Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 21.09.2016
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - Закон о контрактной системе) был принят в том числе и в целях повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Закон о контрактной системе для реализации данной цели устанавливает принципы контрактной системы в сфере закупок, среди которых немаловажное значение имеет принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
Согласно Закону о контрактной системе принцип эффективности заключается в достижении заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, казенными учреждениями, иными юридическими лицами при планировании и осуществлении закупок.
Закон о контрактной системе предусматривает порядок оценки эффективности осуществления закупок путем аудита в сфере закупок, который осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.
Аудит в сфере закупок заключается в осуществлении анализа и оценки результатов закупок, а также достижении целей осуществления закупок. Цели же осуществления закупок определяются в ст. 13 Закона о контрактной системе, к ним относятся:
1) реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнение международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;
3) выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением функций и полномочий, указанных выше.
Для анализа и оценки результатов закупок органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
Закон о контрактной системе предусматривает также возможность осуществления общественного контроля, чего нельзя сказать о Законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2>. Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее - общественный контроль) в соответствии с Законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля (ст. 102).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (часть 1). Ст. 3105.
Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы, в том числе принципа эффективности.
Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.
Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.
В отличие от Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Закон о контрактной системе устанавливает возможность активного участия общества в осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Так, ст. 20 Закона о контрактной системе, которая вступает в силу с 1 января 2017 г., предусматривает возможность проведения обязательного общественного обсуждения закупок.
Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона, согласно которой заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Случаи и порядок проведения общественных обсуждений будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. В то же время Закон предусматривает возможность субъектов РФ и муниципальных образований самостоятельно устанавливать дополнительные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.
Таким образом, осуществление государственных и муниципальных закупок стало публичным и участие общества в вопросах закупок для государственных и муниципальных нужд стало более активным.
Одной из форм реализации эффективности можно назвать обоснование закупок, которому посвящается ст. 18 Закона о контрактной системе. Обоснование закупок определяется как соответствие планируемой закупки целям осуществления закупок. Цели закупок, как уже было отмечено, устанавливаются ст. 13 Закона. Обоснование закупок осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика. Таким образом, одним из пунктов плана закупок является обоснование закупок.
Можно отметить, что предыдущий Закон также предусматривал "обоснование" в отношении: начальной (максимальной) цены контракта (цены лота); обоснование решения о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе; решения о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе; решения о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе; причин отклонения котировочных заявок; цены контракта.
Согласно Закону о контрактной системе при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) составляются план закупок (ст. 17) и план-график (ст. 21). При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки. При формировании плана-графика обоснованию подлежат:
1) начальная (максимальная) цена контракта;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в результате оценки обоснованности закупки закупка может быть признана необоснованной. В случае признания планируемой закупки необоснованной органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений и привлекают к административной ответственности виновных лиц.
Согласно ст. 14 ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" <3> одним из полномочий Счетной палаты РФ устанавливается право осуществлять аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля), который проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1649.
Еще одной формой реализации эффективности является нормирование в сфере закупок, которое устанавливается ст. 19 Закона о контрактной системе. В отличие от обоснования, понятие "нормирование" вообще не устанавливалось в предыдущем Законе. Таким образом, "нормирование в сфере закупок" - понятие новое и представляет собой установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Часть 2 ст. 19 Закона раскрывает требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и относит к ним требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возникает вопрос: что можно считать предметом роскоши? - поскольку в настоящее время законодательно не закрепляется понятие "роскошь" и нет нормативно закрепленного перечня предметов роскоши. В приложении Указа Президента РФ от 27 мая 2007 г. N 665 "О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН от 14 октября 2006 г. N 1718" <4> определено, что вывоз предметов роскоши, транзитное перемещение которых осуществляется через территорию Российской Федерации (в том числе воздушным транспортом), с территории Российской Федерации в Корейскую Народно-Демократическую Республику, а также передача их Корейской Народно-Демократической Республике вне пределов Российской Федерации с использованием морских и воздушных судов под флагом Российской Федерации запрещены. К предметам роскоши Указ относит:
--------------------------------
<4> Указ Президента РФ от 27 мая 2007 N 665 "О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН от 14 октября 2006 г. N 1718" (в ред. от 10.03.2009) // Собрание законодательства РФ. 04.06.2007. N 23. Ст. 2748.
- ювелирные изделия из золота, платины, бриллиантов и драгоценных камней общей стоимостью свыше 50 тыс. рублей;
- наручные часы стоимостью свыше 50 тыс. рублей за штуку;
- парфюмерные товары общей стоимостью свыше 5 тыс. рублей;
- меховые изделия общей стоимостью свыше 250 тыс. рублей;
- марочные коньяки, вина и другие спиртные напитки общей стоимостью свыше 5 тыс. рублей;
- легковые автомобили стоимостью свыше 3 млн. рублей.
Игорь Георгиевич Тютюнник в своей статье делает попытку определить понятия и предметы роскоши. Так, роскошь он определяет как процесс избыточного приобретения и потребления экономически полезных благ, превышающий количественные и качественные потребительские свойства и характеристики товаров, работ, услуг <5>.
--------------------------------
<5> Тютюнник И.Г. Понятие и предметы роскоши в российской контрактной системе и их законодательное обеспечение. URL: http://www.barton.ru.
Общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 N 476 "Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения" <6> определяет общие требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения данных правовых актов.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 N 476 "Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения" // Собрание законодательства РФ. 2015. N 22. Ст. 3218.
Правительство Российской Федерации устанавливает правила нормирования закупок для обеспечения федеральных нужд, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации - для обеспечения нужд субъектов РФ, а местные администрации, соответственно, для обеспечения муниципальных нужд, но в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными законом. Также они устанавливают требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с законом, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам, указанной корпорации казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, а также автономными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов, указанной корпорации.
Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов подлежат размещению в единой информационной системе.
Таким образом, Закон о контрактной системе особое внимание уделяет эффективности осуществления государственных закупок. Но в то же время в Законе отсутствует нормативно закрепленное определение понятия эффективности, что усложняет контроль реализации принципа эффективности закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Литература
1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (часть 1). Ст. 3105.
2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1649.
3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
4. Указ Президента РФ от 27 мая 2007 г. N 665 "О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН от 14 октября 2006 г. N 1718" (в ред. от 10.03.2009) // Собрание законодательства РФ. 4 июня 2007 г. N 23. Ст. 2748.
5. Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 N 476 "Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения" // Собрание законодательства РФ. 2015. N 22. Ст. 3218.
6. Тютюнник И.Г. Понятие и предметы роскоши в российской контрактной системе и их законодательное обеспечение. URL: http://www.barton.ru.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.
Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь.
Дата размещения статьи: 06.03.2017
Дата размещения статьи: 25.01.2017
Дата размещения статьи: 09.12.2016
Дата размещения статьи: 01.12.2016
Дата размещения статьи: 14.10.2016
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |