Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > К вопросу об учете субъектов туристской деятельности (Максанова Л.Б.-Ж., Бимбаев Ч.А.)

К вопросу об учете субъектов туристской деятельности (Максанова Л.Б.-Ж., Бимбаев Ч.А.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

В настоящее время среди проблем организации статистического наблюдения и направлений деятельности по улучшению статистики туризма в России многие исследователи выделяют важность создания региональной ведомственной статистики туризма, в рамках которой возможно обеспечить полноту сбора и достоверность информации; сформировать систему показателей, всесторонне характеризующих развитие сферы туризма; осуществлять мониторинг туристской сферы (ежемесячно); проводить специальные региональные обследования. На наш взгляд, решение этих задач начинается с организации учета субъектов туристской деятельности прежде всего на муниципальном уровне. При этом важно не только собрать воедино информацию обо всех участниках рынка, но и обеспечить к ней свободный доступ всех заинтересованных сторон: и компаний (в том числе туроператоров), и самих туристов, позволяя им защититься от недобросовестных продавцов и предоставляя возможность в любой момент проверить достоверность информации о компании.

Основные принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России, экономические отношения в сфере туризма, а также правила поведения участников туристского рынка регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ).

Под туристской деятельностью рассматривается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. При этом федеральным законодательством не определено понятие субъекта туристской деятельности, под ним понимается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по оказанию услуг в сфере туристской индустрии (в том числе с использованием соответствующих объектов, например средств размещения) [1, с. 90]. В соответствии с Законом N 132-ФЗ к туристской индустрии относится совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

В настоящее время, по оценкам российских экспертов [2], в обслуживании туристов задействованы как минимум 53 вида экономической деятельности. При этом существенную долю занимают гостиничный бизнес, транспорт, туристские агентства, а также глобальные компьютерные сети бронирования и резервирования.

В сфере туризма, как правило, практически все субъекты туристской деятельности относятся к коммерческим организациям. При этом предпринимательская деятельность в сфере туризма осуществляется в двух формах: в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 Гражданского кодекса РФ), а также путем создания юридического лица самостоятельно или совместно с другими гражданами или юридическими лицами (ст. 18 Гражданского кодекса РФ). Следует подчеркнуть, что индивидуальный предприниматель не может быть юридическим лицом. Большинство зарегистрированных в России туристских фирм - это общества с ограниченной ответственностью. В регионах, где активно развивается экологический, сельский туризм, рыбалка, охота и прочие активные виды туризма, владельцы большинства средств размещения (гостевых домов, мини-гостиниц и пр.) являются индивидуальными предпринимателями.

В целях государственного регулирования туристской индустрии важным является учет субъектов деятельности, осуществляемый в Российской Федерации посредством:

- соблюдения требований о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- предоставления уведомления о начале осуществления деятельности;

- ведения Единого федерального реестра туроператоров;

- ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории РФ (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") осуществляется Федеральной налоговой службой РФ через территориальные органы.

Сведения и документы о юридическом лице содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), а сведения и документы об индивидуальном предпринимателе содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 809 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" с 18 августа 2015 г. изменился порядок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе. На сайте ФНС России реализован сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице / индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", позволяющий бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Администрации муниципальных образований вправе обратиться в ФНС (территориальный орган) с запросом о предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, которые предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа, содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с территориальными органами налоговой службы определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. N 410.

Для предпринимателей важнейшим действом является соблюдение требований о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для органов местного самоуправления крайне важно доводить до сведения граждан информацию об административной и уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Так, нормы ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения. Кроме того, в случае если предпринимательская деятельность без регистрации или лицензии, предполагающая обязательное лицензирование, причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжена с извлечением дохода в крупном размере, организация или индивидуальный предприниматель привлекаются к уголовной ответственности (ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Учет субъектов туристской деятельности осуществляется также путем предоставления уведомления о начале осуществления деятельности согласно ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление, указан в приложении 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584).

В сфере туризма к таким видам деятельности относятся:

- предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания:

- деятельность гостиниц,

- деятельность прочих мест для временного проживания;

- услуги общественного питания:

- услуги питания (ресторана; кафе; столовой; закусочной; бара; предприятий других типов);

- турагентская деятельность:

- деятельность туристических агентств;

- прочая деятельность по организации отдыха и развлечений:

- прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не входящая в другие группировки, включает деятельность парков отдыха и развлечений и пляжей, проката оборудования (раздевалок на пляже, запирающихся шкафчиков, кресел и т.п.); предоставление транспортных средств и спортивно-игрового инвентаря в местах для отдыха и развлечений, например водных велосипедов, лодок и т.п., предоставление услуг, связанных с верховыми прогулками, и т.п.

Учет субъектов туристской деятельности может осуществляться на основе сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование которого предусмотрено с 1 июля 2016 г. поправками в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Также Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые были созданы (зарегистрированы) в период с 1 августа 2015 г. по 31 июля 2016 г., а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям.

На федеральном уровне ведется учет организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность, согласно ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" путем формирования и ведения Единого федерального реестра туроператоров Федеральным агентством по туризму. Ведение этого реестра является государственной услугой, которую оказывают турбизнесу и всем заинтересованным структурам. Сведения о туроператорах размещаются на официальном сайте Федерального агентства по туризму (www.russiatourism.ru). В 2015 г. в реестре было зарегистрировано 3985 туроператоров, из них 3264 - по внутреннему и 721 - по выездному туризму [3].

Учет турагентов до 2016 г. в Российской Федерации не велся, но о необходимости его формирования говорилось на протяжении нескольких лет. Ростуризм неоднократно подчеркивал, что точного количества турагентов не знает никто. По экспертным оценкам, их количество может составлять от 25 тыс. до 30 тыс. По итогам заседания Президиума Государственного Совета по развитию туризма в Российской Федерации от 17 августа 2015 г. Президентом страны В.В. Путиным дано поручение "внести изменения в законодательство РФ, предусматривающие введение Единого федерального реестра турагентов" [4].

В настоящее время в субъектах Российской Федерации придается особое значение наиболее полному учету субъектов туристской деятельности, обусловленное необходимостью совместного решения задач по развитию туристско-рекреационного комплекса и увеличению его вклада в социально-экономическое развитие региона, повышению качества и безопасности туристских услуг, продвижению туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках. На региональном уровне имеется положительный опыт учета субъектов туристской деятельности, например в регионах Сибирского федерального округа. Как правило, это учет турагентов, гостевых домов, организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Так, в соответствии со ст. 7 Закона Республики Алтай от 5 декабря 2008 г. N 121-РЗ "О туризме в Республике Алтай" в целях выявления и учета субъектов туристской индустрии, нуждающихся в государственной поддержке, предусмотрено ведение туристского реестра Республики Алтай, содержащего общедоступные сведения о субъектах туристской индустрии.

Законом Республики Бурятия от 21 ноября 1995 г. N 210-1 "О туризме" определен учет турагентов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей путем ведения реестра субъектов туристской деятельности на территории Республики Бурятия (в ред. Закона Республики Бурятия от 7 июля 2008 г. N 369-IV).

В Законе Томской области от 19 ноября 1999 г. N 33-ОЗ "О туристской деятельности на территории Томской области" (в ред. от 8 мая 2013 г. N 88-ОЗ) определен реестр субъектов туристской деятельности. В соответствии со ст. 21 Закона "учет субъектов туристской деятельности, осуществляющих туристскую деятельность на территории Томской области, за исключением туроператоров, производится путем ведения реестра субъектов туристской деятельности в порядке, установленном администрацией Томской области".

На муниципальном уровне во многих регионах составляется и ежегодно актуализируется реестр (перечень) коллективных и индивидуальных средств размещения независимо от организационно-правовой формы и территориальной принадлежности субъектов хозяйственной деятельности. Иными словами, учет осуществляется в основном по такому виду деятельности, как предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания. Следует обратить внимание, что ведется учет объектов размещения, а опосредованно осуществляется и учет субъектов (владельцев/арендаторов) предпринимательства. Практика показывает, что довольно затруднен учет индивидуальных предпринимателей, у которых услуги размещения или туристские услуги не заявлены при регистрации как основной вид деятельности.

В ряде регионов Российской Федерации субъектами туристской деятельности являются резиденты особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (индивидуальный предприниматель, коммерческая организации), которые в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" зарегистрированы на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, а также компании, осуществляющие прочую деятельность по организации отдыха и развлечений.

Активная работа по учету и взаимодействию субъектов туристской деятельности осуществляется в ходе создания туристских кластеров в рамках ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644.

Сегодня уже не оспаривается то, как важно на региональном уровне знать объемы и структуру рынка туристских услуг как минимум ежеквартально, а еще лучше - ежемесячно. В Министерстве культуры Российской Федерации создана рабочая группа, в задачи которой входит изучение успешного опыта регионов и формирование предложений по совершенствованию статистического учета в сфере туризма.

С этих позиций предлагается к рассмотрению опыт Республики Бурятия, где вся работа по совершенствованию статистики туризма началась с учета организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг туристам. Более подробно основные положения и методические подходы к организации работ в этом направлении изложены в предыдущей работе [5], здесь же будут приведены только ключевые результаты.

В 2007 г. распоряжением Правительства Республики Бурятия от 27 сентября 2007 г. N 661-р была создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию статистического учета в туризме, в состав которой вошли представители Министерства экономики, Республиканского агентства по туризму, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат), УФНС России по Республике Бурятия, УФМС России по Республике Бурятия, Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по Республике Бурятия, муниципальных образований и турбизнеса.

В рамках рабочей группы был отработан механизм межведомственного взаимодействия при работе с субъектами туристской деятельности, территориально-обособленными подразделениями, а также иными организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими на территории Республики Бурятия и предоставляющими услуги туристам и отдыхающим. Одним из результатов работы стала ежегодная актуализация перечня субъектов туристской деятельности, информация о которых доступна для специалистов сферы туризма и широкого круга заинтересованных пользователей. Были выработаны меры по совершенствованию статистического учета в сфере туризма, в том числе по порядку сбора информации с субъектов турдеятельности, включая неэффективных собственников коллективных средств размещения.

Статистическое наблюдение осуществлялось в разрезе муниципальных образований, что позволяло знать величину и динамику туристского потока для принятия управленческих решений по вопросам планирования туристско-рекреационной деятельности, а также по обеспечению мер санитарной очистки территорий и безопасности отдыхающих в местах массового отдыха.

Важнейшее значение отводилось организации работы по сбору сведений о всех субъектах туристской деятельности, в первую очередь о средствах размещения на муниципальном уровне, чьи специалисты по статистике вели сбор, первичный контроль и обработку данных с последующей передачей в вышестоящую организацию.

Велась целенаправленная разъяснительная работа через средства массовой информации, интернет-ресурсы о необходимости предоставления статистической отчетности и об ответственности за непредставление статистических данных согласно ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ст. 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".

Предпринятые меры по совершенствованию системы сбора, анализа и предоставления статистических данных в сфере туризма значительно улучшили анализ состояния и прогноз развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия и позволили повысить отчетную дисциплину и обеспечить полноту сбора статистической отчетности от субъектов туристско-рекреационной деятельности. Если в 2007 г. охват статистическим учетом хозяйствующих субъектов сферы туризма составлял 22%, то в 2013 г. этот показатель достиг 73%.

В настоящее время в Республике Бурятия одним из инструментов обеспечения учета и усиления взаимодействия хозяйствующих субъектов всех форм собственности с органами власти по обеспечению устойчивого экономического роста является заключение Соглашения об участии организации в реализации программы социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочный период [6]. Соглашение с туроператорами и турагентствами заключает орган исполнительной власти Республики Бурятия в сфере туризма. С собственниками коллективных средств размещения Соглашение заключают орган исполнительной власти Республики Бурятия в сфере туризма и администрация муниципального образования, на территории которого расположено соответствующее КСР. В Соглашении прописаны основные направления сотрудничества сторон по организации туристской деятельности и реализации проектов в сфере туризма, а также информационное, коммуникационное взаимодействие.

В условиях непростых изменений в структуре туристского рынка в целом по стране и необходимости принятия срочных мер по импортозамещению в туризме на региональном уровне еще более актуальными становятся вопросы собираемости, достоверности, полноты статистической информации, формирование которой во многом зависит и от организации работ по учету и мониторингу деятельности организаций, занимающихся оказанием туристских услуг.

Литература

1. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: Учебник / Колл. авт.; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 192 с.
2. Веселова Э.Ш. Туризм: мобилизовать внутренние резервы // ЭКО. 2015. N 9 (495). С. 5 - 18.
3. Единый федеральный реестр туроператоров. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: http://russiatourism.ru/.
4. Перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета от 17 августа 2015 г. // http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/50341.
5. Максанова Л.Б.-Ж., Дамбуева М.М. Региональные подходы к совершенствованию системы статистики туризма // Вестник ВСГУТУ. 2016. N 1 (58). С. 81 - 88.
6. Официальный сайт Министерства экономики Республики Бурятия. URL: http://есопomy.govrb.ru/2015/napravleniya-deyatelnosti/upravlenie-dokhodami/zaklyuchenie-soglasheniy.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Фонд персональной ответственности туроператора как один из способов обеспечения исполнения обязательств (Сирик Н.В., Кусков А.С.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Совершенствование административно-правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (Писаревский Е.Л.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Условия туристского договора, ущемляющие права потребителей: некоторые вопросы судебной практики (Страхов С.Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Возмещение фактических расходов исполнителя при расторжении договора о реализации туристского продукта как договора возмездного оказания услуг (Барабанова П.С.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>

Возмещение по договору страхования ответственности туроператора. Основания и порядок выплаты с учетом изменений с 2017 года (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта