Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Обеспечение личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей (Шапоренко А.А.)

Обеспечение личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей (Шапоренко А.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Обеспечение личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) при исполнении служебных обязанностей является актуальной проблемой. Недостаточность разработанности рассматриваемой проблематики в современных условиях вызывает необходимость выработки новых подходов к организации деятельности по обеспечению личной безопасности персонала. Прежде всего следует обратить внимание на организацию профилактической работы по недопущению совершения осужденными случаев оскорблений, угроз, нападения, физического насилия в отношении сотрудников исправительных учреждений.

Личная безопасность сотрудников УИС является важным условием нормального функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Под личной безопасностью сотрудников УИС подразумевается состояние защищенности их жизненно важных интересов от каких-либо реальных и потенциальных угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности <1>.
--------------------------------
<1> Громов М.А., Селиверстов В.И. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Рязань, 1991. С. 23.

Правовые гарантии прав и свобод человека в различных областях жизнедеятельности, в том числе и обеспечение безопасности сотрудников УИС, закреплены в статьях 17, 20, 21, 22 Конституции Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<2> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.

Обеспечение безопасности сотрудников УИС регламентируется нормами Уголовного кодекса Российской Федерации <3> (далее - УК РФ). В главе 32 "Преступления против порядка управления" раздела X "Преступления против государственной власти" статьями 318 "Применение насилия в отношении представителя власти" и 319 "Оскорбление представителя власти" предусмотрена уголовная ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и неприкосновенность сотрудников УИС. Санкция указанных статей предусматривает максимальное наказание за преступление в виде десяти лет лишения свободы <4>.
--------------------------------
<3> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954 (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 139-ФЗ).
<4> Овчинников С.Н. Новеллы в законодательстве о применении мер безопасности сотрудниками уголовно-исполнительной системы: анализ положений законопроекта // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 6. С. 10 - 12.

Конституционное право сотрудников УИС на безопасность конкретизировано в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации <5> (далее - УИК РФ):
- цели уголовно-исполнительного законодательства способствуют уменьшению общественной опасности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и профилактике совершения осужденными случаев применения насилия (оскорблений) в отношении работников ИУ в связи с осуществлением ими служебной деятельности (ст. 1 УИК РФ);
- одной из основных обязанностей осужденных является вежливое отношение к персоналу (ст. 11 УИК РФ);
- раздельное содержание осужденных позволяет изолировать наиболее опасных осужденных от общей массы (ст. 80 УИК РФ);
- личная безопасность персонала исправительных учреждений входит в ряд основных требований режима (ст. 82 УИК РФ);
- в целях предупреждения преступлений осужденных, в том числе преступлений, направленных против персонала исправительного учреждения, используются аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора за осужденными (ст. 83 УИК РФ);
- одной из задач оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях является обеспечение личной безопасности сотрудников учреждения (ст. 84 УИК РФ) <6>;
- в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу учреждения, злостного неповиновения законным требованиям администрации, проявления буйства, нападения на граждан или иных общественно опасных действий, в целях пресечения указанных действий применяются физическая сила, специальные средства и оружие (ст. 86 УИК РФ);
- одним из направлений воспитательной работы с осужденными является формирование уважительного отношения к человеку, в том числе вежливого отношения к работникам исправительного учреждения (ст. 109 УИК РФ);
- за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в оскорблении работника исправительного учреждения при отсутствии признаков преступления, осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что в соответствии с нормами УИК РФ влечет изоляцию от общей массы осужденных (ст. 116 УИК РФ).
--------------------------------
<5> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // СЗ РФ. 13.01.1997. N 2. Ст. 198 (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ).
<6> Горяинов К.К. Некоторые направления развития оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Оперативник (сыщик). 2006. N 1(6). С. 17 - 20.

В Законе Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" <7> (далее - Закон об учреждениях и органах) определены основные положения обеспечения личной безопасности сотрудников исправительного учреждения: одной из задач УИС является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, в том числе безопасности персонала (ст. 2 Закона об учреждениях и органах); обязанностью исправительных учреждений является создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности персонала (ст. 13 Закона об учреждениях и органах); установлены требования и порядок применения сотрудниками исправительных учреждений физической силы, специальных средств и оружия в случае совершения осужденными насилия или оскорблений в отношении работников исправительного учреждения (ст. 29 - 31 Закона об учреждениях и органах).
--------------------------------
<7> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 19.08.1993. N 33. Ст. 1316 (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ).

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений <8> (далее - ПВР ИУ) регламентировано, что осужденные обязаны быть вежливы в обращении с персоналом исправительного учреждения и выполнять их законные требования (п. 14 ПВР ИУ). В случае нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденный привлекается к дисциплинарной ответственности.
--------------------------------
<8> Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 21.11.2005. N 47 (в ред. Приказа Минюста России от 12 февраля 2009 г. N 39).

Одним из условий обеспечения личной безопасности сотрудников является профилактическая работа с осужденными в соответствии с Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС <9>. Профилактическая работа с осужденными направлена на искоренение предпосылок совершения ими правонарушений, в том числе случаев применения насилия и оскорблений в отношении сотрудников УИС в связи с осуществлением ими служебной деятельности, посредством комплекса специальных мероприятий <10>.
--------------------------------
<9> Приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" // Российская газета. 05.06.2013.
<10> Исиченко А.П., Фумм А.М. Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: новые и старые ошибки // Российский следователь. 2014. N 18. С. 49 - 52.

Проведенный анализ показал, что в течение последних трех лет наблюдается рост числа профилактируемых по категории "склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов": на 31,0% в 2014 г. и 4,9% в 2015 г. Так, если в 2015 году на профилактическом учете по данной категории состояло 4777 осужденных, в 2014 году - 4552 осужденного, то в 2013 году - всего 3476 человек.
Статистика совершения осужденными случаев применения насилия и оскорблений в отношении работников исправительного учреждения в связи с осуществлением ими служебной деятельности отображает количественную сторону указанных правонарушений, характеризует их уровень и динамику. Анализ количественных показателей необходим в целях содействия выработке эффективных решений по профилактике противоправных действий осужденных.
Анализ статистической отчетности учреждений и органов ФСИН России показал, что число совершения осужденными случаев применения насилия и оскорблений в отношении работников исправительного учреждения в связи с осуществлением ими служебной деятельности с каждым годом растет. В 2015 году количество указанных случаев составило 188 (прирост на 1% по сравнению с 2014 годом (187 случаев) и на 9% по сравнению с 2013 г. (172 случая)).
Статистика возбужденных уголовных дел по ст. 318 "Применение насилия в отношении представителя власти" УК РФ показывает, что если в 2013 году было возбуждено 25 дел, то в 2014 году - 9 дел (на 36% меньше), в 2015 году - 21 уголовное дело (на 1,1% меньше, чем в 2013 году, но на 133% больше, чем в 2014 году).
С возбуждением уголовных дел по ст. 319 "Оскорбление представителя власти" УК РФ прослеживается тенденция роста в период 2013 - 2015 гг. Так, в 2013 году за публичное оскорбление сотрудника исправительного учреждения возбуждено 32 уголовных дела, в 2014 году рост был незначительный - возбуждено 33 уголовных дела (рост на 1 дело, или на 3%). В 2015 году произошел значительный рост возбужденных уголовных дел по ст. 319 УК РФ (рост составил 91%, или 63 возбужденных уголовных дела).
Анализ статистики показал, что, несмотря на рост количества случаев применения насилия (оскорблений) в отношении сотрудников исправительного учреждения, число возбужденных уголовных дел значительно ниже и составляет менее половины случаев. В качестве факторов, влияющих на низкий процент возбужденных уголовных дел, на наш взгляд, можно выделить следующие: нежелание огласки, которая влечет ухудшение рейтинговых показателей учреждения; неуверенность в наказании преступника в связи с отсутствием неопровержимых доказательств совершенного преступления; виктимное поведение и низкий уровень правосознания потерпевшего.
Проведенный анализ показал, что исследуемая проблема требует совершенствования организации профилактической работы по недопущению совершения осужденными случаев применения насилия и оскорблений в отношении работников исправительного учреждения в связи с осуществлением ими служебной деятельности. На сегодняшний день комплекс мер профилактики совершения осужденными преступлений в отношении сотрудников УИС требует совершенствования, что позволит искоренить насильственные преступления, минимизировать число оскорблений и угроз в отношении сотрудников при осуществлении ими служебной деятельности.
Проведенное исследование существующей практики обеспечения личной безопасности сотрудников УИС выявило основные направления организации профилактики правонарушений со стороны осужденных: совершенствование оснащенности учреждений УИС инженерно-техническими средствами охраны и надзора; повышение качества режима; повышение качества профилактической работы с осужденными, склонными к нападению на представителей администрации; защита персональных данных сотрудников УИС и членов их семей; усиление качества специальной подготовки сотрудников УИС по обеспечению личной безопасности; повышение дисциплины личного состава.
Кроме этого, в исправительных учреждениях практикуется работа по разъяснению осужденным статей уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за преступления в части насильственных действий и оскорблений в адрес сотрудников исправительного учреждения. При этом расписка осужденного с ознакомлением об уголовной ответственности за правонарушения в отношении сотрудников УИС является профилактической и воспитательной мерой воздействия, а также доказательством прямого умысла в случае преступлений.
Таким образом, комплекс мероприятий по профилактике и недопущению совершения осужденными случаев насилия (оскорблений) усилит личную безопасность сотрудников УИС, что является важнейшим фактором обеспечения правопорядка.

Литература

1. Горяинов К.К. Некоторые направления развития оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Оперативник (сыщик). 2006. N 1(6). С. 17 - 20.
2. Громов М.А., Селиверстов В.И. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Рязань, 1991. С. 23.
3. Железная Ю.Ю., Ибрагимов О.А. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Юридическая психология. 2015. N 2. С. 29 - 32.
4. Исиченко А.П., Фумм А.М. Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: новые и старые ошибки // Российский следователь. 2014. N 18. С. 49 - 52.
5. Калужина М.А. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы теории и практики: Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2016.
6. Нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность: Научно-практический комментарий / А.В. Быков [и др.]. М., 2015.
7. Овчинников С.Н. Новеллы в законодательстве о применении мер безопасности сотрудниками уголовно-исполнительной системы: анализ положений законопроекта // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 6. С. 10 - 12.
8. Пертли Л.Ф., Кузьмин С.И. Профилактика совершения осужденными случаев применения насилия и оскорбления в отношении работников ИУ в связи с осуществлением ими служебной деятельности: Учебное пособие. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2016. 55 с.
9. Фумм А.М. Пенитенциарные преступления: общая характеристика и особенности предупреждения. В сб.: Криминологические проблемы регионов Крайнего Севера России. 2015. С. 191 - 197.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.



В центре внимания:


Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета предоставленного займа в иностранной валюте между заимодавцем и заемщиком (Молчанов В.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Ремонт или реконструкция? (Малышко В.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Налоговая декларация по УСН (Ульянов В.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Переоценка основных средств и налог на имущество: цена ошибки (Анищенко А.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Заявление вычета по НДС за пределами трех лет: слишком поздно? (Беланов И.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта