Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Индивидуальный предприниматель > Профессиональный вычет ИП с "отсрочкой" (Комарова И.)

Профессиональный вычет ИП с "отсрочкой" (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 29.06.2016

Индивидуальные предприниматели на общем режиме налогообложения имеют право на профессиональный вычет по НДФЛ в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов. А как быть, если расходы имеют место, но покупателю ИП дал отсрочку на исполнение своих обязательств, то есть доходы фактически так и не были получены? Есть ли для целей применения профвычета связь между расходами и доходами?

При исчислении базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса (далее - Кодекс) имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (п. 1 ст. 221 НК). При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется ИП самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения прибыли, установленному гл. 25 Кодекса. Однако практика показывает, что далеко не всегда сделать это просто. Причем в этой части нередко контролирующие органы дают налогоплательщикам "вредные" советы.

Право выбора

Если доходы невозможно подтвердить документами, к вычету принимается фиксированная сумма в пределах норматива (п. 3 ст. 221 НК). При этом при определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива (абз. 4 п. 3 ст. 221 НК). Контролирующие органы толкуют данные нормы следующим образом: в п. 1 ст. 221 Кодекса прямо указано, что профессиональный налоговый вычет в размере 20 процентов производится в случае, если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя. И возможность выбора налогоплательщиком по своему усмотрению одного из указанных способов учета расходов, связанных с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, ст. 221 Кодекса не предусмотрена (см. Письмо Минфина от 28 августа 2014 г. N 03-04-05/43001).
Между тем на сей счет есть и иное мнение. Оно озвучено еще в Постановлении Президиума ВАС от 16 февраля 2010 г. N 13158/09. Высшие судьи указали, что налоговые органы и суды должны исходить из того, что если сумма документально подтвержденных расходов меньше 20 процентов от общей суммы доходов, полученных предпринимателем от предпринимательской деятельности в течение налогового периода, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов от общей суммы доходов. То есть право выбора у ИП все же имеется.

Пример. Индивидуальный предприниматель И.И. Иванов по итогам 2015 г. получил доход от предпринимательской деятельности в размере 1 000 000 руб. За указанный период расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, составили 300 000 руб. Однако документально подтвердить он может только затраты в размере 150 000 руб.
При таких обстоятельствах, если ИП воспользуется вычетом в размере документально подтвержденных расходов, НДФЛ за 2015 г. составит 110 500 руб. ((1 000 000 руб. - 150 000 руб.) x 13%).
В то же время, если учесть позицию Президиума ВАС, индивидуальный предприниматель вправе применить "нормируемый" профвычет. В этом случае НДФЛ по итогам 2015 г. составит меньшую сумму - 104 000 руб. ((1 000 000 руб. - 1 000 000 руб. x 20%) x 13%).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ИП выгоднее заявить "нормативный" профвычет, поскольку на часть произведенных расходов у него отсутствует подтверждающая "первичка".

"Безнадежные" расходы

Особое внимание следует уделить расходам ИП в виде безнадежных долгов. Дело в том, что таковые на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса относятся к внереализационным. А раз так, то, по мнению контролирующих органов, их нельзя включить в состав профессионального вычета (см. Письма Минфина от 4 сентября 2014 г. N 03-04-05/44287, от 1 октября 2013 г. N 03-04-05/40601 и др.). Чиновники указывают на то, что п. 1 ст. 221 Кодекса, закрепляя положение о праве ИП на уменьшение облагаемого налогом дохода на профессиональные налоговые вычеты, одновременно определяет условия признания расходов, а именно: расходы должны быть фактически произведены, документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов. При этом расходами признаются затраты после их фактической оплаты, осуществленные налогоплательщиком при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода. Соблюдение требования о непосредственной связи расходов с извлечением дохода от осуществления предпринимательской деятельности обеспечивается через связь расходов с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг. Ну а поскольку суммы безнадежных долгов, в соответствии со ст. 265 Кодекса, относятся к внереализационным расходам, то таким суммам по определению не место в составе профвычета просто потому, что они не связаны с реализацией.
Утверждение чиновников представляется несколько спорным. Предположим, что ИП полностью оплатил услуги контрагента, которые необходимы для бизнеса, но тот свои обязательства не исполнил. Получается, что расходы и фактически произведены, и документально подтверждены, и даже направлены на получение дохода. То есть все условия для включения их в состав профвычета соблюдены, но... По мнению чиновников, сумму кредиторской задолженности, ставшей безнадежной, учесть в составе профвычета все же нельзя. Согласитесь, что это не совсем логично.

С отсрочкой платежа

Не менее остро стоит проблема с определением состава профвычета в случае, если коммерсант даст своему покупателю отсрочку, но до конца года тот своих обязательств так и не исполнит. Минфин в Письме от 18 апреля 2016 г. N 03-04-05/22206 заявил, что если по окончании налогового периода доходы за отгруженные товары не получены (частично не получены) ввиду предоставления покупателю отсрочки по оплате, то и расходы, связанные с приобретением неоплаченного товара, учесть нельзя.
Свою позицию чиновники аргументировали так. Согласно п. 2 ст. 54 Кодекса ИП исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином. Соответствующий Порядок утвержден совместным Приказом Минфина и ФНС от 13 августа 2012 г. N 86н/БГ-3-04/430. И данным Порядком закреплено, что в доходы включаются все поступления от реализации товаров, а стоимость проданных товаров отражается с учетом фактических затрат на их приобретение (п. п. 4 и 14 Порядка). На этом основании чиновники сделали вывод, что если доходы от реализации товаров так и не поступили, то их стоимость не может быть учтена при определении базы по НДФЛ.
Таким образом, представители Минфина увязали право на включение в состав профессионального вычета расходов с получением соответствующего дохода. Надо сказать, что утверждение опять же небесспорное. Однако, если пойти иным путем, стоит быть готовыми к возникновению претензий со стороны налоговых органов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Если гражданин решил стать индивидуальным предпринимателем. Регистрация и ответственность (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Особенности правосубъектности индивидуального предпринимателя (Шапсугова М.Д.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Ограничений количества регистрации статуса ИП не существует (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

подробнее>>

ИП дарит имущество физлицу: что с НДС (Никитин А.Ю.)

Дата размещения статьи: 05.08.2016

подробнее>>

Профессиональный вычет ИП с "отсрочкой" (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 29.06.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта