Дата размещения статьи: 10.04.2017
На сегодняшний день одной из ключевых функций руководителя любого заказчика, подпадающего под действие Закона N 44-ФЗ, неизбежно становится организация и контроль закупочной деятельности. Причины этого весьма очевидны - с одной стороны, полностью контролируемая, отработанная и прозрачная система осуществления закупок позволяет обеспечить максимально точное соблюдение требований законодательства и, как следствие, защищает заказчика и его должностных лиц, задействованных в процессе осуществления закупок, от риска привлечения к административной ответственности, с другой - позволяет осуществлять закупки максимально эффективно, а значит, максимально удовлетворять потребность заказчика в товарах, работах, услугах и, следовательно, в целом обеспечивать эффективное и результативное функционирование такого заказчика.
Попытаемся схематично определить основные направления такого контроля и обозначить ключевые моменты, которые не должны быть упущены из виду.
Первый ключевой момент, на котором необходимо остановить внимание, это то, что руководитель должен иметь полное представление обо всем закупочном цикле (пусть без мелких подробностей, но обо всех ключевых этапах закупочного цикла), то есть контроль не должен носить фрагментарный характер.
В общем целом закупочный цикл любого заказчика состоит из следующих основных этапов:
- планирование;
- непосредственно процедура закупки;
- заключение контракта;
- исполнение контракта.
Очевидно, что руководитель не должен контролировать абсолютно все детали каждой проводимой закупки на каждом из указанных этапов (для этого вполне достаточно контрактной службы или контрактного управляющего), однако есть ряд моментов, которые он как минимум должен держать в памяти и при необходимости (например, в случае проведения закупки со значительной начальной (максимальной) ценой) должен быть в состоянии сформулировать по ним соответствующие вопросы в адрес своих подчиненных.
Итак, каковы эти вопросы на каждом из этапов закупки?
Планирование
В какие сроки должны быть подготовлены (и при необходимости согласованы) проекты плана закупки и плана-графика, разработаны (согласованы ли) указанные документы?
В какие сроки должны быть утверждены и размещены в ЕИС план закупки и план-график, размещены ли указанные документы в ЕИС?
Есть ли интересующая руководителя закупка (например, крупная) в плане закупок и в плане-графике, не нужно ли в связи с ее проведением вносить в них изменения?
Процедура закупки
Нет ли необходимости перед объявлением закупки вносить какие-либо изменения (уточнения) в план закупок, план-график? (Так как это влияет на общий срок проведения закупки.)
Каким образом обоснована начальная (максимальная) цена закупки?
Учтены ли при описании объекта закупки требования нормирования? (Так как в отдельных случаях несоблюдение таких требований грозит нецелевым расходованием бюджетных средств.)
Соблюдены ли сроки проведения закупки (сроки приема заявок, составления и размещения в ЕИС протоколов и т.д.)?
Предъявлены ли к участникам закупки все необходимые единые и дополнительные требования?
Проверен ли участник на соответствие всем установленным требованиям, в том числе требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков?
Предоставлены ли преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям?
Соблюдены ли требования нормативных правовых актов, касающихся вопросов импортозамещения?
Каковы результаты закупки, если она не состоялась, то по какой причине?
Были ли жалобы на процедуру закупки, если да, то какие действия предприняты для обоснования позиции и защиты интересов заказчика, каковы результаты рассмотрения жалоб?
Если жалобы были и результаты их рассмотрения не в пользу заказчика, то есть ли судебные перспективы обжалования решения контрольного органа, какие действия предприняты на этот счет?
Заключение контракта
Заключается ли контракт без отступления от условий, на которых была объявлена закупка, и от условий, предложенных победителем?
Подготовлены ли все необходимые приложения к контракту? (При этом проект контракта полностью, включая все приложения, готовит заказчик, а не победитель закупки.)
Предоставлено ли победителем закупки надлежащее обеспечение исполнения контракта?
Применялись ли в отношении победителя антидемпинговые меры и была ли в них предусмотренная законодательством необходимость?
Если победитель закупки уклоняется от заключения контракта, то предприняты ли действия по заключению контракта с участником, занявшим второе место?
Внесена ли информация о заключении контракта (включая копию контракта) в реестр контрактов в течение трех рабочих дней со дня такого заключения?
Исполнение контракта
Своевременно ли исполняется (исполнен) контракт: поставлены ли вовремя товары (вовремя ли выполнены работы, оказаны услуги)?
Исполняется ли контракт с надлежащим качеством: соответствует ли фактическое исполнение контракта тем требованиям, которые были таким контрактом, в том числе техзаданием, предусмотрены?
Если контракт исполняется ненадлежаще (с нарушением сроков или иных условий), предприняты ли действия по взысканию неустойки с контрагента, а также существует ли необходимость расторжения контракта в одностороннем порядке либо через суд?
Своевременно ли осуществляется приемка по контракту, оформляются ли все предусмотренные контрактом приемочные документы (акт, накладные и т.п.)?
Вносится ли информация об исполнении (расторжении) контракта в реестр контрактов?
Своевременно ли составляется и размещается в ЕИС отчет об исполнении контракта?
Кроме того, отдельно стоит держать на контроле вопрос отчетности о закупках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, а также вопросы непревышения установленного объема закупок, проводимых запросом котировок, а также по п. 4 (а для отдельных заказчиков - по п. 5) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Безусловно, сказанное никоим образом не означает, что весь этот без преувеличения огромный массив вопросов руководитель должен задавать и держать в голове в отношении абсолютно любой проводимой закупки. Тем не менее представляется, что умение указанным набором вопросов оперировать является необходимым навыком с точки зрения организации закупочного процесса "внутри" заказчика, так как позволяет при необходимости проконтролировать реперные точки любой закупки и владеть в отношении такой закупки набором всей ключевой информации, что зачастую принципиально необходимо для оперативного принятия грамотных управленческих решений.
При этом очевидно, что контроль закупок внутри организации не должен ограничиваться исключительно контролем со стороны руководителя, так, например, контрактная служба (контрактный управляющий) может быть наделена следующими дополнительными полномочиями, хотя прямо и не предусмотренными нормативными правовыми актами, но весьма важными с точки зрения построения эффективной системы закупок:
- контроль исполнения документов планирования (соответствуют ли сроки объявляемых закупочных процедур указанным в плане-графике, не превышают ли затраты по заключенным или планируемым к заключению контрактам затрат, заложенных при планировании, и т.д.) - фактически контрактная служба будет сверять, запланирована ли объявляемая закупка в плане закупок, плане-графике, не отличаются ли ее условия от запланированных, не нарушены ли сроки проведения закупки, предоставлены ли необходимые преимущества организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, установлены ли необходимые в рамках ст. 14 Закона N 44-ФЗ ограничения при закупках иностранных товаров, работ, услуг и иные моменты, обозначенные в плане графике и фигурирующие при объявлении закупки;
- контроль надлежащего и своевременного заключения контрактов (на контрактную службу может быть возложен контроль сроков заключения контрактов, проверка представленных обеспечений исполнения контрактов, контроль соответствия условий заключаемых контрактов объявленным условиям закупки, а также предложениям победителя закупки);
- контроль надлежащего исполнения контрактов;
- контроль своевременности и полноты внесения сведений в реестр контрактов и в отчеты об исполнении контрактов.
Приведенные в настоящем докладе вопросы, возможные к контролю со стороны руководителя заказчика, не являются единственно возможными. В зависимости от специфики деятельности и организации работы каждого конкретного заказчика его руководитель может успешно держать на контроле и целый ряд других аспектов либо, напротив, не погружаться в вопросы закупок столь детально.
Все перечисленные выше вопросы также могут и должны быть адаптированы под особенности конкретного заказчика и могут ставиться перед сотрудниками в большем или меньшем масштабе, при этом руководители должны стремиться к тому, чтобы осуществляемый ими контроль закупок не был фрагментарным, а носил сквозной характер и осуществлялся на всех стадиях закупочного процесса (от планирования до приемки результата по заключенным контрактам).
Актуальность темы доклада обусловлена тем, что внимание к такому вопросу, как внутренний контроль закупочной деятельности, грамотное построение и систематическое осуществление такого контроля, позволяет заказчикам добиться существенного полезного эффекта:
- предупреждение, а также оперативное выявление и пресечение нарушений законодательства о контрактной системе на всех стадиях закупочного процесса;
- минимизация рисков привлечения к административной ответственности как самого заказчика, так и его должностных лиц;
- повышение эффективности закупочной деятельности заказчика в целом.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация