Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки). Федеральная контрактная система > Поставщики идут на "Таран". Обзор основных схем обхода требований Закона N 44-ФЗ при проведении закупок (Юдина М.)

Поставщики идут на "Таран". Обзор основных схем обхода требований Закона N 44-ФЗ при проведении закупок (Юдина М.)

Дата размещения статьи: 05.10.2016

Принятие Закона N 44-ФЗ, к сожалению, не уменьшило количество применяемых заказчиками и поставщиками обходных схем при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. По мнению Александра Евсташенкова, заместителя руководителя Экспертно-консультационного центра Института закупок, введенные Законом N 44-ФЗ новые нормы, напротив, только пополнили список применяемых схем. Объясняется это тем, что большинство положений Закона N 94-ФЗ были перенесены в Закон N 44-ФЗ без внесения каких-либо изменений, учитывающих сложившуюся правоприменительную практику. 

Все применяемые на практике обходные схемы Александр Евсташенков условно делит на три группы в зависимости от целей их применения:

1) схемы, направленные на сокрытие или подмену информации и документов;

2) схемы, направленные на вывод отдельных закупок из-под действия Закона N 44-ФЗ;

3) схемы, направленные на заключение контракта с конкретным поставщиком и на поставку продукции конкретного производителя.

Реализация этих схем во всех случаях базируется на пробелах Закона N 44-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов, в том числе на отсутствии детального регулирования отдельных процессов. При этом применение схем не во всех случаях связано с какими-то злонамеренными действиями со стороны заказчика или потенциального поставщика, а порой продиктовано реальной жизненной необходимостью.

- Самый простой и распространенный пример первой группы - завышение заказчиком начальной (максимальной) цены контракта. Цель завышения - возможность в дальнейшем заключить контракт с поставщиком по цене, значительно превышающей цену конкурентов. Для этого, например, заказчику предоставляются коммерческие предложения с нужными ценовыми значениями от трех или более аффилированных между собой компаний. В случае если коммерческие предложения оформлены надлежащим образом, доказать применение указанной схемы практически невозможно, - объяснил Александр Евсташенков.

Еще один пример: завышение сторонами цены заключаемого контракта по сравнению с ценой, содержащейся в предложении единственного поставщика. Указанная схема, по словам Александра Евсташенкова, жизнеспособна при проведении заказчиком конкурса или запроса котировок, на участие в которых была подана заявка только от одного участника закупки и, соответственно, на вскрытии конвертов в которой не присутствовали иные лица. В такой ситуации комиссией в протоколе фиксируется цена предложения участника, отличающаяся в большую сторону от цены, указанной в его заявке, с последующим изменением и предоставлением поставщиком обновленной заявки заказчику. Доказать применение данной схемы, как и в первом случае, на практике невозможно, за редким исключением.

В случае если на поставщика в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ возложена обязанность привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, предусмотренном контрактом, избежать исполнения такой обязанности можно путем заключения договора с субъектом, отнесенным к одной из указанных категорий (например, с индивидуальным предпринимателем), не способным исполнить соответствующие обязательства, и в день заключения такого договора расторгнуть его по соглашению сторон. В указанном случае исполнение возложенной на поставщика обязанности будет реализовано, так как Закон N 44-ФЗ предусматривает именно привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, а не непосредственное исполнение ими части обязательств по контракту и получение за это денежных средств.

- Кроме того, обходной схемой считается сокрытие информации о привлекаемых поставщиком соисполнителях, субподрядчиках, представление которой предусмотрено ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775, в случае если размер начальной (максимальной) цены контракта в лоте составляет 1 млрд. руб. при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн. руб. - для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд. Сокрытие такой информации достигается путем заключения поставщиком договоров с несколькими аффилированными между собой компаниями, где в каждом случае стоимость передаваемых на субподряд (соисполнительство) работ составляет менее 10% от цены заключенного контракта (например, 9,5%), но при этом общая стоимость фактически переданных "в одни руки" работ или услуг превышает 10% цены контракта, - отмечает эксперт.

Примером второй группы обходных схем является доведение органами власти субсидий автономным учреждениям, которые расходуют выделенные им денежные средства в рамках Закона N 223-ФЗ на осуществление мероприятий, финансирование и закупка по которым осуществлялась бы органами власти или органами местного самоуправления по Закону N 44-ФЗ при отсутствии таких автономных учреждений.

Обходные схемы третьей группы Александр Евсташенков условно делит на простые и сложные. К простым он относит так называемую схему "Таран", применяемую аффилированными поставщиками при проведении заказчиком электронного аукциона. Суть применяемой схемы состоит в участии в проводимом аукционе не менее трех аффилированных между собой организаций, у двух из которых вторые части заявок заведомо оформлены с нарушением установленных требований. Две организации, подавшие изначально не соответствующие требованиям Закона N 44-ФЗ заявки, обрушают проводимый аукцион по цене, а третий участник, вторая часть заявки которого полностью соответствует всем требованиям, на последней минуте дополнительного времени делает "третье" предложение по цене контракта, но, как правило, без учета шага аукциона. Например, снижая начальную (максимальную) цену контракта на сумму, равную 1 руб. Естественно, при рассмотрении вторых частей заявок комиссия заказчика вынуждена признать не соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об электронном аукционе заявки участников, занявших "первое" и "второе" места, и признать победителем аукциона участника, получившего третий порядковый номер с минимальным снижением по цене.

Еще одна схема третьей группы называется "Выбрать своего", применяется в основном при проведении электронных аукционов и заключается в том, чтобы запутать потенциальных участников в части составления и оформления подаваемых ими заявок на участие в закупке. Александр Евсташенков отмечает, что цель такой схемы - отклонение заявок всех участников на этапе рассмотрения, за исключением заявки участника, с которым заказчик желает заключить контракт, а также другого участника, аффилированного с первым, для создания внешней видимости состязательства в торгах, получения формального минимального снижения по цене контракта и исключения необходимости получения согласования органа контроля в части заключения контракта с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в случае проведения заказчиком конкурса).

- К сожалению, применение указанной схемы в настоящее время приобрело ужасающие масштабы, и уже можно с уверенностью говорить о том, что каждый второй проводимый в РФ электронный аукцион превратился в "деловую игру" на умение участника закупки разгадывать "ловушки", заложенные заказчиком в документации, - добавляет эксперт.

К сложным Александр Евсташенков относит схему "Подарок поставщика", объясняя, что суть ее состоит в передаче заказчику на безвозмездной основе, например, оборудования или программного обеспечения. После того как заказчик поставит полученный "подарок" на баланс, он в соответствии с Законом N 44-ФЗ вправе осуществлять закупки запасных частей, расходных материалов к указанному оборудованию, а также приобрести продление лицензии на использование программного обеспечения с указанием конкретного товарного знака производителя (разработчика) без сопровождения в документах слов "или эквивалент". Это позволяет участвовать в закупке исключительно дистрибьюторам производителя соответствующего оборудования, рынок между которыми поделен до объявления заказчиком соответствующей процедуры закупки. Цена предложения в таких закупках определяется не по результатам торгов, так как они носят формальный характер и необходимы для получения основания для заключения контракта, а по результатам договоренности между дистрибьюторами производителя или разработчика.

Завершая рассмотрение применяемых заказчиками и поставщиками обходных схем, Александр Евсташенков отмечает, что все они давно известны должностным лицам органов контроля и специалистам в сфере закупок. Их применение уже активно пресекается на всех уровнях бюджетной системы.

- Не рекомендую применять какие-либо из описанных выше схем на практике, так как моя задача - продемонстрировать, что действующее законодательство о контрактной системе еще далеко от совершенства и требует корректировки с привлечением экспертов в указанной сфере, - заявил заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института закупок.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

21 октября 2016 г.
Проект Федерального закона № 11300-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"

Законопроектом предлагается принять дополнительные меры ответственности и ужесточить санкции за нарушение правил продажи алкоголя и торговлю контрафактом. Для этого в качестве отдельного состава выделяется продажа алкоголя с 23 часов до 8 часов по местному времени. 




11 октября 2016 г.
Проект федерального закона № 3171-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Законопроект подготовлен в целях оптимизации деятельности по снятию ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации. Им предусматривается закрепление организационно-правового механизма, позволяющего ускорить процедуру принятия решения о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.




4 октября 2016 г.
Проект федерального закона № 1186370-6 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Данный законопроект вносится в целях увеличения эффективности и результативности осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предлагаемые законопроектом изменения обеспечат своевременность и оперативность процедуры закупок для подготовки к проведению соревнований.




28 сентября 2016 г.
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О рекламе"

Законопроектом предлагается увеличить объем рекламы, допускаемой к распространению в периодических печатных средствах массовой информации, не специализирующихся на сообщениях рекламного характера, до 45 процентов объема одного номера издания (вместо установленных в настоящее время 40 процентов). Нововведение поддержит предпринимателей в данной сфере, при этом не нанесет ущерба интересам общества, особенно его наименее защищенным слоям.




23 сентября 2016 г.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"

Как указывается в пояснительной записке, целью законопроекта являются определение "валютного резидентства" физических лиц, устранение отдельных избыточных обременений для уполномоченных банков и физических лиц-резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов) физических лиц-резидентов, открытых ими в банках за пределами территории РФ, расширение перечня разрешенных случаев зачисления денежных средств на  счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые ими в банках за пределами территории РФ и др.



В центре внимания:


Гарантия предоставляется. В 2016 году произойдут законодательные изменения в сфере госзакупок, связанные с банковскими гарантиями (Трушина Н.)

Дата размещения статьи: 14.10.2016

подробнее>>

Действия в обход закона о госзакупках в судебной практике (Сафонова Н.С.)

Дата размещения статьи: 14.10.2016

подробнее>>

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как юридическая категория (Свининых Е.А.)

Дата размещения статьи: 12.10.2016

подробнее>>

Предмет имеет значение (Карташков П.)

Дата размещения статьи: 10.10.2016

подробнее>>

Поставщики идут на "Таран". Обзор основных схем обхода требований Закона N 44-ФЗ при проведении закупок (Юдина М.)

Дата размещения статьи: 05.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта