Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > Правовое регулирование туризма в ЮАР: общая характеристика (Кудреватых А.С.)

Правовое регулирование туризма в ЮАР: общая характеристика (Кудреватых А.С.)

Дата размещения статьи: 14.09.2016

В теории права под правовым регулированием понимается осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя <1>. В свою очередь, правовое регулирование туризма - это осуществляемое при помощи права и совокупности правовых средств, способов и методов результативное, нормативно-организационное воздействие на поведение и деятельность участников этой сферы и их отношения с целью установления правовых основ единого туристского рынка, защиты прав и свобод человека и гражданина в области туризма, в том числе обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения, информацию, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями посредством занятия туризмом <2>. Основным нормативным правовым актом в сфере туризма в Российской Федерации <3> является Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности), который определяет, в частности, основные понятия в сфере туризма ("туризм", "турист", "туристская индустрия" и др.); цели, принципы, приоритетные направления, способы государственного регулирования туристской деятельности; требования к туроператорской деятельности (включая институт финансового обеспечения), безопасности туризма, правовой статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма, права и обязанности туристов. Закон о туристской деятельности внес значительный вклад в формирование правовых основ современного туристского рынка, упорядочение отношений между участниками туристской деятельности, а также усиление гарантий защиты прав туристов. Вместе с тем его нормы в основном направлены на регулирование отношений в сфере выездного туризма.
--------------------------------
<1> См.: Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 211.
<2> См.: Правовое обеспечение туризма: Учебник / Колл. авт.; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. С. 16.
<3> Подробнее о системе законодательства Российской Федерации в сфере туризма см., например: Кудреватых С.А., Кудреватых А.С. О системе законодательства в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2015. N 2. С. 3 - 8.

Стратегией развития туризма <4> в качестве основной задачи определено развитие внутреннего и въездного туризма в Российскую Федерацию. Важность внесения изменений в Закон о туристской деятельности, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма, была отмечена в Перечне поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 17.08.2015 <5>.
--------------------------------
<4> См.: распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2014. N 24. Ст. 3105.
<5> См.: подп. а п. 1 Перечня поручений Президента РФ В.В. Путина по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 17 августа 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/50341.

Для совершенствования законодательства в сфере туризма, в том числе для обеспечения прав туристов, необходимо знать принципы и способы правового регулирования сферы туризма в соответствующем государстве. Российская Федерация является стороной различных международно-правовых соглашений, в том числе касающихся вопросов туризма в рамках БРИКС <6>.
--------------------------------
<6> См.: Этеквинская декларация и Этеквинский план действий (ЮАР, 2013 г.), Уфимская декларация (Российская Федерация, 2015 г.). URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric.

Южно-Африканская Республика (далее - ЮАР) не занимает лидирующего положения среди стран БРИКС по формированию туристского потока в Российскую Федерацию, но в последние годы наблюдается устойчивый рост числа туристов из ЮАР в Россию <7>. В целях поддержки и дальнейшего развития сотрудничества в сфере туризма между Правительством Российской Федерации и Правительством ЮАР заключено Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 23 ноября 1998 г. (вступило в силу 14 февраля 2014 г.), реализация норм которого осуществляется в том числе на основании норм национального законодательства <8>.
--------------------------------
<7> БРИКС. Совместная статистическая публикация. 2015; Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР / Росстат. М.: ИИЦ "Статистика России", 2015. С. 214, 217.
<8> См.: ст. 7 Соглашения. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201503040004?index=0&rangeSize=1.

В этой связи необходимо и важно знать законодательство в сфере туризма ЮАР.
В деятельности органов власти ЮАР, а также в юридической науке отмечается, что ЮАР имеет смешанную правовую систему, основанную на нормах романо-голландского и английского общего права (common law), а также африканского обычного права (customary law) <9>. Право в ЮАР не кодифицировано, а источниками являются нормативные правовые акты, судебные прецеденты и обычаи.
--------------------------------
<9> Подробнее см., например: Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред В.А. Туманова. М.: Юристъ, 2003. С. 354; Ильин А.В. Высшие органы государствен ной власти ЮАР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. URL: http://www.dissercat.com/content/vysshie-organy-gosudarstvennoi-vlasti-yuar; сайт Верховного апелляционного суда ЮАР (Supreme Court of Appeal). URL: http://www.justice.gov.za/sca/historysca.htm.

Основой законодательного регулирования сферы туризма на уровне республики выступают Конституция ЮАР (Constitution for the Republic of South Africa 1996 г.) (далее - Конституция) и Закон о туризме N 3 от 2014 г. (Tourism Act N 3 of 2014) (далее - Закон о туризме). Важное значение для регулирования отношений в сфере туризма имеет Закон о защите прав потребителей N 68 от 2008 г. (Consumer Protection Act no 68 of 2008) <10>, которым определены основные права потребителя и порядок их защиты, система органов в этой сфере, а также и конкретные виды ответственности. Кроме того, данным законом рассматриваются вопросы, касающиеся идентификации производителя (в том числе требования к используемому им наименованию) и отраслевых кодексов поведения.
--------------------------------
<10> Текст закона на английском языке. URL: http://www.acts.co.za/consumer-protection-act-2008.

Конституцией туризм (tourism) определен как область правового регулирования самой Республики и ее провинций (provinces), а местный туризм (local tourism) - муниципалитетов (municipalities) <11>. Нормативные акты в сфере туризма принимаются на уровне республики, провинций и муниципалитетов в виде законов (на уровне республики и провинций) и подзаконных актов (актов органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровня). Следует отметить, что предмет регулирования закона о туризме и иных специальных правовых актов в сфере туризма касается в основном вопросов публичного управления данной сферой.
--------------------------------
<11> См.: ст. ст. 146, 156, приложение 4 (Schedule 4) Конституции. URL: http://www.gov.za/DOCUMENTS/CONSTITUTION/CONSTITUTION-REPUBLIC-SOUTH-AFRICA-1996-1.

На уровне провинций принимаются законы, регулирующие сферу туризма. Например, в провинции Western Cape принят Закон о туризме от 2004 г. N 1 (Western Cape Tourism Act N 1 of 2004) <12>, в провинции Eastern Cape - Закон о туризме от 2003 г. N 8 (Eastern Cape Tourism Act N 8 of 2003) <13>.
--------------------------------
<12> См. текст Закона на английском языке. URL: https://www.westerncape.gov.za/sites/www.westerncape.gov.za/files/documents/2004/4/western_cape_tourism_act_1_of_2004.pdf.
<13> См. текст закона на английском языке. URL: http://www.enviroleg.co.za/provinces/Eastern-Cape/Eastern%20Cape%20Tourism%20Act.pdf.

Необходимо отметить, что данные акты содержат нормы, касающиеся специализированных региональных организаций по развитию, продвижению и информированию туризма (в провинции Eastern Cape - Eastern Cape Tourism Board (глава 2 Закона о туризме N 8 от 2003 г.), в провинции Western Cape - Destination Marketing Organisation (глава 2 Закона о туризме N 1 от 2004 г.)), которые учреждены на основании данных законов. Законами определяется правовой статус таких организаций (не являются органами власти), в том числе функции и компетенция, порядок назначения и полномочия органов управления, порядок финансирования деятельности.
Помимо законов, правовое регулирование сферы туризма осуществляется на основании подзаконных актов (включая постановления органов муниципалитетов (by laws)), среди которых необходимо выделить акты республики. Законом о туризме предусмотрен перечень вопросов, по которым принимаются решения министра <14>, среди которых необходимо отметить утверждение Стратегии национального сектора туризма (National tourism sector strategy). Действующей стратегией определены стратегические цели, задачи в сфере туризма, а также подробно регламентированы направления развития, включая необходимые мероприятия и факторы риска <15>.
--------------------------------
<14> В частности, согласно ст. 7 Закона о туризме министр вправе принимать нормы, стандарты в сфере туризма.
<15> См. текст Стратегии на английском языке. URL: http://www.tourism.gov.za/AboutNDT/Branches1/Knowledge/Documents/National%20Tourism%20Sector%20Strategy.pdf.

Действующий Закон ЮАР о туризме <16> был принят в 2014 г. и отменил Закон о туризме 1993 г. (Tourism Act N 72 of 1993) <17>. После принятия Закона о туризме законодательство в провинциях в этой сфере находится в стадии реформирования.
--------------------------------
<16> См. текст Закона на англ. яз. URL: http://www.tourism.gov.za/AboutNDT/Publications/tourism%20act%20no%203%20of%202014.pdf
<17> См. текст Закона на англ. яз. URL: http://www.tourism.gov.za/AboutNDT/Publications/Tourism%20Act%2072%20of%201993.pdf.

Закон о туризме был принят в целях продвижения механизмов "ответственного туризма" (responsible tourism practices), повышения качества продуктов и услуг в сфере туризма, экономического роста и развития данного сектора <18>.
--------------------------------
<18> По информации Департамента туризма ЮАР. URL: http://www.tourism.gov.za/AboutNDT/Pages/Tourism-Act.aspx.

Закон о туризме состоит из преамбулы, семи глав, 64 статей и приложения. Нормы Закона посвящены государственному регулированию сферы туризма (в том числе определены виды, компетенция и порядок деятельности органов и специализированных организаций). Частные отношения субъектов туристской индустрии между собой и с туристами Законом о туризме не регулируются, о чем свидетельствует понятие "аппарат" (в частности, Законом не закреплены понятия "турист", "туристская индустрия") <19>.
--------------------------------
<19> Необходимо отметить, что Закон о туристской деятельности в Российской Федерации регулирует как вопросы публичного управления, так и отдельные аспекты договорных отношений субъектов туристской деятельности между собой и с туристами (ст. ст. 9, 10, 10.1).

В рамках регулирования организационной структуры публичного управления сферы туризма Законом, в частности, определены состав, полномочия и порядок деятельности Совета по классификации (далее - Совет), основной функцией которого является реализация и управление Национальной системой классификации в сфере туризма, учреждаемой министром, ответственным за туризм. Совет состоит не менее чем из 14 членов, назначаемых министром. Законом определен порядок финансирования деятельности Совета и регулирования отдельных аспектов трудовых отношений с его членами <20>.
--------------------------------
<20> Подробнее см. гл. 4 Закона о туризме.

Главой 6 Закона о туризме подробно регламентирована публичная организация деятельности гидов, предусматривающая регистрацию лиц в качестве гидов. Нормы, касающиеся иных субъектов туристской индустрии, Закон не содержит. Соответствующие положения устанавливаются законами провинций <21>.
--------------------------------
<21> См., например, гл. 3 Закона о туризме провинции Eastern Cape N 8 от 2003 г.

В соответствии со ст. 1 Закона о туризме "гид - зарегистрированное в соответствии с требованиями Закона лицо, сопровождающее за вознаграждение путешественника в республике и предоставляющее ему необходимую информацию о путешествии".
В соответствии со ст. 50 Закона о туризме регистрация осуществляется на уровне провинций. При регистрации взимается сбор. Важно отметить, что регистрация осуществляется при условии, что заявитель подтвердил свою компетенцию в соответствии с критериями, учреждаемыми Комиссией по квалификации (South African Qualifications Authority) <22>. Регистрация действует на территории всех провинций в течение 3 лет, по истечении которых возможно продление регистрации.
--------------------------------
<22> Подробнее о Комиссии по квалификации см. сайт Комиссии. URL: http://www.saqa.org.za/index.php.

На уровне республики действует Национальный регистратор, назначаемый министром, в полномочия которого входят, в частности, ведение базы данных зарегистрированных гидов и подготовка Кодекса этики, обязательного для применения всеми зарегистрированными гидами. Отдельно в Законе о туризме установлен порядок рассмотрения жалоб туристов специализированным должностным лицом - The Tourism Complaints Officer (ст. 47).
Важно отметить, что Законом о туризме предусмотрена специальная ответственность за нарушение его положений <23>. Например, в соответствии со ст. 59 Закона о туризме осуществление деятельности без прохождения классификации (в случаях, когда такая классификация обязательна) <24> наказывается в виде штрафа либо заключения на срок не более года.
--------------------------------
<23> Следует отметить, что в отличие от Закона ЮАР нормы Закона о туристской деятельности об ответственности носят бланкетный характер (см. ст. 19).
<24> См.: ст. 28 Закона о туризме.

В целом предмет и содержание Закона о туризме и соответствующих законодательных актов провинций позволяют сделать вывод о комплексном характере их регулирования и направленности на развитие внутреннего и въездного туризма в ЮАР.

Литература

1. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 576 с.
2. БРИКС. Совместная статистическая публикация. 2015; Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР / Росстат. М.: ИИЦ "Статистика России", 2015. 235 с.
3. Закон о туризме провинции Western Cape от 2004 г. N 1 (Western Cape Tourism Act of 2004 N 1). URL: https://www.westerncape.gov.za/sites/www.westerncape.gov.za/files/documents/2004/4/western_cape_tourism_act_1_of_2004.pdf.
4. Закон о туризме провинции Eastern Cape от 2003 г. N 8 (Eastern Cape Tourism Act of 2003 N 8). URL: http://www.enviroleg.co.za/provinces/Eastern-Cape/Eastern%20Cape%20Tourism%20Act.pdf.
5. Закон Южно-Африканской Республики о защите прав потребителей от 2008 г. N 68 (Consumer Protection Act of 2008 N 68). URL: http://www.acts.co.za/consumer-protection-act-2008.
6. Закон Южно-Африканской Республики о туризме 1993 г. N 72 (Tourism Act of 1993 N 72). URL: http://www.tourism.gov.za/AboutNDT/Publications/Tour-ism%20Act%2072%20of%201993.pdf.
7. Закон Южно-Африканской Республики о туризме от 2014 г. N 3 (Tourism Act of 2014 N 3). URL: http://www.tourism.gov.za/AboutNDT/Publications/tour-ism%20act%20no%203%20of%202014.pdf.
8. Ильин А.В. Высшие органы государственной власти ЮАР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. URL: http://www.dissercat.com/content/vysshie-organy-gosudarstvennoi-vlasti-yuar.
9. Конституция Южно-Африканской Республики (Constitution for the Republic of South Africa 1996 г.) URL: http://www.gov.za/DOCUMENTS/CONSTITUTION/ CONSTITUTION-REPUBLIC-SOUTH-AFRICA-1996-1.
10. Кудреватых С.А., Кудреватых А.С. О системе законодательства в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2015. N 2. С. 3 - 8.
11. Перечень поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 17 августа 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/50341.
12. Правовое обеспечение туризма: Учебник / Колл. авт.; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2014. N 24. Ст. 3105.
14. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. М.: Юристъ, 2003. 448 с.
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области туризма от 23 ноября 1998 года: вступило в силу 14 февраля 2014 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201503040004?index=0&rangeSize=1.
16. Стратегия национального сектора туризма Южно-Африканской Республики (National tourism sector strategy). URL: http://www.tourism.gov.za/AboutNDT/Branches1/Knowledge/Documents/National%20Tourism%20Sector%20Strategy.pdf.
17. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 29.06.2012) // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
18. Этеквинская декларация и Этеквинский план действий (ЮАР, 2013 г.). URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric (дата обращения: 11.01.2016).
19. Уфимская декларация (Российская Федерация, 2015 г.). URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric (дата обращения: 11.01.2016).
20. URL: http://www.tourism.gov.za/AboutNDT/Pages/Tourism-Act.aspx.
21. URL: http://www.saqa.org.za/index.php (дата обращения: 11.01.2016).
22. URL: http://www.justice.gov.za/sca/historysca.htm.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Фонд персональной ответственности туроператора как один из способов обеспечения исполнения обязательств (Сирик Н.В., Кусков А.С.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Совершенствование административно-правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (Писаревский Е.Л.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Условия туристского договора, ущемляющие права потребителей: некоторые вопросы судебной практики (Страхов С.Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Возмещение фактических расходов исполнителя при расторжении договора о реализации туристского продукта как договора возмездного оказания услуг (Барабанова П.С.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>

Возмещение по договору страхования ответственности туроператора. Основания и порядок выплаты с учетом изменений с 2017 года (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта