Дата размещения статьи: 23.09.2016
Актуальность темы публикации обусловлена стремительным развитием охранной деятельности как разновидности предпринимательства и возросшей степенью ее влияния на решения приоритетных социально-экономических государственных задач. Это обусловлено тем, что охранная деятельность направлена на защиту от противоправных посягательств частной собственности и позволяет участникам гражданского оборота реализовать свое конституционное право на занятие предпринимательской деятельностью.
Осуществление предпринимательской охранной деятельности квалифицируется как процесс осуществления гражданских прав и базируется на Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) и Законе РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной охране).
Согласно ст. 11 Закона о частной охране оказание услуг, направленных на защиту объектов охраны (вещей и иного имущества, жизни и здоровья людей, порядка) от противоправных посягательств и предусмотренных ст. 3 этого правового акта, разрешается только юридическим лицам, специально учрежденным для их выполнения и имеющим соответствующую лицензию.
Как следует из ст. 15.1 Закона о частной охране, частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Такое положение свидетельствует о том, что эта организация является корпоративным юридическим лицом, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 65.1 ГК РФ). Следовательно, имея фундаментальную правовую основу в виде названной нормы Кодекса, деятельность указанной корпорации не должна вызывать каких-либо сомнений и содержать каких-либо проблем в практике гражданского оборота в целом и в предпринимательской охранной деятельности в частности. С точки зрения вышеназванной нормы ГК РФ это действительно так. Однако проблемы возникают в процессе непосредственного учреждения частных охранных организаций, который в значительной степени отстает от современных требований по защите отдельных основ конституционного строя России (ст. 8 Конституции РФ) и от потребностей в осуществлении гражданами и юридическими лицами своих гражданских прав (ст. 9 ГК РФ).
Проведенный анализ ст. 15.1 Закона о частной охране позволяет выявить проблемы в учреждении (участии) корпоративных охранных организаций. Как отмечает М.А. Егорова, "право участия в корпорации характеризует часть корпоративного отношения" и представляет собой "правовую связь учредитель - юридическое лицо" <1>.
--------------------------------
<1> Егорова М.А. К вопросу о содержании корпоративных правомочий // Гражданское право. 2014. N 4. С. 13.
В контексте изложенных аспектов проблемы, связанные с учреждением (участием) корпоративной охранной организации, можно классифицировать как: 1) проблемы, обусловленные правовым положением учредителя (участника) организации - гражданина; 2) проблемы, связанные с невозможностью учреждения (участия) охранной организации местным самоуправлением.
Исследование перечисленных проблем и является целью настоящей публикации.
Первая проблема обусловлена наличием отдельных требований, предъявляемых к учредителям и участникам организации, обладающим правовым положением гражданина. Некоторые из них являются далеко не бесспорными и могут повлечь за собой наличие необоснованных препятствий в осуществлении гражданами своих корпоративных правомочий. Как следует из ч. 4 ст. 15.1 Закона о частной охране, занятие охранной деятельностью должно являться основным видом деятельности рассматриваемого физического лица. На первый взгляд наличие этой нормы Закона не влечет за собой каких-либо правовых последствий. Однако дальнейший анализ показывает, что сущность проблемы проявляется в неопределенности понятия "основной вид деятельности". Несмотря на конституционную значимость свободы предпринимательства, которая в то же время является и содержанием гражданской правоспособности, ни Конституция РФ, ни ГК РФ не раскрывают содержание вышеуказанного понятия. Анализ специального нормативного акта - Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713) - позволяет сделать вывод о том, что основным видом деятельности коммерческой организации является тот, который имеет наибольшую значимость в общем объеме услуг по итогам года. Поскольку корпоративная охранная организация учреждается гражданином только для оказания охранных услуг, то процесс их оказания и будет являться для него основным видом деятельности.
В то же время доход учредителя (участника) - гражданина может складываться и от его участия в трудовом отношении в качестве работника иной (не охранной) организации или другого работодателя. Следовательно, в отдельных случаях размер заработной платы названного лица может превышать его доход от участия в корпоративной охранной организации. Таким образом, для учредителя-работника основным видом деятельности (корпоративной или трудовой) будет тот, который приносит ему наибольший доход (заработок). Заметим, что оба вышеназванных правомочия (право на предпринимательство в форме участия в корпорации и право на труд) являются конституционными правами гражданина (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Но согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона о частной охране, в случае если доход такого учредителя от его участия в деятельности корпоративной охранной организации превышает его заработную плату по трудовому договору, он обязан прекратить трудовые отношения, и наоборот. Вместе с тем в этом случае названные конституционные права утрачивают свою ценность, что, по сути, противоречит ст. 2 Конституции РФ, представляющей собой одну из основ конституционного строя России.
Суть второй проблемы заключается в правомочиях юридических лиц в учреждении (участии) ими частной охранной организации. Так, право учреждения указанной корпоративной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством РФ. Этот порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 82 "Об утверждении Правил предоставления права учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной". Однако анализ названного акта позволяет прийти к выводу о том, что выступать в качестве учредителя (участника) названной организации могут лишь юридические лица, относящиеся к стратегическим предприятиям (акционерным обществам), являющиеся субъектами естественных монополий, государственной корпорацией (компанией), а также войсковым казачьим обществом, включенным в соответствующий государственный реестр.
Такой подход законодателя позволяет сделать по меньшей мере два важных для настоящей публикации вывода. Во-первых, Закон о частной охране допускает учреждение корпоративных охранных организаций юридическими лицами, созданными с участием государства, в том числе имеющими организационно-правовую форму коммерческих унитарных организаций (стратегические предприятия). Во-вторых, Закон о частной охране не предусматривает участие местного самоуправления, в том числе и через созданные ими юридические лица (например, муниципальные унитарные предприятия, далее - МУП), в учреждении корпоративной охранной организации, созданной в организационно-правовой форме ООО.
Обратим внимание на правовые последствия рассматриваемой проблемы.
Во-первых, органы местного самоуправления наряду с физическими и юридическими лицами вправе заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 124 ГК РФ). Следует отметить, что это продиктовано не властно-публичными полномочиями муниципалитетов, а принципом их равенства с иными участниками гражданского оборота, в котором эти органы выступают через созданные ими юридические лица <2>.
--------------------------------
<2> Колмакова Н.Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. С. 11 - 12.
Во-вторых, Закон о частной охране практически оформляет запрет на участие органов местного самоуправления посредством учрежденных ими юридических лиц в деятельности частных охранных организаций. Однако соответствует ли такое положение текущему состоянию гражданского оборота и необходимости решения современных социально-экономических государственных задач? Ответ очевиден - нет. В настоящее время в России насчитываются десятки тысяч муниципальных образований. Следовательно, форма местного самоуправления является наиболее распространенной и вовлекает в сферу своей деятельности миллионы российских граждан. Кроме того, в собственности муниципалитетов находится большое количество имущества, которое не подлежит государственной охране. Например, 27 декабря 2012 г. Правительство РФ исключило из перечня объектов, подлежащих государственной охране, "здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории органов местного самоуправления" <3>. Таким образом, присутствуют все основания для реализации конституционных правомочий местного самоуправления в области охраны муниципального имущества и общественного порядка посредством учреждения ими корпоративных охранных организаций. Дополнительным аргументом этого права является и ч. 2 ст. 1 ГК РФ, согласно которой муниципалитеты как участники гражданских отношений приобретают и реализуют свои гражданские права исходя из своей воли и интереса. Однако сделать это самостоятельно в исследуемой области им не под силу, поскольку согласно действующей редакции Закона о частной охране для защиты своего имущества они должны обращаться в охранные организации, учрежденные другими участниками гражданского оборота.
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1423 "О внесении изменения в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 20.
В-третьих, невозможность самостоятельного участия муниципалитетов в охране муниципального имущества и порядка посредством вышеуказанного запрета ставит их в неравное положение с физическими и юридическими лицами, в том числе и государством, которым предоставлено право на самостоятельное осуществление охранной деятельности посредством учреждения соответствующих организаций. Безусловно, такое положение противоречит основе конституционного строя о равной степени защиты всех форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) и не соответствует основным началам гражданского законодательства о признании равенства участников гражданских отношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, становится очевидным, что действующей редакции Закона о частной охране разрешить эту проблему не представляется возможным. Однако это не означает, что на настоящем этапе политического и социально-экономического развития государства правовое регулирование деятельности корпоративных охранных организаций должно оставаться в том виде, в котором оно предусмотрено названным правовым актом. Напротив, современное состояние науки гражданского и предпринимательского права позволяет привести достаточное количество аргументов в пользу непосредственного участия муниципальных образований в деятельности охранных корпораций, что неизменно должно отразиться и на динамике соответствующего правового регулирования.
Проведенные автором исследования о содержании охранной деятельности, о правовом положении исполнителей охранных услуг, об объектах охраны, о средствах правового регулирования искомого вида предпринимательства позволяют привести следующие аргументы, направленные на решение проблемы участия местного самоуправления в деятельности корпоративных охранных организаций.
Первый аргумент основан на законодательных правомочиях местного самоуправления в контексте его потенциального участия в корпоративных коммерческих организациях в целом и в охранных организациях в частности. Так, согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия (в том числе и муниципальные. - Прим. авт.) могут участвовать в коммерческих организациях. Однако для этого необходимо выполнить два условия: 1) такое участие должно быть предусмотрено законом; 2) решение об участии должно быть принято только с согласия муниципального образования как собственника имущества унитарного предприятия. Таким образом, реальным препятствием в участии местного самоуправления в учреждении частных охранных организаций являются нормы ст. 15.1 Закона о частной охране, которые не предусматривают участия в этом процессе муниципалитетов через созданные ими юридические лица в организационно-правовой МУП.
Другим законом, предусматривающим непосредственное участие местного самоуправления в корпоративных коммерческих организациях, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении). Согласно ст. 68 этого акта представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в организационно-правовой форме ООО.
Второй аргумент в разрешении рассматриваемой проблемы основывается на содержании понятия "вопросы местного значения", решение которых возложено на муниципалитеты.
Анализ конституционных правомочий местного самоуправления (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ) позволяет выделить из них потенциальные "охранные вопросы местного значения", обусловленные правами этих органов. Во-первых, это вопросы управления муниципальной собственностью. Под ней понимается объект гражданских прав "вещи и иное имущество", а реализация этого правомочия невозможна без принятия соответствующих мер, направленных на защиту указанного объекта от противоправных посягательств, в том числе и посредством охранной деятельности. Во-вторых, это вопросы охраны общественного порядка. Заметим, что и в первом, и во втором случае вышеуказанные конституционные нормы могут трансформироваться в еще один объект гражданских прав - "оказание услуг", осуществляемых в виде услуг частной охраны "охрана имущества" и "обеспечение порядка...". Таким образом, Основной Закон государства определяет конституционные правомочия местного самоуправления как необходимую правовую базу для участия муниципальных образований в охранной деятельности. Однако правовой режим муниципальных объектов охраны не определяется Конституцией РФ. Это осуществляется Законом о местном самоуправлении и муниципальными правовыми актами, в отдельных случаях имеющими ярко выраженный "охранный" характер. Анализ вышеуказанного Закона позволяет сделать вывод о том, что объекты, подлежащие охране, являются одинаковыми для всех видов муниципалитетов (поселение, муниципальный район, городской округ и др.). Эти объекты можно детализировать следующим образом: 1) местные объекты культурного наследия; 2) леса особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципальных образований; 3) жизнь и здоровье граждан, пребывающих на водных объектах; 4) лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения; 5) общественный порядок на территории муниципального образования. Заметим, что, основываясь на конституционном принципе о самостоятельном распоряжении местным самоуправлением муниципальным имуществом и решении других вопросов (гл. 8 Конституции РФ), в действительности перечень подобных объектов охраны является более широким. Например, среди них могут быть муниципальные образовательные организации (институты, школы, детские сады и др.), организации медицины (поликлиники, больницы и др.), культурные и творческие объекты (дворцы культуры, клубы и др.). Кроме того, в муниципальной собственности могут находиться и объекты, обладающие правовыми режимами "опасный производственный объект", "объект топливно-энергетического комплекса", "объект транспортной инфраструктуры", обеспечение безопасности которых является не правом, а обязанностью собственника. По мнению автора, вышеперечисленное имущество не только выступает в качестве вероятных объектов охраны, но и является местом массового пребывания людей, что, в свою очередь, повышает уязвимость объектов для различных противоправных посягательств. Такое положение остро ставит вопрос о необходимости оказания таких услуг частной охранной деятельности, как обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий. Оказание этих услуг становится возможным посредством деятельности корпоративных охранных организаций.
Как отмечает Президент России В.В. Путин, "местное самоуправление - это самая близкая власть к людям", к которой надо подходить "со здравым смыслом, с требованием времени" <4>. Видится, что предоставление муниципалитетам правомочий на защиту принадлежащего им имущества от противоправных посягательств посредством самостоятельного оказания охранных услуг и будет отвечать здравому смыслу и требованиям времени.
--------------------------------
<4> Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2013. 13 декабря. N 282.
Резюмируя сказанное в публикации, можно сделать вывод о том, что исследованные проблемы могут создать необоснованные препятствия в осуществлении участниками гражданского оборота (гражданами и муниципалитетами) своих прав в области учреждения (участия) корпоративных охранных организаций. Такое положение противоречит основам конституционного строя о свободном передвижении услуг и равной степени защиты всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ), а также не соответствует основным началам гражданского законодательства (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).
Разрешить эти проблемы можно посредством внесения в Закон о частной охране следующих изменений и дополнений:
1) исключить из ч. 4 ст. 15.1 фразу: "Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным";
2) изложить фразу об учредителях - юридических лицах (ч. 4 ст. 15.1) в следующей редакции: "Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при осуществлении ими своих правомочий в области защиты имущества и обеспечения порядка, предусмотренных федеральным законом".
Литература
1. Егорова М.А. К вопросу о содержании корпоративных правомочий // Гражданское право. 2014. N 4. С. 13 - 18.
2. Колмакова Н.Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. 22 с.
3. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2013. 13 декабря. N 282.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 06.03.2017
Дата размещения статьи: 01.02.2017
Дата размещения статьи: 23.09.2016
Дата размещения статьи: 23.04.2016
Дата размещения статьи: 08.04.2016
Навигация