Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Требование заказчиками сертификатов систем менеджмента качества в корпоративных закупках (Исютин-Федотков Д.В.)

Требование заказчиками сертификатов систем менеджмента качества в корпоративных закупках (Исютин-Федотков Д.В.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

В ряде закупок заказчики требуют от участников представить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию систем менеджмента качества (далее - СМК) поставщика (подрядчика, исполнителя). Практика свидетельствует, что такие действия заказчиков в целом правомерны. Тем не менее при наличии определенных обстоятельств данное требование к участникам закупки не всегда положительно оценивается антимонопольным органом. Анализ решений, вынесенных по результатам обжалования действий заказчиков, устанавливавших в документации о закупке рассматриваемые требования, свидетельствует о том, что требования заказчиков могут быть квалифицированы как:

- правомерные;

- правомерные, если это не запрещено положением о закупке заказчика;

- неправомерные, если такое требование является одновременно обязательным и квалификационным;

- неправомерные, если в документации о закупке не указана сфера действия сертификата.

При установлении в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК участника, заказчик должен учитывать ряд обстоятельств:

- Закон N 223-ФЗ не содержит запретов на установление заказчиком требований к участникам о необходимости в составе заявки представлять копии документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК. Заказчик самостоятельно в положении о закупке устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок для проведения процедур закупок товаров, работ, услуг и осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые указаны в документации и предусмотрены положением о закупке <1>;

- в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

- качества, свойства, сфера применения и иные существенные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг должны однозначно позволять заказчику аргументировать необходимость установления требования о наличии СМК у участников;

- заказчик в документации о закупке должен четко и понятно для всех устанавливать требование о наличии СМК у участников, т.е. с указанием области сертификации, а также дальнейшего порядка оценки сертификата закупочной комиссией.

--------------------------------

<1> См. также письмо Минэкономразвития России от 07.10.2015 N ОГ-Д28-13054 // Режим доступа: http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i-raz-yasneniya-po-44-fz/pismo-minekonomrazvitiya-rossii-ot-07-10-2015-og-d28-13054.html. 

Рассмотрим на конкретных примерах позиции антимонопольного органа.

Позиция 1. Установление заказчиком в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК участника, правомерно.

Решение Архангельского УФАС России от 03.12.2012 по делу N 46т-12.

Требование о представлении сертификата по стандарту ISO 9001:2008 было установлено заказчиком в виду выполнения ремонтных работ в общежитиях. Сертификат по стандарту ISO 9001:2008 подтверждает, что деятельность участника закупки по предоставлению услуг соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008). В этом стандарте установлены требования к построению, организации и функционированию системы менеджмента качества в организации, что позволяет обеспечить стабильное качество предоставляемых услуг (выполнение ремонтных работ).

Общежития являются особо значимыми социальными объектами. К данным объектам предъявляются повышенные требования со стороны контролирующих и иных органов, в результате чего для участников закупки было установлено требование о наличии сертификата по стандарту ISO 9001:2008, который будет гарантировать выполнение работ с качеством, соответствующим международным стандартам.

Требование о представлении участниками закупки указанного сертификата не является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в нарушение ст. 17 Закона N 135-ФЗ, а направлено на привлечение квалифицированных участников закупки. Указанное требование предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки без исключений и преференций, что, по мнению Архангельского УФАС России, соответствует п. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Требование аукционной документации о наличии сертификата по стандарту ISO 9001:2008 установлено в соответствии с Положением о закупках. Указанное требование нельзя назвать неизмеряемым, оно предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки и, как следствие, не противоречит принципам и положениям Закона N 223-ФЗ.

В указанном выше примере заказчик обосновал комиссии антимонопольного органа необходимость наличия СМК у участника через важность предмета закупки. С нашей точки зрения, закупая товары, работы, услуги, к которым предъявляются повышенные и обоснованные требования по качеству, безопасности, заказчики вправе устанавливать требование о наличии СМК у участников.

Решение Краснодарского УФАС России от 30.12.2015 по делу N 353-Т/2015.

Требование в части предъявления к участнику закупки наличия копии сертификатов ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004 (от производителя либо представителя производителя), выданных на собственную фабрику/завод-производитель резиновых элементов (а не на офис, осуществляющий продажи), гарантирует заказчику закупки качество предмета закупки, а также возможность контроля изготовления предмета закупки непосредственно на заводе. Наличие действующих договорных отношений с официальным представителем, дилером товаров, работ, услуг по предмету закупки, в том числе полной цепочки: участник закупки - субподрядчик (соисполнитель) - производитель (исполнитель) - является гарантией качества товара и его безопасности при эксплуатации.

Вышеуказанное относится также и к требованию о наличии копии сертификата ISO 9001:2008 (от производителя либо представителя производителя), выданного на собственное проектное бюро/компанию по разработке и проектированию систем отбойных устройств (а не на офис, осуществляющий продажи), как необходимому условию качества товара. Обратное исключало бы возможность подтвердить квалификацию лиц, проектировавших отбойные устройства.

Касательно требования о предоставлении подтверждения (сертификат) "GermanlscherLloyd" согласно нормам PIANC (ПМАКС) к отбойным устройствам установлено, что PIANC - (Permanent International Associationon Navigation Congress) - Постоянная международная ассоциация конгрессов по судоходству (ПМАКС) - неполитическая, некоммерческая техническая организация. Цели Ассоциации - содействие развитию морского и речного судоходства, поощрение прогресса в конструировании, проектировании, строительстве, модернизации, содержания и эксплуатации речных и морских путей, подходов к портам, каналов, речных и морских портов, прибрежных районах. Сертификат PIANC является требованием заказчика по причине схватывания большего количества специальных тестов и анализа характеристик с учетом применения практики использования отбойных устройств. Наличие у завода сертификата PIANC подтверждает, что отбойное устройство будет проанализировано и испытано необходимое количество раз и опробовано в требуемом объеме, определенном организацией, которая специально создана для данных работ.

В указанном примере наличие сертификатов СМК напрямую связано с качеством товара, равно как и в другом деле, когда для заказчика были важны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы <2>.

--------------------------------

<2> Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 14.08.2015 по делу N Т02-412/15. 

Заказчики должны понимать, что установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК, будет правомерным, если предмет закупки требует наличия такой СМК у потенциальных участников и заказчик может пояснить необходимость такого требования. Если заказчик не может аргументировать наличие рассматриваемого требования в документации о закупке, то антимонопольный орган обоснованно признает установленное заказчиком требование как ограничивающее возможность участия в закупке.

Решение Московского областного УФАС России от 09.12.2015 по делу N 07-32-8298эп/15.

Осуществление закупки путем проведения запроса предложений на поставку наборов столовых приборов для обеспечения рейсов "А".

Заявитель в жалобе указывает, что установленное заказчиком требование о том, что система менеджмента качества поставщика должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) нарушает его права.

Комиссия установила, что в пункте 2.2 технического задания документации запроса предложений заказчик установил требование к участникам закупки, что система менеджмента качества поставщика должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) с предоставлением соответствующих документов.

Вместе с тем ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) является добровольным и необязательным для применения на территории Российской Федерации.

Иного обоснования включения данного требования к участникам закупки заказчиком не представлено.

Следовательно, установленное требование ограничивает возможность участия в закупки лиц, не применяющих систему менеджмента качества соответствующую требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008).

Позиция 2. Установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК правомерно, если предъявление такого требования не запрещено положением о закупке.

Позиция антимонопольного органа очевидна. Некоторые заказчики в своих положениях о закупке запретили устанавливать в качестве отборочного критерия наличие сертификата добровольных систем сертификации. Соответственно, появление рассматриваемого требования в документации о закупке ФАС России расценит как нарушение.

Решение Архангельского УФАС России от 25.07.2014 по делу N 35т-14.

Заказчик включил в документацию о закупке требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

В соответствии с Положением о закупке организатор (заказчик) не вправе устанавливать в качестве отборочного критерия наличие сертификата добровольных систем сертификации.

Таким образом, комиссия Архангельского УФАС России принимает довод заявителя жалобы о необоснованности внесения заказчиком в условия документации требований о представлении сертификатов соответствия требованиям международных стандартов.

Позиция 3. Установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК, неправомерно, если такое требование является одновременно обязательным и квалификационным.

Позиция антимонопольного органа понятна. Если заказчик одновременно указанное требование устанавливает как обязательное ("входное") для допуска к процедуре закупке, а потом оценивает дополнительно как квалификационный критерий, то это обоснованно расценивается как ограничение круга участников закупки.

Решение ФАС России от 11.02.2016 по делу N 223ФЗ-53/16.

В документации о закупке заказчиком установлено, что участник закупки должен обладать системой менеджмента качества деятельности по предмету конкурса. В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса участник в составе заявки представляет:

- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями (при их наличии), а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

На заседании комиссией ФАС России установлено, что данное требование является подтверждением опыта и установление данного опыта в качестве допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением круга участников закупки. Изучив материалы дела, комиссия ФАС России пришла к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам конкурса и отказ в допуске участникам конкурса в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки, противоречит Положению о закупке и нарушает ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с документацией о закупке наличие у участника системы менеджмента качества деятельности по предмету открытого конкурса сертифицированной на соответствие требованиям стандарта ISO, иным стандартам является также критерием оценки, за который участнику присваивается максимальное количество баллов (10% от количества присвоенных баллов по критериям N N 1, 2).

Установленный заказчиком порядок оценки заявок по критерию наличия системы менеджмента качества не позволяет объективно присвоить заявке максимальное количество баллов.

Позиция 4. Установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК, неправомерно, если отсутствует четкое указание сферы действия сертификата.

При установлении каких-либо требований к участникам закупки и документам, предъявляемым в составе заявок, заказчики должны описывать их четко и понятно. В указанном ниже примере заказчик не определил сферу действия сертификата, т.е. не определил, на какие именно работы (услуги) сертификат соответствия СМК необходимо представить участнику закупки в составе заявки на участие в закупке.

Решения ФАС России от 10.02.2016 N 223ФЗ-36/16, от 05.02.2016 N 223ФЗ-38/16.

В документации о закупке установлено, что участник должен иметь систему менеджмента качества поставки и/или производства контрольно-измерительного оборудования. В подтверждение наличия системы менеджмента поставки и/или производства контрольно-измерительного оборудования участник в составе заявки должен представить:

- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями (при их наличии), а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

Вместе с тем положения документации не определяют, на какие именно работы (услуги) участником закупки должен быть представлен в составе заявки сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO.

Таким образом, требование к участникам о наличии СМК с подтверждением в составе заявки соответствующим сертификатом может повлечь за собой определенные риски для заказчиков, если:

- в положении о закупке заказчика установлен исчерпывающий перечень требований к участникам и требования о наличии СМК нет в таком перечне;

- в положении о закупке заказчика установлен прямой запрет на требование сертификатов СМК от участников;

- предмет договора не предполагает наличия СМК у участника закупки, а у заказчика нет обоснования необходимости требовать сертификаты СМК как на этапе закупки, так и на этапах обжалования действий заказчика;

- в документации о закупке смешиваются обязательные требования (например, к опыту) через сертификацию СМК и требования по критериям, оцениваемые также через наличие СМК;

- в документации о закупке не определена область сертификации СМК, т.е. заказчик устанавливает требование о наличии сертификата СМК, но не указывает, какой именно необходим сертификат и в какой сфере.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.




10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.



В центре внимания:


Проблемы правового регулирования статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности (Панкова О.Б.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Новая редакция ст. 256 УК РФ: усиление ответственности или декриминализация? (Тимошенко Ю.А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Подарочный сертификат с истекшим сроком действия (Бычков А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Как правильно объединяться (Найда А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Важные нюансы (Марин А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта