Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 14.11.2016
Организация (г. Москва) оказывает маркетинговые услуги по договору. Срок оказания услуги (прописан в договоре) - октябрь - декабрь 2015 г. Услуги фактически оказаны в 2015 г. Акт и счет-фактура были оформлены в мае 2016 г. по просьбе заказчика. Проанализируем, каковы налоговые последствия для организации (поставщика услуг) в связи с начислением налогов (НДС, налог на прибыль) и оформлением документов в следующем налоговом периоде после периода оказания услуги.
Налог на прибыль
Выручка от реализации услуг, исчисляемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги (без учета НДС), включается в доходы от реализации (п. п. 1, 2 ст. 249, п. 1 ст. 248 НК РФ).
При применении метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (п. 1 ст. 271 НК РФ).
Датой получения дохода признается дата реализации услуг, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. При этом в силу п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Следовательно, доход от реализации услуги устанавливается на дату ее фактического потребления заказчиком (дату фактического оказания услуги) (Письмо Минфина России от 27.05.2015 N 03-03-06/1/30408, Письма УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/136075, от 02.09.2008 N 20-12/083102, от 07.07.2008 N 20-12/064119, от 06.11.2007 N 20-12/105710, от 19.09.2007 N 20-12/089262, от 13.09.2006 N 20-12/81106, от 28.04.2006 N 09-14/34513). Причем доход от реализации услуг, оказываемых непрерывно в течение длительного периода, признается на последний день отчетного (налогового) периода, в котором такие услуги предоставлялись (Письмо Минфина России от 05.02.2010 N 03-03-06/1/50), либо на дату, в которую у заказчика появляется обязанность оплатить оказанные ему услуги.
Таким образом, если услуги фактически были оказаны заказчику в 2015 г., исполнитель (продавец) должен доход от реализации услуги учесть в целях налогообложения прибыли в 2015 г.
В этом случае доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (п. 1 ст. 248 НК РФ). В то же время конкретных положений о форме, составе и периодичности составления документов нормы НК РФ не содержат.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, нормы налогового законодательства должны быть гармонизированы с носящими диспозитивный характер нормами гражданского законодательства (Постановления от 14.07.2003 N 12-П, от 23.12.2009 N 20-П, Определение от 13.06.2006 N 319-О). При этом положения гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг не содержат требований об обязательном составлении документа, подтверждающего факт оказания услуг (например, акта приемки услуг), поскольку услуги потребляются заказчиком в процессе ее оказания исполнителем. Составление же актов приема-передачи является лишь подтверждением свершившегося факта потребления услуг.
Так, в законодательстве отсутствуют нормы, которые бы регулировали правила и периодичность составления документов, подтверждающих потребление услуг (см., например, Определение ВАС РФ от 08.12.2010 N ВАС-15640/10). Об отсутствии обязанности составлять акты оказанных услуг указывает и Минфин России в своих Письмах от 13.11.2009 N 03-03-06/1/750, от 16.04.2009 N 03-03-06/1/247.
В то же время, руководствуясь принципом свободы договора, закрепленным п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ, стороны вправе установить условие, предусматривающее составление акта, а также порядок действий и сроки по оформлению этого документа.
Исходя из того, что в рассматриваемой ситуации оказываются маркетинговые услуги (Письмо ФНС России от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@), полагаем вполне целесообразным факт оказания маркетинговой услуги подтверждать, например, актом, дата составления которого зависит от характера оказываемых услуг. Так, в названном Письме сказано, что в законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия "маркетинговые услуги". Здесь же пояснено, что маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Кроме того, под маркетингом подразумевается деятельность по изучению текущего рынка сбыта.
Учитывая такой или подобный характер оказываемых услуг, которые в зависимости от того, что является предметом договора, могут быть как длящимися, так и оказываемыми в разовом порядке, стороны и устанавливают в договоре необходимость и срок составления акта. Причем, даже если речь идет о длящихся услугах и акт составлен, например, в последнее число месяца года, Минфин России допускает следующую ситуацию: когда первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания длящихся услуг за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28-го числа), то такие первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, надо учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся, о чем должно быть указано в документе (Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-05/42971). То есть применительно к приведенному случаю в 2015 г.
Согласно ч. 1, 3 ст. 9, п. 8 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни, т.е. сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. При этом формы первичных учетных документов должны быть определены руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Обязательные реквизиты, которыми должен обладать любой первичный учетный документ, перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Учитывая изложенное, считаем, что для своевременного отражения как в бухгалтерском, так и в налоговом учете факта оказания маркетинговых услуг в 2015 г. акт на данные услуги следовало оформить также в 2015 г.
Налог на добавленную стоимость
Реализация (оказание) услуг на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день передачи услуг;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг.
При реализации услуг, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В Письме УМНС России по г. Москве от 07.09.2004 N 24-11/57756 налоговым органом разъяснено, что днем оказания услуг признается дата подписания исполнителем и заказчиком акта об оказании услуг. Следовательно, не позднее 5 дней с даты подписания акта исполнитель обязан выписать в адрес покупателя счет-фактуру.
В то же время, как уже было замечено ранее, услуга потребляется заказчиком в момент ее оказания. Так, в Письме от 25.06.2008 N 07-05-06/142 специалисты Минфина России отметили, что при оказании услуг в течение длительного срока моментом определения налоговой базы по НДС следует считать наиболее раннюю из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода, в котором оказываются эти услуги. При этом налогоплательщик вправе выставить счет-фактуру не позднее 5 дней, считая со дня окончания квартала (см. также Письма Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-11/5941, от 04.04.2007 N 03-07-15/47).
Таким образом, по нашему мнению, если фактически маркетинговые услуги оказаны заказчику в октябре - декабре 2015 г., то в целях определения налоговой базы по НДС днем передачи (оказания) данных услуг признается тот день IV квартала 2015 г., в который надлежало бы подписать акт (или же последний день IV квартала 2015 г.), а счет-фактуру следовало выставить не позднее 5 дней, считая со дня оказания услуг.
Полагаем, если налоговый орган при проверке выявит (например, по каким-либо документам), что услуги фактически были оказаны заказчику в 2015 г., а исполнитель (продавец) отразил доход от реализации услуги в целях налогообложения прибыли, а также исчислил НДС только в 2016 г., он может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, за занижение налоговой базы по налогу на прибыль и НДС в 2015 г.
Как мы полагаем, подписание акта и выставление счета-фактуры в мае 2016 г. было бы верным, если, например, стороны подписали бы дополнительное соглашение к договору с условием о продлении срока оказания услуг.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Законопроект разработан во исполнение подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 сентября 2014 г. № Пр-2159 относительно совершенствования правового регулирования рентных отношений и разработки механизмов государственного контроля в этой сфере в целях защиты прав граждан пожилого возраста.
Законопроектом предлагается изменить положения Федерального закона "О рекламе", содержащие требования к порядку распространения наружной рекламы, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере наружной рекламы.
Законопроектом предлагается принять дополнительные меры ответственности и ужесточить санкции за нарушение правил продажи алкоголя и торговлю контрафактом. Для этого в качестве отдельного состава выделяется продажа алкоголя с 23 часов до 8 часов по местному времени.
Законопроект подготовлен в целях оптимизации деятельности по снятию ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации. Им предусматривается закрепление организационно-правового механизма, позволяющего ускорить процедуру принятия решения о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Данный законопроект вносится в целях увеличения эффективности и результативности осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предлагаемые законопроектом изменения обеспечат своевременность и оперативность процедуры закупок для подготовки к проведению соревнований.
Дата размещения статьи: 14.11.2016
Дата размещения статьи: 14.11.2016
Дата размещения статьи: 14.11.2016
Дата размещения статьи: 14.11.2016
Дата размещения статьи: 14.11.2016
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |