Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 10.04.2017
Специалисты в сфере закупок неизбежно сталкиваются с необходимостью закупать образовательные услуги хотя бы потому, что одним из квалификационных требований к ним самим является наличие дополнительного профессионального образования (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Однако сферой государственных и муниципальных закупок востребованность образовательных услуг в качестве предмета закупки отнюдь не ограничивается: помимо специалистов в сфере закупок, повышение квалификации регулярно требуется и другим сотрудникам заказчика.
Образовательные услуги могут закупаться с использованием всех предусмотренных в контрактной системе способов определения поставщика (исполнителя контракта), поскольку данные услуги не включены в Перечень товаров, работ и услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Следовательно, заказчик вправе провести открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок (при соблюдении условий проведения запроса котировок, предусмотренных ст. 72 Закона N 44-ФЗ) либо заключить контракт с единственным исполнителем (если соблюдаются условия заключения такого контракта, предусмотренные п. п. 4 и (или) 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Анализ данных о закупках образовательных услуг с использованием конкурентных способов определения исполнителя контракта за 9 месяцев 2016 года показывает, что наибольшее распространение получили электронные аукционы (рис. 1). Конкурс, хотя и позволяет заказчикам добиться наибольшей объективности при определении исполнителя контракта, предметом которого является оказание услуг (в т.ч. и образовательных), используется значительно реже (см. табл. 1). Причины этого понятны: по сравнению с электронным аукционом, проведение конкурса занимает больше времени и является более трудоемким, с точки зрения специалиста, непосредственно занимающегося осуществлением закупки.
Таблица 1
Статистика использования различных конкурентных способов закупки образовательных услуг за 9 месяцев 2016 года <1>
--------------------------------
<1> По данным сайта zakupki.gov.ru.
Способ закупки |
Количество закупок |
% |
Электронный аукцион |
более 11 000 |
59,0 |
Запрос котировок |
более 6 400 |
34,4 |
Конкурс |
около 1 200 |
6,4 |
Запрос предложений |
29 |
0,2 |
Вместе с тем победителем электронного аукциона является участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 10 ст. 69 Закона N 44-ФЗ) - т.е. цена контракта в данном случае оказывается единственным критерием определения исполнителя контракта. Однако услуга как предмет закупки не может быть адекватно оценена только с точки зрения цены, запрошенной потенциальным исполнителем за ее оказание. Это не товар, ценообразование которого намного нагляднее, поскольку можно выделить себестоимость продукции, транспортные расходы и другие конкретные издержки, связанные с поставкой.
Кроме того, в случае приобретения товаров их качественные характеристики могут быть описаны с достаточно высокой степенью объективности. Это позволяет проверить достоверность информации о характеристиках, предлагаемых к поставке товаров уже при рассмотрении заявок на участие в закупке, а также облегчает контроль качества продукции при приемке результатов исполнения контракта (поскольку возможны в т.ч. инструментальные измерения фактических параметров товара). Когда предметом закупки являются услуги, в техническом задании также указываются их качественные характеристики; однако убедиться в том, что предложение потенциального исполнителя контракта отвечает заявленным им показателям качества, можно будет лишь непосредственно в момент оказания услуг.
С учетом изложенного, выбор между конкурсом и электронным аукционом в пользу последнего обусловлен прежде всего тем, что при проведении конкурса необходимо не только выстроить систему требований к закупаемым услугам в описании объекта закупки (техническом задании), но и задать критерии оценки заявок участников закупки. Как показывает общение с заказчиками, именно это и отпугивает специалистов в сфере закупок от проведения конкурса.
Следует отметить один немаловажный момент. Если не ограничиваться исключительно сферой профессионального образования в сфере закупок, а принять во внимание потребности в повышении квалификации сотрудников организации-заказчика в целом, вполне очевидно, что сам специалист, осуществляющий закупку, в большинстве случаев не является конечным потребителем закупаемых образовательных услуг. Поскольку потребителями таких услуг являются другие сотрудники, у среднестатистического специалиста в сфере закупок нет личной заинтересованности в конечном результате осуществления закупки, а значит - и стимула прикладывать "сверхусилия", которые в его представлении связаны с проведением конкурса.
Переходя непосредственно к вопросам осуществления закупок образовательных услуг, начнем с требований к участникам таких закупок. Единственным "специализированным" требованием к участникам закупок образовательных услуг, устанавливаемым в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности. Данное требование основывается на положениях п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Требования к описанию объекта закупки
Многие заказчики "грешат" составлением весьма скудных с содержательной точки зрения технических заданий. Не редкость и прямые нарушения прав участников закупок (в первую очередь, связанные с несоблюдением принципа обеспечения конкуренции при осуществлении закупок). Однако практика антимонопольных органов в данном случае не слишком разнообразна: это обусловлено тем, что участники закупок - образовательные организации не ведут себя как "классический поставщик" и не обращаются за защитой своих нарушенных прав в контрольный орган в сфере закупок, относя очевидные недостатки на счет недостаточной компетентности специалистов заказчика, которых еще только предстоит обучить, и т.д.
Нарушения начинаются уже с наименования закупаемых услуг. Дело в том, что Закон об образовании предоставляет образовательным организациям возможность самостоятельно определять наименования предлагаемых ими образовательных программ. И если заказчик указывает в качестве наименования объекта закупки конкретное наименование образовательной программы, в этом усматриваются признаки ограничения конкуренции. Например, программы повышения квалификации специалистов в сфере закупок могут называться "Контрактная системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Управление государственными и муниципальными закупками в контрактной системе", "Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд" и т.д.
Заказчику необходимо предусмотреть возможность образовательной организации предложить для участия в конкурсе имеющуюся у нее образовательную программу. Указывая наименование образовательной программы, заказчик вынуждает участников закупки оперативно вносить изменения в существующие у них образовательные программы, чтобы получить возможность подать заявку на участие в конкурсе. Однако далеко не для всех образовательных организаций такой подход оказывается приемлемым.
Например, государственный вуз не может позволить себе сначала подать заявку, а затем, в случае признания победителем конкурентной процедуры, "задним числом" внести изменения в утвержденные образовательные программы: поступать подобным образом ему препятствует действие внутренних регламентов, устанавливающих обязательный для образовательного учреждения порядок утверждения образовательных программ. Приводя наименование существующих образовательных программ в соответствие с наименованием, указанным в документации о закупке, вуз может просто не уложиться в сроки и, таким образом, выпадает из конкурентной борьбы в качестве потенциального участника закупки. Вряд ли такие действия заказчиков могут быть оправданы с точки зрения законодательства о защите конкуренции, если только не существует каких-либо ведомственных или отраслевых документов, предписывающих им обязательное использование конкретного наименования образовательной программы повышения квалификации сотрудников. Для минимизации рисков нарушения конкуренции на рынке образовательных услуг путем установления конкретного наименования программы, следует обратить внимание заказчиков на то, что наименование объекта закупки и его описание формируются уже при формировании плана-графика и в графе "описание объекта закупки" заказчик должен указать тематику образовательных услуг или название программы, в случае если у него есть на это объективные причины. Тогда образовательная организация будет иметь возможность подготовиться к участию в закупке, заранее разработав и утвердив необходимую заказчику программу.
Возникают определенные проблемы и при указании в техническом задании объема закупаемых образовательных услуг. Как известно, Закон об образовании предусматривает две различные формы дополнительного профессионального образования, которыми являются повышение квалификации (от 16 часов) и профессиональная переподготовка (от 250 часов) <2>. При этом конкретная продолжительность образовательной программы устанавливается непосредственно организацией, осуществляющей обучение, и у разных организаций продолжительность сходных по содержанию образовательных программ может разниться.
--------------------------------
<2> Часть 2 ст. 76 Закона об образовании и Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
По мнению автора, указание конкретного количества часов также приводит к фактическому ограничению конкуренции. Будет правильным указывать минимальное значение часовой нагрузки (например, "не менее 108 часов") либо допустимый диапазон значений (например, если образовательная услуга предполагает отрыв работников от производства, и работодатель не может допустить, чтобы такой отрыв длился дольше некоторой предельной продолжительности).
Объем оказываемых услуг характеризуется также количеством обучаемых, который также нередко указывается некорректно. Например, встречается указание в "условных единицах": "образовательная услуга, 1 усл. ед." либо "от 30 человек". Сколько конкретно человек планируется обучить по результатам оказания такой услуги, для участников закупки остается загадкой. А ведь именно от этого параметра зависит, примет ли потенциальный участник закупки решение о наличии у него принципиальной возможности исполнить контракт или нет, и этот же параметр необходим участнику закупки для определения цены контракта, которая может быть им предложена заказчику.
Кроме того, не всегда заказчики должным образом поясняют в своих технических заданиях периодичность оказания услуг. В качестве примера можно привести формулировку "повышение квалификации 12 государственных гражданских служащих в течение 1-го полугодия". Из такой формулировки невозможно установить, сколько групп необходимо сформировать образовательной организации, чтобы исполнить принимаемые на себя обязательства: то ли обучатся сразу все 12 человек в любой удобный для них и образовательной организации период времени в пределах 1-го полугодия, то ли каждый месяц будет обучаться по 2 человека, и т.п. Как следствие, у потенциальных исполнителей контракта нередко возникают ложные представления о предстоящих издержках. Предлагая заказчику заключить контракт по цене, значительно сниженной в сравнении с НМЦК, образовательная организация исходит из предположения, что будет достаточно единожды провести обучение всех 12 человек, а затем оказывается, что имелось в виду обучение двух человек в месяц на протяжении всех 6 месяцев первого полугодия. Если образовательная организация - иногородняя и рассчитывала на единственный выезд лектора, такая ситуация может запросто обернуться срывом контракта.
Что касается места оказания образовательных услуг, то в технических заданиях отдельных заказчиков вплоть до настоящего времени иногда встречается указание конкретного адреса оказания образовательных услуг (не совпадающего при этом с адресом самого заказчика). Полагаем, что такие действия также являются примером ограничения конкуренции. Правомерным будет указать лишь населенный пункт, в котором сотрудники заказчика должны будут получить образовательную услугу. При этом данный населенный пункт может отличаться от места нахождения заказчика (см. решение Курганского УФАС России по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 03.06.2015 N 05-02/86-15).
В заключение данного раздела подчеркнем, что вдумчивое формулирование заказчиками технического задания позволяет достичь лучшего взаимопонимания с потенциальными участниками закупки и тем самым способствует улучшению качества получаемой образовательной услуги.
Критерии оценки заявок при проведении конкурсов на оказание образовательных услуг
Как следует из приложения к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если предметом закупки являются услуги, то минимальная значимость критерия "Цена контракта" не может быть менее 40%, а максимальная значимость критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта" может достигать 60%.
Установление квалификационных критериев для оценки заявок на участие в конкурсе, предметом которого является закупка образовательных услуг, позволяет заказчику заключить контракт с наиболее квалифицированным исполнителем из числа направивших заявки. Ведь ни для кого не секрет, что качественная услуга не может быть в то же время и самой дешевой.
Согласно п. 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Правительством РФ от 28.11.2013 N 1085), в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие их содержание и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям оценки. Как показывает практика, именно установление продуманной системы показателей нестоимостных критериев оценки позволяет обеспечить на выходе наибольшую результативность с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика.
Отдельные показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки" при осуществлении закупок образовательных услуг, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Возможные показатели нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки"
Показатель |
Документы |
Опыт работы: - количество подготовленных слушателей по направлению подготовки; - количество реализованных контрактов по направлению подготовки |
- копии приказов; - копии контрактов, актов выполненных работ |
Уровень квалификации преподавателей: - количество преподавателей, привлекаемых к исполнению контракта, имеющих практический опыт по направлению подготовки; - количество преподавателей, привлекаемых к исполнению контракта, имеющих ученую степень по направлению подготовки; - количество преподавателей, привлекаемых к исполнению контракта, имеющих профильное образование или дополнительную профессиональную подготовку по направлению подготовки |
Перечень преподавателей, которые будут привлечены к исполнению контракта, их резюме, копии их квалификационных документов |
Деловая репутация: - наличие грамот и (или) благодарностей заказчиков, связанных с оказанием образовательных услуг по направлению подготовки участником закупки или преподавателями, привлекаемыми им к исполнению контракта; - признание деятельности участника профессиональным сообществом |
- копии грамот и (или) благодарностей; - копии сертификатов добровольной сертификации; - копия сертификата менеджмента качества; - копия документа, подтверждающего вхождение в профессиональное сообщество |
Теперь несколько слов о том, как можно и как не нужно раскрывать содержание показателей, указанных в таблице 2.
Так, по мнению автора, опыт работы в образовательной сфере не стоит исчислять исходя из общего числа лет существования образовательной организации на рынке образовательных услуг. Безусловно, такой показатель в действительности говорит о многом; но в большинстве случаев его использование все же будет некорректным. Например, Южный федеральный университет, с учетом всех произошедших реорганизаций, существует уже более 100 лет. Однако если вычленить такой вид образовательной деятельности, как, например, повышение квалификации специалистов в сфере закупок, то распространять этот "общий стаж" Южного федерального университета на данный конкретный вид деятельности, естественно, будет некорректно.
Представляется более объективным оценивать опыт работы образовательной организации количеством подготовленных ею слушателей по направлению подготовки, а также количеством реализованных контрактов по направлению подготовки. Оговорка относительно направления подготовки весьма важна: например, если вуз на протяжении десятков лет выпустил множество юристов, это еще никак не характеризует его способность к подготовке экономистов, и наоборот.
Оценить уровень квалификации преподавателей для многих заказчиков также оказывается непросто. Наиболее распространенная ошибка заключается в отсутствии уточнений, о каких именно преподавателях идет речь. Полагаем, что оценка уровня квалификации преподавателей должна производиться в отношении именно тех преподавателей, которые будут привлекаться к реализации образовательной программы. Иначе нельзя исключать, что в конкурсной заявке будут представлены одни лица (например, высококвалифицированные специалисты-практики), а в аудиторию войдут совсем другие (те, за счет невысокой оплаты труда которых образовательная организация попытается сэкономить). Поэтому целесообразно истребовать от каждого участника закупки в составе его конкурсной заявки перечень преподавателей, которые будут привлечены к исполнению контракта, их резюме и копии квалификационных документов.
Отметим также, что не следует пренебрегать уточнением такого распространенного показателя, как "количество преподавателей, имеющих ученую степень". Практически в любом вузе найдется немало докторов и кандидатов наук, однако среди них по определению будет намного меньше тех, кто имеет какое-либо отношение к направлению подготовки. Поэтому представляется целесообразным производить оценку конкурсных заявок не просто по числу лиц, имеющих ученую степень, но ученую степень по направлению подготовки.
Что касается такого показателя, как деловая репутация, то в случае осуществления закупок образовательных услуг представляется недостаточным довольствоваться одними лишь копиями благодарственных писем от заказчиков (в подлинности которых нередко есть повод усомниться). Куда более весомыми критериями являются признание участника закупки со стороны профессионального сообщества, наличие сертификатов добровольной сертификации и (или) сертификатов менеджмента качества.
Вывод
На сегодняшний день именно конкурс является тем способом осуществления закупки образовательных услуг, который может помочь заказчикам выявить квалифицированного исполнителя контракта. И заказчикам не стоит забывать об этом, если они действительно хотят получить образовательные услуги высокого качества.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков
Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.
Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.
Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.
Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.
Дата размещения статьи: 21.08.2019
Дата размещения статьи: 12.08.2019
Дата размещения статьи: 07.08.2019
Дата размещения статьи: 15.01.2019
Дата размещения статьи: 26.03.2018
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|