Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Налоговый орган вносит коррективы в действия банка (Чулкова Л.) (Чулкова Л.)

Налоговый орган вносит коррективы в действия банка (Чулкова Л.) (Чулкова Л.)

Дата размещения статьи: 09.03.2017

Банк при осуществлении своей деятельности должен учитывать тот факт, что приостановление налоговым органом операций по счетам налогоплательщика в банке вносит коррективы в его деятельность по отношению к данному клиенту (налогоплательщику). 

В правоприменительной практике возникли следующие вопросы:

- подлежат ли исполнению банком инкассовые поручения налогового органа на списание пеней по налогам;

- вправе ли банк открыть счет организации по просьбе конкурсного управляющего и списывать с него денежные средства при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам данной организации;

- имеет ли право банк возобновить расходные операции по счетам организации, в случае если суд приостановил действие решения налогового органа о приостановлении операции по счетам организации?

Ответы на данные вопросы содержатся в письмах Минфина России, ФНС России и судебной практике.

1. Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа о привлечении его к ответственности за налоговое правонарушение.

Основанием для привлечения банка к ответственности по ч. 1 ст. 135 Налогового кодекса РФ послужили выводы налогового органа о том, что в нарушение пп. 2 и 3 ст. 60 Налогового кодекса РФ банком было задержано исполнение инкассовых поручений налогового органа на списание задолженности с клиентов банка по налоговым платежам (пеням).

Банк указал, что причиной несвоевременного исполнения банком инкассовых поручений на списание задолженности по налоговым платежам (пеням) являются находившиеся в банке постановления налогового органа о приостановлении операций по счетам данных клиентов.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения арбитражным судом апелляционной и кассационной инстанций, решение налогового органа признано недействительным в части размера штрафа; в удовлетворении заявления в остальной части отказано.

Верховный Суд РФ в Определении от 21.03.2016 N 307-КГ16-960 пришел к следующим выводам.

В период приостановления операций по счетам налогоплательщика разрешено списание денежных средств в счет уплаты налоговой задолженности по поручениям налоговых органов, носящим бесспорный характер, в целях исполнения которых и осуществляется приостановление операций по счетам налогоплательщика. При этом в случае принудительного взыскания пени взыскиваются в том же порядке и в той же очередности, что и налог (третья очередь).

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету и не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством РФ, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ).

Из содержания п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ следует, что очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются ли они в добровольном или принудительном порядке.

При этом пп. 1, 8 ст. 45 и пп. 1, 8 ст. 46 Налогового кодекса РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и пеней исполняется налогоплательщиком либо самостоятельно, либо в принудительном порядке по решению налогового органа путем обращения взыскания на денежные средства на банковских счетах, а также на электронные денежные средства этого налогоплательщика.

Исходя из указанных норм законодательства платежи в бюджет, осуществляемые по инкассовым поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика, - в пятую очередь.

Следует отметить, что позиция, изложенная Верховным Судом РФ в Определении от 21.03.2016 N 307-КГ16-960, поддержана Минфином России (Письмо от 17.05.2016 N 03-02-07/2/28207) и доведена до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 11.07.2016 N ГД-4-8/12408.

2. ФНС России в Письме от 19.10.2015 N ГД-4-8/18213@ разъяснила порядок открытия банковских счетов при конкурсном производстве (применение положений п. 12 ст. 76 НК РФ).

По общему правилу при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (организации) вводится запрет на открытие счетов организации в банках (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Однако в случае с организациями, входящими в процедуру банкротства, в силу положений ст. 133, п. 3 ст. 138 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и п. 40.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 конкурсный управляющий обязан использовать, а при его отсутствии - открыть отдельный банковский счет должника.

Денежные средства, находящиеся на данном счете, могут списываться только для погашения требований кредиторов первой и второй очереди, а также для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей. Другие счета должника в банках подлежат закрытию конкурсным управляющим.

В Письме ФНС России от 19.10.2015 N ГД-4-8/18213@ <1> обращено внимание на то, что с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций по счетам налогоплательщика по решению налогового органа прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения о его отмене.
--------------------------------
<1> См. также Письмо Минфина России от 20.02.2015 N 03-02-08/8162. 

При этом кредитная организация должна уведомить налоговый орган о возобновлении банковских операций налогоплательщика (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства").

3. В споре, рассмотренном Арбитражным судом Западно-Сибирского округа (дело N А02-2219/2014), банк был привлечен налоговым органом к ответственности, установленной ст. 134 НК РФ.

Штраф был наложен налоговым органом на банк, поскольку тот провел несколько расходных операций по счету организации в тот период, когда судом по спору между организацией и налоговым органом были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения налогового органа о приостановлении операции по счетам (принудительное взыскание налогов) данной организации.

В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.09.2015 по делу N А02-2219/2014 указано, что факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности с организации (при наличии неотмененного решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации), не является основанием для возобновления банком расходных операций по счетам организации.

Осуществление расходных операций банком квалифицировано судом как вывод организацией средств со счетов в банке и, как следствие, намеренное создание условий, при которых впоследствии будет затруднено либо невозможно исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки организации.

Согласно позиции суда рассматриваемые действия банка нарушают баланс частных интересов организации (налогоплательщика) и публичных интересов государства (в лице налогового органа).

Таким образом, тот факт, что суд приостановил процедуру принудительного взыскания налогов с организации, не означает, что банк может разрешить организации пользоваться деньгами на арестованном счете и возобновить расходные операции по счетам.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.




11 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. 



В центре внимания:


Налоговый орган вносит коррективы в действия банка (Чулкова Л.) (Чулкова Л.)

Дата размещения статьи: 09.03.2017

подробнее>>

Существенность ошибок в обязательных реквизитах первичных учетных документов: налоговые риски (Орлова Е.)

Дата размещения статьи: 09.03.2017

подробнее>>

О некоторых вопросах взаимозависимости лиц в налоговом праве (Новичихин М.С.)

Дата размещения статьи: 09.03.2017

подробнее>>

Об условиях организации рациональной бухгалтерской службы в субъектах экономики (Поленова С.Н.)

Дата размещения статьи: 09.03.2017

подробнее>>

Развитие нормативно-правовых основ по учету отдельных видов расчетов (Гетьман В.Г.)

Дата размещения статьи: 09.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта