Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Подарочные карты (сертификаты) являются одним из наиболее эффективных способов рекламирования и продвижения торговых продуктов в рознице. Карта дает возможность любому ее обладателю получить в течение срока действия определенные товары, работы или услуги. Однако на практике часто потребители не успевают активировать карту, и возникает вопрос: как быть с уплаченной за нее суммой, если они прозевали срок ее действия?
Срочно!
Подарочная пластиковая карта изготавливается по заказу торговых компаний для проведения маркетинговой акции по привлечению большего количества покупателей, увеличению объема продаж и выручки. Карты можно приобрести в магазине или получить их в подарок при покупке товаров на определенную сумму. Она может быть выдана на фиксированную сумму или с указанием определенной суммы по желанию самих клиентов, если ретейлер имеет техническую возможность для оказания такой услуги.
Карты являются не именными, и правом на получение по ним товаров, работ или услуг обладает любой держатель карты в пределах ее номинала и с учетом установленного срока действия. Истечение данного срока на практике является основанием не только для отказа в предоставлении потребителям соответствующих продуктов, но и для отказа в возврате уплаченной им денежной суммы за приобретение самой карты. Такие правила ретейлеры специально оговаривают в условиях проведения акции и ссылаются на них при возникновении споров с потребителями.
С учетом того что соответствующие правила составляют условия заключаемого потребителем с ретейлером публичного договора, уплачивая ему денежные средства и получая карту, он тем самым присоединяется к таким условиям. Ретейлер может ссылаться на то, что у потребителя была свобода выбора заключения договора и до его сведения была доведена вся необходимая информация об услуге и о ее основных потребительских свойствах. При наличии у него каких-либо сомнений он был не лишен возможности обратиться за получением дополнительных разъяснений. При таких обстоятельствах, приняв условия договора без замечаний, потребитель обязан их выполнять надлежащим образом, поскольку односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (ст. ст. 309 - 310 ГК РФ).
Ретейлер свои обязательства, предусмотренные договором, перед потребителем выполнил в полном объеме и надлежащим образом, передав ему карту и обеспечив возможность в пределах всего заявленного срока ее действия получить оговоренное исполнение. При отсутствии доказательств уклонения с его стороны от предоставления товаров, работ или услуг потребителю по его обращениям оснований считать его действия незаконными и нарушающими права потребителя не имеется.
Потребитель не был лишен возможности активировать свою карту и вовремя обратиться к ретейлеру, передать ее третьим лицам в подарок или на иных условиях по своему усмотрению либо подать заявление о продлении срока действия, если такая возможность была предусмотрена в правилах проведения акции.
Не воспользовавшись ни одним из названных правомочий, потребитель тем самым добровольно принял на себя риск наступления неблагоприятных последствий, что исключает возможность привлечения к какой-либо ответственности ретейлера, который действовал добросовестно и в рамках предоставленных ему законом и договором правомочий. Такой подход применялся некоторыми судами при разрешении споров данной категории достаточно давно (Определения Московского городского суда от 24.03.2011 N 4г/6-1653 и от 14.09.2010 по делу N 33-28780). Однако в настоящее время ситуация кардинально изменилась, и потребители могут добиться получения реальной защиты своих прав.
Правовая природа подарочной карты
Подарочная карта, или сертификат, представляет собой документ, дающий право на получение соответствующих товаров, работ или услуг в согласованном объеме и в рамках определенного периода времени. Подарочная карта (сертификат) сама по себе товаром не является и никакой имущественной ценности, кроме удостоверения права на получение услуг, в себе не несет.
В связи с этим уплаченную за ее приобретение денежную сумму нельзя рассматривать как плату за данный документ, поскольку отдельно от заложенной в нем ценности он никакого самостоятельного имущественного блага не создает, равно как и не влечет какой-либо иной положительный экономический эффект для него. При таких обстоятельствах внесенную денежную сумму следует рассматривать как аванс (предоплату) за предоставление в дальнейшем исполнения ретейлером услуг в соответствии с условиями проведения маркетинговой акции.
Предоставление потребителю возможности выбора в пределах срока действия подарочной карты тех или иных продуктов в качестве самостоятельной услуги рассматривать нельзя, так как никаких прав за ним он не резервирует, и закон, строго говоря, ему подобных условий для маневра не создает. В погоне за дополнительной выручкой ретейлеры не должны забывать о законодательных предписаниях и границах дозволенного поведения, о том, что условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными (ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Ретейлер вправе отказать потребителю в предоставлении соответствующего исполнения, если тот к нему обратился за пределами согласованного срока, поскольку закону такое договорное условие само по себе не противоречит. В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В рассматриваемом случае ретейлер в условиях реализации и использования своих подарочных карт предусмотрел условие о том, что они могут быть предъявлены в счет оплаты товаров, работ или услуг исключительно в пределах срока их действия. Фактически такое условие свидетельствует о согласовании между сторонами срока действия договора, по истечении которого все обязательства сторон прекращаются.
Деньги верни!
Правомерность отказа не означает наличие у ретейлера права не возвращать полученные от потребителя денежные средства, поскольку прекращение договора не должно приводить к неосновательному обогащению одной из его сторон. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон (п. 4 ст. 453 ГК РФ). Вместе с тем данная правовая норма касается только случая расторжения договора, а не его прекращения в связи с истечением срока действия. При прекращении договора в связи с истечением срока его действия обязательства сторон прекращаются и у ретейлера отпадает основание для удержания полученной от потребителя денежной суммы, что влечет необходимость ее возврата. При отказе ее вернуть добровольно на сумму неосновательного обогащения также подлежат начислению штрафные проценты по ст. 395 ГК РФ.
Более того, даже для случая расторжения договора в судебной практике используется тот же самый подход о недопустимости неосновательного обогащения. В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35 на этот счет прямо предусмотрено, что, если при рассмотрении спора, связанного с расторжением договора, по которому одна из сторон передала в собственность другой стороне какое-либо имущество, судом установлено нарушение эквивалентности встречных предоставлений вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей одной из сторон, сторона, передавшая имущество, вправе требовать возврата переданного другой стороне в той мере, в какой это нарушает согласованную сторонами эквивалентность встречных предоставлений.
Таким образом, отсутствие у потребителя права получить товары, работы или услуги от ретейлера не лишает его возможности потребовать возврата уплаченной за приобретенную подарочную карту денежной суммы в качестве неосновательного обогащения. В ином случае будет нарушен принцип эквивалентности встречного предоставления, что является недопустимым, поэтому оснований для отказа в возврате уплаченной потребителем денежной суммы не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2015 по делу N 33-38908/15).
Обоснованность такого подхода выражается в том, что при прекращении договора в связи с истечением срока его действия все обязательства сторон, связанные с его исполнением, прекращаются. Стороны уже не вправе требовать друг от друга их исполнения. Между тем основания для удержания ретейлером внесенных ему потребителем денежных средств отпадают, поскольку больше нет сделки, при исполнении которой в расчетах подарочная карта, или сертификат, используется как средство платежа. Так как никакого встречного исполнения за полученные деньги со своей стороны ретейлер не предоставил, у него нет права отказать в возврате потребителю платы за неиспользованный сертификат (Апелляционное определение Воронежского областного суда от 16.07.2015 по делу N 33-3885).
Кто может потребовать возврата денег?
Если подарочная карта не является именной, то возврата уплаченной за нее денежной суммы вправе потребовать любое лицо, которое ее предъявит, при этом предполагается, пока не доказано иное, что именно держатель карты является ее законным владельцем. Чек, а также какие-либо иные документы в данном случае предъявлять не требуется, поскольку вся необходимая информация имеется на самой карте. Кроме того, следует учитывать, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).
На практике определенные сложности у потребителя при истребовании денег за подарочную карту могут возникнуть при обосновании своего статуса, который дает ему гарантии, предусмотренные Законом N 2300-1: право на взыскание компенсации морального вреда, повышенной неустойки, штрафа в размере 50% от всех присужденных денежных сумм за нарушение прав потребителей, возможность использования альтернативной подсудности и др. Некоторые суды при рассмотрении таких требований исходят из того, что подарочная карта (сертификат) сама по себе товаром или услугой не является, так как представляет собой всего лишь документ, удостоверяющий право ее держателя на получение их в дальнейшем при предъявлении в магазинах соответствующей торговой сети в пределах заявленного срока действия.
Соответственно, в данном случае с учетом исключительно субъектного состава данных правоотношений без индивидуализации объекта, относительно характеристик которого потребитель может заявить о нарушении своих прав, основания для распространения на них норм Закона N 2300-1 не имеется. Если потребитель в пределах срока действия подарочной карты выбор соответствующих товаров или услуг не сделал, то нет и оснований для вывода о том, что между ним и ретейлером сложились правоотношения, подпадающие под регулирование названного Закона (Апелляционное определение Пермского краевого суда от 22.05.2013 по делу N 33-4415).
Вместе с тем правомерность такого подхода вызывает серьезные сомнения. Подарочную карту (сертификат) держатель планирует использовать для своих личных, семейных и бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Данный документ дает право на получение приобретателем товаров, работ или услуг у ретейлера, который занимается их предоставлением на постоянной основе. Следовательно, складывающиеся между ними правоотношения подпадают под предмет регулирования Закона N 2300-1, а выдача карты до получения по ней исполнения правовую природу таких отношений не изменяет вопреки мнению судов, придерживающихся иной позиции.
Использование ретейлером различных маркетинговых акций не должно снижать уровень правовых гарантий, предоставляемых потребителям, а также ставить их в неравное положение по сравнению с иными потребителями, которые приобретают товары и услуги на общих основаниях на условиях разовых сделок купли-продажи. В первом случае речь идет также об их возмездном приобретении с той только несущественной разницей, что деньги в качестве аванса вносятся заранее и потребитель располагает возможностью в дальнейшем в пределах срока действия подарочной карты реализовать выбор продукции.
Единственное, что может вывести отношения держателя подарочной карты за рамки Закона N 2300-1, - так это сведения о том, что карту он приобрел не за плату, а получил ее в подарок от третьего лица, которое ее приобретало. В такой ситуации отношения, связанные с возмездным приобретением карты (сертификата), складываются между иными лицами, что конечного держателя лишает правовых гарантий, которыми Закон наделяет потребителя. Однако правом на взыскание неосновательного обогащения со штрафными процентами держатель карты, получивший ее в подарок, может воспользоваться на общих основаниях. Кроме того, он может не выкладывать все как есть, поскольку проверить, кто именно приобретал карту, практически невозможно с учетом того, что она не именная.
В заключение также необходимо отметить, что и в пределах срока действия подарочной карты у потребителя имеется определенный набор правомочий. Так, до обращения за получением тех или иных продуктов потребитель до истечения срока действия заключенного договора вправе вообще отказаться от него и потребовать возврата уплаченной суммы, а если товары, работы или услуги в той или иной части потребитель уже получил, то он не лишен права поставить вопрос о возврате разницы в деньгах. Если потребителем при совершении покупок был использован не весь оплаченный номинал подарочной карты, то он также вправе поставить вопрос о возврате ему разницы, поскольку в ином случае она будет составлять для ретейлера неосновательное обогащение.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.
Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |