Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Ликвидация "незавершенки": состав расходов (комментарий к письму Минфина России от 20 января 2017 года N 03-03-06/1/2486) (Соколова О.)

Ликвидация "незавершенки": состав расходов (комментарий к письму Минфина России от 20 января 2017 года N 03-03-06/1/2486) (Соколова О.)

Дата размещения статьи: 02.04.2017

Можно ли при ликвидации объекта незавершенного строительства включить в состав расходов стоимость "незавершенки"?

В состав внереализационных расходов включаются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества. Об этом сказано в подпункте 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса (далее - Кодекс). Иными словами, в данной норме предусмотрено списание расходов на ликвидацию "незавершенки". А вот про стоимость самого ликвидируемого "недостроя" здесь умалчивается. Собственно говоря, прямого ответа на вопрос, можно ли его стоимость отнести на расходы, нет и в иных нормах Кодекса.

В то же время данный вопрос все же не так однозначен. С одной стороны, позиция контролирующих органов в данном случае однозначна: чиновники считают, что для целей налогообложения прибыли стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства нельзя включить в состав расходов (см., напр., письма Минфина от 7 октября 2016 г. N 03-03-06/1/58471, от 23 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/772, от 3 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/757 и т.д.). Финансисты объясняют свою позицию так. Подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса предусмотрено списание затрат только на ликвидацию "незавершенки". При этом согласно положениям статьи 256 и 257 Кодекса затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость ОС и списываются в состав расходов путем начисления амортизации. А в пункте 2 статьи 256 Кодекса прямо сказано, что объекты незавершенного капитального строительства не подлежат амортизации. То есть стоимость ликвидированного "недостроя" и путем начисления амортизации не списать. Минфин в письме от 20 января 2017 г. N 03-03-06/1/2486 подтвердил, что в финансовом ведомстве по сей день придерживаются именно этой позиции.

С другой стороны, в судебной практике такого единства нет. Действительно, есть достаточно много судебных актов, в которых решение вынесено в пользу налоговых органов (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2011 г. N А56-60650/2010 (определением ВАС от 10 января 2012 г. N ВАС-16900/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС), ФАС Западно-Сибирского округа от 12 марта 2008 г. N А67-1857/07, от 24 сентября 2007 г. N А67-7430/06 и т.д.). Причем судьи подкрепляют позицию налоговиков следующими аргументами. Дескать, по общему правилу для целей налогообложения прибыли признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (ст. 252 НК). В то же время "недострой" на момент ликвидации в эксплуатацию не вводился и к учету в качестве ОС не принимался. Так что сказать, что понесенные компанией расходы по его созданию направлены на осуществление приносящей доход деятельности, никак нельзя. Поэтому и положения подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Кодекса, позволяющие включить в состав внереализационных расходов иные обоснованные затраты, тут не "работают". Ведь спорные расходы не являются обоснованными.

В то же время отдельные суды все же не соглашаются с контролирующими органами (см., напр., постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2016 г. N Ф04-284/2016 по делу N А67-8553/2014, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 сентября 2010 г. по делу N А38-7141/2009 (определением ВАС от 20 января 2011 г. N ВАС-18063/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС) и т.д.). Судьи отмечают, что исходя из анализа положений подпункта 20 пункта 1 и пункта 2 статьи 265 Кодекса перечень внереализационных расходов, а также включаемых в состав данных расходов убытков (по основаниям их возникновения) носит неисчерпывающий характер. Поэтому правомерным является не только списание расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, но и учет стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации в составе внереализационных расходов.

Таким образом, на сегодняшний день вопрос, касающийся возможности учета в составе расходов стоимости ликвидируемой "незавершенки", является спорным. В то же время если на кону весомые суммы, то можно с налоговиками и поспорить. В качестве дополнительного аргумента можно отметить, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Более того, как не единожды указывали сами представители Минфина, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. И в силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность (см., напр., письмо Минфина от 16 августа 2013 г. N 03-03-06/1/33408). А раз так, то если компания считает, что понесенные расходы на возведение "недостроя" обоснованны, то они вполне могут быть учтены для целей налогообложения прибыли как "иные обоснованные расходы".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.