Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Правовые проблемы присоединения к газораспределительным сетям (Алисова Т.В.)

Правовые проблемы присоединения к газораспределительным сетям (Алисова Т.В.)

Дата размещения статьи: 19.08.2016

Правовую основу присоединения к газораспределительным сетям в том числе составляют: Федеральный закон от 31.03.1999 от N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", определяющее порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства; Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям", определяющее условия и порядок доступа организаций к местным газораспределительным сетям на территории РФ, его действие распространяется на правовые отношения, возникающие между юридическими лицами при транспортировке газа по местным газораспределительным сетям <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" // Российская газета. 1999. 8 апреля; Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 2 (ч. I). Ст. 137; Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5937.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации. При этом они независимы от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находятся в собственности специализированных организаций - собственников газораспределительной системы, осуществляющих эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающих услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
При купле-продаже акций собственников региональных систем газоснабжения и собственников газораспределительных систем, проведении других сделок или операций, связанных с изменением собственников указанных акций, доля иностранных граждан или иностранных организаций не должна превышать 20 процентов общего количества обыкновенных акций собственников указанных систем.
Понятийный аппарат предусматривается и в других нормативных правовых актах, в частности в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" <2>:
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" // СЗ РФ. 2010. N 45. Ст. 5853.

"сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в т.ч. сети газопотребления жилых зданий);
"сеть газопотребления" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
В этой связи следует также отметить Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" <3>, содержащее определение понятия "объекты газораспределительной системы".
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" // СЗ РФ. 2000. N 48.

Данные термины дают юридическую основу для разграничения не только самих объектов, технологически взаимосвязанных между собой, но и сфер ответственности как между газораспределительными организациями, так и между потребителями газа и газораспределительными организациями, что на практике иногда вызывает правовые споры между сторонами, в т.ч. и в судебных органах. Иногда это бывает предметом рассмотрения при проведении реорганизационных мероприятий в системе газораспределительных органов. В частности, одни из них являются владельцами газопроводов высокого давления (ООО "Газпром межрегионгаз", ОАО "Газпром газораспределение"), другие - низкого (например, члены СРО "Газораспределительная система. Проектирование" - ООО "Газпромгазораспределение. Тула", ГУП МО "Мособлгаз" или СРО НП "Газораспределительная система. Строительство").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1314 от 30.12.2013 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" определен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении));
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Также в главе II установлены правила определения и предоставления технических условий, в главе III - особенности определения и предоставления технических условий при уступке права на использование мощности, осуществляемой путем:
а) заключения в установленном порядке соглашения об уступке права на использование мощности между потребителем газа, ранее подключенным к сети газораспределения, и новым потребителем;
б) выдачи исполнителем новому потребителю технических условий.
В указанном Постановлении Правительства Российской Федерации также установлены: особенности информирования заявителя о размере платы за технологическое присоединение; особенности определения технической возможности подключения (технологического присоединения) заявителя с максимальным часовым расходом газа свыше 300 куб. метров; порядок заключения и существенные условия Договора о подключении и др.
Рассмотрим некоторые примеры из судебной практики, позволяющие выявить правовые проблемы в вопросе подключения к газораспределительным сетям. Одним из показательных является дело, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АПЛ14-429 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ" от 23.06.2014 N АКПИ14-534 <4>, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующими отдельных положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
--------------------------------
<4> URL: http://www.vsrf.ru/vs_cases2.php?delo_type=0&iInstance=0&number=%C0%CF%CB14-429&name=&pdate1=&pdate2=&rdate1=&rdate2=&search.x=57&search.y=8.

Заявитель с учетом последующих уточнений просил признать недействующими в указанной части п. п. 2, 3, 6, 28, 37, 60, 63 - 65, 69, 74, 77 - 83, 86, 88, 89, 97 - 99 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения изданы Правительством Российской Федерации с превышением полномочий, противоречат ст. 10, 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и создают препятствия в осуществлении заявителем предпринимательской деятельности по проектированию и строительству сетей газораспределения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Как указано в жалобе, если по ранее существовавшим правилам в понятие "подключение" входили только работы по присоединению (врезке) и пуску газа, то в Правилах это понятие определено как совокупность организационных и технических действий, включающих все мероприятия, начиная с выдачи технических условий и заканчивая эксплуатационной ответственностью, в т.ч. проектирование и строительство сетей газораспределения. При этом исполнителем всех работ согласно оспариваемым положениям выступает только газораспределительная организация. По ранее действовавшим правилам технические условия, выдаваемые заказчику, содержали все необходимые сведения для проектирования строительства сетей газораспределения, в связи с чем они могли быть использованы проектными и строительными организациями при осуществлении их деятельности на рынке работ по газификации. Технические условия, выдаваемые в настоящее время заказчику, такие сведения, согласно Правилам, не содержат. Полные технические условия выдаются только после заключения с газораспределительной организацией договора на подключение (технологическое присоединение). Оспариваемые нормы Правил в их нормативном единстве противоречат действующему законодательству и лишают лиц, не являющихся газораспределительными организациями, возможности проектирования и строительства сетей газораспределения.
Проверив материалы дела, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для ее удовлетворения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при осуществлении оспариваемого нормативного правового регулирования Правительство Российской Федерации не вышло за пределы предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, п. п. 2, 3, 6, 28, 37, 60, 63 - 65, 69, 74, 77 - 83, 86, 88, 89, 97 - 99 Правил в приведенной выше части нормам большей юридической силы не противоречат.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые пункты Правил в части, наделяющей газораспределительную организацию исключительным правом осуществлять деятельность по технологическому присоединению объекта капитального строительства к сети газораспределения, противоречат п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
Часть 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, пунктом 2 этой нормы запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в т.ч. путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Под предусмотренными федеральными законами исключениями, которые могут привести к ограничению конкуренции, следует понимать не только прямое указание на возможность принятия актов, ограничивающих осуществление деятельности хозяйствующими субъектами, но и иные вытекающие из федеральных законов основания неравенства участвующих в экономических отношениях хозяйствующих субъектов.
Следовательно, положения Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 35-ФЗ) и Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии и во исполнение которых приняты оспариваемые в части Правила, являются предусмотренными федеральными законами случаями принятия нормативных правовых актов без учета ограничения, установленного ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, оспариваемые нормы Правил, соответствующие Федеральному закону "О газоснабжении в Российской Федерации" и Градостроительному кодексу Российской Федерации, не могут быть признаны противоречащими п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", как и другим его нормам.
Следует отметить, что Правила не накладывают на хозяйствующих субъектов, не являющихся газораспределительными организациями, ограничения на производство работ, связанных с проектированием и строительством сетей газораспределения в пределах границ земельного участка, принадлежащего правообладателю, а также не исключают возможность осуществления таких работ вне территории земельного участка по договору с газораспределительной организацией. Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 112 Правил, названные хозяйствующие субъекты вправе выполнять работы по проектированию и строительству газораспределительных сетей за границами участка правообладателя.
Остановлюсь также на информационном письме ФАС от 29 декабря 2014 г. "О рассмотрении антимонопольными органами заявлений об отказе в подключении к сетям газоснабжения" <5>.
--------------------------------
<5> URL: http://fas.gov.ru/.

Отказы в подключении условно могут быть разделены на 2 группы:
- отказ в выдаче технических условий (что фактически влечет в дальнейшем отказ в заключении договора о подключении);
- отказ в заключении договора о подключении (в т.ч. применительно к случаям, указанным в п. 4 Правил подключения, без предварительной выдачи технических условий).
Последовательность действий сторон (заявителя и исполнителя) при выдаче технических условий требования к запросу на выдачу технических условий и перечень необходимых документов установлены п. п. 6 - 11 Правил подключения.
Пунктом 12 Правил подключения установлен закрытый (не подлежащий расширительному толкованию) перечень случаев, при которых запрос о выдаче технических условий возвращается заявителю без рассмотрения.
При соблюдении условий, указанных в п. 13 Правил подключения, исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Вместе с тем в Правилах подключения отсутствуют указания на то, что является мотивированным отказом.
В практике ФАС России имели место случаи, когда исполнитель при отказе в выдаче технических условий ограничивался простым сообщением заявителю об отсутствии технической возможности.
Такой отказ не может быть признан мотивированным в связи с тем, что техническая возможность может отсутствовать по различным причинам, в том числе:
- ввиду отсутствия как таковых сетей, к которым возможно осуществить подключение;
- полная загрузка существующих сетей, не позволяющая подключать новых потребителей.
Кроме того, согласно п. 15 Правил подключения в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель должен предоставить имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщить об отсутствии такой информации.
В случаях, когда причиной отказа указывается отсутствие сетей как таковых, обоснованность отказа может быть проверена путем истребования соответствующей информации у органов местного самоуправления и территориальных органов Ростехнадзора, наделенных законодательством Российской Федерации рядом полномочий в сфере газоснабжения, в связи с чем названные органы должны располагать информацией о наличии (отсутствии) на находящейся в их ведении территории объектов газоснабжения и их балансовой принадлежности.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМСУ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об ОМСУ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Перечни вопросов местного значения для поселений и муниципальных районов (муниципальных образований) установлены частями 1 ст. 14 и 15 Закона об ОМСУ. В соответствии с указанными перечнями к вопросам местного значения относятся организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, обязанность по организации газоснабжения населения возложена в первую очередь на органы местного самоуправления муниципальных образований (поселений, районов, округов и т.п.).
Оценка мотивированности отказа по причине полной загруженности существующих сетей должна производиться с учетом условий, установленных п. 14 (основания для отказа) и п. 25 (определение технической возможности) Правил подключения.
При этом целесообразно привлечение специалистов Ростехнадзора для оценки достоверности и объективности показателей, на основе которых газораспределительная организация делает вывод об отсутствии технической возможности подключения.
Необходимо учитывать, что для проверки мотивированности отказа установлен конкретный срок (30 дней).
При получении заявления о проверке следует незамедлительно направить запрос исполнителю о предоставлении пояснений о причинах отказа, подтвержденных (в случае полной загрузки сетей) ссылками на законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы эксплуатации сетей, утверждающие методики расчетов уровня загрузки сетей, официальную техническую документацию (строительные нормы и правила, технический паспорт объекта) и т.п.
В запросе следует указать конкретный срок представления письменных пояснений и подтверждающих документов с учетом возможной необходимости последующей проверки поступивших сведений и документов в органах местного самоуправления и/или Ростехнадзора.
Аналогичным образом могут проверяться отказы в заключении договора о подключении со ссылкой на отсутствие технической возможности подключения.
По смыслу положений раздела VI Правил подключения технические условия являются документом, необходимым в том числе для заключения договора о подключении.
Необоснованный отказ в выдаче технических условий означает необоснованный отказ исполнителя от заключения договора о подключении (технологическом присоединении).
Запрет на необоснованный отказ от заключения договора для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, установлен:
- статьей 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары);
- статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в т.ч. такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки);
- пунктом 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (запрещаются экономически или технологически не обоснованные отказы либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами).
В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) по результатам рассмотрения обращения в случае установления необоснованности отказа в выдаче технических условий на подключение и/или предоставления проекта договора о подключении следует выдать предупреждение о прекращении действий (бездействия), нарушающих антимонопольное законодательство, путем совершения соответствующих действий.
Кроме того, при рассмотрении обращений по вопросам выдачи технических условий необходимо также учитывать, что Правила подключения вступили в силу с 1 марта 2014 г. и не имеют обратной силы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.