Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Факторы, осложняющие проведение расследования преступлений коррупционной направленности (Горяинов К.К., Пудаков Е.Р.)

Факторы, осложняющие проведение расследования преступлений коррупционной направленности (Горяинов К.К., Пудаков Е.Р.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Эффективность расследования преступлений коррупционной направленности во многом зависит от заранее выработанной тактики взаимодействия оперативных подразделений и следственных органов. Однако было бы неверно определять успешность всего расследования только по сути, на основе совершенствования работы органов оперативно-розыскной деятельности, ссылаясь на тот факт, что коррупционные преступления выявляются и раскрываются главным образом посредством оперативно-розыскной деятельности. Так, по мнению Т.В. Филоненко, дела коррупционной направленности отличаются своей сложностью в расследовании и собирании доказательств, поэтому для раскрытия таких преступлений нужны хорошо подготовленные и обученные оперативные работники, специализирующиеся на раскрытии и расследовании дел указанной категории <1>. Конечно, необходимо учитывать, что планирование расследования дел, возбужденных на основе оперативно-розыскных материалов, является специфическим. Одна из особенностей планирования расследования дел этой категории - обеспечение путей получения данных о лицах, которые совершили преступление, необходимость сочетания следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями в процессе всего следствия <2>. И, соглашаясь с мнением А.С. Данильяна, Э.С. Данильян, определяющих успех расследования и раскрытия уголовного дела от своевременного и качественного оперативного сопровождения расследования преступлений <3>, полагаем необходимым тем не менее помнить о принципиальной позиции в отношении того, что в целом инициатива в расследовании указанной категории преступлений должна исходить от следователя.
--------------------------------
<1> Филоненко Т.В. Применение законодательства о противодействии коррупции при расследовании и рассмотрении судами уголовных дел [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
<2> Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. М.: Юридическая литература, 1970. С. 57 - 59.
<3> Данильян А.С., Данильян Э.С. Взаимодействие следователя и оперуполномоченного при расследовании преступлений коррупционной направленности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. N 2(24). С. 55 - 58.

Как показывает практический опыт расследования преступлений коррупционной направленности, акцентированного внимания требует последующий этап расследования, и, перед тем как остановиться на основных проблемных вопросах, характеризующих указанный период, необходимо кратко определить как его временные границы, так и основных участников.
Начало указанного этапа определяется моментом предъявления обвиняемому первичного обвинения, как правило, уже прошедшим избрание меры пресечения, появления у субъектов обоснованной уверенности в том, что как минимум один состав преступления в отношении привлекаемого лица считается доказанным. Этот период характеризуется несколько снижающимся количеством членов следственно-оперативной группы, а также интенсивностью в расследовании преступления.
На данном этапе следствие собирает и анализирует максимум информации об организациях, в сфере деятельности которых совершено коррупционное преступление, формируется обоснованная уверенность в том, что собрана надлежащая совокупность доброкачественных доказательств вины коррупционера в совершении всех вменяемых эпизодов преступной деятельности. Завершается этап определением итогового объема обвинения и подготовкой проекта постановления о привлечении в качестве обвиняемого в окончательной редакции. В указанный срок следователь, при условии собирания и фиксации доказательственной базы, должен сосредоточиться на обоснованном предъявлении окончательного обвинения, завершении расследования, выполнении требований ст. 215 - 222 УПК РФ.
При этом, если учитывать, что противодействие в связи с получением статуса подозреваемого или обвиняемого приобретает стратегически выверенный характер, необходимо расставить некоторые приоритеты в работе оперативно-следственных подразделений. Так, вероятнее всего, именно на данном этапе происходит изменение качественного содержания противодействия, что аргументируется тем, что у стороны защиты прошел первый стресс, она становится более информированной. Соответственно, вырабатывается итоговая позиция, тщательно продумываются ее варианты и "защитительные" версии, методы и средства противодействия, которые готовятся и применяются более продуманно, осторожно, профессионально. Защита стремится, как правило, к достижению следующих целей:
- оказание морального давления на следователя;
- затягивание расследования, постановка следователя в цейтнот;
- изменение меры пресечения;
- получение информации о состоянии доказательственной базы (иногда сами сотрудники правоохранительных органов сообщают такие сведения в СМИ) и следственной перспективе (для этого задействуются связи в правоохранительных органах) <4>.
--------------------------------
<4> Волошкина Н.Н. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией // Сборник мат. Межд. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2008. С. 109.

Наиболее важной, на наш взгляд, является проблема качества и полноты представляемых следователю оперативными сотрудниками результатов ОРМ, зависящих, с одной стороны, от правильности документирования противоправных действий, а с другой - от содержательной части представленных следователю документов с фиксированием противоправных действий. Разрешением проблемы будет активная позиция следователя, который еще на первоначальном этапе должен запросить у оперативного подразделения максимально имеющиеся сведения по выявленному преступлению. В связи с чем важно подчеркнуть, что орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, будет способен предоставить необходимый для расследования объем информации только в случае комплексного проведения оперативно-розыскных мероприятий, а не ограничиваться имеющейся информацией, полученной в результате оперативного эксперимента. Профессионализм действий оперативного работника при этом будет подчеркиваться сочетанием в практической деятельности требований Закона об ОРД, ведомственного нормативного акта, регламентирующего осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также требований Приказа МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд". А после получения полноценного объема сведений от оперативного подразделения вопрос отказа обвиняемого от дачи показаний для обвинения, согласно ст. 51 Конституции РФ, не будет являться сложностью при сборе доказательственной базы.
Еще одним актуальным вопросом предварительного следствия по делам коррупционной направленности является проведение судебно-экспертных фоноскопических исследований в целях идентификации голоса, зафиксированного на фонограммах. В подобных случаях в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" при возбуждении дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи передаются следователю.
Аудио- или видеозапись будет относиться к доброкачественному в правовом отношении идентифицируемому предмету производства экспертизы, если факт ее получения зафиксирован в материалах дела оперативного учета и она была направлена следователю в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд. Вместе с тем наиболее часто встречающейся ошибкой является не только непроведение выемки денежных средств, но и непривлечение аудио- или видеозаписи, изъятой в ходе ОРМ. Даже если, например, денежные купюры изъяты оперативным сотрудником в ходе осмотра места происшествия, приобщены к протоколу осмотра и указаны в сопроводительном документе, тем не менее они подлежат выемке следователем, а в дальнейшем - осмотру в ходе следствия. Кроме того, при осмотре производится распечатка разговоров, имеющихся на носителях.
После осмотра аудио- и видеоносителей и подготовки соответствующих протоколов в ходе следствия указанные документы могут предъявляться следователем в результате дополнительных допросов лиц, разговоры которых записаны. Это даст возможность лишний раз закрепить позицию допрашиваемого, сформировать дополнительные доказательства обвинения, а также установить принадлежность реплик, избежать назначения весьма длительной по времени производства фоноскопической экспертизы.
Таким образом, перед следователем на указанном этапе расследования определяются следующие основные задачи:
1) инициировать получение от оперативного подразделения необходимого для формирования доказательственной базы объема информации в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на всех этапах противоправных действий;
2) не поддаваться на активизирующееся противодействие, пресекать все попытки, использовать их против самих противодействующих лиц, защитить субъектов методики и свидетелей обвинения, в особенности если показания взяткодателя относятся к позиции обвинения;
3) внимательно отнестись ко всем процедурам окончания расследования, тщательно проверяя дело на предмет возможных ошибок и нарушений закона, по возможности устранить их;
4) не допустить умышленного, недобросовестного затягивания расследования и процесса ознакомления с материалами дела;
5) быть готовым к обсуждению со стороной защиты вариантов законного, оправданного для стороны обвинения и этически допустимого компромисса, к принятию соответствующих правовых и тактических решений.

Литература

1. Волошкина Н.Н. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией // Сборник мат. Межд. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2008. С. 109.
2. Данильян А.С., Данильян Э.С. Взаимодействие следователя и оперуполномоченного при расследовании преступлений коррупционной направленности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. N 2(24). С. 55 - 58.
3. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. М.: Юридическая литература, 1970. 224 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.



В центре внимания:


Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета предоставленного займа в иностранной валюте между заимодавцем и заемщиком (Молчанов В.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Ремонт или реконструкция? (Малышко В.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Налоговая декларация по УСН (Ульянов В.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Переоценка основных средств и налог на имущество: цена ошибки (Анищенко А.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Заявление вычета по НДС за пределами трех лет: слишком поздно? (Беланов И.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта