Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Оспаривание НПА: без юристов никак? (Баразненок Н.)

Оспаривание НПА: без юристов никак? (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 04.12.2016

Кодекс административного судопроизводства устанавливает, что гражданин может оспаривать нормативно-правовые акты только при наличии у него высшего юридического образования. В противном случае ему надлежит вести дело через представителя, который такое образование имеет. На первый взгляд очевидно, что данная норма ущемляет граждан в реализации права на судебную защиту. Ведь выходит, что, если у тебя нет диплома юриста и нет средств на оплату услуг представителя, ты должен смириться с требованиями НПА, хотя они и нарушают твои права. Однако Конституционный Суд рассудил иначе, причем... свою позицию он повторил в четырех определениях, датированных одним днем.

Положениями ч. 9 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства (КАС) установлено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей. Требования к таковым приведены в ст. 55 КАС. Согласно данной норме представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. При этом адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
Иными словами, гражданин, чьи права и законные интересы, по его мнению, нарушены тем или иным НПА, при отсутствии высшего юридического образования самостоятельно оспорить его не может. А если и у его представителя нет диплома юриста, то все, как говорится, "пиши пропало"?
А как же положения ст. 46 Конституции, в которой закреплено право каждого на судебную защиту прав и свобод? Кстати говоря, здесь же сказано и о том, что в суде могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Причем у каждого есть право обратиться в наднациональные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами РФ.
На первый взгляд кажется очевидным, что если ты не можешь реализовать свое конституционное право на судебную защиту, то норма, которая препятствует тебе это сделать, не соответствует Конституции. В этом были убеждены и граждане, которым не удалось оспорить в суде НПА ввиду отсутствия у них или у их представителей высшего юридического образования. Однако Конституционный Суд отказался принять их жалобы к рассмотрению, одновременно пояснив свою позицию по спорной норме КАС (Определения КС от 27 сентября 2016 г. N 1781-О, N 1782-О, N 1783-О, N 1784-О).

Четыре истории

Каждая из жалоб, поданных в КС об оспаривании конституционности положений ч. 1 ст. 55 и ч. 9 ст. 208 КАС, имеет свою историю. И две из них поданы, на секундочку, Уполномоченным по правам человека в РФ, что само по себе уже о многом говорит.
В одной из жалоб гражданин пытался признать недействительным п. 6.1.12 Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной Постановлением Минтруда и социального развития от 18 июля 2001 г. N 56 (утв. Постановлением Минтруда и соцразвития России от 30 января 2002 г. N 5). Дело в том, что экспертным учреждением была установлена утрата работником трудоспособности на 40 процентов (III группа инвалидности) бессрочно и разработана программа реабилитации с указанием на то, что ему доступен труд без длительного пребывания на ногах, подъема тяжестей и что он может управлять автомобилем категории B с автоматической коробкой передач, ручным управлением. Через суд гражданин попытался добиться от экспертного учреждения, чтобы в его программе реабилитации было конкретно указано, какие именно виды труда ему противопоказаны. Однако ничего из этого не вышло, поскольку суды ссылались на то, что экспертное учреждение четко следовало упомянутой Инструкции. Поэтому гражданин и решил, что иначе как через оспаривание ее положений его дело не будет сдвинуто с мертвой точки.
В еще одной жалобе гражданин пытался в суде оспорить положения региональных нормативных актов, касающихся порядка выдачи удостоверений многодетной семьи (п. 4 ст. 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 г. N 114-ЗО "О транспортном налоге", ст. 1 Закона Челябинской области от 31 марта 2010 г. N 548-ЗО "О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области" и Постановление правительства Челябинской области от 7 июля 2014 г. N 310-П "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи Челябинской области"). Однако суд оставил дело без движения.
В следующей жалобе гражданину было отказано в льготе по транспортному налогу, предоставляемой многодетным семьям, по той простой причине, что согласно региональному законодательству таковая положена только при наличии удостоверения многодетной семьи, а справки о составе семьи недостаточно.
В последней жалобе заявитель безуспешно пытался оспорить положения Административного регламента по предоставлению госуслуги по принятию на основании заключений городской межведомственной комиссии решений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, сроках отселения физических и юридических лиц.
Все названные жалобы объединяет одно - оспорить положения НПА им не удалось, поскольку у "жалобщиков" или их представителей не было высшего юридического образования.

Позиция Конституционного Суда

Однако Конституционный Суд все жалобы "завернул", указав, что они не отвечают требованиям Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба, поданная в КС, признается допустимой. Однако в данном случае интерес представляет позиция судей касательно оспариваемых норм КАС.
В первую очередь представители КС указали, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданами по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются федеральными законами (см. также Постановление КС от 22 апреля 2013 г. N 8-П; Определения КС от 17 апреля 2003 г. N 123-О, от 16 ноября 2006 г. N 493-О, от 17 ноября 2009 г. N 1427-О-О, от 23 марта 2010 г. N 388-О-О, от 22 марта 2012 г. N 555-О-О, от 5 марта 2014 г. N 550-О и др.). Во-вторых, по мнению представителей КС, законодатель гарантировал гражданам возможность защищать свои права путем оспаривания не только решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, но и нормативных правовых актов.
Но, пожалуй, самое важное, на что обратил внимание КС, так это то, что право граждан на оспаривание в судебном порядке непосредственно нормативных правовых актов органов публичной власти и должностных лиц представляет собой, по существу, дополнительную возможность защиты их прав с использованием судебного механизма. При этом законодатель, принимая спорную норму КАС, учитывал специфику споров об оспаривании НПА, поскольку она затрагивает интересы не только заявителя, но и всех, кто попадает в сферу действия акта. Поэтому Конституционный Суд решил, что требование о наличии юридического образования "не выходит за пределы дискреции федерального законодателя и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан".

Продолжение следует

Вместе с тем представители КС все же констатировали, что, хотя никакой неопределенности в оспариваемых нормах нет, этим не исключается правомочие законодателя "в целях оптимизации процедур, связанных с необходимостью устранения из правовой системы нормативных положений, противоречащих закону, посредством их судебного оспаривания, внести в КАС соответствующие изменения и дополнения".
Таким образом, не исключено, что в перспективе когда-нибудь законодатель, если, конечно, сочтет это необходимым и своевременным, что, по всей видимости, связано с повышением правовой грамотности населения, даст возможность гражданам и при отсутствии диплома юриста оспаривать НПА в суде.
Интересно, что не так давно Пленум Верховного Суда принял Постановление от 27 сентября 2016 г. N 36, которое посвящено некоторым вопросам применения судами Кодекса административного судопроизводства. Однако проблема применения ч. 9 ст. 208 КАС в этом Постановлении вообще не была затронута. Возникает вопрос - почему?

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

1 декабря 2016 г.
Проект Федерального закона № 42849-7

Законопроектом "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предлагаются изменения, которые позволят расширить возможности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку развитие туристской индустрии может являться источником устойчивого развития экономической базы муниципальных образований.




15 ноября 2016 г.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования рентных отношений"

Законопроект разработан во исполнение подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента  Российской Федерации В.В. Путина от 9 сентября 2014 г. № Пр-2159 относительно совершенствования правового регулирования рентных отношений и разработки механизмов государственного контроля в этой сфере в целях защиты прав граждан пожилого возраста.




3 ноября 2016 г.
Проект Федерального закона № 18549-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и КоАП РФ"

Законопроектом предлагается изменить положения Федерального закона "О рекламе", содержащие требования к порядку распространения наружной рекламы, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере наружной рекламы.




21 октября 2016 г.
Проект Федерального закона № 11300-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"

Законопроектом предлагается принять дополнительные меры ответственности и ужесточить санкции за нарушение правил продажи алкоголя и торговлю контрафактом. Для этого в качестве отдельного состава выделяется продажа алкоголя с 23 часов до 8 часов по местному времени. 




11 октября 2016 г.
Проект федерального закона № 3171-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Законопроект подготовлен в целях оптимизации деятельности по снятию ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации. Им предусматривается закрепление организационно-правового механизма, позволяющего ускорить процедуру принятия решения о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.



В центре внимания:


УСН'2017: Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (Дымова Л.)

Дата размещения статьи: 04.12.2016

подробнее>>

Оспаривание НПА: без юристов никак? (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 04.12.2016

подробнее>>

Налоговые споры: три ответа от ВС (Рогозина О.)

Дата размещения статьи: 04.12.2016

подробнее>>

PR Шредингера (Запольский А.)

Дата размещения статьи: 04.12.2016

подробнее>>

Ящик Пандоры (Бжезинский Д.)

Дата размещения статьи: 04.12.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта