Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Правовое регулирование в сфере защиты конкуренции (Боженок С.Я.)

Правовое регулирование в сфере защиты конкуренции (Боженок С.Я.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

Востребованность обществом мер, предпринимаемых по усилению государственных функций в области защиты свободной конкуренции, возрастает с каждым годом. И чем выше уровень развития экономики, тем более необходимой, устойчивой и определенной становится роль государственного регулирования в сфере обеспечения добросовестной конкуренции, имеющей большое значение не только для развития хозяйственных отношений, но и финансовой безопасности государства <1>. Вследствие этого во всех странах с рыночной экономикой государство обеспечивает защиту конкуренции с помощью антимонопольных процедур.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Боженок С.Я. Теоретико-правовые основы регулирования системы доходов государственных и местных бюджетов Российской Федерации: Монография. М., 2011.

Соответствующие меры по повышению роли государства в регулировании ключевых институтов рыночной экономики предпринимаются и в Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<2> См.: Арзуманова Л.Л., Болтинова О.В., Бубнова О.Ю. и др. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М., 2013.

Вопросам конкуренции уделено внимание в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия) <3>, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Концепция) <4> и в ряде других документов стратегического планирования.
--------------------------------
<3> Утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
<4> Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

В Стратегии, в частности, подчеркивается, что главной угрозой национальной безопасности в области экономики является ее низкая конкурентоспособность, а также усиление недобросовестной конкуренции, сохранение значительной доли теневой экономики и криминализация хозяйственно-финансовых отношений (п. п. 56, 57).
В Концепции обозначено усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала (абз. 2 гл. 2 разд. 1).
Стратегическими целями определены реализация органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества социально-экономической политики, предусматривающей развитие конкуренции (п. 62 Стратегии), а также достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан (гл. 3 разд. 1 Концепции).
В значительной степени организационные и правовые основы защиты конкуренции и противодействия монополистической деятельности закреплены в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Несмотря на наличие антимонопольного законодательства, предусматривающего меры ответственности за нарушение конкурентных отношений, одним из действенных средств защиты добросовестной конкуренции является уголовно-правовое воздействие.
Вместе с тем в период с 2000 г. по настоящее время за совершение преступлений, связанных с ограничением конкуренции, осуждено 39 подсудимых, оправдано - 3, судом прекращено уголовное преследование в отношении 10 лиц <5>.
--------------------------------
<5> URL: http://www.cdep.ru/mdex.php?id=79.

При этом доля таких противоправных деяний в структуре преступлений экономической направленности крайне мала - не достигает 0,02%. Однако, по данным экспертов, в исследуемой области их число намного больше, а вред от ограничения конкуренции может составлять более 2% ВВП <6>.
--------------------------------
<6> См.: Шаститко А.Е. Экономическая стратегия: отсутствие конкуренции стоит 2,5% ВВП // Ведомости. 2012. N 3229. Аналогичные данные приводит А.Ю. Кинев: "Ущерб от картелей в сфере госзакупок с учетом их высокой латентности может достигать в России 2,2% ВВП" (URL: http://www.gaidarforum.ru/news/view/novosti11/Na-Gajdarovskom-forume-2016-opredelili-ugrozhaet).

Такое расхождение, по мнению специалистов, характеризуется высокой латентностью данных преступлений и рядом других причин.
Во-первых, это обусловлено тем обстоятельством, что в настоящее время уголовная ответственность за совершение преступлений, посягающих на свободу конкуренции, фактически может наступать по различным нормам уголовного закона. К ним помимо деяний, указанных в ст. 178 УК РФ, следует отнести преступления:
против собственности (ст. 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием", ст. 167 "Умышленное уничтожение или повреждение имущества" УК РФ);
в сфере экономической деятельности (ст. 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности", ст. 179 "Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения" УК РФ и т.д.);
против службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201 "Злоупотребление полномочиями", ст. 204 "Коммерческий подкуп" УК РФ);
против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", ст. 286 "Превышение должностных полномочий", ст. 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности" УК РФ и т.д.).
Во-вторых, на правоприменительную практику оказывает влияние значительное количество вносимых в уголовный закон изменений. Впервые уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства была введена Законом РФ от 13 марта 1992 г. N 2509-1 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", которым УК РСФСР 1960 г. был дополнен ст. 175.1 "Нарушения антимонопольного законодательства", установившей ответственность за неисполнение законных предписаний антимонопольных органов об устранении нарушений антимонопольного законодательства, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия.
В 1993 г. в целях упорядочения ответственности за незаконную торговлю Законом РФ от 1 июля 1993 г. N 5304-1 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю" УК РСФСР был дополнен ст. 154.3 "Незаконное повышение или поддержание цен", криминализировавшей незаконное повышение или поддержание цен, совершенное в результате монополистической деятельности путем создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятия товаров из обращения, либо сдерживания их от реализации, либо другого устранения от потребителей.
Специальным квалифицирующим признаком ст. 154.3 УК РСФСР стала монополистическая деятельность, повлекшая повышение или поддержание цен. Новая формулировка диспозиции была обусловлена принятием антимонопольного законодательства, регламентировавшего конкурентные правоотношения и определившего дальнейшее развитие норм антимонопольной направленности.
Следующим этапом стало принятие в 1996 г. УК РФ. Уголовная ответственность за преступный монополизм была предусмотрена в ст. 178 "Монополистические действия и ограничение конкуренции".
Позднее данная норма неоднократно претерпевала изменения, в результате которых отдельные формы преступного монополизма были декриминализированы.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в ст. 178 УК РФ введен обязательный признак объективной стороны - причинение крупного ущерба, превышающего 1 млн руб.
Федеральным законом от 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ "О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" норма дополнена квалифицирующим признаком - извлечение дохода в крупном и особо крупном размерах (соответственно 5 и 25 млн руб.), а размер особо крупного ущерба повышен до 3 млн руб. Определены условия освобождения от уголовной ответственности - в случаях если лицо, совершившее преступление, способствовало его раскрытию, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет незаконно полученный в связи с этим доход.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена уголовная ответственность за заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля). В качестве условия освобождения от уголовной ответственности предусмотрено "заглаживание вреда" вместо "перечисления дохода в федеральный бюджет".
В соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ наступает только за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию (картеля), связанного с причинением ущерба в размере 10 млн руб., или извлечением дохода, превышающего 50 млн руб. Все иные ограничивающие конкуренцию соглашения, а также согласованные действия декриминализированы, за них установлена административная ответственность.
Подобные изменения уголовного законодательства, безусловно, сдерживают правоприменительную практику, поскольку, как показывают данные государственной статистики, после внесения очередных новелл требуется некоторое время для того, чтобы выработать устойчивые алгоритмы их реализации в правоохранительной деятельности. Эффективность противодействия преступности во многом зависит от стабильности уголовного законодательства <7>.
--------------------------------
<7> См.: Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015.

Кроме того, в результате корректировки уголовного законодательства на протяжении длительного периода происходит последовательная декриминализация круга общественно опасных деяний, подлежащих квалификации по ст. 178 УК РФ, что естественным образом ограничивает сферу применения данной нормы.
Характер и результаты расследованных уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, свидетельствуют о качественном изменении состава действующей уголовно-правовой нормы.
Если в первые годы применения российского уголовного закона по ст. 178 УК РФ к ответственности привлекались граждане, например устанавливавшие при торговле овощной продукцией на колхозном рынке единые завышенные цены, под угрозой причинения вреда другим предпринимателям, то сегодня это многомиллионные ограничивающие конкуренцию соглашения, не только причиняющие вред интересам граждан или отдельных коммерческих организаций, но и создающие угрозу национальной безопасности государства. А сами преступления совершаются в значительной мере не на хозяйственных, а на финансовых рынках <8>.
--------------------------------
<8> См.: Кучеров И.И., Поветкина Н.А., Абрамова Н.Е. и др. Контроль в финансово-бюджетной сфере: Науч.-практ. пособ. / Отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2016.

Изменился сам характер преступности. Сегодня определение объективной стороны недобросовестной конкуренции связано с длительным процессом анализа рынка, сбором и правовой оценкой сведений о характере соглашения между хозяйствующими субъектами, его отграничении от экономически целесообразных действий и подготовкой специалистами антимонопольных органов заключения о наличии либо об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Указанные обстоятельства, безусловно, необходимо учитывать при выработке соответствующих законодательных решений, направленных на выстраивание эффективного механизма уголовно-правового воздействия.
Вместе с тем не следует забывать и о социальной ответственности бизнеса, монополистические действия которого причиняют серьезный ущерб общественным интересам.
Важно применять широко известные экономические, правовые и организационные методы государственного регулирования, направленные на стимулирование правомерного поведения предпринимателей в этой сфере, в том числе льготное налогообложение, кредитование, правовые преференции в сфере лицензирования и сертификации, возможность участия в специальных государственных программах, получения грантов и др.
Все это свидетельствует о межотраслевом характере проблем в конкурентной сфере, решение которых требует системного подхода с привлечением специалистов различных отраслей права: гражданского, административного, финансового, уголовного и др.
Во многом существующие проблемы обусловлены отсутствием конкретного плана реализации государственной задачи развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики, соответствующей "дорожной карты" <9>.
--------------------------------
<9> Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р, утвердившее план мероприятий ("дорожную карту") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утратило силу в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. N 174-р.

Для создания условий стабильного функционирования и обеспечения защищенности экономической системы, предотвращения вредоносного воздействия угроз криминального характера необходим эффективный государственно-правовой механизм обеспечения добросовестной конкуренции, включающий соответствующие правовые и институциональные составляющие.
В связи с этим требуется разработка комплексного документа, определяющего подходы к организации работы по защите и развитию конкуренции, ее приоритетные направления, а также подлежащие исполнению системные мероприятия.

Библиографический список

Арзуманова Л.Л., Болтинова О.В., Бубнова О.Ю. и др. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М., 2013.
Боженок С.Я. Теоретико-правовые основы регулирования системы доходов государственных и местных бюджетов Российской Федерации: Монография. М., 2011.
Кучеров И.И., Поветкина Н.А., Абрамова Н.Е. и др. Контроль в финансово-бюджетной сфере: Науч.-практ. пособ. / Отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2016.
Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015.
Шаститко А.Е. Экономическая стратегия: отсутствие конкуренции стоит 2,5% ВВП // Ведомости. 2012. N 3229.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

11 февраля 2016 г.
Проект Федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. 




28 января 2017 г.
Проект Федерального закона N 87981-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Законопроектом предполагается, что при осуществлении некоторых видов приносящей доход деятельности граждане могут быть освобождены от необходимости государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Перечень видов такой деятельности и условия освобождения лиц ее осуществляющих от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей будут установлены федеральным законом. 




22 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 83566-7 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроектом предлагается дополнить частью третьей статью 20. 1 (Мелкое хулиганство) Кодекса об административных правонарушениях, которой предусматривается наказание в виде административного ареста, за совершение в отношении сотрудников медицинских учреждений действий сопряженных с угрозой насилия не повлекших причинения вреда здоровью и жизни.




14 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах"

Законопроект направлен на создание в Российской Федерации системы страхования инвестиций, размещенных гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".Его принятие позволит укрепить доверие со стороны российских инвесторов к российскому фондовому рынку, что будет способствовать притоку дополнительных долгосрочных инвестиций в экономику Российской Федерации. 




4 января 2017 г.
Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социал

Указанным постановлением вводятся типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.



В центре внимания:


Проблемы правового регулирования коллекторской деятельности (Белобабченко М.К.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Правовое регулирование в сфере защиты конкуренции (Боженок С.Я.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов как основание ограничения свободы договора (Сойфер Т.В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Презумпция добросовестного избирателя как основание реализации дополнительных форм голосования (Турищева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Быть цифровым: оптимизация 2.0 (Ференец В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта