Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 21.10.2016
В статье проводится анализ финансово-правовых норм и теоретических положений таких категорий обязательных платежей, как налог, сбор, пошлина; выявляются коллизии законодательства о налогах и сборах и таможенного законодательства в отношении таможенных платежей. Помимо этого затрагиваются вопросы определения места таможенных платежей в доходной части федерального бюджета и их видов в соответствии с бюджетной классификацией.
Президент РФ В.В. Путин 15 января 2016 г. подписал Указ, в соответствии с которым Федеральная таможенная служба (ФТС России) передана в ведение Министерства финансов РФ [1]. Согласно положениям Указа в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти, совершенствования государственного управления в области таможенного регулирования Министерство финансов РФ должно выполнять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в таможенной сфере.
С 15 января 2016 г. в ведении Министерства финансов РФ находятся Федеральная налоговая служба (ФНС России), ФТС России и ряд других служб. При этом ФНС и ФТС России являются основными государственными органами, обеспечивающими формирование доходной части федерального бюджета путем взимания обязательных платежей [2].
В связи с принятием такого решения представляется актуальным провести сравнительный анализ теоретических положений финансово-правового регулирования основных видов платежей, перечисляемых в бюджет РФ таможенными и налоговыми органами.
В России существует разветвленная система обязательных платежей: налогов, сборов, пошлин и др. Налоги устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ (НК РФ), вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с его положениями. Сборы и пошлины могут устанавливаться, вводиться в действие и прекращать действие как НК РФ, так и другими нормативными правовыми актами (например: таможенные пошлины и сбор [3], консульский [4; 5], утилизационный сбор [6; 7] и др.). Существуют и другие отличия налогов от сборов и пошлин [8, с. 106 - 109].
Поскольку анализу подвергаются платежи, взимаемые налоговыми и таможенными органами, то ограничимся законодательством о налогах и сборах и таможенным законодательством. В соответствии со ст. ст. 13 - 15 НК РФ в систему налогов и сборов включены:
1) федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина);
2) региональные налоги (налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог);
3) местные налоги и сборы (земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор).
Правовое регулирование порядка взимания таможенных платежей осуществляется преимущественно на наднациональном уровне, что связано с деятельностью Таможенного союза. В то же время таможенное законодательство предусматривает возможность принятия нормативных правовых актов по вопросам таможенно-тарифного регулирования на уровне государств - членов Таможенного союза. Смешанный характер правового регулирования накладывает свой отпечаток и на особенности администрирования таможенных платежей [9].
В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
5) таможенные сборы.
Так, налоговым и таможенным законодательством установлены схожие категории обязательных платежей: налог, сбор, пошлина, однако научный интерес представляют различия в определениях этих категорий в налоговом и таможенном законодательстве.
В ч. 1 ст. 8 НК РФ определяется термин "налог" - "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований". ТК ТС дает усеченное определение налога исключительно для таможенных целей: "налоги - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза".
Порядок взимания НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется ТК ТС, а в части перемещения через границу РФ еще и НК РФ.
Используемое в НК РФ определение термина "сбор" включило в себя и определение пошлины. Так, сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (эта часть определения характеризует пошлину), включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
В НК РФ нет определения термина "пошлина", однако есть определение государственной пошлины - это сбор, взимаемый при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Из этих определений видно, что для целей налогового законодательства пошлина является частью или разновидностью сбора. Только сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом (сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, торговый сбор), а пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, выдача регистрационного свидетельства или лицензии) [8, с. 106].
Авторы часто отмечают необоснованность отсутствия нормативно закрепленной правовой характеристики пошлины [10; 11; 12; 13]. Можно сделать вывод, что отнесение государственной пошлины к сборам является лишь средством унификации правового регулирования и не порождает единой категории "сбор", обладающей собственной правовой природой и носящей системообразующий характер. К тому же стоит обратить внимание на то, что в финансовом праве зарубежных государств проводится различие между понятиями "сбор" и "пошлина". Так, в законодательстве Франции сбор и пошлину дифференцируют исходя из соотношения размера платежа со стоимостью оказанных плательщику услуг. Следовательно, сбором считается платеж, установленный в определенном соотношении с издержками соответствующего органа, в то время как при установлении пошлин такое соотношение не учитывается. Если проанализировать статьи НК РФ, посвященные определению размеров государственной пошлины, то можно сделать вывод о зависимости размера пошлины от ряда обстоятельств: суммы иска, характера жалобы, субъекта, который обращается в государственные органы, особенностей действий, по факту которых уплачивается пошлина, и т.д. Явно прослеживается определенное соотношение пошлины и характера оказываемых государством услуг [11].
В таможенном законодательстве трактовка понятий "сбор" и "пошлина" диаметрально противоположна налоговому. В соответствии с ТК ТС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенным сбором признается плата за осуществление таможенными органами различных действий. В наименовании сбора законодатель указывает, что собой представляет встречное удовлетворение. Иными словами, таможенные органы осуществляют различные юридически значимые действия, которые оплачиваются субъектами экспортно-импортных операций единовременно. Особенностью таможенного сбора является установление его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора [8]. Это правило непосредственно закреплено в ТК ТС (п. 2 ст. 72): размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации это Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" [14], в котором более точно раскрыто содержание понятия "таможенные сборы" - это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции), таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ, что отличает их от налоговых сборов, размер которых установлен НК РФ.
Еще одним видом таможенных платежей, основным по объему взимания, является таможенная пошлина.
В соответствии с ТК ТС "таможенная пошлина" - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В зависимости от обложения ввозимых либо вывозимых товаров существуют два вида таможенных пошлин: ввозная таможенная пошлина и вывозная таможенная пошлина.
Основную статью доходов федерального бюджета РФ формируют вывозные таможенные пошлины (см. рис.). Они установлены на отдельные виды товаров, в основном энергоносители (нефть, газовый конденсат) - нефтегазовые доходы. Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза (Евразийской экономической комиссией).
Обложению ввозными таможенными пошлинами подлежит наибольший перечень товаров (по видам). Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза и соглашениями между правительствами государств - членов Таможенного союза. Суммы ввозных таможенных пошлин для каждой стороны Таможенного союза распределяются следующим образом: Россия - 85,33%, Казахстан - 7,11%, Белоруссия - 4,55%, Киргизия - 1,9%, Армения - 1,11%.
Еще одной особенностью правового регулирования взимания обязательных платежей в РФ является то, что в соответствии со ст. 84 ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве - члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров. Налоги, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, взимаются таможенными органами, а налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через Государственную границу РФ между государствами - членами Таможенного союза, - налоговыми органами.
Проблемы определения правовой природы налогов, сборов и пошлин и, соответственно, их финансово-правового регулирования прослеживаются и в бюджетном законодательстве. Согласно Бюджетному кодексу РФ налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, - это налоговые доходы федерального бюджета; доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные пошлины и таможенные сборы - неналоговые доходы.
Между тем бюджетным законодательством других государств - членов Таможенного союза (Республики Беларусь и Республики Казахстан) таможенные пошлины и таможенные сборы относятся к налоговым доходам бюджета. До 2005 г. в России таможенная пошлина, в соответствии с положениями Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и сменившим его Налоговым кодексом РФ, также входила в систему налогов и сборов. Поэтому некоторые авторы полагают, что "в условиях Таможенного союза государства-члены должны стремиться к унификации не только таможенного, налогового и валютного законодательства, но и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, в части отнесения таможенных пошлин и таможенных сборов к числу налоговых доходов бюджета" [9].
Еще одним моментом, свидетельствующим об отсутствии единого подхода в законодательстве РФ как к определению обязательных платежей, так и к их классификации, является то, что для целей бюджетного законодательства используется отличная от закрепленной в таможенном законодательстве классификация таможенных пошлин [16; 17].
Таким образом, на основе анализа финансово-правового регулирования взимания обязательных платежей таможенными органами РФ, содержания основных понятий и некоторых вопросов их классификации в российском налоговом, таможенном и бюджетном законодательстве можно сделать вывод, что финансово-правовые нормы не в полной мере унифицированы, базовые положения во взаимосвязанных, особенно в свете новых обстоятельств, нормативных правовых актах не приведены к единому пониманию. Часто это связано с тем, что при закреплении основных понятий, видов платежей, классификации доходов бюджетов законодателем были допущены логические ошибки, а также не были учтены общетеоретические положения финансово-правовой науки. Выявленные несоответствия свидетельствуют о необходимости тщательной проработки норм на теоретическом уровне, их унификации и приведения к единому пониманию в тесном контакте законодателя с научным сообществом.
Использованные источники
1. Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 12 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/laws/acts/3/4950.html.
2. Недосекова Е.С. Финансовая деятельность таможенных органов и перспективы их реформирования // Вестник Российской таможенной академии. 2016. N 1. С. 143 - 148.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/.
4. Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
5. Постановление Правительства РФ от 11.11.2010 N 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102228.
6. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" [Электронный ресурс]. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190534.
8. Недосекова Е.С. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 366 с.
9. Алферьев Т.П. Финансово-правовое регулирование таможенно-тарифной деятельности как источник формирования бюджета Российской Федерации: Дис. ...к. ю. н. М., 2014.
10. Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины // Государство и право. 2005. N 4. С. 54.
11. Менис Г.А. Соотношение понятий "налог", "сбор", "пошлина" // Современное право. 2008. N 11. С. 31 - 33.
12. Реут А.В. Правовой режим государственной пошлины в России: Дис. ...к. ю. н. М., 2009.
13. Шереметьева А.К. Административно-правовое регулирование взимания налогов и сборов в таможенной сфере: Дис. ...к. ю. н. Хабаровск, 2006.
14. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/.
15. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7799&Itemid=1845.
16. Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" [Электронный ресурс]. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
17. Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_190535/.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.
Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь.
Дата размещения статьи: 13.03.2017
Дата размещения статьи: 13.03.2017
Дата размещения статьи: 13.03.2017
Дата размещения статьи: 13.03.2017
Дата размещения статьи: 13.03.2017
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |