Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Государственные гарантии как способ обеспечения исполнения обязательств (Бакшеева Ю.Н.)

Государственные гарантии как способ обеспечения исполнения обязательств (Бакшеева Ю.Н.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

На основании ст. 6 и 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации <1> (далее - БК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут принимать на себя долговые обязательства в форме гарантий по обязательствам третьих лиц (государственные гарантии). Являясь формой государственного внутреннего долга, государственные гарантии полностью и без условий обеспечивают исполнение обязательств их получателям всем находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим государственную казну.
--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.

В юридической литературе не сложилось единого мнения относительно правовой природы государственной гарантии. Первая точка зрения сводится к тому, что государственная гарантия имеет публично-правовую природу <2>. Так, А.В. Богданова указывает на то, что правовую основу регламентации отношений по поводу предоставления бюджетных кредитов и государственных гарантий составляют БК РФ, законы о соответствующем бюджете и иные нормативные правовые акты бюджетного законодательства Российской Федерации. Наличие же в правовой регламентации рассматриваемых отношений отдельных норм гражданского законодательства не меняет правовой природы данных отношений. Кроме того, о публичном характере бюджетного кредита и государственной гарантии говорит также установленный законодателем в ст. 239 БК РФ принцип иммунитета бюджета и предусмотренный в гл. 24.1 БК РФ особый порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета в случае неисполнения государством своих обязательств по договору о предоставлении государственной гарантии, о бюджетном кредите. Иными словами, государство отвечает по своим обязательствам не по частным, а по публичным "правилам" <3>.
--------------------------------
<2> См.: Туктаров Ю.Е. Понятие и особенности гражданско-правовых гарантий [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.11.2016); Шохин С.О. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2009. С. 487 - 489; Максимович Н.А. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательства: Дис. ... к. ю. н. СПб., 2003. 167 с.
<3> Богданова А.В. Государственный кредит: публично-правовые отношения, оформленные гражданско-правовым договором [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Разделяя мнение А.В. Богдановой, И.В. Грачева отмечает, что есть все предпосылки определять юридическую природу государственной гарантии как публично-правовую по следующим основаниям: об этом свидетельствует характер правового регулирования государственной гарантии; указанную позицию подтверждает складывающаяся судебная практика; об этом свидетельствует порядок предоставления государственных гарантий; государственная гарантия является частью государственного кредита, который, по мнению многих ученых, а это мнение разделяется и нами, следует рассматривать как публично-правовую категорию; публично-правовой характер государственной гарантии следует из механизма исполнения обязательства гарантом (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием); публично-правовой характер государственной гарантии подтверждается также и порядком исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета <4>. Позднее И.В. Грачева несколько изменила свою позицию, признав за государственной гарантией сложную правовую природу, включающую как частноправовые элементы, так и публично-правовые элементы <5>.
--------------------------------
<4> Грачева И.В. Государственные гарантии как способ обеспечения исполнения обязательств: финансово-правовой аспект [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru.
<5> Грачева И.В., Самсонова А.Е. Государственная гарантия: соотношение частноправовых и публично-правовых начал [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Вторая точка зрения заключается в том, что государственная гарантия имеет частноправовую природу, так как по своей юридической сути она близка таким способам обеспечения исполнения обязательств, как банковская гарантия и поручительство.
Н.Ю. Рассказова считает, что легальный анализ положений БК РФ свидетельствует о том, что государственная (муниципальная) гарантия представляет собой типичное поручительство, выдаваемое государственным или муниципальным образованием как участником гражданских правоотношений <6>.
--------------------------------
<6> Рассказова Н.Ю. Банковская гарантия по российскому законодательству. М.: Статут, 2005. С. 23 - 24.

Е. Андреева мотивирует отнесение государственной гарантии к гражданско-правовым способам обеспечения обязательств тем, что она "соответствует предмету и методам гражданского права. Отношения по предоставлению и использованию государственной гарантии относятся к имущественным" <7>.
--------------------------------
<7> См.: Андреева Е. Анализ норм бюджетного и гражданского законодательства о государственной гарантии как способе обеспечения обязательств // Хозяйство и право. 2004. N 6. С. 26 - 33.

Аналогичную позицию занял в свое время и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который рассматривает государственную гарантию как разновидность договора поручительства <8>. Впоследствии в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. N 17 этот вывод был уточнен: нормы БК РФ, вступившие в силу с 01.01.2008, более полно по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ регулируют соответствующие отношения, в связи с чем существенно сужена сфера применения норм параграфа 5 гл. 23 ГК РФ о договоре поручительства в порядке аналогии закона к правоотношениям, возникающим в связи с государственными (муниципальными) гарантиями, выданными после 31.12.2007 <9>.
--------------------------------
<8> См.: п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.
<9> Вестник ВАС РФ. 2009. N 5.

Представляется возможным разделить позицию тех ученых, которые предписывают государственной гарантии гражданско-правовую природу, по следующим основаниям.
1. Субъектами долгового обязательства в форме гарантий по обязательствам третьих лиц являются, с одной стороны, в качестве гаранта - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, а с другой - в качестве бенефициара - любое третье лицо, т.е. любой участник гражданских правоотношений. В качестве принципала также может выступать любой субъект гражданских правоотношений. Однако по смыслу норм ст. 6 и 115 - 116 БК РФ, таковыми могут являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования и юридические лица. Единственное исключение закреплено в п. 3 ст. 116 БК РФ, в силу которого государственные гарантии Российской Федерации не могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств государственных или муниципальных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий.
При этом государство выступает в рассматриваемом долговом обязательстве как равноправный участник гражданских правоотношений. К государству применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных статусов (ст. 124 ГК РФ <10>).
--------------------------------
<10> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон [от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

Вместе с тем Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование как участник гражданских правоотношений отвечают по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, в том числе средствами соответствующего бюджета, что, в свою очередь, влечет закрепление специального механизма реализации и учета государственной гарантии в нормах БК РФ. Именно в этой связи к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются помимо общих положений ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 ГК РФ), и норм ГК РФ о договоре поручительства (п. 1 ст. 6 ГК РФ) также нормы ст. 115 - 117 Бюджетного кодекса РФ.
2. Государственная гарантия является гражданско-правовой сделкой. Гарантия предоставляется на основании заключенного с публично-правовыми образованиями или юридическими лицами договора о предоставлении государственной гарантии.
В соответствии с п. 3 ст. 115 БК РФ письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
При заключении договора, являющегося основанием возникновения государственной гарантии, его условия определяются государством в одностороннем порядке, а другая сторона присоединяется к ним, что характеризует данный договор как договор присоединения (ст. 428 ГК РФ).
Помимо этого о гражданско-правовой природе государственной гарантии свидетельствует и п. 4 ст. 115 БК РФ, согласно которому гарант по государственным или муниципальным гарантиям несет субсидиарную или солидарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала.
Анализ норм п. 12 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 115.2 БК РФ, п. 2 ст. 116 БК РФ позволяет сделать вывод о том, что гарант, исполнивший основное обязательство, имеет право потребовать в порядке регресса от принципала возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Права публично-правового образования, исполнившего на основании предоставленной гарантии в пользу кредитора денежное обязательство должника, определяются в соответствии с положениями ст. 365 ГК РФ.
3. Государственная гарантия является способом обеспечения исполнения гражданско-правового обязательства.
Государственная гарантия не указана как способ обеспечения исполнения обязательства в ГК РФ. Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 22 июня 2006 г. N 23 разъяснил, что государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 "Обеспечение исполнения обязательств" ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 ГК РФ).
Представляется возможным разделить позицию высшего судебного органа, поскольку государственная гарантия обладает рядом специфичных признаков, присущих способам обеспечения исполнения обязательств. А именно:
а) она выдается в интересах кредитора в обязательстве. Согласно п. 1 ст. 115 БК РФ государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.
Интерес кредитора по основному обязательству, обеспеченному государственной гарантией, выражается в желании обеспечить фактическое получение причитающегося ему исполнения (вещь, деньги, результат работы или услуги) от должника, а в случае неисполнения основного обязательства должником в рамках гарантийного обязательства получить надлежащее исполнение от гаранта. Интерес, охраняемый в рамках гарантийного правоотношения, удовлетворяется активными фактическими действиями обязанного лица - гаранта;
б) государственная гарантия носит имущественный характер, что влечет возможность наступления лишь имущественных последствий (что в том числе продиктовано компенсационно-восстановительной функцией способов обеспечения исполнения обязательств). При этом в силу п. 10 ст. 115 БК РФ предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия;
в) дополнительный (акцессорный) характер обусловливает зависимость государственной гарантии от основного обязательства и невозможность самостоятельного существования государственной гарантии помимо основного обязательства;
г) договор о предоставлении государственной гарантии заключается до факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) основного обязательства;
д) реализация государственной гарантии возможна только при неисполнении или ненадлежащем исполнении основного обязательства. Участие публично-правового образования как третьего лица в исполнении основного обязательства на стороне должника сводится к исполнению первым обязанности должника. При этом участие публично-правового государства на стороне должника вызвано интересом первого. Такой интерес всегда лежит за пределами цели исполнения основного обязательства. Гарант является пассивным субъектом гарантийного правоотношения - лицом, обязанным обеспечить ожидание кредитора по предупреждению нарушения основного обязательства, обеспеченного государственной гарантией.
Основанием возникновения правоотношения по государственной гарантии является сложный юридический состав: заключение договора о предоставлении государственной гарантии и нарушение обеспеченного ею обязательства. При этом в силу п. 7 и 8 ст. 115 БК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по государственной или муниципальной гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в срок, определенный в гарантии, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии. Из чего можно сделать вывод о том, что обязанность гаранта подлежит исполнению не безусловно, а лишь в том случае, если нарушение, которое описывается в предъявленном к гаранту требовании, соответствует условиям государственной гарантии (п. 5 ст. 115 БК РФ) и в действительности имело место.
При этом с момента возникновения гарантийного обязательства до момента нарушения принципалом своей обязанности по исполнению основного обязательства гарант находится в юридическом состоянии ожидания возложения на него неблагоприятных юридических последствий неисполнения (ненадлежащего исполнения) принципалом основного обязательства. В момент неисполнения (ненадлежащего исполнения) принципалом основного обязательства обеспечивший исполнение этого обязательства гарант становится должником и на него возлагается обязанность по исполнению обеспеченного гарантией основного обязательства. Таким образом, обязанность гаранта возникает лишь в момент возникновения последнего юридического факта - нарушения обязательства. Исполнение основного обязательства гарантом влечет прекращение основного обязательства, и одновременно возникает новая правовая связь - регрессное обязательство.
Интерес третьего лица (гаранта) выражается в возникновении "новой" правовой связи - "нового" обязательства между должником и третьим лицом (гарантом), в котором гарант становится кредитором. Основанием возникновения такой правовой связи выступает исполнение денежного обязательства за должника (подп. 1 п. 2 ст. 313 ГК РФ).
В свете вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что государственная гарантия является гражданско-правовой сделкой и регулируется нормами ГК РФ, в частности общими положениями о сделках, об обязательствах и договорах. На основании норм ГК РФ регулируются также вопросы ответственности гаранта перед третьими лицами, возникновения и исполнения регрессного обязательства, ответственности гаранта по государственной гарантии, срока исковой давности и т.п.
Однако механизм исполнения гарантийного обязательства Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием закреплен в БК РФ, что следует из специфики статуса публично-правовых образований как субъектов гражданских правоотношений. С учетом этого же статуса регулируется и порядок исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета в случае неисполнения гарантом в добровольном порядке своих обязательств по договору о предоставлении государственной гарантии.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон [от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.
3. Андреева Е. Анализ норм бюджетного и гражданского законодательства о государственной гарантии как способе обеспечения обязательств // Хозяйство и право. 2004. N 6. С. 26 - 33.
4. Богданова А.В. Государственный кредит: публично-правовые отношения, оформленные гражданско-правовым договором [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.11.2016).
5. Грачева И.В. Государственные гарантии как способ обеспечения исполнения обязательств: финансово-правовой аспект [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.11.2016).
6. Грачева И.В., Самсонова А.Е. Государственная гарантия: соотношение частноправовых и публично-правовых начал [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.11.2016).
7. Максимович Н.А. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательства: Дис. ... к. ю. н. СПб., 2003. 167 с.
8. Рассказова Н.Ю. Банковская гарантия по российскому законодательству. М.: Статут, 2005. 171 с.
9. Туктаров Ю.Е. Понятие и особенности гражданско-правовых гарантий [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.11.2016).
10. Шохин С.О. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2009. 609 с.
11. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.
12. Постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. N 17 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2009. N 5.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.