Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Целеполагание в договорных конструкциях (Фомин И.Н.)

Целеполагание в договорных конструкциях (Фомин И.Н.)

Дата размещения статьи: 09.04.2017

Когда подрядные организации предлагают своим заказчикам производство каких-либо услуг или выполнение различного рода работ, то часто между заказчиками и подрядчиками возникают ситуации, когда ни та ни другая сторона не могут найти точки соприкосновений, по которым можно было бы определить, что нужно было делать, что реально сделано, а что не сделано. Особенно эта проблема актуальна для договоров, предметом которых является оказание интеллектуальных, консалтинговых и инжиниринговых услуг, поставка нематериальных видов продукции. Во многом это возникает из-за того, что стороны в своем договоре оговорили и предмет договора, и стоимость услуг, но не оговорили, как должны выполняться работы, что должно стать результатом этих работ. С 1 июня 2015 г. вступила в силу новая редакция норм Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах и обязательствах, существенно меняющая правила заключения, исполнения и расторжения гражданско-правовых договоров, вводящая нормативное регулирование ряда новых договорных конструкций и решающая актуальные проблемы, возникавшие в судебной практике.

Отношения по возмездному оказанию услуг регулируются Гражданским законодательством государств. Однако даже в Гражданском кодексе РФ нет точного определения понятия "услуга". Толковый словарь русского языка определяет, что "услуга" - это действие, приносящее пользу, помощь другому; бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь <1>.
--------------------------------
<1> Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 10-е изд. М., 1975. Ключевым вопросом договорных отношений поставщика и потребителя услуг, в этой категории, является определение пользы.

Уточняя термин, услуги можно определить как некие экономические отношения, возникающие по поводу результатов труда, создающего потребительскую стоимость, проявляющуюся в форме полезного действия товара или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека <2>. На современном этапе юридической науки услуга рассматривается как межотраслевая категория, где каждая отрасль права вкладывает в нее свое понимание: налоговые органы упор делают на налогооблагаемой базе, государственно-административные органы - на социальной значимости этих действий, а в гражданском праве - на товарно-стоимостном и оборотоспособном характере услуг <3>. Тем не менее ни одна из выявленных категорий не имеет четких технологий определения степени полезности оказанной услуги, полноты стоимости или оборотоспособности.
--------------------------------
<2> Баринов Н.А. Услуги. 2-е изд., доп. Саратов, 2003.
<3> Бутко А.А. Феномен услуги в отечественном праве на современном этапе развития общества // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. N 2 (33). С. 31 - 36.

От этой неопределенности страдают обе стороны договорных отношений при оказании услуг или при использовании их результатов. Эта неопределенность дает возможность трактовать в своих интересах результат выполняемых работ, дает повод недобросовестного их исполнения или недобросовестного принятия их результатов. Особенно болезненно сказывается неопределенность в договорных отношениях при поставке интеллектуальных видов услуг или сервисов инновационного характера.
Согласно ст. 1 ГК РФ, с изменениями от 1 июня 2015 г., при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Таким образом выявляется новая категория измерения услуг - "поведение сторон" - в довесок к степени полезности оказанной услуги и полноты ее стоимости. Как известно, "поведение" для субъекта или "стандарт поведения" для объекта - это скорее социально-психологический, чем юридический механизм. "Поведение" не может быть элементом договора подряда или договора оказания услуг. Основная проблема в том, что этот механизм понимается как "внутренний" и "реакторный" механизм. Поведение индивидов определяется внешними воздействиями, запускающими внутренний механизм (сознательный или бессознательный) действий <4>.
--------------------------------
<4> Комаров С.В., Молодчик А.В. Теоретические основы управления поведением, целеполаганием в саморазвивающихся самоорганизующихся системах // Вестник Государственного университета управления. 2012. N 1. С. 40 - 45.

Стандарт поведения - очень современный юридический и в то же время технико-методологический критерий, часто применяемый в преамбулах договоров подряда или договоров на оказание услуг. В современных документах, определяющих правовую основу хозяйственных отношений в Европейском союзе, указывается, что хозяйствующие субъекты должны действовать в соответствии с добросовестностью и честной деловой практикой. В этих документах понятия "добросовестность" и "честная деловая практика" относятся к стандарту поведения, характеризуемого, кроме прочего, и учетом интересов другой стороны в сделке и отказом от злоупотребления правами, данными договором.
Категории степени полезности оказанной услуги, полноты ее стоимости, принятого стандарта поведения, добросовестности, честной деловой практики и отказ от злоупотребления правами, эти категории являются первичными теоретическими элементами, позволяющими сторонам избежать действий, направленных на ущемление интересов друг друга.
Для реализации принципа добросовестности при оказании услуг, при приемке их результатов стороны должны ориентироваться на объективные ожидания противоположной стороны договора. Следующая правовая категория, которая должна учитываться при конструировании договоров оказания услуг и договоров подряда, это категория ожидания другой стороны. Задачей договорной конструкции является сведение к минимуму степеней свободы ожиданий и их четкая формализация. Этот инструмент в соответствии с п. 2 ст. 10 ГК РФ дает возможность отказа в защите права как предопределенная санкция, содержанием которой является полный или частичный отказ в удовлетворении требования лица, злоупотребляющего правом, о защите данного субъективного права <5>. Эта норма дает возможность сторонам реализовать свои права исключительно в собственных интересах без нарушения добросовестности, если конструкция договора позволяет такое поведение <6>. Использование категорий ожиданий, инструментов отказа в защите прав, при наступлении оговоренных договором условий, защищает от недобросовестных требований и помогают в обоснование своих притязаний. Многие исследователи справедливо отмечают, что данный принцип имеет в своей основе идею добросовестности и недопустимости злоупотребления правом <7>.
--------------------------------
<5> Матанцев Д.А. Отказ в защите права как санкция за злоупотребление правом: понятие и функциональное назначение // Гражданское право. 2013. N 2. С. 22 - 23
<6> Peden E. Contractual Good faith: Can Australia benefit from the American experience // Bond Law Review. 2003. V. 15. Issue 2. P. 214.
<7> Вердиян Г.В. Концепция доброй совести и институт злоупотребления правом в зарубежном законодательстве // Евразийский юридический журнал. 2012. N 3. С. 33 - 36.

Рассмотренные выше категории договорных конструкций и общепринятые механизмы защиты сторон сделок на практике становятся ничтожными, если в преамбуле, а лучше в предмете договора стороны не оговаривают цели сделки. Академическое определение цели трактует ее как один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств <8>, а целеполагание - есть скреп, собирающий вышеописанные категории и механизмы в жизнеспособную договорную конструкцию.
--------------------------------
<8> Роздольская И.В., Мозговая Ю.А. Экспликация понятия "цель" в современном управленческом дискурсе // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. N 3. С. 10 - 14.

Целеполагание - это практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами <9>.
--------------------------------
<9> Толстик В.А., Азархин А.В. Некоторые теоретико-методологические проблемы целеполагания в законодательстве // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. N 6 (76). С. 73.

Формула "цели задачи методы инструменты" является основным механизмом формирования договоров, обеспечивающим мотивацию деятельности не только сторонам договора, но и рядовым исполнителям работ, экспертам, осуществляющим их приемку. Она дает возможность осмысления существующей в конкретный момент проблемы, которая предполагает создание целостной структуры целей, задач и функций, которые будут предназначены и пригодны для разрешения сложившейся проблемы <10>.
--------------------------------
<10> Азархин А.В. Цель и целеполагание в правотворчестве как критерий эффективности гражданского законодательства // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 1. N 2. С. 84 - 90.

Цель оказания услуги, производства работ, четко обозначенная в договоре, с одной стороны, придает смысл этой деятельности как целому, а с другой стороны, именно цель определяет все элементы цепочки деятельности - предметы деятельности, средства деятельности, результаты деятельности, требования к самим действиям и их последовательности, а также требования к самому индивиду как носителю личных качеств.
Определение в договорной конструкции цели договора, перечня задач, требующих выполнения исполнителем, подрядчиком или обеими сторонами, набор заранее оговоренных методов и инструментов, с помощью которых будет выполняться работа или оказываться услуга, формируют так называемое "программно-целевое управление", которое подразумевает разработку субъектом управления и механизма реализации, а также сроков и состояний промежуточных значений процесса. Выделение промежуточных этапов процесса позволяет включать в них ограниченное количество выполняемых процедур договорной работы торговыми представителями, инженерами, менеджерами или маркетологами. Это позволяет контролировать и предсказывать действия участников сделки, с обеих сторон планировать и снижать издержки <11>.
--------------------------------
<11> Фомин И.Н. Методика поэтапного процесса преддоговорной работы при реализации инновационной продукции // Промышленный и b2b маркетинг. 2014. N 3. С. 216 - 231.

Такой подход формирует методологию не только определения задач, но и методику контроля результатов исполнения договора, а также модель или порядок осуществления работ по договору. Для формирования таких моделей можно использовать универсальную формулу <12>, по которой вначале определяются особенности, принципы, условия и нормы построения моделей, после этого наглядным способом формализуется семантическая структура модели (субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат оказания услуг или выполнения работ), при этом описывается временная структура деятельности (фазы, стадии, этапы работ). Описание этой модели можно включать в раздел договора под названием "Порядок оказания услуг (выполнения работ)", где описываются действия обеих сторон, при решении каждой из задач, определенных договором, направленных на достижение заданной договором цели.
--------------------------------
<12> Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

Предложенная договорная конструкция позволяет также избежать немотивированного отказа от приемки работ, поскольку отказ заказчика от приемки работ считается мотивированным, если в отказе доказано несоответствие оказанной услуги предмету договора, недостижение цели договора, невыполнение основных задач договора.
Определение целей и задач в предмете договора, описание порядка оказания услуг или выполнения работ дает возможность моделировать такие договорные конструкции, которые на практике позволяют измерять степень полезности оказанной услуги, полноту ее стоимости, использовать принципы принятого стандарта поведения, добросовестности, честной деловой практики и снижают возможность злоупотребления правами сторон договора.

Литература

1. Азархин А.В. Цель и целеполагание в правотворчестве как критерий эффективности гражданского законодательства // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 1. N 2. С. 84 - 90.
2. Баринов Н.А. Услуги. 2-е изд., доп. Саратов, 2003.
3. Бутко А.А. Феномен услуги в отечественном праве на современном этапе развития общества // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. N 2 (33). С. 31 - 36.
4. Вердиян Г.В. Концепция доброй совести и институт злоупотребления правом в зарубежном законодательстве // Евразийский юридический журнал. 2012. N 3. С. 33 - 36.
5. Комаров С.В., Молодчик А.В. Теоретические основы управления поведением, целеполаганием в саморазвивающихся самоорганизующихся системах // Вестник Государственного университета управления. 2012. N 1. С. 40 - 45.
6. Матанцев Д.А. Отказ в защите права как санкция за злоупотребление правом: понятие и функциональное назначение // Гражданское право. 2013. N 2. С. 22 - 23.
7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 10-е изд. М., 1975.
9. Роздольская И.В., Мозговая Ю.А. Экспликация понятия "цель" в современном управленческом дискурсе // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. N 3. С. 10 - 14.
10. Толстик В.А., Азархин А.В. Некоторые теоретико-методологические проблемы целеполагания в законодательстве // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. N 6 (76). С. 73.
11. Фомин И.Н. Методика поэтапного процесса преддоговорной работы при реализации инновационной продукции // Промышленный и b2b маркетинг. 2014. N 3. С. 216 - 231.
12. Peden E. Contractual Good faith: Can Australia benefit from the American experience // Bond Law Review. 2003. V. 15. Issue 2. P. 214.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.




10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.



В центре внимания:


Обзор нового законодательства и судебной практики (Хаустов Д.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>

О налогообложении дачных земельных участков в Москве и Московской области (Ефимова Е.И.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>

Ноу-хау в свете недавних изменений гражданского законодательства Российской Федерации (Нестерова Н.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>

Укрепление региональной интеграции: судебное влияние (Соколова Н.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>

Понятие международных стандартов в праве ВТО (Салия М.Р.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта