Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > НДС при оказании иностранными организациями электронных услуг (Фимина Н.)

НДС при оказании иностранными организациями электронных услуг (Фимина Н.)

Дата размещения статьи: 20.09.2016

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 244-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ). Поправки в нормы действующего налогового законодательства РФ, внесенные этим Законом, можно без преувеличения назвать революционными. В настоящей публикации приведен обзор нововведений.

В 2016 г. большинство электронных услуг, оказываемых иностранными организациями, НДС в России не облагалось.
Общий порядок определения места реализации работ и услуг для целей НДС установлен ст. 148 НК РФ. Если те или иные услуги не относятся к услугам, перечисленным в пп. 1 - 4.1, 4.4 п. 1 ст. 148, в отношении таких услуг применяется положение пп. 5 п. 1 ст. 148. В частности, местом реализации услуг признается территория РФ, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории РФ, то есть организация-исполнитель присутствует на этой территории (п. 2 ст. 148) на основе госрегистрации либо (при отсутствии такой регистрации) на основании места, указанного в учредительных документах, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства в РФ (если услуги оказаны через это постоянное представительство). В тех случаях, когда иностранная организация - исполнитель услуг не осуществляет деятельность на территории РФ, местом реализации услуг территория РФ не признается, такие услуги объектом обложения НДС в России не являются.
Законом N 244-ФЗ в упомянутую ст. 148 НК РФ внесены изменения. Из новой редакции пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ следует, что в случае оказания электронных услуг место реализации услуг определяется по месту нахождения покупателя. То есть, если электронные услуги оказаны иностранной компанией российскому юридическому или физическому лицу, НДС заплатить необходимо.
В отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего услуги, местом осуществления деятельности покупателя признается территория России в случае, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:
- покупатель проживает в России;
- банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператор электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, находится на территории Российской Федерации;
- сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
- международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен России.

Электронные услуги

Статей 174.2 НК РФ (в ред. Закона N 244-ФЗ) предусмотрен достаточно широкий перечень электронных услуг, которые будут подпадать под новые правила обложения НДС.
Оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.
К таким услугам относятся:
- предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
- оказание рекламных услуг в сети Интернет;
- оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;
- обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети Интернет, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
- хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет;
- предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
- оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети Интернет;
- предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть Интернет и др.
Однако к услугам в электронной форме не относятся такие операции, как:
- реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети Интернет;
- реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
- оказание консультационных услуг по электронной почте;
- оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет.
По мнению автора, проблемы при правоприменении могут возникнуть на практике в связи с отнесением к электронным услугам "предоставления прав на использование программ для электронных вычислительных машин". Из буквального толкования норм Закона N 244-ФЗ можно сделать вывод, что в данном случае не обязательно подразумевается передача прав с использованием сети Интернет.
Электронно-вычислительная машина представляет собой фактически любые устройства, способные производить различные вычислительные операции, следовательно, мобильные и носимые устройства (в том числе "умные" часы и очки) также относятся к электронно-вычислительным машинам, поскольку выполняют вычислительные операции вне зависимости от их размеров, габаритов, формы и прочих параметров.
При этом любой код, исполняющийся на таких устройствах, является программой для электронно-вычислительной машины (далее - программой для ЭВМ) вне зависимости от выполняемой функции (передача сообщения, передача почты, обмен сообщениями, игры, развлечения и прочее).
Таким образом, программное обеспечение социальных сетей, электронной почты, программы обмена мгновенными сообщениями, аудиовидеосервисы и многопользовательские компьютерные игры, а также приложения для мобильных и носимых устройств (в том числе "умных" часов и очков) следует относить к программам для ЭВМ.
Такой вывод, например, был изложен в Письме Минкомсвязи России от 29.12.2014 N РИ-П11-23477.
Применение указанных программ в настоящее время чрезвычайно распространено. Очевидно, что после вступления Закона N 224-ФЗ в силу потребуются дополнительные разъяснения по применению рассматриваемого положения Закона.

Новые обязанности иностранных организаций

НДС в отношении деятельности по оказанию иностранным поставщиком электронных услуг уплачивается следующим образом.
Если услуги оказаны иностранной компанией напрямую российскому физическому лицу, НДС уплачивается непосредственно данной компанией. В этом случае иностранная организация должна зарегистрироваться в России для целей НДС. Если же услуги оказаны российскому юридическому лицу, покупатель услуг удерживает налог в качестве налогового агента.
Это следует из норм п. 3 ст. 174.2 НК РФ. Специальные правила установлены для случаев ведения деятельности через посредников.
При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме иностранные организации - посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются налоговыми агентами. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких организаций-посредников налоговым агентом признается иностранная организация - посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги. Налоговый агент обязан исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.
Как упоминалось выше, одной из новых обязанностей иностранных организаций является регистрация в качестве плательщика НДС. Закон N 244-ФЗ предусматривает порядок такой регистрации. В частности, ст. 83 НК РФ дополнена соответствующими положениями для случая постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам.
Регистрация осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых утверждается Минфином России. Заявление о постановке на учет (снятии с учета) подается иностранными организациями не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания электронных услуг.
Сумма НДС определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента процентная доля налоговой базы. Уплата налога производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Важно отметить, что суммы "входного" НДС иностранный поставщик к вычету принять не может. Об этом прямо сказано в п. 6 ст. 174.2 НК РФ.
Актуальным является вопрос налоговых последствий применения нового порядка при исчислении налога на прибыль. Данный вопрос прямо урегулирован Законом N 244-ФЗ. В частности, ст. 306 НК РФ дополнена п. 14, из которого следует, что оказание иностранной организацией электронных услуг, местом реализации которых признается территория РФ, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в России для целей расчета налога на прибыль.

Закон N 244-ФЗ и нормы об освобождении от НДС

Как мы указали выше, предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет относится к перечню электронных услуг. То есть, если права предоставляются российскому лицу иностранным контрагентом, возникает обязанность по уплате НДС.
Вместе с тем на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ предоставление прав использования программ для ЭВМ по лицензионным договорам не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Законом N 244-ФЗ указанная льгота не отменяется. На основании норм ст. ст. 1235, 1236, 1238, 1259 ГК РФ к операциям, не подлежащим обложению НДС, относятся в том числе:
- передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных (сублицензионных) договоров, составленных в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ, а именно передача указанных прав на основании как исключительной, так и простой (неисключительной) лицензии;
- передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных (сублицензионных) договоров независимо от государственной регистрации исключительных прав на такие программы и базы.
Указанные операции освобождаются от налогообложения независимо от способа передачи программ для ЭВМ и баз данных (Письмо Минфина России от 21.10.2014 N 03-07-03/52967). На иностранные организации данное правило распространяется в общем порядке.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.