частных обязанностей, т.е. обязанностей перед конкретным лицом <1>.
--------------------------------
<1> Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. М.: Статут, 2004.

Анализ норм российского права наводит на мысль о том, что бремя собственника как юридическая категория практически исключена из общего правового оборота и возникает в нормах права, только когда законодатель специально об этом позаботится.
Так, в частности, статьей 30 Жилищного кодекса РФ определена обязанность любого собственника жилого помещения обеспечивать его сохранность. Таким образом, законодатель говорит о том, что уже закреплено в статье 210 ГК РФ: собственник имущества должен нести бремя расходов по его содержанию. Конкретизируя эту обязанность, статья 30 ЖК РФ также закрепляет обязанность собственника жилого помещения поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В то же время законодатель определяет условия, при наличии которых собственник будет нести предусмотренную законом ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. В частности, статья 241 ГК РФ устанавливает ответственность собственника домашних животных, если последний не соблюдал как общие принципы гражданского права, так и общечеловеческие ценности. В таких случаях, если они установлены в предусмотренном порядке, собственник может быть лишен судом права на домашних животных путем принудительного выкупа.
Однако сама по себе установленная законом обязанность собственника нести бремя собственности является необходимым, но недостаточным условием ее исполнения собственником. Такая ситуация порождает последствия в виде увеличивающегося количества судебных дел, связанных с ненадлежащим обеспечением собственником его имущества <2>.
--------------------------------
<2> Вайпан В.А. Бремя содержания имущества собственником как юридическая обязанность // Предпринимательское право. 2014. N 2. С. 67 - 73.

Полагаем, что вновь включенный в действующий ГК РФ принцип добросовестности (п. 3 ст. 1 ГК РФ), обязывающий всех субъектов гражданского права не только действовать в соответствии с законом, но и воздерживаться от действий, нарушающих законные и договорные права и интересы контрагентов и третьих лиц, можно и нужно толковать расширительно. Представляется необходимым также законодательно усилить принцип добросовестности и ввести в качестве общего требования к собственнику его обязанность нести ответственность за содержание принадлежащего ему имущества в случаях, когда такое содержание затрагивает общественный, государственный или личный (частный интерес) как контрагентов собственника, так и третьих лиц, которые оказались в сфере действий или бездействия собственника имущества.
Отдельные государства не только внесли соответствующую норму о бремени собственника в гражданское законодательство, но и включили соответствующее положение в основной закон - конституцию. Например, в пункте 2 статьи 14 Конституции ФРГ установлено: "Собственность обязывает. Ее использование должно одновременно служить всеобщему благу". Схожее положение содержится в статье 42 Конституции Италии, гласящей: "Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и использования, а также ее пределы с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех" <3>.
--------------------------------
<3> Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 174, 389.

Полагаем, что этого опыта вполне достаточно для внесения аналогичных положений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Несомненно, при определении конкретных обязанностей собственника следует исходить из особенностей принадлежащего ему имущества и потенциально возможного вреда, который это имущество может причинить юридически значимым интересам личности, общества или государства. В то же время, как уже отмечено, сам факт наличия у собственника имущества должен ставить перед ним вопрос о необходимости соблюдения обозначенных выше интересов.
В действующий ГК РФ необходимо внести изменения, которые бы определяли причинно-следственную связь между наличием у собственника имущества и обязанностями, возникающими из факта его наличия. Это требуется для того, чтобы собственник не просто пользовался полномочиями, предоставленными ему действующим ГК РФ, но и стремился как минимум не нарушать права любых третьих лиц, например собственных соседей.
Некоторые авторы указывают, что собственник, в случае фактического отказа от исполнения обязанностей собственника, должен быть лишен титула собственника. Полагаем это излишним, поскольку такой результат вполне достижим с помощью мер гражданско-правовой ответственности, предусмотренных положениями действующего ГК РФ.
Установление не только прав, но и обязанностей собственника в целом должно стать продолжением действия норм статьи 55 Конституции РФ, а также общих принципов гражданского права, определенных в статье 1 ГК РФ. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., в частности статья 1 Протокола N 1 <4> к указанной Конвенции, устанавливает право государства всеми законными способами обеспечивать выполнение требований об обязанностях собственника и определяет возможность установления контроля за собственниками для обеспечения выполнения как общественных, так и частных интересов.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Формула "собственность - не только права, но и обязанности" (а значит, и бремя), установленная на законодательном уровне, будет способствовать обеспечению баланса интересов собственника и интересов третьих, частных или публичных, лиц.

Библиография

Андреев Ю.Н. Собственность и право собственности: цивилистические аспекты: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013.
Вайпан В.А. Бремя содержания имущества собственником как юридическая обязанность // Предпринимательское право. 2014. N 2.
Гражданско-правовые способы защиты права собственности на недвижимость: Науч.-практ. пособие по применению гражданского законодательства / Под общ. ред. В.Н. Соловьева; науч. ред. С.В. Потапенко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.
Вердиян Г.В. Добросовестность как общий принцип права: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2013.
Еремин С.Г. Современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью: Монография. М.: Юстицинформ, 2014.
Кирсанов А.Н. Государственно-частное партнерство как организационно-правовая модель в предпринимательской деятельности // "Гарант-Пресс", журнал "Законодательство". 2013. N 12.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи