Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Планирование закупок. Как подготовить план закупок (Песегова Т.Н.)

Планирование закупок. Как подготовить план закупок (Песегова Т.Н.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Планирование закупок на 2017 г. и последующий период, в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, будет представлять собой весьма трудоемкий процесс. Каждый заказчик должен одновременно вести два документа, план закупок и план-график. И если в части формирования плана-графика с 2017 г. законодатель не предложил ничего принципиально нового, то в части формирования плана закупок возникает множество вопросов.

Итак, первые планы закупок в соответствии со ст. 17 Закона N 44-ФЗ заказчики будут утверждать на период 2017 - 2019 гг. в виде единого документа. Стоит обратить внимание, что план закупок, согласно ст. 17 Закона N 44-ФЗ, формируется на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом если, например, на уровне отдельных муниципальных образований будет принято решение об утверждении местного бюджета на 1 год, то и план закупок заказчиками будет формироваться на 1 год.

Нормативное правовое регулирование планирования закупок осуществляется по уровням бюджетного финансирования:

- заказчики федерального уровня должны подготовить план закупок в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 552 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" (далее - Постановление N 552);

- заказчики субъектов Российской Федерации при подготовке планов закупок должны руководствоваться порядком ведения плана закупок, утвержденным на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации;

- муниципальные заказчики при подготовке планов закупок должны руководствоваться порядком ведения плана закупок, утвержденным на уровне соответствующего муниципального образования.

Ст. 17 Закона N 44-ФЗ устанавливает общие требования к планам закупок. При этом Правительство Российской Федерации устанавливает:

- порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд;

- требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Такие требования в настоящий момент утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг".

Субъекты РФ и муниципальные образования устанавливают порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок на своем уровне с учетом требований, предусмотренных вышеназванным Постановлением Правительства РФ, и имеют возможность корректировать следующие параметры:

- сроки формирования планов закупок и планов-графиков;

- основания для внесения изменений в планы закупок и планы-графики (помимо предусмотренных Правительством РФ);

- дополнительные сведения, включаемые в формы планов закупок и планов-графиков.

Согласно требованиям к формированию и утверждению планов закупок такие планы заказчики должны начать готовить заблаговременно. А именно, потребность в план закупок на 2017 - 2019 гг. заказчики федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации должны были сформировать уже к 1 июля 2016 г., а муниципальные заказчики - к 1 августа 2016 г. и направить такую потребность главным распорядителям бюджетных средств (далее - ГРБС) или учредителям. Далее, в ходе составления проекта бюджета, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД) возможна корректировка и уточнение потребностей. После того, как бюджет будет утвержден, и заказчикам будут доведены лимиты, а для бюджетных учреждений и унитарных предприятий будут утверждены план (программа) ФХД, заказчики обязаны утвердить план закупок в течение 10 рабочих дней и разместить его в ЕИС в течение 3 рабочих дней.

Важно, что требованиями к формированию и утверждению планов закупок предусмотрено, что ГРБС или учредитель также должны регулировать процессы планирования закупок. А именно, ГРБС (учредитель) должен определить:

- сроки и порядок предоставления планов закупок подведомственными учреждениями;

- ответственных лиц или подразделение, которые будут обобщать планы закупок подведомственных учреждений;

- порядок корректировки планов на этапе их подготовки;

- порядок уведомления заказчиками ГРБС (учредителя) об утверждении планов закупок;

- сроки подготовки обоснования закупок. А именно - ответить на вопрос: нужно ли направлять обоснования объектов закупок на этапе формирования плана закупок или возможно подготовить его на этапе утверждения, когда будут известны лимиты заказчика на закупки?

По сути, в 2016 г. многие ГРБС столкнулись с необходимостью внесения корректив в порядок взаимодействия с подведомственными учреждениями. Так или иначе, на уровне финансового подразделения ГРБС (учредители) аккумулировали бюджетные заявки, показатели для формирования планов ФХД, расчеты субсидий на госзадание и иные цели. Финансирование на закупки товаров, работ, услуг - это лишь часть расходных обязательств заказчика. В этой связи возникает вполне резонный вопрос о необходимости либо дублированного предоставления информации по заявкам на бюджетный расход, в том числе в части закупок товаров, работ, услуг и отдельно плана закупок, либо ГРБС должен гармонично ввести этап планирования закупок в порядок взаимодействия при формировании объемов финансирования.

Еще одним неурегулированным вопросом является формирование проекта плана закупок (на 1 июля текущего года) бюджетными учреждениями. План закупок является документом, в котором отражаются все закупки заказчика, осуществляемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ, т.е. в случае закупок бюджетных учреждений, как за счет субсидий, так и за счет собственных средств. Насколько целесообразно бюджетному учреждению включать в план закупок закупки, которые планируется осуществить за счет собственных средств, на этапе формирования проекта плана закупок на 1 июля текущего года? Законодатель не только не ответил на этот вопрос, но даже не предложил механизма идентификации закупок с учетом источника финансирования. Многие ГРБС, увы, потребовали от бюджетных учреждений предоставления проекта плана закупок с учетом закупок, которые планируется осуществить за счет собственных средств.

Количество информации, включаемой в план закупок, не велико. Всего 8 столбцов:

- идентификационный код закупки (далее - ИКЗ);

- цель осуществления закупки;

- наименование объекта (или объектов) закупки;

- планируемый год размещения извещения, заключения контракта;

- объем финансового обеспечения (планируемые платежи);

- сроки (периодичность) осуществления закупок;

- сведения о закупках, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);

- информация об обязательном общественном обсуждении.

Наполнение этих 8 столбцов вполне позволяет сделать вывод о том, что план закупок не должен содержать в себе информацию по каждой конкретной закупке (без привязки к конкретному извещению или контракту), а отражает распределение объемов фиксирования на закупки отдельных номенклатурных групп товаров, работ, услуг с учетом цели осуществления закупки.

Подробнее хотелось бы рассмотреть порядок формирования ИКЗ. Порядок формирования такого кода утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422 "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" (далее - Приказ N 422). Согласно Приказу N 422 ИКЗ состоит из 36 символов и формируется заказчиком самостоятельно. Именно этот код будет идентифицировать закупку от этапа ее планирования до исполнения контракта. Что представляет собой данный код, рассмотрим на следующей схеме: 

 

В плане закупок указывается 000

 

1

7

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

0

0

0

1

0

0

0

3

1

0

1

2

4

4

Год закупки

Идентификационный код заказчика.

Приказ Минфина от 18.12.2013 N 127н

Номер закупки в плане закупок

Номер закупки в плане-графике

Код ОКПД2 Мебель для офисов

КВР

                                                                       

Год закупки, указанный в ИКЗ, должен соответствовать тому году, в котором заказчиком будет размещено извещение о проведении закупки либо заключен контракт, если размещение извещения не требуется.

Идентификационный код заказчика соответствует тому коду, который идентифицирует заказчика в личном кабинете в ЕИС.

Номер закупки в плане закупок указывается в ИКЗ по порядку номеров строк. Таким образом, можно сделать вывод, что таких строк в плане закупок может быть 9 999.

Номер закупки в плане-графике: на этапе формирования плана закупок заказчик должен указать здесь значения "000". Далее при формировании плана-графика здесь будут формироваться порядковые номера закупок плана-графика, соответствующие данной строке плана закупок. На схеме предусмотрена строка плана закупок, в соответствии с которой заказчик будет закупать мебель для офисов (о чем нам говорят следующие 4 цифры - это код ОКПД2 3101) в 2017 г. Предусмотрев в плане закупок такую строку, под нее в плане-графике заказчик может сформировать 999 строк с разными вариантами закупок мебели для офисов (по способам закупки, по срокам проведения процедур, с учетом преференций и прочих условий закупки) <1>.

--------------------------------

<1> См.: письмо Минэкономразвития России от 18 сентября 2015 г. N Д28и-2694. 

Код ОКПД2 заказчик будет выбирать из классификатора в разрезе 4 знаков этого кода. И именно эта часть ИКЗ вызывает больше всего вопросов. В приведенном выше примере речь идет о мебели для офисов, код ОКПД2 31.01, и данный код не вызывает много вопросов. Аналогично заказчику можно ограничиться одним кодом при закупке, например, лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях, код ОКПД2 21.20. В случае закупки автотранспортных средств может быть использован единый код ОКПД2 29.10, который включает и легковой, и грузовой транспорт, и транспорт для перевозки пассажиров. Сложнее ситуация обстоит с закупкой товаров, отнесенных к разным кодам ОКПД2 в рамках одного лота. Так, например, при закупке продуктов питания заказчик мог бы в плане закупок предусмотреть единую строку "продукты питания" и указать объемы финансирования на год (аналогично мебели для офисов), но различные продукты питания отнесены к разным кодам ОКПД2. Например, сахар, какао, чай, пряности и приправы отнесены к разным кодам ОКПД2. Аналогичная ситуация возникнет в случае закупки канцелярских товаров. Фактически закупить одним лотом чай, какао, сахар и печенье возможно (такое формирование лотов не противоречит законодательству о защите конкуренции), но возникает вопрос, какой из кодов ОКПД2 должен указать заказчик в составе ИКЗ. Несколько абсурдной и нецелесообразной представляется ситуация, когда порядок формирования ИКЗ диктует заказчику порядок формирования лотов. Особенно в случаях, когда, к примеру, объем финансирования закупок на какао не превышает нескольких тысяч рублей. Очень спорная позиция по этому вопросу была представлена Минфином России в письме от 25.03.2016 N 02-02-04/17096: "...в соответствии с Порядком формирования идентификационного кода закупки, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422, код ОКПД включается в идентификационный код закупки по товарам, работам, услугам, размер оплаты по которым составляет наибольшую величину". Парадоксально, что фактически указанная Минфином России норма Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422 не предусмотрена, хотя данный подход так или иначе позволил бы компенсировать несовершенство системы классификации товаров, работ, услуг применительно к закупкам для государственных и муниципальных нужд в части формирования ИКЗ. Тем не менее в настоящий момент вопрос остается открытым. Единственным верным, с законодательной точки зрения, подходом является указание каждого кода ОКПД2 как отдельной строки в плане закупок.

КВР - код вида расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации в соответствии с Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н. Казалось бы, указание данного кода не представляет собой особых сложностей, но в закупочной практике заказчиков также часто встречаются ситуации, когда в рамках одной закупки финансирование осуществляется по разным кодам видов расходов. Порядок формирования ИКЗ позволяет указать только один код вида расходов, и что делать в случае смешанного финансирования, также не ясно. В сложной ситуации окажутся с 01.01.2017 унитарные предприятия, так как порядок применения бюджетной классификации на них не распространяется, а соответствующей оговорки в части указания кода вида расходов унитарными предприятиями не установлено. Наиболее целесообразным представляется либо отсутствие данных разрядов в ИКЗ для унитарных предприятий, либо указание в данной части знаков "000".

В части формирования ИКЗ также стоило бы обратить внимание заказчиков на совсем не очевидный из содержания Постановления N 552 факт, что план закупок должен содержать разбивку по годам. Это прямо следует из первых двух разрядов ИКЗ, а также обусловлено наличием столбца "планируемый год размещения извещения, заключения контракта". А именно, каждый заказчик ежегодно закупает повторяющуюся номенклатуру товаров, работ, услуг (например, каждый год будет закупка коммунальных услуг, услуг связи, охранных услуг и т.д.). При этом получается, что заказчик в плане закупок на 2017 - 2019 гг. должен трижды отразить эти закупки по каждому плановому году. Хотя намного целесообразнее представлялось бы указание данных закупок одной строкой с разбивкой по годам.

Еще одним сложным для восприятия моментом является указание в составе плана закупок цели осуществления закупки. Согласно Постановлению N 552 указание цели закупки предусматривает включение в план закупки наименования мероприятия государственной программы Российской Федерации (в т.ч. федеральной целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), а также указание ожидаемого результата реализации такого мероприятия. Либо, если закупка будет проводиться не в рамках целевых программ, наименование функции (полномочия) госзаказчика. Либо наименование международного договора Российской Федерации, если закупка осуществляется в целях исполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация. Когда формирование плана закупок осуществляет государственный (муниципальный) заказчик, вопросов, безусловно, не возникает. Но данная норма совершенно не учитывает особенности закупок бюджетных учреждений, если финансирование предоставлено внепрограммно. Какие функции и полномочия в данном случае должно указать бюджетное учреждение, если указание таких функций и полномочий предусмотрено только для госзаказчиков? Или необходимо в данном случае указывать функции и полномочия учредителя? Вопрос наполнения данных строк плана закупок остается также открытым. Что касается плана закупок унитарных предприятий, то для данных заказчиков, безусловно, требуется отдельная оговорка в части целей осуществления закупок.

План закупок также требует указания наименования объекта (или объектов) закупки. Данное наименование указывается заказчиком произвольно и может быть сформулировано, например, как "лекарственные средства", "мебель офисная", "работы по капитальному ремонту административных зданий", "коммунальные услуги" и т.д. Данное правило будет действовать до тех пор, пока не будет разработан и утвержден каталог товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В части указания объемов финансового обеспечения важно понимать, что это не привычная для заказчика НМЦК, а объем финансирования по каждому году, например, на мебель или нефтепродукты, или лекарственные средства. НМЦК для каждой закупки заказчик будет обосновывать на этапе подготовки плана-графика.

В плане закупок нет привычных для заказчика указаний на способ закупки, описание объекта закупки и прочих конкретных условий планируемой закупки. Эти детали появятся в плане-графике. План закупок лишь укрупненно по 4-значному коду ОКПД2 с учетом объектов закупки распределяет объемы финансирования по годам.

Также укрупненно в размере финансового обеспечения по каждому коду КБК план закупок должен содержать информацию о закупках:

а) лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ;

б) закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

в) закупки на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

г) услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку по п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

д) преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;

е) услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами.

Итоги плана закупок должны содержать общий объем финансового обеспечения по каждому КБК и итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренные для осуществления закупок в 2017 - 2019 гг.

План закупок на последующие годы разрабатывается путем изменения параметров 2018 г. и 2019 г. плана закупок на 2017 - 2019 гг. и дополнения к ним параметров 2020 г.

В план закупок включаются все закупки, которые планируются к осуществлению в течение 3 лет, в отношении которых в ЕИС будет размещаться извещение о проведении закупки, а также все закупки у единственного поставщика.

Приложением к плану закупок является форма обоснования, подготовленная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555.

После утверждения плана закупок и размещения его в ЕИС в него возможно внести изменения. Основания для внесения изменений должны быть предусмотрены в соответствующих нормативных правовых актах, регламентирующих порядок утверждения и ведения планов закупок.

Так, для федеральных заказчиков Постановлением N 552 установлены следующие случаи внесения изменений в план закупок:

а) приведение планов закупок в соответствие с утвержденными изменениями целей осуществления закупок;

б) приведение планов закупок в соответствие с изменением бюджета;

в) реализация федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента Российской Федерации, решений и поручений Правительства Российской Федерации, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке на текущий финансовый год и плановый период, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период;

г) изменение доведенных до заказчика лимитов, изменение показателей планов ФХД, изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

д) реализация решения, принятого по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;

е) использование экономии, полученной при осуществлении закупки;

ж) выдача предписания органами контроля, в том числе об аннулировании процедуры закупки;

з) изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;

и) возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.

Стоит обратить внимание заказчиков, что вопреки распространенному заблуждению при внесении изменений в план закупок федеральным заказчикам не нужно согласовывать такие изменения с ГРБС (учредителем). При этом, что удивительно, в ряде регионов норма о согласовании любых изменений в план закупок с ГРБС (учредителем) была предусмотрена на региональном уровне.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.