Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 02.06.2016
Правительством РФ реализован План ("дорожная карта") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием". Как известно, государство выступает крупнейшим потребителем, поэтому для малого и среднего бизнеса чрезвычайно ценно получение статуса защищенного преференциями поставщика. В статье сделан обзор действующих и планируемых к внедрению законодательных норм, регулирующих участие малых и средних предприятий в системе госзакупок.
Закупки для государственных и муниципальных нужд, а также закупки юридических лиц с долей участия государства (муниципалитетов) регулируются двумя основными нормативными актами:
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ);
- Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Оба этих Закона предусматривают преференции в государственных закупках для субъектов малого и среднего предпринимательства <1>.
--------------------------------
<1> Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых и средних предприятий определены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Закон N 44-ФЗ
Право на преимущество при закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) установлено п. 3 ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ. Для реализации этого права заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. (пп. 1 ч. 1 ст. 30 названного Закона).
Стандартный путь выборки квоты связан с заключением прямых контрактов. Заказчики в извещениях об осуществлении закупок устанавливают ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. Участники закупок, в свою очередь, декларируют в заявках на участие в закупках принадлежность к СМП, СОНКО.
Кроме этого, заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. Данное условие включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В Докладе Минэкономразвития о результатах мониторинга применения Закона N 44-ФЗ в 2015 году <2> указано, что контрактная система стала действенным механизмом поддержки субъектов малого предпринимательства. Так, в качестве оплаты только по прямым контрактам малому бизнесу в 2015 г. было направлено более 490 млрд руб., что на 41% превышает аналогичный показатель 2014 г. По предварительным оценкам, с учетом субподрядных договоров установленная 15%-ная квота закупок у малого бизнеса выполнена в полном объеме. Среднее количество заявок участников закупки из числа СМП, СОНКО на одну процедуру определения поставщика в 2015 г. составило 3,1, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель 2014 г.
--------------------------------
<2> Размещен на официальном сайте Минэкономразвития (www.economy.gov.ru) в разделе "Деятельность" - "Контрактная система в сфере закупок".
Закон N 223-ФЗ
Пунктом 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ право установления особенностей участия субъектов МСП в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годового объема закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядка расчета указанного объема предоставлено Правительству РФ. Им в целях исполнения норм Закона N 223-ФЗ издано Постановление от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1352).
Постановление Правительства N 1352
Этим Постановлением утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение). Обязанность осуществлять закупки у субъектов МСП установлена с 01.07.2015 для заказчиков, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., с 01.01.2016 - для заказчиков, годовой объем выручки которых более 2 млрд руб. (п. 2 Положения).
Закупки у субъектов МСП осуществляются путем торгов и иными способами (п. 4 Положения):
1) посредством процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), участниками которых являются любые лица, в том числе субъекты МСП;
2) посредством процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к участию в которых допускаются только представители МСП;
3) посредством установления в проекте договора и документации о закупке требования о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП.
Годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только представители малого и среднего бизнеса, не может составлять менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками (п. 5 Положения).
Если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 50 млн руб. и указанные товары, работы, услуги включены в перечень <3>, заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов МСП (п. 18 Положения). А если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг превышает 50 млн руб., но не превышает 200 млн руб. и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик вправе закупить их у субъектов МСП (п. 19 Положения). Наиболее востребованной продукцией (услугами) у МСП являются: продукция и услуги обрабатывающей промышленности; услуги, связанные с исследовательской и коммерческой деятельностью; продукция и услуги строительства; социальные, персональные услуги; услуги в оптовой и розничной торговле; услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования.
--------------------------------
<3> Утверждаемый заказчиком перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов МСП (п. 8 Положения).
В связи с необходимостью увеличения спроса на товары, работы и услуги субъектов МСП Минэкономразвития предложило внести изменения в Постановление N 1352. Проект изменений <4> предусматривает увеличение годового объема закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП по прямым контрактам до 15%.
--------------------------------
<4> Размещен на официальном сайте для публикации информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения - www.regulation.gov.ru (ID проекта 01/01/03-16/00047520).
Постановление Правительства N 182
Постановлением Правительства РФ от 11.03.2016 N 182 "О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" на 2016 г. в число таких случаев включено проведение закупок, в которых участвуют только СМП, СОНКО. Необходимость предоставления обеспечения является непосильным бременем для многих предпринимателей, исключая тем самым их участие в закупках. Предложенное решение призвано способствовать снижению финансовой нагрузки на малый бизнес при исполнении контрактов, поддержанию стабильности системы государственных закупок в 2016 г.
Законопроект N 821534-6
Законопроект N 821534-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части совершенствования закупок)" <5> (далее - законопроект N 821534-6) принят Государственной Думой 15.09.2015 в первом чтении. Цель разработки законопроекта - расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
--------------------------------
<5> Размещен на официальном сайте Государственной Думы (www.duma.gov.ru) в разделе "Законодательная деятельность".
Многообразие способов закупок в настоящее время является существенным препятствием для доступа к закупкам субъектов МСП, поскольку затрудняет подготовку к процедуре закупки, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями). В Законопроекте N 821534-6 сформирован исчерпывающий перечень конкурентных способов закупки. При этом предлагается ввести предельное значение начальной (максимальной) цены договора, до которого заказчики будут обязаны осуществлять закупки с использованием указанных способов. Отмечено, что такое значение целесообразно установить актом Правительства РФ в размере 200 млн руб., то есть в ценовом диапазоне, наиболее доступном для субъектов МСП.
Также Законопроектом N 821534-6 предлагается урегулировать вопрос о количестве электронных площадок, обеспечивающих проведение электронных процедур закупок. Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат. Указанные факторы затрудняют доступ к закупкам субъектам МСП, создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков.
Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
Во исполнение Указа Президента РФ от 05.06.2015 N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" создано акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация).
С участием данной Корпорации с 01.05.2016 в России начнет функционировать двухуровневая система контроля доли закупок у субъектов МСП. Корпорация будет осуществлять мониторинг планов закупки в отношении 70 отдельных заказчиков федерального уровня (общий планируемый объем закупок на 2016 г. - 3,9 трлн руб., планируемый объем прямых закупок у субъектов МСП - 44 млрд руб.), органы исполнительной власти субъектов РФ и созданные ими организации (уполномоченные органы) - в отношении 135 конкретных заказчиков (общий планируемый объем закупок на 2016 г. - 512 млрд руб., планируемый объем прямых закупок у субъектов МСП - 59 млрд руб.).
С 01.12.2016 Корпорация, органы исполнительной власти субъектов РФ и созданные ими организации также начнут проведение оценки соответствия в отношении проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.
* * *
Проведенный обзор показывает, что Правительством РФ неуклонно проводится политика вовлечения субъектов МСП в систему государственных закупок. В течение 2015 г. была сформирована нормативная база в сфере участия субъектов МСП в закупках. В настоящее время решаются проблемы, связанные с формально открытым, но фактически затрудненным доступом МСП к системе госзакупок. Планируемые изменения призваны упростить для поставщиков - субъектов МСП правила закупок и снизить их затраты на участие в закупках.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.
Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь.
Дата размещения статьи: 06.03.2017
Дата размещения статьи: 25.01.2017
Дата размещения статьи: 09.12.2016
Дата размещения статьи: 01.12.2016
Дата размещения статьи: 14.10.2016
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |