Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Отчетность в ФСС России (Митрич О.)

Отчетность в ФСС России (Митрич О.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации", который включает главу 34 с идентичным названием (п. 8 ст. 2, п. 1 ст. 5 Закона N 243-ФЗ).

Одновременно Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу (п. 5 ст. 18, ст. 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").

Согласно изменениям и дополнениям, внесенным упомянутым Законом N 243-ФЗ в часть первую НК РФ, администрирование страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, обязательному медицинскому страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы по ВНиМ) от Пенсионного фонда РФ и ФСС России перешло в ведение Федеральной налоговой службы России (подп. 3 - 5 п. 3.4 ст. 23, п. 2.1 ст. 31, п. 1 ст. 82 НК РФ).

К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется (п. 3 ст. 1 НК РФ).

Правовые, экономические и организационные основы указанного вида обязательного социального страхования установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Данным Законом (в редакции упомянутого Закона N 250-ФЗ (ст. 3)) определены в том числе субъекты страхования, объект и база для начисления страховых взносов, порядок их расчета и уплаты. Фонд социального страхования РФ является страховщиком по данному виду страхования (ст. 3 Закона N 125-ФЗ). Именно фонд (подп. 1 п. 1, подп. 1, 2, 8 п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ):

- регистрирует плательщиков страховых взносов (страхователей) на травматизм;

- устанавливает скидки и надбавки к страховым тарифам;

- осуществляет сбор страховых взносов;

- контролирует правильность их исчисления, применения льгот;

- проводит камеральные и выездные проверки страхователей и др.

Территориальные органы ФСС России обеспечивают исполнение обязанности по уплате страховых взносов страхователями, в том числе взыскивают недоимку по страховым взносам, пени и штрафы.

Исходя из этого в 2017 году страхователям по рассматриваемому виду обязательного страхования надлежит уплачивать страховые взносы на "травматизм", как и прежде, в ФСС России и представлять по ним отчетность в территориальные отделения фонда.

Напомним, что страхователями по указанному виду обязательного социального страхования являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договоры авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Упомянутый Закон N 125-ФЗ дополнен нормами, определяющими:

- расчетный и отчетный периоды по страховым взносам на "травматизм";

- порядок исчисления, порядок и сроки уплаты этих взносов;

- сроки представления отчетности, в том числе уточненной.

Расчетным периодом по рассматриваемым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (п. 1, 2 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ).

 

Расчет по форме 4 - ФСС 

Страхователей обязали ежеквартально представлять в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Форма расчета при этом устанавливается страховщиком по согласованию с Минтрудом России (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ).

Выполняя поручение законодателя, ФСС России Приказом от 26.09.2016 N 381 утвердил форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС) (приведена в приложении 1 к Приказу).

Этим же Приказом утвержден порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС) (приведен в приложении 2 к Приказу).

Пунктом 2 Приказа N 381 определено, что форма расчета применяется начиная с I квартала 2017 года.

Обновленная форма расчета 4 - ФСС практически идентична разделу II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ранее используемой формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (утв. Приказом ФСС России от 26.02.2015 N 59). В ее состав входят титульный лист и шесть таблиц:

- таблица 1 "Расчет базы для начисления страховых взносов";

- 1.1 "Сведения, необходимые для исчисления страховых взносов страхователями, указанными в пункте 2.1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ";

- 2 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- 4 "Численность пострадавших (застрахованных) в связи со страховыми случаями в отчетном периоде";

- 5 "Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года".

Обязательными для представления всеми страхователями являются титульный лист, таблицы 1, 2 и 5 расчета. При отсутствии показателей для заполнения таблиц 1.1, 3 и 4 формы расчета указанные таблицы не заполняются и не представляются (п. 2 порядка заполнения).

На титульном листе помимо "индивидуальных" сведений страхователя ему надлежит привести данные:

- о среднесписочной численности работников;

- о численности работающих инвалидов;

- о численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с пунктами 78 - 81.11 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации" (утв. Приказом Росстата от 26.10.2015 N 498).

При заполнении "индивидуальных" сведений в поле "Код по ОКВЭД" указывается код согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) по основному виду экономической деятельности страхователя, определяемому в соответствии:

- с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713, далее - правила N 713) и

- с Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, далее - порядок N 55).

Вновь созданные организации-страхователи указывают код по данным органа государственной регистрации, а начиная со второго года деятельности - код, подтвержденный в установленном порядке в территориальных органах фонда.

Страхователь, имеющий самостоятельные классификационные единицы, выделенные в соответствии с приведенным выше порядком N 55, представляет расчет, составленный в целом по организации и по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей.

В таблице 1 приводятся данные, необходимые для расчета базы для начисления страховых взносов.

По соответствующим графам строки 1 отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ нарастающим итогом с начала расчетного периода и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода.

По соответствующим графам строки 2 приводятся суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ.

Разность приведенных данных по графам строк 1 и 2 составляет базу для начисления страховых взносов за отчетный период и месяцы последнего квартала отчетного периода. Получаемые суммы заносятся по графам строки 3.

Страхователям, осуществляющим выплаты в пользу работающих инвалидов, справочно необходимо занести соответствующие суммы в графы строки 4. Напомним, что данные страхователи в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы, исчисляют страховые взносы на травматизм в размере 60% размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 419-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год" (ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", ст. 2 Закона N 419-ФЗ).

По строке 5 указывается размер страхового тарифа, который устанавливается в зависимости от класса профессионального риска, к которому относится страхователь (обособленное подразделение).

В 2017 году страхователями используются тарифы страховых взносов на травматизм от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска (таковых 32), установленные упомянутым Законом N 179-ФЗ (ст. 1 Закона N 419-ФЗ).

По строке 6 (7) проставляется процент скидки (надбавки) к страховому тарифу, установленной территориальным органом фонда на текущий календарный год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524).

По строке 9 указывается размер страхового тарифа с учетом установленной скидки или надбавки к страховому тарифу. Тариф приводится с двумя десятичными знаками после запятой.

Таблица 2 идентична таблице 7 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" прежней формы расчета 4 - ФСС. Она заполняется на основе записей бухгалтерского учета страхователя.

Порядком заполнения определено отличие в заполнении строки 7 "Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов". Прежний порядок заполнения позволял в соответствии с пунктом 21 статьи 26 Закона N 212-ФЗ зачесть переплату по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет страховых взносов на травматизм. С начала же текущего года в связи с тем, что администратором страховых взносов по ВНиМ является ФНС России, такой зачет не производится.

В таблице 5 приводятся сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда (результатах аттестации рабочих мест по условиям труда) и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на 1 января 2017 года. Данная таблица повторяет прежнюю таблицу 10 расчета.

Порядком заполнения прописана возможность указания в графах 4 - 6 строки 1 данных аттестации рабочих мест по условиям труда, если срок действия результатов аттестации на начало текущего года не истек.

Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка условий труда (СОУТ) в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Результаты аттестации действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно. Исключением являются ситуации, когда необходимо проведение внеплановой СОУТ (п. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Таблицу 1.1 (аналог прежней таблицы 6.1, введенной с 1 августа 2016 года (Приказ ФСС России от 04.07.2016 N 260)) заполняют страхователи, которые направляют временно своих работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) в случаях и на условиях, установленных ТК РФ и Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", другими федеральными законами, для работы у другого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Они отражают информацию о размере базы для начисления страховых взносов на травматизм в отношении работников, временно направленных заказчикам.

Количество заполненных строк в таблице 1.1, как и ранее, должно соответствовать количеству юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выступающих принимающими сторонами работников.

При заполнении таблицы 1.1:

- в графах 2, 3 и 4 указываются соответственно регистрационный номер в фонде, ИНН и ОКВЭД принимающего юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- в графе 14 - размер страхового тарифа, который устанавливается в зависимости от класса профессионального риска, к которому относится принимающее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;

- в графе 15 - размер страхового тарифа принимающего юридического лица или индивидуального предпринимателя с учетом установленной скидки или надбавки к страховому тарифу. Данные заполняются с двумя десятичными знаками после запятой.

В таблице 3 (идентична прежней таблице 8 расчета) приводятся данные по расходам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом по строке 11 справочно отражается сумма начисленных и невыплаченных пособий, за исключением сумм пособий, начисленных за последний месяц отчетного периода, в отношении которых не пропущен установленный законодательством РФ срок выплаты пособий.

В таблицы 4 (аналог прежней таблицы 9 расчета) заносится информация о численности пострадавших (застрахованных) в связи со страховыми случаями в отчетном периоде.

Повторимся, таблицы 1.1, 3 и 4 в случае отсутствия соответствующих показателей не заполняются и не представляются. 

Пример. Организация занимается производством продуктов из мяса и мяса кур (VII класс профессионального риска). Среднесписочная численность сотрудников - 21 человек, один работник является инвалидом II группы. За первый квартал сотрудникам были начислены выплаты и вознаграждения в сумме 2 957 218 руб. (из них инвалиду - 57 000 руб.), в том числе по месяцам квартала - 1 260 000, 817 218 и 880 000 руб., из них инвалиду - 27 000, 15 000 и 15 000 руб., в выплату февраля вошло пособие по временной нетрудоспособности в сумме 7 868 руб. Скидки и надбавки к тарифу страховых взносов организации фондом не установлены. В течение I квартала взносы были уплачены: за декабрь 2016 года - платежным поручением от 13 января N 21 в сумме 6 280 руб., за январь - платежным поручением от 14 февраля N 112 в сумме 9 993,60 руб., за февраль - платежным поручением от 14 марта N 258 в сумме 6 426,80 руб., несчастных случаев на производстве в организации не было. Аттестация 19 рабочих мест по условиям труда была осуществлена в ноябре 2012 года, 5 новых рабочих мест были созданы страхователем в период с ноября 2016 года по март текущего года (по одному в каждом месяце).

Поскольку основной вид деятельности организации отнесен к VII классу профессионального риска, а территориальным органом ФСС России скидки и надбавки к страховому тарифу страхователя не были установлены, при исчислении страховых взносов на травматизм им использовался тариф 0,8%.

Сумма пособия по временной нетрудоспособности как государственное пособие, выплачиваемое в соответствии с законодательством РФ, не подлежит обложению страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). С учетом этого размер базы по страховым взносам за первый квартал составил 2 949 350 руб. (2 957 218 - 7 868), в том числе за январь - 1 260 000 руб., за февраль - 809 350 руб. (817 218 - 7 868), за март - 880 000 руб.

Так как страхователем производились начисления инвалиду, то из приведенных сумм выделяются выплаты инвалиду 27 000, 15 000 и 15 000 руб., остатки же составляют 1 233 000 руб. (1 260 000 - 27 000), 794 350 руб. (809 350 - - 15 000) и 865 000 руб. (880 000 - 15 000). Приведенные значения используются при заполнении таблицы 1. Пример ее заполнения приведен в образце 1.

 

Образец 1 

Наименование показателя

Код строки

Всего с начала расчетного периода

В том числе за последние три месяца отчетного периода

1 месяц

2 месяц

3 месяц

1

2

3

4

5

6

Суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

1

2 957 218

1 260 000

817 218

880 000

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

2

7 868

-

7 868

-

Итого база для начисления страховых взносов (стр. 1 - стр. 2)

3

2 949 350

1 260 000

809 350

880 000

из них:

сумма выплат в пользу работающих инвалидов

4

57 000

27 000

15 000

15 000

Размер страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска (%)

5

0,8

Скидка к страховому тарифу (%)

6

-

Надбавка к страховому тарифу (%)

7

-

Дата установления надбавки

8

-

Размер страхового тарифа с учетом скидки (надбавки) (%) (заполняется с двумя десятичными знаками после запятой)

9

0,8

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страхователям надлежит вносить ежемесячные обязательные платежи. Их исчисление производится исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, а также скидки (надбавки) к страховому тарифу за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках (п. 9, 10 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ).

Организацией по месяцам первого квартала в соответствии со значениями базы были начислены страховые взносы в следующих размерах:

- 9 993,60 руб. (1 233 000 руб. x 0,8% + 27 000 руб. x 0,8% x 60%) - за январь;

- 6 426,80 руб. ((1 233 000 руб. + 794 350 руб.) x 0,8% + (27 000 руб. + 15 000 руб.) x 0,8% x 60% - 9 993,60 руб.) - за февраль;

- 6 992,00 руб. ((1 233 000 руб. + 794 350 руб. + 865 000 руб.) x 0,8% + (27 000 руб. + 15 000 руб. + 15 000 руб.) x 0,8% x 60% - (9 993,60 руб. + 6 426,80 руб.)) - за март;

- 234 122,40 руб. (9 993,60 + 6 426,80 + 6 992,00) - за первый квартал.

Приведенные суммы, а также суммы страховых взносов, перечисленные в бюджет фонда с реквизитами платежных поручений, используются при заполнении таблицы 2 расчета. Фрагмент заполняемых строк таблицы 2 приведен в образце 2.

 

Образец 2 

Наименование показателя

Код строки

Сумма

 

Наименование показателя

Код строки

Сумма

 

1

2

3

1

2

3

 

Задолженность за страхователем на начало расчетного периода

1

6 352,00

Задолженность за территориальным органом Фонда на начало расчетного периода

12

-

 

...

 

Начислено к уплате страховых взносов

2

23 412,40

Уплачено страховых взносов

16

22 772,40

 

на начало отчетного периода

0,00

на начало отчетного периода

-

 

за последние три месяца отчетного периода

23 412,40

за последние три месяца отчетного периода

22 772,40

 

1 месяц

9 993,60

1 месяц

6 352,00

 

2 месяц

6 426,80

2 месяц

9 993,6

 

3 месяц

6 992,00

3 месяц

6 426,8

 

...

...

 

Всего (сумма строк 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7)

8

23 412,10

Всего (сумма строк 12 + 15 + 16 + 17)

18

22 772,4

 

Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода

19

6 992,00

 

Задолженность за территориальным органом Фонда на конец отчетного (расчетного) периода

9

-

 

в том числе

за счет превышения расходов

10

-

в том числе:

недоимка

20

-

 

за счет переплаты страховых взносов

11

-

 

                   

 

Поскольку организация не относится к частным агентствам занятости и другим юридическим лицам, перечисленным в подпункте 2 пункта 3 статьи 18.1 Закона N 1032-1, то таблица 1.1 расчета ею не заполняется и не представляется.

Отсутствие в организации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний среди сотрудников позволяет страхователю не заполнять и не представлять таблицы 3 и 4 расчета.

На 1 января 2017 года у страхователя имелось 21 рабочее место, из них на 19 в ноябре 2012 года была осуществлена аттестация, при этом ни одно из рабочих мест не было отнесено к рабочим местам с вредными или опасными условиями труда. Данные по аттестации рабочих мест приводятся в таблице 5.

На введенных в эксплуатацию в ноябре и декабре 2016 года рабочих местах внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение двенадцати месяцев со дня их введения (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"), то есть до ноября и декабря текущего года соответственно. Поскольку у организации по результатам аттестации рабочих мест отсутствуют места с вредными и (или) опасными производственными факторами, то в графах 7 и 8 таблицы 5 по строке 2 "Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников" проставляются прочерки.

Пример заполнения таблицы приведен в образце 3.

 

Образец 3 

Наименование показателя

Код строки

Общее количество рабочих мест страхователя

Количество рабочих мест, в отношении условий труда на которых проведена специальная оценка условий труда на начало года

Общее число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (чел.)

Количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры на начало года (чел.)

всего

в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда

3 класс

4 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Проведение специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда)

1

21

19

-

-

X

X

Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников

2

X

X

X

X

-

-

Организация, имеющая самостоятельные классификационные единицы, представляет расчет по форме 4 - ФСС, составленный в целом по организации и по каждому подразделению, являющемуся самостоятельной классификационной единицей.

Для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организация согласно пункту 7 правил N 713 признается самостоятельной классификационной единицей. Она сама определяет свой основной вид деятельности, в соответствии с которым для нее устанавливается класс профессионального риска.

Самостоятельной классификационной единицей могут быть и структурные подразделения страхователей, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности данного страхователя (п. 7 правил N 713).

Необходимыми условиями такого выделения являются:

- выполнение требований, установленных в пункте 7 порядка N 55;

- ежегодное подтверждение вида экономической деятельности подразделения организации, являющегося самостоятельной классификационной единицей, по правилам, установленным в пункте 8 порядка N 55 (п. 11 правил N 713).

Представить расчет по форме 4 - ФСС страхователю при численности физических лиц, которым за прошедший расчетный период были начислены выплаты и иные вознаграждения, включаемые в базу по исчислению страховых взносов на травматизм, более 25 человек необходимо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по форматам и в порядке, которые установлены страховщиком.

Территориальное отделение фонда в таком случае обязано направить подтверждение приема расчета в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Расчет по форме 4 - ФСС в виде электронного документа обязаны представлять также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает все те же 25 человек (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ).

Остальные страхователи могут подать расчет на бумажном носителе, при желании они также могут направить его в виде электронного документа по форматам и в порядке, которые установлены страховщиком, заверив его усиленной квалифицированной электронной подписью.

Сроки сдачи расчета по форме 4 - ФСС остались прежними (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ):

- не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, если расчет представляется на бумажном носителе;

- не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, - при направлении расчета в виде электронного документа.

Непредставление страхователем предусмотренного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный Законом N 125-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. (п. 1 ст. 26.30 Закона N 125-ФЗ).

Несоблюдение страхователем порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом N 125-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (п. 2 ст. 26.30 Закона N 125-ФЗ).

За нарушение установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС России должностные лица страхователя могут быть привлечены к административной ответственности. Штрафные санкции в таком случае составляют от 300 до 500 руб. (п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

 

Подтверждение основного вида деятельности 

Экономическая деятельность юридических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами (п. 8 правил N 713).

Для коммерческой организации основным видом является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

Следовательно, страхователю необходимо определить доли доходов от различных видов деятельности в общей выручке организации за предшествующий год. Тот вид деятельности, доля доходов которого окажется наибольшей, и будет основным.

Сумма выручки для расчета берется из бухгалтерской отчетности за предыдущий год (без НДС). Данные расчета приводятся в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности (форма справки приведена в приложении 2 к порядку N 55).

Таким же образом определяется основной вид деятельности и для подразделений организации, являющихся самостоятельными классификационными единицами.

В случае если организация занимается несколькими видами экономической деятельности и в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг они имеют равные доли, она подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых ею видов экономической деятельности (п. 14 правил N 713).

Пункт 11 правил N 713 обязывает страхователей-организации ежегодно подтверждать основной вид экономической деятельности. Это относится и ко всем подразделениям организации, которые являются отдельными классификационными единицами.

Для этого в территориальный орган ФСС России по месту нахождения организации надлежит подавать документы, поименованные в пункте 3 порядка N 55:

- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности (форма приведена в приложении 1 к порядку N 55);

- упомянутую справку-подтверждение основного вида экономической деятельности.

В пункте 3 порядка N 55 названа также и копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (субъекты малого предпринимательства ее могли не прилагать).

В момент выхода упомянутого Приказа Минздравсоцразвития России N 55 пояснительная записка входила в состав годовой бухгалтерской отчетности. С 1 января 2013 года в связи с утратой силы Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Исходя из этого организация может составить в свободной форме документ, подтверждающий размеры выручки по осуществляемым ею видам деятельности в прошедшем году.

Подтверждать основной вид деятельности организация должна ежегодно не позднее 15 апреля текущего года. 15 апреля 2017 года приходится на субботу.

Законом N 125-ФЗ предусмотрен перенос срока уплаты страховых взносов (не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы) в случае, когда он приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным днем. В таком случае днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 4 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).

О переносе в случае совпадения последнего дня представления документов, подтверждающих основной вид деятельности, с выходным или нерабочим праздничным днем Закон N 125-ФЗ умалчивает. В таких ситуациях логично было бы обратиться к нормам гражданского законодательства. В соответствии с этими нормами, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока в соответствии со статьей 193 ГК РФ считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В то же время за непредставление в установленный законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний срок либо отказ от представления в территориальные органы ФСС России или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов по рассматриваемому виду обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Во избежание наложения административного штрафа все же желательно представить документы, подтверждающие основной вид деятельности в 2016 году, до 14 апреля (включительно) текущего года.

Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности (п. 12 правил N 713).

Страхователь, осуществляющий несколько видов экономической деятельности, при неподтверждении основного вида экономической деятельности будет отнесен страховщиком в соответствии с новой редакцией пункта 13 правил N 713 к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.

Территориальный орган фонда в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала расчетного периода размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (п. 5 порядка N 55).

Одновременно с подтверждением собственного основного вида деятельности страхователь, пожелавший выделить обособленное подразделение в самостоятельную классификационную единицу, должен подать в территориальный орган ФСС России заявление о выделении подразделений в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя (форма заявления приведена в приложении 3 к порядку N 55). К заявлению надлежит приложить копии документов, которые подтверждают вид деятельности подразделений и регламентируют учет у страхователя.

Территориальный орган фонда совместно с ФСС России принимает решение о выделении подразделения в самостоятельную классификационную единицу и уведомляет о нем страхователя. В случае положительного решения в уведомлении указываются класс профессионального риска, присвоенного подразделению, и размер страхового тарифа, который должен применяться с начала текущего года.

Если тариф взносов, установленный страхователю на текущий год, будет отличаться от тарифа предшествующего года, то ему надлежит:

- пересчитать суммы страховых взносов, начисленные с начала текущего года по месяц получения уведомления;

- представить уточненные расчеты по форме 4 - ФСС за истекшие до получения уведомления отчетные периоды текущего года, если расчеты за эти периоды уже были представлены.

Если тариф взносов текущего года оказался больше, чем тариф предыдущего (страховые взносы до получения уведомления с новым тарифом были уплачены в меньшей сумме), то пени с доплачиваемых сумм взносов не начисляются и не уплачиваются. Это связано с тем, что обязанность платить взносы по увеличенному тарифу появилась у организации только при получении уведомления.

В заключение напомним, что за ФСС России с учетом внесенных изменений и дополнений в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ст. 9 Закона N 250-ФЗ) сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе право проводить:

- камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;

- камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;

- выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Указанные проверки проводятся территориальными органами ФСС России с 1 января 2017 года в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125-ФЗ.

Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС России о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, в свое время был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н. Приказом Минтруда России от 28.10.2016 N 585н в данный перечень были внесены изменения. С 1 января 2017 года страхователю для выделения необходимых средств на выплату страхового обеспечения предложено представлять в территориальное отделение ФСС России справку-расчет, которая включает в себя следующие показатели сумм:

- задолженности страхователя (ФСС России) по страховым взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;

- начисленных к уплате страховых взносов, в том числе за последние три месяца;

- доначисленных страховых взносов;

- не принятых к зачету расходов;

- средств, полученных от территориальных органов ФСС России в возмещение произведенных расходов;

- возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов;

- средств, израсходованных на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;

- выплаченных страховых взносов, в том числе за последние три месяца;

- списанной задолженности страхователя.

В письме ФСС России от 07.12.2016 N 02-09-11/04-03-27029 руководство фонда:

- сообщило о внесении Приказом Минтруда России от 28.10.2016 N 585н изменений в перечень представляемых документов и

- настоятельно рекомендовало территориальным органам ФСС России организовать работу по своевременному доведению до сведения страхователей информации об изменениях в вышеуказанный перечень и представлении в фонд документов на выделение необходимых средств на выплату страхового обеспечения с 1 января 2017 года.

При этом в приложении к письму приведена рекомендуемая форма заявления о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, а в приложениях 1 и 2 к заявлению - формы:

- справки-расчета, представляемой при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения;

- расшифровки расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Формы справки-расчета и расшифровки расходов практически идентичны таблицам 1 и 2 раздела I расчета по форме 4 - ФСС, который использовался страхователями в прошлом году.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона N 243-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 2 ст. 9)) действие пункта 2 статьи 431 НК РФ, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе уменьшить сумму страховых взносов по ВНиМ на величину произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, ограничено до 31 декабря 2020 года включительно.

Таким образом, в регионах Российской Федерации, не перешедших на "прямые выплаты" страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31 декабря 2020 года включительно.

Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС РФ в порядке, установленном Законом N 125-ФЗ, на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС России.

Страхователь в соответствии с нормами Закона N 255-ФЗ имеет право обжаловать ненормативные акты органов страховщика, принятые по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125-ФЗ, или в суд.

За ФСС России также сохраняется обязанность:

- по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем с указанной даты (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);

- по принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, с учетом требований, предусмотренных статьей 21 Закона N 250-ФЗ;

- по исполнению обязанности по приему расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до указанной даты (ст. 23 Закона N 250-ФЗ).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.




10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.



В центре внимания:


Арест имущества должника в исполнительном производстве: сущность, теоретико-правовые и организационные проблемы (Аксенов И.А.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Стандарты в технических заданиях на медицинские изделия (Александров Г.А.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Требование заказчиками сертификатов систем менеджмента качества в корпоративных закупках (Исютин-Федотков Д.В.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Правовая сущность контрафактной продукции в сфере производства и использования транспортных средств (Трофимов С.В.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Отчетность в ФСС России (Митрич О.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта