Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Инвестиционный контракт: спорные вопросы (Постанюк В.)

Инвестиционный контракт: спорные вопросы (Постанюк В.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

В истории российского законодательства не раз бывали неоднозначные ситуации. Сталкивались не только нормы международного и национального права, но и положения одинаковых по юридической силе нормативных правовых актов РФ. К счастью, зачастую возникающие противоречия удавалось разрешить путем судебного толкования или оперативного внесения поправок в нормативные правовые акты, создавшие коллизию. Однако в случае с относительно недавними изменениями, внесенными в Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", коллизия до сих пор никак не разрешена. Разберемся, какие нормы вступают в противоречие и как на это реагирует судебная практика.

Специальный режим регулирования

Проблемы порождает конкретное положение Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестиционной деятельности) - п. 3 ст. 3. Он был введен в состав акта Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Содержание положения следующее: "Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором. Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется".
Если углубиться в анализ данной нормы, можно увидеть, что она фактически предусматривает специальный режим регулирования, исключение из общих правил в вопросе правового статуса для объекта недвижимости, строительство (или реконструкция) которого проводится:
- на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности;
- по инвестиционному договору, который заключен застройщиком с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, при этом договор должен быть заключен до 1 января 2011 года, а также предусматривать распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами договора;
- с привлечением внебюджетных источников финансирования.
При выполнении всех перечисленных условий мы сталкиваемся с исключением из многих общих правил, установленных для объектов инвестиционной деятельности ранее. В то время как все участники инвестиционной деятельности, участвующие в строительстве (или реконструкции) определенного объекта недвижимости, по общему правилу, определенному, в частности, положениями ст. 219 ГК РФ, имеют обязательственные права в отношении будущего объекта недвижимости, публичное образование, также являющееся стороной инвестиционного договора, имеет вещное право на этот объект. Налицо очевидное нарушение принципа равенства государственной и частной собственности, равенства прав кредиторов при банкротстве и иных фундаментальных начал российского законодательства.

Практика опровергает

Прежде всего отметим, что данное положение, введенное в Закон об инвестиционной деятельности в декабре 2011 года (о чем говорилось выше), появилось позже Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 (далее - Постановление N 54). В пункте 7 Постановления N 54 указано, в частности, что "в случаях, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества".
Далее Пленум ВАС РФ разъясняет, что в соответствии с положениями, установленными в п. 2 ст. 8, ст. 131 ГК РФ, ст. 25 Закона N 122-ФЗ, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (здание или сооружение) на основании ст. 219 ГК РФ возникает у лица, имеющего в собственности либо на ином праве земельный участок, на котором оно возведено, с момента государственной регистрации данного права в ЕГРП. А в пункте 3 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности мы читаем: "государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется". Безусловно, Постановление N 54 было принято на несколько месяцев раньше Закона N 427-ФЗ, который и внес рассматриваемые изменения в Закон об инвестиционной деятельности.
Стоит отметить, что рассматриваемое положение российские суды в целом довольно активно используют в своих решениях, касающихся в том числе определения характера договора. Отталкиваясь от п. 3 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности, а также, очевидно, от положений п. 1 ст. 1042 ГК РФ, согласно которым вкладом участника договора о совместной деятельности (простого товарищества) может быть практически что угодно (включая деловую репутацию, связи, профессиональные и иные знания, умения и навыки), суды характеризуют подобные инвестиционные договоры именно как договоры о совместной деятельности (простого товарищества) (Постановления ФАС МО от 30.08.2012 N А40-6920/12-76-64, ФАС МО от 26.12.2012 по делу N А40-30007/12-126-275).
Когда рассматриваемые положения только появились в Законе об инвестиционной деятельности, специалисты разъясняли, что фактически данная норма предполагает исключение из правил, в соответствии с которыми при завершении строительства объекта недвижимости право собственности возникает в первую очередь у застройщика. С учетом же новых правил каждая сторона инвестиционного договора, заключенного до 1 января 2011 (и удовлетворяющего остальным условиям, приведенным в Законе об инвестиционной деятельности), получает право собственности на указанный объект раздельно и единовременно в момент завершения строительства, после чего стороны должны зарегистрировать возникшее право опять же раздельно. Однако подобный вывод опровергается последующей практикой.
В частности, в деле N А40-82850/11-114-702 коллегия судей ВАС РФ заняла интересную позицию при разрешении спора, возникшего между акционерным обществом, а также Правительством Москвы и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением в отношении вопросов, связанных с заключенным между ними в 2001 году инвестиционным контрактом (который был квалифицирован судом как договор простого товарищества). Направляя дело на пересмотр в Президиум ВАС РФ в порядке надзора (Определение ВАС РФ от 04.03.2013 N ВАС-18185/12 по делу N А40-82850/11-114-702), в частности, коллегия отметила, что "суды апелляционной и кассационной инстанции исходили из того, что у участников инвестиционного контракта возникла общая собственность на вновь созданное имущество и целью обращения заявителя в суд является раздел этого имущества между сособственниками". Далее следует интересное обоснование того, почему это было нарушением сложившейся практики. Судьи ВАС РФ определили, что необходимо было учитывать также "правовые подходы, сформулированные в Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", а также Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (например, Постановления от 25.09.2012 N 4007/12, от 24.01.2012 N ВАС-11450/11 и др.)".
В указанных актах ВАС РФ прямо сказано, что с учетом правовых подходов "к порядку возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества и разрешения споров между контрагентами договоров, связанных с инвестиционной деятельностью, направленной на создание объектов недвижимости, нельзя признать, что на построенный жилой дом (объект недвижимого имущества) в отсутствие государственной регистрации прав участников инвестиционного контракта возникла долевая собственность". Таким образом, сложилась ситуация прямого и открытого противоречия между сложившейся (и, судя по количеству актов ВАС РФ, устоявшейся) судебно-арбитражной практикой и нововведениями законодательства. Президиум ВАС РФ согласился с мнением коллегии, передавшей дело на его рассмотрение, а также отправил его на новое рассмотрение в соответствии с тем, что "судебный акт о реализации инвестиционного контракта является одним из документов, которые представляются для регистрации права на объекты недвижимого имущества, следовательно, он не должен влечь нарушение прав и законных интересов других лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, а также приводить к потенциальному спору о праве".

ВАС не признает неопределенности

Принципиально иная ситуация складывается при рассмотрении дела N А40-11689/2011. Суть спора в общих чертах идентична описанному ранее: застройщик заключил инвестиционный контракт с Правительством Москвы в 2003 году, многоквартирные дома были построены на земельном участке, принадлежавшем городу Москве, также застройщик получил разрешение на ввод их в эксплуатацию. Однако стороны договора не подписали акта о реализации инвестиционного контракта. В столь очевидной ситуации (рассмотренной, в частности, в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 N 1276/13 и от 04.06.2013 N 18185/12) необходимо было всего лишь обратиться в суд, требуя обязать вторую сторону подписать данный акт.
Однако представители Правительства Москвы заявляют в исковом заявлении совсем иные требования: об определении установленной в договоре доли в построенных домах. Хотя в Постановлении Президиума ВАС РФ N 1276/13 прямо сказано, что нормы п. 3 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности не распространяются на введенные в эксплуатацию объекты. Интересно, что Верховный Суд РФ, направляя дело на новое рассмотрение, все же указал на необходимость подписания акта о реализации инвестиционного договора, однако указал также на неожиданный элемент подобных конструкций. В связи с тем, что в отношении застройщика, участвующего в данном деле в качестве ответчика, введена процедура банкротства, необходимо определить также, входят ли указанные дома в конкурсную массу. По мнению Верховного Суда, вполне законно на основании п. 3 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности не входят, так как право собственности уже возникло у публичного образования (Определение ВС РФ от 21.11.2016 N 305-ЭС14-5756 по делу N А40-11689/2011).
Однако проблема также заключается в том, что ВС РФ отказался передавать в КС РФ запрос конкурсного управляющего застройщика о проверке конституционности рассматриваемого положения Закона об инвестиционной деятельности, так как "судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает правовой неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации положений пункта 3 статьи 3 Закона об инвестиционной деятельности" (Определение ВС РФ N 305-ЭС14-5756).
Таким образом, мы можем заключить, что положения п. 3 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности вносят явную правовую неопределенность в гражданско-правовые отношения в Российской Федерации, однако высшая судебная инстанция отказывается это видеть и признавать. Анализируемые положения являют собой один из наиболее значительных и ярких примеров юридических коллизий, которые укоренились в правовой системе и пока не имеют разрешения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



В центре внимания:


Правовая природа инвестиционных споров и некоторые аспекты процедуры их разрешения инвесторами из стран БРИКС в МЦУИС (Беликова К.М., Ахмадова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.12.2020

подробнее>>

Конкретизация или расширительное толкование закона? (О новых подходах к государственному регулированию иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики) (Акимова И.В., Симакова К.Б., Анпилогов А.А.)

Дата размещения статьи: 07.12.2020

подробнее>>

О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.10.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.