Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Профилактика деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных методами психологической работы (Федорова Е.М., Донскова Н.В.)

Профилактика деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных методами психологической работы (Федорова Е.М., Донскова Н.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

В процессе реформирования уголовно-исполнительной системы большое внимание уделяется гуманизации исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных <1>. В связи с этим одним из важных направлений работы с несовершеннолетними осужденными является психологическая профилактика и коррекция деструктивно-агрессивного поведения. Важно отметить, что проблема профилактики деструктивного поведения, актуальная для общества в целом, имеет особую значимость для мест лишения свободы, где наиболее полно представлены все известные формы и варианты проявлений агрессивного поведения у отбывающих наказание лиц, в том числе несовершеннолетних.
--------------------------------
<1> Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Проблемами профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, занимались такие исследователи, как М.Г. Дебольский, Е.М. Данилин, Д.Е. Дикопольцев, Н.В. Давыдова, В.М. Литвишков, А.И. Мокрецов, В.В. Новиков, А.И. Ушатиков и др. Анализ данной проблематики свидетельствует, что большая часть осужденных (в том числе ранее не судимых), поступающих в воспитательные колонии, уже знакома с элементами тюремной субкультуры, смещающей систему ценностей в сторону криминализации, подражания этой субкультуре, демонстрации асоциального, деструктивного поведения. Немалую роль в формировании аналогичного поведения в подростково-молодежной среде играет асоциально-криминальное поведение среди взрослого населения <2>. Значительная часть несовершеннолетних осужденных воспитывались в неблагополучных семьях с низким социальным уровнем, в которых агрессивное и даже криминальное поведение было нормой. Проходя через стадии предварительного расследования, изоляторы временного содержания, следственные изоляторы и суд, подростки заражаются "криминальной романтикой" и нередко считают особой доблестью демонстрировать агрессивное поведение и знание элементов криминальной субкультуры.
--------------------------------
<2> О некоторых факторах, способствующих усвоению сотрудниками воспитательных колоний элементов криминальной субкультуры / П.Н. Казберов, Д.Е. Дикопольцев, С.В. Кулакова, К.Ф. Фадеева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 3. С. 6 - 8.

По данным ряда исследований, осужденные несовершеннолетнего возраста характеризуются проявлениями так называемого подросткового комплекса, такими, как беспокойство, тревога, склонность к резким колебаниям настроения, импульсивность, негативизм, конфликтность. В этот возрастной период у подростка возникает ряд противоречий, нередко ведущих к дезадаптивному поведению <3>:
- стремление к самоутверждению и при этом неуверенность в себе;
- сочетание сенситивности с черствостью и жестокостью;
- чувствительность к оценке другими своей внешности, силы, способностей и излишняя самоуверенность, чрезмерное критиканство, пренебрежение к суждениям взрослых;
- болезненная застенчивость и одновременно наглость;
- жажда признания и бравирование независимостью;
- отказ от общепринятых правил и обожествление кумиров;
- сочетание чувственного фантазирования с бесплодным мудрствованием и философическим рассуждательством;
- стремление к независимости и непереносимость опеки в сочетании с одновременным страхом самостоятельности, безынициативностью и неумением самообеспечения.
--------------------------------
<3> Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учебно-методическое пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2006.

Противоречивые психологические характеристики при определенных условиях могут выступать основой социальной дезадаптации, значительно искажающей установки личности и способы социального реагирования, что приводит к личностной деформации по асоциальному типу и проявлению в том числе агрессивно-деструктивного поведения.
В связи с этим при организации профилактической (социальной, воспитательной, психологической) работы с несовершеннолетними осужденными необходимо учитывать следующее:
- подростковый период отличается специфическими психофизиологическими особенностями, которые обязательно следует учитывать при проведении социальной, воспитательной и психологической работы;
- правовые положения, регламентирующие статус несовершеннолетнего осужденного, имеют значительные различия с правовыми нормами, существующими в отношении взрослых преступников;
- гуманизация уголовного законодательства с учетом международной практики в первую очередь обращена к несовершеннолетним правонарушителям;
- формы и методы социальной, воспитательной и психологической работы с несовершеннолетними осужденными приобретают качественно иные цели и характер, чем это имеет место в отношении взрослых преступников.
Необходимо отметить, что подростковый возраст также характеризуется активизацией психических и невротических расстройств, психопатических проявлений и акцентуаций характера, что, безусловно, влияет на степень и формы деструктивно-агрессивного поведения данной категории лиц <4>. Диапазон проявлений агрессивности несовершеннолетних осужденных достаточно широк: от явных и открытых форм, характеризующихся грубым физическим насилием над личностью, до скрытых, специфических для мест лишения свободы (злобные сплетни, слухи, издевательства, насмешки и др.).
--------------------------------
<4> Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983; Зыкова К.Ф. Несовершеннолетние осужденные женского пола, совершившие насильственные преступления, и проблемы их психологической коррекции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. М., 2013. N 4. С. 16 - 18.

Профилактика деструктивно-агрессивного поведения происходит с самого первого момента поступления в воспитательную колонию, когда несовершеннолетние осужденные проходят психологическое обследование в карантинных отделениях. Здесь происходит первое знакомство с ними, изучаются личные дела, выявляются группы, требующие особого учета, как представляющие основные трудности в работе персонала. Это в первую очередь лица с психическими аномалиями (алкоголизм, наркомания, токсикомания, психопатия, олигофрения и другие психические отклонения), а также подростки, активно противопоставляющие себя режимным требованиям и персоналу колонии (лидеры с отрицательной направленностью, лица с повышенной агрессивностью, склонностью к побегам, конфликтностью, занимающиеся поборами и притеснением других, склонные к провокациям и групповым эксцессам, отказывающиеся от работы). Психологу очень важно определить при диагностике и дальнейшей работе причину агрессивного поведения подростка. Если причиной являются психические аномалии и отклонения, методы работы будут одними, возможно, необходимо будет привлекать медицинский персонал учреждения. Если деструктивно-агрессивное поведение выступает для подростка средством поднятия своего личного положения в среде ближайшего социального окружения, своеобразной демонстрацией уверенности в себе, высокого статуса и т.п., тогда достаточно будет психологических и воспитательных методов работы.
Основные усилия психологов по профилактике и коррекции деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных должны быть сосредоточены на повышении их самооценки, формировании навыков психической саморегуляции и адекватного поведения в различных ситуациях, а также оказании адресной психологической помощи, особенно в начальный период отбывания наказания и непосредственно перед освобождением из мест лишения свободы.
Анализ ряда проведенных исследований показывает, что психологическая профилактика и коррекция деструктивно-агрессивного поведения осужденных несовершеннолетнего возраста должна осуществляться на трех уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом. На когнитивном уровне наиболее эффективно работают методы психоаналитической, рационально-эмотивной, когнитивно-бихевиоральной (когнитивно-поведенческой) терапии. На аффективном уровне - клиент-центрированная, гештальт-терапия, арт-терапия. На поведенческом уровне - бихевиоральная и адлерианская терапия <5>.
--------------------------------
<5> Дикопольцев Д.Е. Коррекция и профилактика аутоагрессивного поведения несовершеннолетних осужденных // Юридическая психология. 2015. N 2. С. 24 - 27; Фадеева К.Ф., Кулакова С.В. О проблемах психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. N 9. С. 17 - 20.

В результате исследования, проведенного в 2013 году <6>, были разработаны теоретическая модель деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных и психокоррекционная программа по управлению гневом с элементами арт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии для профилактики агрессивного поведения и коррекции личности осужденных подростков. В психокоррекционную программу были включены такие занятия по арт-терапии, как "Линия жизни", "Я и другие", "Мое самое яркое и светлое (счастливое) воспоминание из детства", "Мандала". Анализ результатов, полученных в эксперименте по применению психокоррекционной программы, показал значительное снижение уровня деструктивности по различным параметрам личности осужденных подростков, положительное воздействие на эмоциональную и волевую сферы, снижение уровня тревожности и агрессии, улучшение коммуникативного общения в группе.
--------------------------------
<6> Донскова Н.В. Деструктивно-агрессивное поведение несовершеннолетних осужденных и его коррекция в подростковом возрасте: Магистерская диссертация. М.: МГППУ, 2013.

Таким образом, можно сделать вывод, что арт-терапия в сочетании с другими направлениями, формами и методами психологического воздействия является эффективным средством психологической профилактики и коррекции, способствует достижению позитивных изменений в основных сферах развития личности несовершеннолетних осужденных:
- в мотивационной сфере изменения касаются основных структурных компонентов (мотивов, потребностей, установок), которые приобретают социально приемлемый характер. Подростки становятся способными к продуктивному сотрудничеству как со взрослыми, так и сверстниками;
- в эмоциональной сфере изменения происходят в характере эмоциональных реакций подростков. Они становятся менее раздражительными, импульсивными, учатся адекватно выражать собственные эмоции, а также более точно понимать и вербализовывать как свои чувства и эмоциональные состояния, так и окружающих их людей, делиться своими переживаниями. Эмоциональная сфера под воздействием арт-терапии становится устойчивее: не так часто и резко происходит смена настроения, снижается уровень тревожности, агрессии, конфликтности;
- в волевой сфере изменения связаны с приобретением воспитанниками навыков саморегуляции психического состояния, спонтанного расслабления, снятия психофизического напряжения, мышечных зажимов, в результате чего у них резко снижаются проявления физической агрессии и частота проявлений членовредительства;
- в ценностной сфере изменения характеризуются тем, что подростки начинают осознавать свои действия и поступки и соответственно различать неверные и противоправные действия от тех, которые приняты в обществе за норму. На основе понимания этих различий подростки формируют для себя новые ценности, которые ведут их к исправлению.
Арт-терапия помогает осужденным подросткам с деструктивно-агрессивным поведением увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы; приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения, преодолеть неадекватные дезадаптивные формы поведения, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций и принятием ответственности; развить адекватные формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью; закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать социальной адаптации и эффективному функционированию в реальной жизни.

Литература

1. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
2. Донскова Н.В. Деструктивно-агрессивное поведение несовершеннолетних осужденных и его коррекция в подростковом возрасте: Магистерская диссертация. М.: МГППУ, 2013.
3. Дикопольцев Д.Е. Коррекция и профилактика аутоагрессивного поведения несовершеннолетних осужденных // Юридическая психология. 2015. N 2. С. 24 - 27.
4. Дикопольцев Д.Е. Особенности психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. N 7-2(91). С. 108 - 111.
5. Зыкова К.Ф. Несовершеннолетние осужденные женского пола, совершившие насильственные преступления, и проблемы их психологической коррекции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. М., 2013. N 4. С. 16 - 18.
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
7. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учебно-методическое пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2006.
8. О некоторых факторах, способствующих усвоению сотрудниками воспитательных колоний элементов криминальной субкультуры / П.Н. Казберов [и др.] // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 3. С. 6 - 8.
9. Фадеева К.Ф., Кулакова С.В. О проблемах психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. N 9. С. 17 - 20.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи