Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 05.11.2016
Принятие Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ <1> (далее - Закон N 220-ФЗ, Закон) является значительным шагом в развитии законодательства. В то же время в части регулирования организации пассажирских перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом он вызывает много споров как среди общественности, так и среди правоприменителей.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон закрепляет основные принципы организации работы перевозчиков. По маршрутам регулярных перевозок с регулируемым тарифом перевозчики получают право оказания услуг на основании государственного контракта, заключенного по результатам торгов, проведенных в соответствии с Законом о госзакупках <1>. К контракту выдаются карты маршрутов на каждое транспортное средство. В случае с нерегулируемыми тарифами - на основании свидетельств и карт маршрутов, выдаваемых на срок не менее пяти лет победителям конкурсов, проводимых согласно региональному законодательству.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Необходимо отметить, что положения Закона N 220-ФЗ, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, вступили в силу с 11 января 2016 г. Нормы об использовании объектов транспортной инфраструктуры, а также об организации контроля за перевозками начнут действовать с 15 июля 2016 г.
Представляется, что Закон N 220-ФЗ должен навести порядок в такой ключевой сфере любого населенного пункта, как пассажирские перевозки. Однако уже сейчас органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты, а также антимонопольная служба обнаружили некоторые спорные вопросы его применения.
Проблемы антимонопольного регулирования
УФАС по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС) возбуждены дела в отношении ряда индивидуальных предпринимателей по признакам нарушения ст. 11 Закона о защите конкуренции <1>. Нарушение выразилось в одновременном повышении стоимости проезда и провоза багажа на одну и ту же величину.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ввиду вступления в силу некоторых положений Закона N 220-ФЗ предприимчивые перевозчики подняли цены. Но как быть в ситуации, когда орган местного самоуправления определил, что на маршруте должен быть установлен нерегулируемый тариф, однако свидетельства и карты маршрутов перевозчикам еще не выданы. На первый взгляд кажется, что свидетельства и карты маршрутов являются теми документами, которые позволяют предпринимателям при их получении самостоятельно устанавливать цену проезда. Но это далеко не так.
Региональным нормативным правовым актом, действующим на сегодня и не признанным утратившим силу, определены максимальные тарифы на проезд в разных населенных пунктах Хакасии. Распространяется ли действие этого акта на маршруты с нерегулируемым тарифом? Если да, то не будет ли установление верхнего предела стоимости проезда на маршруты с нерегулируемым тарифом противоречить положениям Закона N 220-ФЗ? Думаем, что нет.
С точки зрения обычного потребителя услуг, буквальное толкование положений Закона N 220-ФЗ в части нерегулируемых тарифов очень опасно. Это значит, что для хозяйствующих субъектов узаконили возможность легального сговора в части цены проезда. И поскольку, как показывает практика, большинство маршрутов регулярных перевозок - с нерегулируемым тарифом, а потребность населения в пассажирских перевозках с каждым годом растет, недобросовестные предприниматели будут использовать возможность самостоятельно устанавливать цену проезда, которая будет, безусловно, выше рыночной. Готов ли потребитель платить больше, если другой возможности добраться до нужной остановки нет? Готов, но как это соотносится с нормами Конституции РФ - нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой?
Согласно ч. 3 ст. 17 Основного Закона осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.
В данном случае применение положений регионального законодательства в части установления верхней планки стоимости проезда должно быть распространено и на маршруты с нерегулируемым тарифом как гарантия прав и свобод человека и гражданина - обычного потребителя услуг.
Другой дискуссионный вопрос применения Закона N 220-ФЗ - разработка высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или исполнительно-распорядительным органом муниципального образования документа планирования регулярных перевозок, т.е. нормативного правового акта, устанавливающего перечень мероприятий по развитию перевозок, организация которых отнесена к компетенции соответствующих региональных или муниципальных органов власти.
Документ планирования был разработан практически всеми органами местного самоуправления Республики Хакасия, но содержание такого нормативного правового акта не отвечает тому смыслу, который законодатель пытался заложить в положениях Закона N 220-ФЗ.
Одно из муниципальных образований Хакасии в Положении о планировании регулярных перевозок определило полномочия органа местного самоуправления в сфере планирования регулярных перевозок в своих границах, а также полномочия по установлению, изменению и отмене муниципальных маршрутов. Однако конкретных мероприятий по развитию регулярных перевозок документ не содержит.
Полагаем, что только внесение изменений в Закон N 220-ФЗ в части установления содержания документа планирования регулярных перевозок позволит уполномоченным органам принимать такие нормативные правовые акты согласно его требованиям и тем принципам, которые законодатель стремился донести до правоприменителей.
Кроме того, много вопросов вызывают факты бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ по исполнению полномочий, предусмотренных Законом N 220-ФЗ. Любые действия (в том числе установление, изменение межрегионального маршрута регулярных перевозок), выполненные за пределами сроков, определенных данным Законом, недопустимы и должны быть квалифицированы антимонопольным органом как нарушение ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Хакасское УФАС столкнулось также с проблемой объединения пассажироперевозчиков в простое товарищество.
В связи с особенностями транспортной инфраструктуры на одном маршруте работают несколько перевозчиков. Участники договора простого товарищества - это юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных Законом N 220-ФЗ. Является ли договор простого товарищества (объединение перевозчиков, осуществляющих деятельность на одном маршруте) соглашением о цене?
В силу положений ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Если перевозчики договорились о стоимости проезда на конкретном маршруте, то она не может быть больше той, что определена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в нашем случае Правительством Республики Хакасия.
Таким образом, простое товарищество не должно быть прототипом легального сговора, основанном на цене проезда. При создании простого товарищества необходимо иметь в виду, что его целью не является объединение картельного типа, так как это будет способствовать монополизации рынка. В связи с чем, учитывая требования Закона N 220-ФЗ, стоимость проезда у участников простого товарищества может быть одинаковой, но не превышать установленный органами власти субъекта предельный (максимальный) тариф.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.
Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия Правительства РФ в различных сферах деятельности.
Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.
Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Дата размещения статьи: 17.08.2020
Дата размещения статьи: 13.07.2020
Дата размещения статьи: 24.10.2017
Дата размещения статьи: 25.08.2017
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|