Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Контроль финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений (Гусев А.)

Контроль финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений (Гусев А.)

Дата размещения статьи: 01.05.2016

Какие органы могут осуществлять ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений? Какие виды государственного (муниципального) финансового контроля существуют? Чем отличается внутренний государственный финансовый контроль от внешнего? Каковы полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля? Может ли проводиться внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль в отношении бюджетных и автономных учреждений? Каковы полномочия учредителя в области финансового контроля? Ответы на эти и другие вопросы даны в статье.

Внешний финансовый контроль

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. При этом внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).
К полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относятся (ст. 268.1 БК РФ):
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
- контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
- контроль в других сферах, установленных Федеральными законами от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) и от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ).
Деятельность Счетной палаты РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ и Регламентом Счетной палаты РФ, утвержденным Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 N 3ПК.
Субъекты РФ и муниципальные образования создают контрольно-счетные органы на своих территориях по нормам Федерального закона N 6-ФЗ. Контрольно-счетный орган субъекта РФ и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или представительному органу муниципального образования. Полномочия контрольно-счетного органа субъекта РФ и муниципального образования указаны в ст. 9 Федерального закона N 6-ФЗ.
Контрольные мероприятия, осуществляемые данными органами, могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
В рамках полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:
а) проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
б) направляются объектам контроля представления, предписания;
в) направляются финансовым органам, уполномоченным в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
г) осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований).
Необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" Росфиннадзор упразднен, а его функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству. Согласно пп. "е" п. 5 данного Указа Правительству РФ поручено до 01.05.2016 внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, направленного на реализацию этого Указа. Заметим, поскольку на момент написания статьи никакие изменения в законодательство не внесены, в данном разделе мы кратко изложим основные моменты осуществления указанными органами своих контрольных функций в соответствии с действующими нормами.
Росфиннадзор. Контрольные мероприятия проводятся Росфиннадзором по Правилам осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, и согласно Приказу Минфина России от 20.03.2014 N 18н, которым утвержден новый Административный регламент исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Административный регламент Росфиннадзора).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Росфиннадзор вправе вести контроль:
- за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В соответствии с п. 2 Административного регламента Росфиннадзора функции по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляются посредством плановых и внеплановых проверок, а также в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений - ревизий и обследований. Проверки делятся на камеральные и выездные (бывают и встречные проверки обоих видов).
Федеральное казначейство. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
В силу ч. 1 ст. 269.1 БК РФ полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за непревышением суммы операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
- контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
- контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
- контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащимся в предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований) проводится санкционирование операций.
Органы исполнительной власти субъектов РФ. Помимо Росфиннадзора и Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований), внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль должны осуществлять органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

Обратите внимание! До недавнего времени Минфин неоднократно высказывал мнение о том, что органы муниципального финансового контроля при осуществлении контрольных мероприятий в рамках муниципального финансового контроля (как внешнего, так и внутреннего) обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Вместе с тем в Письме от 11.02.2016 N 02-10-06/7315 финансисты отметили, что установленная ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ сфера его применения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении муниципального контроля на регулирование отношений в области муниципального финансового контроля не распространяется.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ или местных администраций, обладают следующими полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
а) контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
б) контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами данного вида контроля:
1) проводятся проверки, ревизии и обследования;
2) направляются акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;
3) направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;
4) осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Ведомственный финансовый контроль

Помимо государственного (муниципального) финансового контроля, нормы Бюджетного кодекса содержат требование об осуществлении главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Кроме того, действующие нормы законодательства содержат требования о ведении органами, реализующими полномочия учредителя, контроля за деятельностью подведомственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Внутренний финансовый контроль. Исходя из ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителей, администраторов и получателей бюджетных средств.
По общему правилу бюджетные и автономные образовательные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (распорядителями, администраторами и получателями бюджетных средств), следовательно, положения БК РФ, устанавливающие полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по ведению внутреннего финансового контроля, на них не распространяются и такой контроль в отношении их не проводится.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 <1> (далее - Правила N 193). Кроме того, Письмом Минфина России от 19.01.2015 N 02-11-05/932 направлены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.
--------------------------------
<1> "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".

В соответствии с п. 3 Правил N 193 внутренний финансовый контроль ведется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, исполняющих бюджетные полномочия. В рамках внутреннего финансового контроля указанные органы обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль.
Согласно п. 15 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля ведомственный финансовый контроль является видом контроля по подведомственности и ведется путем проверок (ревизий) и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется в отношении подведомственных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Методами ведомственного финансового контроля являются выездные проверки, ревизии, документарные проверки и мониторинг. Решение о выборе методов ведомственного финансового контроля принимается руководителем органа контроля с учетом информации о результатах оценки бюджетных рисков, представленной финансово-экономическим подразделением. Критерии отбора контрольных мероприятий устанавливаются исходя из необходимости достижения наилучших результатов ведомственного финансового контроля с привлечением наименьшего объема ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).
Контрольные мероприятия могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Мероприятия ведомственного финансового контроля могут проводиться одновременно с мероприятиями ведомственного контроля в сфере закупок и иных сферах законодательства РФ в рамках одного контрольного мероприятия.
Главный администратор (администратор) бюджетных средств уведомляет проверяемое образовательное учреждение о проведении проверки (ревизии) путем направления ему копии соответствующего приказа (распоряжения) не позднее одного дня до начала проверки (ревизии).
Внутренний финансовый аудит. В силу ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
- оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
- подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, подведомственные ему администраторы и получатели бюджетных средств.
Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении казенных учреждений образования. Внутренний финансовый аудит в отношении бюджетных и автономных образовательных учреждений может проводиться исключительно в случаях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Внутренний финансовый аудит реализуется посредством плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств.
В силу п. 33 Правил N 193, п. 8 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита аудиторские проверки подразделяются на следующие:
1) камеральные, проводимые по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
2) выездные, проводимые по месту нахождения объектов аудита;
3) комбинированные, проводимые как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
Контроль за подведомственными учреждениями. Поскольку бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, на них не распространяются требования бюджетного законодательства и, как мы уже отметили, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:
- федеральными государственными органами, выполняющими функции и полномочия учредителя, - в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;
- в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, - в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;
- в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, - в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.
Для автономных учреждений аналогичный порядок закреплен в п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Кроме того, следует отметить, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений. При этом в Письме от 20.08.2012 N 02-07-10/3259 Минфин России отметил: с учетом реализации механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.
Основными целями контроля за подведомственными учреждениями являются:
- анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;
- выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при неведении или некачественном ведении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;
- определение правомерности, эффективности и целевого характера использования средств при осуществлении деятельности учреждения;
- оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета.

* * *

Как мы могли убедиться, перечень органов, которые вправе осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, достаточно обширен. А вопросы, которые они проверяют, зачастую пересекаются. С целью устранения дублирующих полномочий контрольные органы стараются обмениваться между собой информацией и "не ходить" в одно и то же учреждение с одними и теми же вопросами. Хотя на практике такие случаи не редкость.
Кроме того, еще раз подчеркнем, что в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может проводиться внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 февраля 2018 г.
Проект Федерального закона № 357270-7 "О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений...

В целях повышения эффективности реализации региональных программ проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным




28 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 374843-7 "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную...

Законопроект направлен на формирование общегосударственной модели саморегулирования в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, на закрепление права экспертных организаций осуществлять негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий




18 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 365688-7 "О внесении изменения в статью 279 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных гарантий руководителю организации в случае прекращения с ним трудового договора"

Данный законопроект был разработан с учетом судебной практики, актов Конституционного Суда Российской Федерации и направлен на устранение правовой неопределенности в вопросе соответствия норм статей 278 и 279 ТК РФ Конституции РФ в процессе толкования этих норм, а также устанавливает принципы правового регулирования гарантий увольняемых руководителей и сохранения социально-значимых целей организаций.




11 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 356734-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления статуса земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами"

Внесение данного законопроекта обусловлено тем, что несмотря на социально-экономическую и экологическую значимость участков недр, отмечена правовая неопределённость статуса земель, под которыми такие участки расположены и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Такая неопределённость приводит к спорным ситуациям, а также является коррупциогенным фактором.




1 января 2018 г.
Вступает в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Данным законом устанавливается, что передача на безвозмездной основе имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, не облагается НДС. Имеется ввиду передача имущества акционерным обществом, созданным в целях реализации таких соглашений, 100% акций которого принадлежит РФ, а также созданными с его участием хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон. Кроме того, исключается обязанность восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества.



В центре внимания:


Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Когда приоритет нарушает запрет (Тальцева Л.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта