Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки). Федеральная контрактная система > Особенности определения цены контракта на выполнение подрядных работ в соответствии с Законом о контрактной системе (Аверина Л.В., Сутягин А.В.)

Особенности определения цены контракта на выполнение подрядных работ в соответствии с Законом о контрактной системе (Аверина Л.В., Сутягин А.В.)

Дата размещения статьи: 19.08.2016

В настоящее время российским законодателем особое внимание уделяется методике определения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком. Такой вывод можно сделать в связи с появлением в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) отдельной статьи, регулирующей порядок ее определения (статья 22) и ряда подзаконных нормативных актов, а также ведомственных документов методического характера (например, [4, 7]).

В соответствии с требованиями статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного из названных в ней методов или нескольких методов в совокупности. К ним относят:

- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

- нормативный метод;

- тарифный метод;

- проектно-сметный метод;

- затратный метод.

Также в указанной статье даны разъяснения, каким образом проводится расчет цены по тому или иному методу и указаны возможности их применения. В частности, частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом затратный метод применяется исключительно в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных Законом (часть 10 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Для строительства и приобретения недвижимости законодателем предусмотрены некоторые особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, которые, по нашему мнению, необходимо рассмотреть подробнее.

1. Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 356-ФЗ с последующими поправками, внесенными Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 48-ФЗ, в статью 22 Закона о контрактной системе введена часть 21.1, закрепляющая положение о том, что особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, при приобретении жилья экономического класса устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Эту норму можно расценить как положительное изменение, поскольку на необходимость более подробного регулирования сферы приобретения прав на недвижимость при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд указывало, в частности, Министерство экономического развития Российской Федерации в своем письме от 30 сентября 2014 года N Д28и-1889.

Вместе с тем сделанный законодателем упор на регулирование Законом о контрактной системе отношений в сфере оборота недвижимости (часть 1 статьи 1) представляется необоснованным в силу ряда особенностей, присущих правовой природе недвижимости как особому объекту гражданских прав [20].

Полагаем, что эти замечания будут справедливы и для работ в сфере строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонтов, которые регулируются Законом о контрактной системе, наряду с товарами и услугами. Этот вывод обусловлен следующим.

Правовая природа договора строительного подряда достаточно четко отражена в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) [2]. Согласно статье 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы. Таким образом, строительные работы должны выполняться подрядчиком в строгом соответствии с заданием заказчика. Именно заказчик определяет характеристики работ (в том числе качественные) и итоговый результат, к которому должен прийти подрядчик [18]. Следовательно, ключевым моментом при проведении закупок строительных работ и составлении документации по закупкам является грамотное техническое задание (задание заказчика) (см. [17, 24]).

В настоящее время одной из основных проблем являются некачественно подготовленные исходные данные для подготовки документации по закупкам, что, в свою очередь, влечет необходимость изменения условий контракта, касающихся цены и объема работ (см. [19, 22]). Однако такая возможность прямо ограничена нормами статьи 95 Закона о контрактной системе (см. [12]). Также эта проблема обусловлена невозможностью учесть на стадии подготовки заказчиком технического задания всех особенностей объекта капитального строительства и предстоящего объема работ в связи с ненадлежащим ведением журнала эксплуатации объекта (см. [1, 19]).

Кроме того, в настоящее время формируется судебная практика о возмещении заказчиком убытков подрядчику и расторжении государственного или муниципального контракта в связи с передачей подрядчику непригодной для строительства объекта технической документации (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2015 года N 09АП-42455/2015-ГК по делу N А40-37021/15).

Особо отметим законодательный пробел в части определения понятия "текущий ремонт", что требует внесения соответствующих дополнений в нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Все это в совокупности свидетельствует об отсутствии должного правового регулирования закупок строительных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом о контрактной системе (см. [22, 24]).

2. Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом норм части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе.

В настоящее время во исполнение указанной нормы издано лишь Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2015 года N 964 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)", согласно которому таким органом является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Вместе с тем по состоянию на 18 декабря 2015 года иные сферы деятельности и порядок определения начальной цены контракта в сфере градостроительной деятельности не установлены.

3. Закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонтам объектов капитального строительства должны осуществляться преимущественно через электронный аукцион.

Так, в случае если товары, работы, услуги включены в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года N 2019-р (далее - Перечень), то их закупка должна осуществляться путем проведения аукциона в электронной форме. Закупка таких товаров, работ, услуг путем проведения конкурса не допускается [6].

Указанный вывод подтверждается разъяснениями, данными в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N Д28и-1440.

К работам, включенным в Перечень, относятся:

- работы строительные, кроме кода 45.12 "Работы разведочные буровые" и кроме работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 миллионов рублей, а для обеспечения муниципальных нужд - 50 миллионов рублей;

- услуги, связанные с недвижимым имуществом, кроме кода 70.31.15 "Услуги по оценке за вознаграждение или на договорной основе" [6].

Следовательно, при выборе между фактором цены и фактором качества законодатель отдает приоритет цене в расчете на экономию бюджетных средств.

Такой подход вызывает сомнения с точки зрения его обоснованности и эффективности применения, хотя бы потому что выбор подрядчика через процедуру электронного аукциона явно противоречит принципам контрактной системы в сфере закупок, установленным в статьях 6, 10 и 12 Закона о контрактной системе:

- стимулирование инноваций;

- ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- эффективность осуществления закупок.

Кроме того, поскольку аукцион как способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4 статьи 24 Закона о контрактной системе), не подразумевает конкуренцию участников по критериям качества, опыта выполнения соответствующих работ и иным нестоимостным критериям, целесообразность и эффективность его применения для заключения контракта на выполнение работ в сфере строительства остается сомнительной.

Дополнительные требования к нестоимостным критериям при оценке предложений участников в рамках проведения закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 [5]. В соответствии с указанным Постановлением к таким видам работ отнесены лишь работы строительные, включенные в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей, а также работы по сохранению объектов культурного наследия.

Такое ограничение перечня работ представляется не совсем оправданным в свете указанных нами проблем заказчика при проведении закупок строительных работ в форме электронного аукциона.

Подводя итог изложенному, можно выделить следующие проблемы, пока не нашедшие решения в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе и влекущие определенные риски для заказчика:

1) поскольку строительные работы для целей закупки в рамках контрактной системы фактически приравнены законодателем к товарам и услугам, это существенно ограничивает возможности заказчика по учету уникальности каждого конкретного объекта капитального строительства при проведении закупочных процедур и не позволяет ему учесть в полной мере специфику каждого этапа работ и их состава (см. [19, 23]);

2) законодателем установлены жесткие и при этом противоречивые по своей сути требования к заказчику при проведении последним закупки. Например, в статье 10 Закона о контрактной системе закреплена обязанность заказчиков при планировании и осуществлении закупок исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Открытым при этом остается вопрос, как закупить высокотехнологичные работы, продукцию при проведении электронного аукциона, основанного на понижении начальной (максимальной) цены контракта (см. [20, 25, 26]);

3) огромное количество писем (разъяснений) Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, а также Казначейства России не добавляет ясности в работе заказчика, а зачастую приводит к серьезным осложнениям в ней, так как позиции ведомств могут противоречить друг другу и сложившейся судебной практике. В качестве примера можно сослаться на расхождение в позиции Федеральной антимонопольной службы (см. [18]) и Министерства экономического развития Российской Федерации (см. [11, 13, 15]) по вопросу об установлении в документации по закупкам требования к участникам о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Важно учитывать, что суды не связаны при принятии ими решений документами рекомендательного характера, а разъяснения, даваемые Министерством экономического развития Российской Федерации, не являются официальными и общеобязательными, на что оно прямо указывает в своем письме от 23 февраля 2015 года N Д28и-305 и подчеркивает, что разъяснять нормы закона может только Федеральное Собрание Российской Федерации.

Следует отметить, что разъяснений Федерального Собрания Российской Федерации по спорным моментам применения законодательства о контрактной системе при подготовке настоящей статьи не выявлено.

В связи с этим возможным решением проблемы определения цены контракта на выполнение подрядных работ представляется установление Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности, а также дополнение главы 7 Закона о контрактной системе статьями, регулирующими особенности заключения контракта на выполнение работ в сфере строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонтов (подрядных работ).

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ. URL: http://consultantplus.ru/.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 года N 14-ФЗ. URL: http://consultantplus.ru/.
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ. URL: http://consultantplus.ru/.
4. О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования): Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2015 года N 964. URL: http://consultantplus.ru/.
5. Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99: в редакции от 7 декабря 2015 года. URL: http://consultantplus.ru/.
6. О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года N 2019-р. URL: http://consultantplus.ru/.
7. Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 года N 567. URL: http://consultantplus.ru/.
8. О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 356-ФЗ: в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 года N 48-ФЗ.
9. О содействии развитию жилищного строительства: Федеральный закон от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ.
10. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N Д28и-1889. URL: http://consultantplus.ru/.
11. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 июля 2015 года N Д28и-2877. URL: http://consultantplus.ru/.
12. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 июля 2015 года N Д28и-2193. URL: http://consultantplus.ru/.
13. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 мая 2015 года N Д28и-1391. URL: http://consultantplus.ru/.
14. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N Д28и-1440. URL: http://consultantplus.ru/.
15. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 апреля 2015 года N Д28и-893. URL: http://consultantplus.ru/.
16. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 февраля 2015 года N Д28и-305. URL: http://consultantplus.ru/.
17. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2015 года N 09АП-42455/2015-ГК по делу N А40-37021/15. URL: http://consultantplus.ru/.
18. Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Установление требования о наличии у участника свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ и отказ в допуске к торгам на основании несоответствия. URL: http://consultantplus.ru/.
19. Дидковская О.В., Ильина М.В., Мамаева О.А., Коновалова М.А., Спирина Е.С. Методические подходы к формированию системы стоимостного инжиниринга в строительстве: Монография. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013.
20. Дидковская О.В., Ильина М.В., Мамаева О.А., Коновалова М.А. Сметное ценообразование как основа формирования стоимости строительства: Монография. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2012.
21. Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. М.: Юстицинформ, 2015.
22. Аверина Л.В. Актуальные проблемы заключения договора строительного подряда в соответствии с Законом о контрактной системе: Материалы III Международной очной научно-практической конференции. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015.
23. Аверина Л.В. Особенности государственного или муниципального контракта: новеллы законодательства о контрактной системе. Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: Материалы 71 Всероссийской конференции по итогам НИР 2014 г. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015.
24. Аверина Л.В., Печерская Э.П. Актуальные проблемы подготовки специалиста в сфере закупок: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Социальное поведение молодежи в Интернете: новые тренды в эпоху глобализации". Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015.
25. Антропова Т.Ю. Как рассчитать начальную (максимальную) цену контракта // Руководитель бюджетной организации. 2014. N 4.
26. Кришталева Т.И., Орлова О.С. Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных нужд как способ повышения эффективности расходования бюджетных средств // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2014. N 5.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

7 сентября 2016 г.
Проект Федерального закона № 1167644-6

Законопроект направлен на расширение информационной основы принятия решений в области государственной экономической политики, направленной на улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов РФ. Его целью является расширение полномочия Банка России по составлению отчетности по статистике платежного баланса, инвестиционной позиции, внешней торговли услугами, внешнего долга и международных резервов РФ.




27 августа 2016 г.
Проект Федерального закона № 1157785-6 "О внесении изменений в статьи 67 и 67.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Законопроектом предлагается исключить из части 2 статьи 67.1 ФЗ "Об исполнительном производстве" временное ограничение на пользование должником специальным правом из-за неисполнения требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, а также увеличить размер суммы задолженности по исполнительному документу, применяемый к должнику как мера обеспечения временного ограничения на выезд его из РФ до ста тысяч рублей.




10 августа 2016 г.
Проект Федерального закона № 1146895-6 "О внесении изменений в Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ"

Целью законопроекта является уточнение жилых помещений, подлежащих приватизации. Предложенные им изменения позволят гражданам, проживающим в жилых помещениях, относившихся ранее к общественному жилищному фонду (профсоюзным и иным общественным организациям), реализовать право на их приватизацию.




4 августа 2016 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 366-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"

Законом предложено выделить один сайт в сети "Интернет", имеющий федеральное значение и специализирующийся на размещении информации о торгах, - сайт torgi.gov.ru, а все остальные сайты устанавливаются в качестве дополнительных источников информации о приватизации.




27 июня 2016 г.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части уточнения требований, предъявляемых к исполнительным документам"

Целью данного законопроекта является реализация Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов от 3 марта 2015 г.



В центре внимания:


Особенности определения цены контракта на выполнение подрядных работ в соответствии с Законом о контрактной системе (Аверина Л.В., Сутягин А.В.)

Дата размещения статьи: 19.08.2016

подробнее>>

Об участии в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства (Орлова О.Е.)

Дата размещения статьи: 02.06.2016

подробнее>>

Основные изменения правового регулирования отбора исполнителей государственных и муниципальных заказов посредством аукционов (Щербаков В.А.)

Дата размещения статьи: 14.05.2016

подробнее>>

Единая информационная система в сфере закупок: порядок регистрации и использования (Репин А.)

Дата размещения статьи: 18.04.2016

подробнее>>

Контрактная система: разъяснения и изменения (Чагин К.Г.)

Дата размещения статьи: 13.04.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта