Дата размещения статьи: 23.04.2016
Актуальность темы публикации продиктована влиянием охранной деятельности на решение приоритетной государственной задачи по возобновлению социально-экономического роста на основе базовых ценностей - свободы предпринимательства и частной собственности. Это обусловлено предпринимательским содержанием искомого вида деятельности, проявляющегося в действиях охранной организации по оказанию услуг, направленных на защиту объектов охраны от противоправных посягательств на основе возмездного договора. Вместе с тем эта деятельность лишь тогда будет носить правомерный характер, когда будет осуществляться на основании соответствующей лицензии.
Правовое регулирование охранной деятельности основано на доктрине современного гражданского права, согласно которой лицензия представляет собой средство государственного регулирования. Это средство применяется в гражданском обороте при помощи правовых способов дозволения и позитивных обязываний <1> и является элементом публично-правового регулирования, выполняющего положительную роль в гражданском праве <2>. По мнению М.А. Егоровой, выдача лицензии представляет собой публичную функцию государства, реализуемую путем деятельности органа исполнительной власти <3>.
--------------------------------
<1> Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 13.
<2> Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: история и современность. Кн. 1 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Егорова М.А. Обязательное саморегулирование как институт частного права // Предпринимательское право. 2014. N 4. С. 10 - 17.
В связи с этим необходимо аргументировать положение о том, что, несмотря на публичный характер лицензирования, оно не трансформирует предпринимательское содержание охранной деятельности в публичную охранную функцию государства. Иными словами, охранная деятельность остается разновидностью предпринимательства, но санкционированного государством и осуществляемого на основании выдачи соответствующей лицензии. В этом заключается цель настоящей публикации, для достижения которой нужно обосновать потребность в лицензировании охранной деятельности на современном этапе ее правового регулирования.
Необходимость лицензирования предпринимательской охранной деятельности обусловлена следующими факторами.
Во-первых, согласно Основному Закону государства признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина выступают основой конституционного строя России (ст. 2 Конституции РФ). Концептуальные положения гражданского законодательства свидетельствуют о том, что ограничения в оказании услуг устанавливаются только федеральным законом при наличии достаточных на то оснований. В результате сделанного анализа можно сделать вывод о том, что применительно к охранной деятельности к этим основаниям относится необходимость: 1) защиты конституционных основ; 2) защиты прав и интересов других (кроме участников охранной деятельности) лиц; 3) обеспечения обороны и безопасности страны; 4) защиты здоровья людей и обеспечения нравственности.
Отдельно следует выделить и воздействие охранной деятельности на обеспечение обороны государства. С одной стороны, это обусловлено влиянием рассматриваемого вида предпринимательства на соблюдение режима военного положения. С другой стороны, профессиональной подготовкой охранников, в результате которой они приобретают навыки применения тактических приемов защиты, владения огнестрельным оружием, специальным средствами и по этой причине могут представлять собой потенциальный мобилизационный резерв для обороны страны. Например, оказание услуг охраны в Республике Крым содействует укреплению обороны не только этого субъекта, но и всей России.
В настоящее время влияние зарубежной охранной деятельности (частных военных компаний) на оборону государства наблюдается в Украине. Эти компании в буквальном смысле участвуют в боевых действиях, зачастую оказывая влияние на их исход. В этом контексте лицензирование является сдерживающим фактором, исключающим участие российских охранных организаций в военных операциях.
Во-вторых, лицензирование охранной деятельности обусловлено гражданской правоспособностью охранных организаций, сущность которой заключается в оказании охранных услуг. Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность организации зависит от двух факторов: 1) целей деятельности, предусмотренных учредительными документами; 2) установленных законом видов деятельности, осуществление которых возможно лишь при наличии лицензии.
Как справедливо отмечал Г.Ф. Шершеневич, отдельные юридические лица могут действовать только "с разрешения органов... внутренних дел" <4>. В современной юридической литературе такая правоспособность именуется специальной <5>, наличие которой не сужает, а, напротив, приводит к "феномену расширения" объема правоспособности организации <6>. Это обусловлено тем, что наряду с общей правоспособностью юридического лица (способностью иметь обособленное имущество, быть истцом и ответчиком в суде, совершать сделки и др.) организация приобретает субъективные права и исполняет свои юридические обязанности в более широком диапазоне - оказывает охранные услуги, право на оказание которых отсутствует у юридических лиц, не имеющих лицензии.
--------------------------------
<4> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: СПАРК, 1995. С. 93.
<5> Гражданское право России. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. А.Я. Рыженкова. М.: Юрайт, 2014. С. 107.
<6> Егорова М.А. Прекращение обязательств вследствие прекращения действия правонаделительных актов // Право и экономика. 2011. N 1. С. 29 - 35.
В-третьих, использование в охранной деятельности огнестрельного оружия, специальных средств, технических средств охраны и иного подобного имущества создает повышенную опасность для окружающих лиц <7>. При этом неважно, каким из источников опасности (оружие и др.) может быть причинен вред жизни и здоровью людей, ущерб имуществу физических и юридических лиц. В этом случае важным является тот факт, что владелец такого источника (охранник) должен пройти специальную подготовку, обладать им на основании соответствующего разрешения (например, на право ношения огнестрельного оружия), что, в свою очередь, должно являться одним из условий получения лицензии на осуществление охранной деятельности для охранной организации.
--------------------------------
<7> Давтян-Давыдова Д.Н., Шаронов С.А. Теория и практика возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. С. 171 - 211.
Согласно ст. 2 Федерального закона 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензирование отдельных видов деятельности производится с целью предотвращения ущерба нематериальным и материальным благам граждан, юридических лиц и государства. Следовательно, признание охранной деятельности источником повышенной опасности является законным основанием для ее лицензирования.
В-четвертых, проведенный анализ свидетельствует о том, что надлежащее осуществление изучаемого вида предпринимательства становится возможным только при соблюдении принципов охранной деятельности. Одним из них является принцип возможности вмешательства государства в частноправовую сферу деятельности субъектов предпринимательства в установленных законом случаях, реализуемый посредством лицензирования. В противном случае охранная деятельность будет являться неправомерной, а достижение ее целей (защита объектов охраны и извлечение прибыли) станет невозможным.
В-пятых, современный процесс передачи государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц обусловлен необходимостью передачи части функций государства в области охраны отдельных видов нематериальных и материальных объектов гражданских прав субъектам частного права - охранным организациям. При этом государство вправе установить требования и условия, которым должен отвечать субъект предпринимательства <8>.
--------------------------------
<8> См.: Губин Е.П. Указ. соч. С. 13 - 14.
Таким образом, лицензия на осуществление охранной деятельности является санкционированным государственным средством в части реализации охранными организациями своего права на занятие предпринимательской деятельностью посредством оказания соответствующих видов услуг.
В-шестых, необходимость лицензирования охранной деятельности обусловлена и отсутствием механизма ее правового регулирования. Наличие пробелов и противоречий, отсутствие концептуального цивилистического подхода в определении ее содержания, принципов, функций, ее влияния на защиту нематериальных и материальных благ граждан подчеркивают объективную необходимость вмешательства государства. По мнению Е.П. Губина, в таком вмешательстве и заключается сущность государственного регулирования рыночных отношений <9>, которая в рассматриваемом случае реализуется посредством использования института лицензирования.
--------------------------------
<9> Там же. С. 17.
В-седьмых, объективность лицензирования охранной деятельности обусловлена и воздействием других средств ее правового регулирования - нормативного правового акта. Как подчеркивают судебные органы <10>, перечень лицензированных видов деятельности определяется законом.
--------------------------------
<10> Постановление Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
Обратим на эти акты более подробное внимание, начав анализ с Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). В этом акте термин "лицензирование" упоминается как: 1) элемент правоспособности юридического лица (ст. 49); 2) один из критериев, используемых при ликвидации организации (ч. 2 ст. 61); 3) элемент специальной правоспособности лица, использующего бездокументарные ценные бумаги (ч. 1 ст. 149); 4) элемент недействительности сделки организации, превышающий пределы ее правоспособности (ст. 173).
Согласно ст. 3 Закона о лицензировании публичный характер лицензирования проявляется в содержании деятельности компетентных (лицензирующих) органов. Эта публичность проявляется в следующих действиях: 1) предоставление, переоформление, продление срока действий лицензий; 2) контроль лицензирования; 3) влияние на динамику лицензирования, в том числе и на аннулирование этих разрешений; 4) создание и ведение реестра лицензий; 5) предоставление информации по вопросам лицензирования.
Однако, прежде чем анализировать "лицензионные" нормы другого закона - Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной охране), необходимо обратить внимание на динамику лицензирования частной охраны, имеющей проблемы на протяжении всего своего существования. Анализ этих проблем поможет установить реальное состояние лицензирования частной охраны и способствовать решению поставленных задач.
Термин "специальное разрешение (лицензия) органов внутренних дел" был закреплен в ст. 1 первоначальной редакции Закона о частной охране <11> и применялся к частным охранным предприятиям. На момент принятия Закона такая норма была вполне обоснованной и логичной, поскольку субъектом, оказывающим услуги частной охранной деятельности, выступало именно юридическое лицо. Однако в последующих нормах этого правового акта законодатель отступил от таких критериев и необоснованно обязал работников охранных организаций иметь индивидуальные лицензии. Например, в ст. 11 подчеркивалось, что руководители охранных предприятий и работники (охранники), "оказывающие услуги... обязаны получить лицензию в порядке, установленном для частных детективов" <12>. Кроме того, наличие у физического лица (гражданина) лицензии на оказание охранных услуг являлось одним из оснований для выдачи ему документа, подтверждающего полномочия частного охранника. Таким образом, частный охранник (работник охранной организации) становился субъектом предпринимательской деятельности, имеющим специальную правоспособность. Наличие указанного пробела не только привело к противоречию общих и специальных норм Закона (ст. 1 и ст. 11), но и повлекло за собой необоснованное изменение налогового законодательства и, как следствие этого, возможность применения мер административной ответственности к частным охранникам. Поскольку работник (частный охранник) был приравнен к индивидуальному предпринимателю, то на него возлагались обязанности по регистрации в налоговых органах в качестве субъекта предпринимательства, невыполнение которых влекло за собой применение мер административной ответственности. Это привело к необоснованному ограничению прав и свобод частных охранников и создало серьезные препятствия для реализации конституционного права работника на свободу труда <13>.
--------------------------------
<11> Российская газета. 1992. 30 апреля. N 100.
<12> Там же.
<13> Шестаков В.И. Лицензия: разрешение (право) на труд или на осуществление лицензируемого вида деятельности? // Закон и право. 2000. N 3. С. 25.
В настоящее время в связи с изменением законодательства о лицензировании, Закона о частной охране по истечении более чем десяти лет указанный пробел устранен, однако само его наличие позволяет свидетельствовать об отсутствии надлежащего исследования лицензирования охранной деятельности как средства ее правового регулирования.
Анализ Закона о частной охране позволяет классифицировать лицензионные нормы как нормы, связанные с: 1) правовым содержанием частной охраны; 2) договором оказания охранных услуг; 3) правоспособностью охранной организации; 4) детализацией лицензирования этого вида деятельности; 5) полномочиями лицензирующего органа.
Рассмотрим подробнее элементы указанной классификации.
Следует отметить ст. 1, согласно которой охранная деятельность представляет собой оказание на основе возмездного договора услуг гражданам и организациям организациями, имеющими лицензию полиции, в целях защиты их законных прав и интересов. Таким образом, отсутствие разрешения будет противоречить предпринимательскому содержанию частной охранной деятельности, что, в свою очередь, делает незаконным и непосредственное оказание охранных услуг.
К нормам Закона, связанным с договором охраны, относится ст. 9, которая определяет особенности договора оказания охранных услуг. Например, среди них предусмотрены сведения о номере и дате выдачи лицензии. Такое положение обусловлено тем, что этот договор (как разновидность сделки), заключенный охранной организацией, не имеющей лицензии на занятие частной охранной деятельностью, может быть признан судом недействительным в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 173). Следовательно, наличие в договоре сведений о лицензии позволяет в будущем избежать проблем в части признания договора, а значит, и всей охранной деятельности этого лица недействительными.
Нормами Закона о частной охране, связанными с правоспособностью организаций частной охраны, являются нормы ст. 11, согласно которым оказывать услуги охраны могут только те юридические лица, которые специально учреждены для их оказания и имеют соответствующую лицензию, а также другие положения.
Резюмируя сказанное в публикации, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, лицензирование охранной деятельности как разновидности предпринимательства представляет собой средство государственного правового регулирования, необходимость применения которого обусловлена объективными факторами.
Во-вторых, наличие лицензии у охранной организации не трансформирует предпринимательское содержание охранной деятельности в публичную функцию государства. Напротив, специальная гражданская правоспособность этой организации может быть реализована только на основании лицензии.
Литература
1. Гражданское право России. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. А.Я. Рыженкова. М.: Юрайт, 2014. С. 107.
2. Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 13.
3. Давтян-Давыдова Д.Н., Шаронов С.А. Теория и практика возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. С. 171 - 211.
4. Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета. 1992. 30 апреля. N 100.
5. Егорова М.А. Обязательное саморегулирование как институт частного права // Предпринимательское право. 2014. N 4. С. 10 - 17.
6. Егорова М.А. Прекращение обязательств вследствие прекращения действия правонаделительных актов // Право и экономика. 2011. N 1. С. 29 - 35.
7. Постановление Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
8. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: СПАРК, 1995. С. 93.
9. Шестаков В.И. Лицензия: разрешение (право) на труд или на осуществление лицензируемого вида деятельности? // Закон и право. 2000. N 3. С. 25.
10. Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: история и современность. Кн. 1 // СПС "КонсультантПлюс".
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 06.03.2017
Дата размещения статьи: 01.02.2017
Дата размещения статьи: 23.09.2016
Дата размещения статьи: 23.04.2016
Дата размещения статьи: 08.04.2016
Навигация