Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Акционерное общество > К вопросу о субъектах, правомочных утверждать внутренние документы акционерного общества (Карапетян Г.Г.)

К вопросу о субъектах, правомочных утверждать внутренние документы акционерного общества (Карапетян Г.Г.)

Дата размещения статьи: 28.09.2016

После вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <1> статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГК РФ) была дополнена пунктом 5, который предоставил право учредителям (участникам) юридического лица утверждать внутренние документы, регулирующие корпоративные отношения.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2014. 7 мая. N 1.

Еще до вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ, когда данный Закон еще находился на стадии проекта, юридическое сообщество обратило внимание на ряд недостатков п. 5 ст. 52 ГК РФ.
С.Ю. Филиппова одной из первых обратила внимание на достаточно противоречивую редакцию обсуждаемого пункта: "Указание в проекте на то, что внутренние документы принимаются учредителями (участниками) юридического лица, - несомненная новелла, причем не ставшая результатом ни научной дискуссии, ни обобщения судебной практики. В соответствии с общераспространенным подходом внутренние документы (корпоративные акты) принимаются самой организацией в лице одного из ее органов. И даже если речь идет о принятии внутреннего документа (корпоративного акта) общим собранием акционеров или участников, все равно речь идет об акте организации, а не учредителей (участников)" <2>.
--------------------------------
<2> Филиппова С.Ю. Корпоративные акты - к вопросу о правовой природе. Тенденции развития законодательства о внутренних документах юридических лиц // Предпринимательское право. 2013. N 4. С. 42 - 45.

Ряд других ученых также справедливо обращают внимание на то обстоятельство, что право внутреннего нормотворчества <3> может возникнуть только у юридического лица, обладающего правоспособностью, то есть прошедшего процедуру государственной регистрации <4>.
--------------------------------
<3> Понятие "внутреннее правотворчество" или "внутреннее нормотворчество" не является общепринятым в юридической литературе. См., например: Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008. 511 с.; СПС "КонсультантПлюс".
<4> См., например: Кирилловых А.А. Корпоративное право: Курс лекций. М.: Юстицинформ, 2009. 192 с.; СПС "КонсультантПлюс"; Власова А.С. Внутренние документы, регулирующие корпоративные отношения, в системе внутренних актов юридического лица // Право и экономика. 2015. N 5. С. 45 - 52.

Другие ученые, наоборот, считают, что внутренние документы утверждаются в том числе учредителями юридического лица <5>.
--------------------------------
<5> См.: Андреев В.К. Корпоративное управление в непубличном обществе // Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (22 апреля 2015 года, г. Москва) / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Юридический факультет им. М.М. Сперанского, Юстицинформ, 2015. 214 с.; СПС "КонсультантПлюс".

Позиция первой группы ученых в отношении такого субъекта внутреннего нормотворчества как учредитель (участник) юридического лица, несомненно, имеет под собой совершенно очевидные основания, и с ней невозможно не согласиться, однако она не является до конца проработанной.
Так, указанные авторы не обратили внимания на то, что до государственной регистрации юридического лица учредительным собранием (учредителем) утверждается самый важный внутренний документ юридического лица - устав, который занимает отдельное и главенствующее положение в иерархии внутренних документов юридического лица <6>.
--------------------------------
<6> Позиция отнесения устава к внутренним документам юридического лица не является общепринятой в юридической доктрине. Подробнее по указанному вопросу см., например: Шиткина И.С. Локальное (внутреннее) нормотворчество в акционерном обществе // Налоги (газета). 2006. N 14, 15; Шиткина И.С. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ внутренними (локальными) документами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 40; Власова А.С. Указ. соч.; Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999. С. 17; Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве (изменения и дополнения Федерального закона "Об акционерных обществах"). М.: Экономика и жизнь, 2002. 188 с.; Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве // Хозяйство и право. 2001. N 11. Приложение. С. 5; Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. Екатеринбург: Налоги и финансовое право. 2005. 336 с.; СПС "КонсультантПлюс".

Следует обратить отдельное внимание на то обстоятельство, что до государственной регистрации юридического лица принимается решение об учреждении юридического лица и заключается договор об учреждении юридического лица.
Так, согласно п. п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона "Об акционерных обществах" создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и утверждения регистратора общества.
Как правильно отмечается в юридической литературе, указанные документы не теряют актуальности после государственной регистрации юридического лица, а наоборот, наряду с уставом продолжают определять правовое положение юридического лица <7>, тем самым трансформируясь уже во внутренние документы уже зарегистрированного юридического лица.
--------------------------------
<7> Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 2: Обязательственное право. 1208 с.; СПС "КонсультантПлюс".

Из практических примеров можно привести требование Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о предоставлении решения об учреждении (создании) общества при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, даже после государственной регистрации юридического лица решение об учреждении последнего не будет терять юридической силы и значимости.
На учредительном собрании могут утверждаться внутренние документы акционерного общества начиная от разных регламентов и положений, регулирующих деятельность органов управления акционерного общества, до внутренних документов, регулирующих непосредственную хозяйственную деятельность общества.
Нормы как Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <8> (далее по тексту - Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"), так и Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее по тексту также - Федеральный закон "Об акционерных обществах") не содержат указания на право учредителей (учредительного собрания) утверждать внутренние документы, регулирующие те или иные отношения, что входит в противоречие с пунктом 5 статьи 52 ГК РФ, однако, на мой взгляд, правильной является именно позиция ГК РФ, так как утверждение, что специальное законодательство запрещает учредительному собранию утверждать внутренний документ, который, например, регулирует деятельность коллегиального органа общества, являлось бы по крайней мере непрактичным. Применительно к акционерным обществам такое утверждение привело бы к тому, что коллегиальный орган действовал бы без внутреннего документа, определяющего порядок его деятельности до первого общего собрания акционеров, созыв которого также отнесен законодательством к компетенции такого коллегиального органа. Таким образом, возник бы правовой вакуум применительно к управлению в обществе.
--------------------------------
<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 785.

Исходя из вышесказанного и основываясь на ст. 52 ГК РФ, можно с уверенностью сказать, что первый субъект, обладающий правом утверждать внутренние документы хозяйственного общества, - это учредительное собрание (учредитель) хозяйственного общества. При этом вслед за С.Ю. Филипповой дополнительно обращаем внимание, что именно учредительное собрание, а не учредители, является правомочным на принятие соответствующих внутренних документов (естественно, указанное не касается обществ, учреждаемых одним лицом, где все решения принимаются этим учредителем единолично).
Не утрируя вышеприведенные доводы, следует отметить, что процесс внутреннего нормотворчества хозяйственного общества может осуществляться в полном объеме только после государственной регистрации хозяйственного общества, так как именно с этого момента на арену внутреннего нормотворчества вступают основные субъекты такого нормотворчества - органы управления юридического лица. Также только после государственной регистрации и полной оплаты уставного капитала акционерное общество может в полном объеме осуществлять хозяйственную деятельность, в рамках которой и с целью регулирования которой принимается большое количество внутренних документов.
Право органов хозяйственного общества в рамках своей компетенции утверждать внутренние документы прямо предусмотрено Федеральным законом "Об акционерных обществах", при этом законодательство в некоторых случаях предусматривает обязанность принятия соответствующего внутреннего документа (например, ст. 70 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Установление правил поведения, обязательных для всех структурных составляющих акционерного общества, а также в установленных случаях для третьих лиц (например, для контрагента общества, который был ознакомлен с порядком одобрения крупных сделок), является одним из важнейших направлений деятельности органов управления акционерного общества. Так, для того чтобы то или иное волевое решение органа управления было исполнено, оно должно быть облечено в объективную форму. Именно в качестве такой формы и выступает тот или иной внутренний документ акционерного общества. Как правильно указывает С.Д. Могилевский, "правовой акт юридического лица есть основанное на законе и иных правовых актах волеобразование или волеизъявление юридического лица, выработанное и оформленное по установленной процедуре в виде специального акта органа юридического лица и направленное на установление локальных правовых норм или возникновение, изменение и прекращение гражданско-правовых отношений в интересах достижения целей, ради которых юридическое лицо создано" <9>.
--------------------------------
<9> См.: Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект: Монография. М.: Дело, 2001. С. 116.

Специальное законодательство содержит множество норм, предоставляющих право органам хозяйственного общества принимать внутренние документы, регулирующие ту или иную часть деятельности хозяйственного общества, - подп. 8 п. 2 ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. ст. 49, 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" и т.д., в связи с чем каких-либо сомнений в том, что органы управления хозяйственного общества являются полноправными субъектами внутреннего нормотворчества, не может возникнуть, однако и в данном случае законодательство не лишено внутренних противоречий.
Так, п. 5 ст. 52 ГК РФ не содержит каких-либо упоминаний о праве органов хозяйственного общества принимать внутренние документы, в нем лишь недостаточно правильно указывается о таком праве учредителей (участников) юридического лица, но никак не органов такого юридического лица. В свою очередь, ст. 66.3 ГК РФ предусматривает, что право принятия внутренних документов, регулирующих корпоративные отношения, не может быть передано иным органам управления, чем общее собрание участников (акционеров). Системный анализ указанных норм закона приводит к заключению о том, что общее собрание акционеров (участников) <10> является единственным органом, правомочным принимать внутренние документы <11>, что входит в прямое противоречие с нормами, содержащимися в специальном законодательстве. В качестве примера можно указать подп. 13 п. 1 ст. 65 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которому совет директоров утверждает внутренние документы общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено к компетенции общего собрания акционеров или исполнительных органов общества.
--------------------------------
<10> Выше неоднократно указывалось, что отдельный учредитель или участник не может утверждать внутренние документы. Внутренние документы утверждаются либо учредительным собранием, либо общим собранием акционеров (участников), которое является органом хозяйственного общества.
<11> Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 - 5 / А.В. Барков, А.В. Габов, В.Г. Голубцов и др.; под ред. Л.В. Санниковой. М.: Статут, 2015. 662 с.; СПС "КонсультантПлюс".

Данному утверждению, естественно, можно возразить тем, что ГК РФ лишь предусматривает право учредителей (участников) утверждать внутренние документы, регулирующие корпоративные отношения, и не ограничивает другие органы в принятии иных внутренних документов. Однако с учетом того факта, что ГК РФ в качестве корпоративных рассматривает отношения, связанные с участием и управлением корпоративной организацией, что, в свою очередь, представляет собой довольно широкий круг отношений, в том числе связанных с непосредственной деятельностью хозяйственного общества, а также того, что в юридической доктрине нет единства в понимании правовой природы и содержания корпоративных отношений, такая редакция при буквальном толковании лишает юридической силы внутренние документы, принятые иными, чем общее собрание участников (акционеров), органами управления хозяйственного общества.
В юридической литературе существует мнение, что субъектом внутреннего нормотворчества также является трудовой коллектив <12>. А.С. Кривченков приходит к такому выводу ввиду того, что указанный автор не видит различий между правовыми характеристиками внутренних документов, регулирующих корпоративные отношения, и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
--------------------------------
<12> Кривченков А.С. Систематизация локальных правовых норм организации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 69.

Считаю, что такая позиция является более чем дискуссионной, так как объекты регулирования внутренних документов и локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, являются абсолютно разными и вышеприведенное утверждение автора входит в прямое противоречие не только с ГК РФ, но и с нормами специального законодательства о юридических лицах.
Таким образом, с учетом вышесказанного, на мой взгляд, абз. 1 п. 5 ст. 52 ГК РФ должен выглядеть следующим образом: "Собрание учредителей (учредитель) юридического лица и органы управления юридического лица вправе утвердить не являющиеся учредительными внутренние документы, регулирующие корпоративные отношения (п. 1 ст. 2 ГК РФ), а также иные отношения в рамках своей компетенции, определенной законодательством и уставом юридического лица".

Литература

1. Андреев В.К. Корпоративное управление в непубличном обществе // Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (22 апреля 2015 года, г. Москва) / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Юридический факультет им. М.М. Сперанского, Юстицинформ, 2015. 214 с.; СПС "КонсультантПлюс".
2. Власова А.С. Внутренние документы, регулирующие корпоративные отношения, в системе внутренних актов юридического лица // Право и экономика. 2015. N 5. С. 45 - 52.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 - 5 / А.В. Барков, А.В. Габов, В.Г. Голубцов и др.; под ред. Л.В. Санниковой. М.: Статут, 2015. 662 с.; СПС "КонсультантПлюс".
4. Кирилловых А.А. Корпоративное право: Курс лекций. М.: Юстицинформ, 2009. 192 с.; СПС "КонсультантПлюс".
5. Кривченков А.С. Систематизация локальных правовых норм организации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 182 с.
6. Лаптев В.В. Акционерное право. М.: Инфра-М, 1999.
7. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008. 511 с.
8. Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. 375 с.
9. Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2005. 336 с.; СПС "КонсультантПлюс".
10. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 2: Обязательственное право. 1208 с.; СПС "КонсультантПлюс".
11. Филиппова С.Ю. Корпоративные акты - к вопросу о правовой природе. Тенденции развития законодательства о внутренних документах юридических лиц // Предпринимательское право. 2013. М 4. С. 42 - 45.
12. Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве (изменения и дополнения Федерального закона "Об акционерных обществах"). М.: Экономика и жизнь, 2002. 188 с.
13. Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве // Хозяйство и право. 2001. N 11. Приложение.
14. Шиткина И.С. Локальное (внутреннее) нормотворчество в акционерном обществе // Налоги (газета). 2006. N 14, 15.
15. Шиткина И.С. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ внутренними (локальными) документами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. 297 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



В центре внимания:


Основания принудительного выкупа акций миноритарных акционеров в России и ЕС (Товмасян А.М.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ в связи с реформированием гражданского законодательства (Лядская Н.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

О статусе акционерного общества (Вавулин Д.А., Матвеева М.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Время выплачивать дивиденды (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Финансирование акционерного общества. Вклады в имущество, не увеличивающие уставный капитал общества (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.