Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Калининградская область: 70-летие особого субъекта Российской Федерации (Саленко А.В.)

Калининградская область: 70-летие особого субъекта Российской Федерации (Саленко А.В.)

Дата размещения статьи: 14.04.2017

Калининградская область: историко-правовые аспекты возникновения

Калининградская область представляет собой особый субъект Федерации, в котором уникальны все его грани: удивительная и, можно сказать, загадочная история, сложное геополитическое эксклавное положение и фактически особый правовой статус. Начнем разговор об истории Калининградской области с цитаты из книги Н.М. Карамзина "История государства Российского", а именно из главы второй "О славянах и других народах, составивших государство Российское": "В Степенной Книге XVI века и в некоторых новейших летописях сказано, что Рюрик с братьями вышел из Пруссии, где издавна назывались Курский залив Русною, северный рукав Немана, или Мемеля, Руссою, окрестности же их Порусьем" <1>. Указанные исторические места можно найти на карте современной Калининградской области: Куршский залив, река Неман, город Русне (Литва)...
--------------------------------
<1> Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1989. Т. 1.

Калининградская область невольно превратилась в предмет спора между сторонниками двух научных исторических школ: норманнской и антинорманнской. Представители первой настаивают на том, что основателями государства на Руси были варяги скандинавского происхождения, представители второй полагают, что князь Рюрик пришел на Русь с территории западных славян - либо с территорий, указанных в Степенной книге XVI в., либо с севера современной Германии - с острова Рюген (Руян) <1> и прилегающего к нему материкового побережья. Мы не станем углубляться в эту тему и оставим разрешение обозначенных вопросов на усмотрение историков.
--------------------------------
<1> Ганина Н.А. Остров Рюген: к основам взаимодействия культур и языков // Атлантика: записки по исторической поэтике. М., 2011. С. 3 - 33; Меркулов В.И. Древнерусское предание с острова Рюген // Русин. 2014. N 1. С. 165 - 171.

Современная территория Калининградской области впервые вошла в состав Российского государства в ходе Семилетней войны (1758 - 1762 гг.), когда указом императрицы Елизаветы Петровны Кенигсберг и Восточная Пруссия были провозглашены русским генерал-губернаторством. Однако внезапная смерть Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. и последующее вступление на престол Петра III привели к полной потере присоединенных к Российской империи территорий.
Калининградская область была образована благодаря победе в Великой Отечественной войне. Первоначально под фактический контроль СССР территория современной Калининградской области перешла после окончания Восточно-Прусской операции (13 января - 25 апреля 1945 г.). На Потсдамской (Берлинской) конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) главы правительств СССР, США и Англии приняли решение о ликвидации Восточной Пруссии и о передаче СССР Кенигсберга и прилегающего к нему района.
Интересная историческая деталь: еще до окончания войны - на Тегеранской конференции - глава Советского государства обозначил притязания СССР на Восточную Пруссию: "Русские не имеют незамерзающих портов на Балтийском море. Поэтому русским нужны незамерзающие порты Кенигсберг и Мемель и соответствующая часть Восточной Пруссии. Тем более что исторически - это исконно славянские земли" <1>. В своем выступлении Сталин фактически сослался на строки Степенной книги XVI в.
--------------------------------
<1> Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг.: Сб. док. Т. 2: Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (28 ноября - 1 декабря 1943 г.). М., 1984. С. 150.

Следующий любопытный факт. Калининградская область была образована не сразу после завершения войны и совещаний на Потсдамской конференции. После окончания боевых действий данная территория находилась под военным управлением: в советской части Восточной Пруссии был образован Кенигсбергский особый военный округ, существовавший с мая 1945 г. по апрель 1946 г. <1>. И только 7 апреля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "Об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР" <2>. Получается, что на протяжении одного года после победы вопрос о государственно-правовом статусе региона фактически не решался. Вероятно, это было вызвано трудностями послевоенного времени, а также тем, что в общих договоренностях Потсдамской конференции указывалось, что точные границы территории, передаваемой Советскому Союзу (Кенигсберг и прилегающий к нему район), будут исследованы экспертами и окончательно установлены "при предстоящем мирном урегулировании" <3>. Однако после Потсдамской конференции международных совещаний по мирному урегулированию не последовало, а существующие границы Калининградской области были определены посредством двусторонних переговоров <4>. 4 июля 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Кенигсбергская область была преобразована в Калининградскую область, а Кенигсберг переименован в Калининград. За этим последовали мероприятия по закреплению административно-территориального устройства Калининградской области и переименованию ее населенных пунктов <5>.
--------------------------------
<1> Кретинин Г.В. Военные комендатуры Кенигсбергского Особого военного округа в 1945 - 1946 гг. // Вестн. Рос. гос. ун-та им. И. Канта. 2006. Вып. 12. Гуманитарные науки. С. 55 - 62.
<2> Маслов В.Н. Создание Кенигсбергской области и ее переименование в 1946 году // Калининградские архивы. 2014. N 11. С. 99 - 109.
<3> Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Т. 6: Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). М., 1984. С. 457.
<4> Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Польской Республикой о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г. // Известия Советов депутатов трудящихся СССР. 1945. N 193; Калишук В. Польско-советская граница в бывшей Восточной Пруссии // Интернет-проект "Открытка из Восточной Пруссии": URL: http://www.eastprussia.ru/border; http://historia-wyzynaelblaska.pl/granica-polsko-radziecka-w-b.-prusach-wschodnich.html.
<5> Об административно-территориальном устройстве Калининградской области: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 сентября 1946 г. // ГАКО. Ф. 297. Оп. 11. Д. 1. Л. 23; Маслов В.Н. Переименование районных центров Калининградской области в 1946 году // Вестн. Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Сер. "Гуманитарные и общественные науки". 2014. N 12. С. 58 - 69.

В современной отечественной историко-правовой литературе без должного изучения остается вопрос о том, почему созданная после войны Калининградская область была включена в состав именно РСФСР, а не Литовской ССР. Ведь данное решение советского руководства, из-за которого возникала административно-территориальная оторванность области от основной территории РСФСР, представлялось нелогичным в тех исторических условиях, когда никто даже гипотетически не мог поставить под сомнение вопрос о государственной целостности СССР. Выскажем предположение, что решение присоединить Кенигсбергскую (Калининградскую) область именно к РСФСР было продиктовано национальным составом прибывавших переселенцев (по большей части русских <1>), а также существовавшей в тот момент нестабильностью в прибалтийских республиках СССР (в частности, в Литве), где борьба с так называемыми лесными братьями, социально чуждыми и националистически настроенными элементами продолжалась фактически до конца 1960-х гг. Однако благодаря именно этому на первый взгляд нелогичному решению руководства СССР Калининградская область в постперестроечный период сохранилась в составе Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы Калининградской области в воспоминаниях и документах. СПб., 2002; 2-е изд., испр. и доп. Калининград, 2003; Костяшов Ю.В. Заселение Калининградской области после Второй мировой войны // Гуманитарная наука в России: история, археология, культурная антропология и этнография. М., 1996. С. 82 - 88.

Современный правовой статус Калининградской области

Исследование конституционно-правового статуса отдельно взятого субъекта Российской Федерации может показаться бессмысленным и бесперспективным в силу основополагающего принципа российского федерализма, а именно равноправия всех субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Однако есть юридические аспекты, которые обусловливают специальный статус Калининградской области как субъекта Федерации.
Прежде всего следует обратить внимание на особое географическое положение, которое превратило Калининградскую область в заграничную территорию. Калининградский регион на протяжении более чем десяти лет живет в окружении стран Европейского союза. В этом контексте положение области уникально и несопоставимо даже с полуэксклавным положением Крымского федерального округа, представляющего собой очередной вызов российскому федерализму. Дело в том, что Крымский федеральный округ утратит характер заграничной территории сразу после того, как будет построен мост через Керченский пролив. В Калининградской же области фактор географической оторванности субъекта Федерации от материковой России носит постоянный характер, в связи с чем в федеральном законодательстве был предусмотрен ряд особых мер, направленных на смягчение негативных последствий, обусловленных заграничным положением Калининградской области <1>.
--------------------------------
<1> Терениченко А.А. Проблема сохранения суверенитета России над Калининградской областью: правовой аспект // Современный юрист. 2013. N 4. С. 44 - 53.

На протяжении 25 лет (1991 - 2016 гг.) в Калининградской области действовал особый экономико-правовой режим хозяйственной деятельности. Еще на закате советской эпохи Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. в Калининградской области была создана свободная экономическая зона (СЭЗ) "Янтарь". Этот шаг, по мнению руководства страны, должен был ускорить социально-экономическое развитие области в условиях возрастающей оторванности региона от основной территории России. Приоритеты СЭЗ "Янтарь" заключались в создании производств конкурентоспособной продукции, развитии торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечении условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта и увеличения экспортных возможностей Калининградской области и Российской Федерации в целом <1>.
--------------------------------
<1> Смородинская Н.В., Капустин А., Малыгин В. Калининградская область как свободная экономическая зона // Вопр. экономики. 1999. N 9. С. 36 - 44.

В 1996 г. в Законе за Калининградской областью был закреплен статус особой экономической зоны (ОЭЗ) <1>. В ОЭЗ "Янтарь" стал действовать особый (льготный по сравнению с общероссийским) режим внешнеэкономической, инвестиционной и предпринимательской деятельности, был введен специальный режим свободной таможенной зоны, делающий ее привлекательной для иностранных инвестиций и развития предпринимательства. По общему правилу товары, произведенные в ОЭЗ "Янтарь" и вывозимые в иностранные государства, освобождались от таможенных пошлин и различных платежей (за исключением таможенных сборов). Действовало также весьма либеральное правило, согласно которому товары, ввозимые из-за рубежа для потребления исключительно в ОЭЗ "Янтарь", освобождались от ввозных таможенных пошлин и прочих платежей.
--------------------------------
<1> Об Особой экономической зоне в Калининградской области: Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 224.

1 апреля 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <1>. Фактически данный Закон реформировал режим особой экономической зоны в Калининградской области - был изменен вектор государственной экономической политики в регионе. В результате государственная поддержка стала предоставляться крупному бизнесу - лишь официально зарегистрированным резидентам ОЭЗ, которые брали на себя обязательство инвестировать в Калининградскую область не менее 150 млн руб. (в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр в качестве резидента ОЭЗ). Однако в начале 2016 г. данная сумма была уменьшена до 50 млн руб. Суть государственной поддержки сводилась к тому, что к резидентам ОЭЗ должен применяться особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций: в первые шесть лет со дня включения организации в реестр резидентов ОЭЗ - 0%; в последующие шесть лет - 50% от ставки, установленной законодательством <2>. Несмотря на то что в ст. 21 Закона было установлено, что режим ОЭЗ в Калининградской области вводится сроком на 25 лет (т.е. с 2006 по 2031 г.), уже 1 апреля 2016 г. этот режим был отменен в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию <3>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 280.
<2> Нилов К.Н. Особая экономическая зона в Калининградской области: некоторые вопросы правового режима // Вестн. Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Сер. "Гуманитарные и общественные науки". 2006. N 9. С. 48 - 56.
<3> Граве О.И., Серебрякова А.А. Судьба особой экономической зоны в Калининградской области на фоне вступления России в ВТО // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 2. С. 58 - 62.

В федеральном законодательстве Калининградская область называлась территорией со специальным правовым режимом осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности. В настоящий момент как представители федерального центра, так и региональные власти пытаются найти решение "проблемы-2016" и адаптировать область к новым экономическим условиям. С начала 2016 г. обсуждается возможность принятия федерального закона о создании территории опережающего развития (ТОР) в Калининградской области. Поэтому следует предположить, что в ближайшее время правовой статус области подвергнется очередной модернизации <1>.
--------------------------------
<1> Конюшенко А.Н. Проблемы и перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области // Конкурентное право. 2015. N 1. С. 36 - 39; Кремль признал неэффективность особых экономических зон // URL: https://regnum.ru/news/2143117.html.

Конституционно-правовой статус Калининградской области: проблемы и перспективы совершенствования

Споры об оптимальном конституционно-правовом статусе Калининградской области приобрели постоянный характер. На закате советской эпохи руководство страны, наряду с идеями об образовании свободной экономической зоны, рассматривало даже предложения о воссоздании на территории Калининградской области Немецкой АССР <1>. Помимо этого выдвигались инициативы о трансформации Калининградской области в Балтийскую республику. Эту мысль активно поддерживали сторонники Балтийской республиканской партии (БРП) в 1993 - 2005 гг. Однако в итоге БРП была ликвидирована по решению Калининградского областного суда, так как федеральное законодательство запретило деятельность региональных политических партий <2>. Вместе с тем в Калининградской области все еще есть активисты и общественные движения, которые продолжают отстаивать идею изменения статуса региона на республиканский. При этом данная идея полностью отвечает Конституции РФ, которая допускает изменение конституционно-правового статуса субъекта Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66).
--------------------------------
<1> Речь шла о воссоздании Автономной ССР Немцев Поволжья (АССРНП), которая существовала в составе РСФСР с 19 октября 1923 г. по 28 августа 1941 г. (Вормсбехер Г. Немецкая АССР: Волга или Калининград? // URL: https://www.proza.ru/2011/03/04/274).
<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П по делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия" // Рос. газ. 2005. 8 февр.

Нельзя обойти вниманием и предложения о переименовании Калининграда. Обсуждение этого вопроса началось в июле 2002 г., когда в Интернете стартовала акция "За Кенигсберг", главной целью которой объявлялось возвращение городу исторического имени к его 750-летнему юбилею, отмечавшемуся в 2005 г. Однако мэр города Калининграда Юрий Савенко высказался категорически против переименования. Повторно эта тема была поднята 9 мая 2009 г., когда уже новый мэр Калининграда Феликс Лапин в одном из интервью заявил: "Кант жил где? В Кенигсберге. У России, я считаю, была бы гордость от того, что Кенигсберг - это российский город в составе Российской Федерации". В сентябре 2011 г. на заседании комитета парламентского сотрудничества Россия - ЕС в Варшаве губернатор Калининградской области Николай Цуканов сообщил, что считает вопрос переименования Калининграда в Кенигсберг неактуальным, однако допускает проведение по нему референдума <3>.
--------------------------------
<3> Калининград, конечно, рано или поздно придется переименовать // URL: http://www.kommersant.ru/doc/1778475.

Все эти заявления вызвали неоднозначную реакцию общественности, и с уверенностью можно сказать, что в регионе в отношении идеи переименования города (области) нет единодушия <1>. Однако мы полагаем, что данный вопрос все же останется на повестке дня в силу как исторических причин, так и политической конъюнктуры. Возможно, новый этап его обсуждения начнется с приближением 2024 г., когда будет отмечаться 300-летие со дня рождения Иммануила Канта. Высказывается мнение о том, что подготовка к этой юбилейной дате должна быть сопряжена как с работами по восстановлению Королевского замка и исторического центра города, так и с возвращением городу его старого имени <2>.
--------------------------------
<1> Депутаты раскритиковали идею референдума о переименовании Калининграда // URL: http://ria.ru/society/20110921/441108211.html; Панов В. Калининград не будет Кенигсбергом // URL: http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/kaliningrad_ne_budet_konigsbergom_893.htm.
<2> Хорст Г. Предложения о мероприятиях в честь празднования 300-летия со дня рождения Иммануила Канта (Петербургский диалог, Москва, 24 сентября 2015 г.) // URL: http://www.freunde-kants.com/index.php/ru/kant-jahr-2024/16-2015-300.

Безусловно, вопрос переименования города (области) напрямую не связан с изменением конституционно-правового статуса региона. Однако он важен для правильного понимания и прогнозирования векторов развития Калининградской области. При разработке сценариев модернизации российского региона на Балтике целесообразно обратиться к опыту Крыма. В связи с особым эксклавным положением Крыма находящиеся там субъекты Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь - были объединены в Крымский федеральный округ. Более того, на стадии первоначальной интеграции Крыма в состав России временно было создано специальное федеральное министерство по делам Крыма, которое отвечало за разработку проектов государственных программ по развитию Крыма в период с 31 марта 2014 г. по 15 июля 2015 г. Полагаем, что данные меры государственной политики могли бы найти свое применение в Калининградской области. Изменение ее статуса на республиканский ничего не решит, однако создание на федеральном уровне институтов лоббирования региональных интересов было бы вполне оправданно. Поэтому следовало бы рассмотреть возможность образования на базе Калининградского региона Балтийского федерального округа и учреждения на постоянной основе отдельной федеральной структуры (например, в статусе министерства) по делам Калининградской области, а также поста специального полномочного представителя Президента РФ по Калининградской области.
Геополитические особенности Калининградской области обусловливают уникальность ее проблем, их отличие от проблем других субъектов Федерации. Решать большинство проблем Калининградской области приходится именно на уровне федерального центра, где сегодня региону необходим собственный сильный лоббист "с федеральной проходимостью", который хорошо знает специфику региона и напрямую отстаивает его интересы. Поэтому создание Балтийского федерального округа, который охватывал бы лишь один субъект Российской Федерации, представляется оправданным.

Заключение

Подводя итог этого небольшого исследования, следует отметить, что главная проблема региона состоит вовсе не в изменении его конституционно-правового статуса, а прежде всего в недостатке на федеральном и региональном уровне государственной власти реальных мер по повышению качества жизни населения Калининградской области. Необходимо в прямом смысле "учитывать уникальные особенности" Калининградской области и "смелей использовать новые, неординарные подходы" к регулированию вопросов, связанных с ее развитием <1>. Следует проводить такую государственную политику, которая существенно упростила бы жизнь калининградцев в условиях географической оторванности от "большой России". Оправданной и эффективной мерой государственной политики стала бы либерализация порядка посещения Калининградской области, в частности введение особого (безвизового) режима малого приграничного передвижения (МПП) на границе с Польшей, особого (бесплатного) порядка выдачи загранпаспортов жителям Калининградской области, установление упрощенного порядка пересечения Литвы (режимы УПД-ТД, УПД-ЖД). Правильной мерой государственной политики представляется также определение Калининградской области в качестве одного из приоритетных регионов для переселения в рамках государственной программы по добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.
--------------------------------
<1> О государственной политике в отношении Калининградской области: Постановление Государственной Думы ФС РФ от 13 декабря 2001 г. N 2198-III ГД // Парламентская газ. 2001. 30 дек.; О государственной политике в отношении Калининградской области: Постановление Совета Федерации ФС РФ от 25 сентября 2002 г. N 373-СФ // Там же. 2002. 2 окт.

Несмотря на складывающуюся неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, следует продолжить преобразование Калининградской области в регион полноценного сотрудничества России с соседними государствами и с Европейским союзом в целом <1>. В основополагающих документах, в частности в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, Россия и ЕС названы стратегическими партнерами, закрепляется принципиально дружественный характер этих взаимоотношений. Поэтому сегодня необходимы конкретные шаги для укрепления данного партнерства: ликвидация очередей на границе (уменьшение времени ожидания при ее пересечении), увеличение количества пунктов пропуска и в перспективе создание единых (совместных) пунктов пропуска на границе Калининградской области.
--------------------------------
<1> Войников В.В. Облегчение свободы передвижения граждан между Россией и Европейским союзом: перспективы и правовые проблемы // Балтийский регион. 2011. N 3. С. 122 - 129.

Кроме того, в будущем в регионе следует установить особый безвизовый режим <1>. Российской Федерации необходимо в одностороннем порядке предоставить иностранцам право безвизового въезда в Калининградскую область. Первоначально это правило нужно распространить только на граждан стран Шенгенской зоны. Представляется, что либерализация порядка въезда в Калининградскую область поспособствует активному развитию социальных, экономических, культурных, научно-образовательных и иных связей жителей самого западного региона России и росту уровня их жизни. Безвизовый режим в области превратит ее в своеобразную переговорную площадку, на которой представители российских и иностранных политических кругов, бизнеса, науки и культуры смогут проводить переговоры буквально на следующий день после достижения договоренности о встрече, а это в итоге посодействует развитию экономики Калининградской области. Остается лишь выразить надежду, что 70-летний юбилей Калининградской области ознаменует собой очередной этап развития региона по направлению к еще большей открытости и увеличению благополучия калининградцев, а также к нормализации отношений между Россией и Европой.
--------------------------------
<1> Безвизовый режим в Калининграде снимет напряжение между ЕС и Россией // URL: https://regnum.ru/news/polit/2087473.html.

Список литературы

  1. Безвизовый режим в Калининграде снимет напряжение между ЕС и Россией // URL: https://regnum.ru/news/polit/2087473.html.
  2. Войников В.В. Облегчение свободы передвижения граждан между Россией и Европейским союзом: перспективы и правовые проблемы // Балтийский регион. 2011. N 3.
  3. Вормсбехер Г. Немецкая АССР: Волга или Калининград? // URL: https://www.proza.ru/2011/03/04/274.
  4. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы Калининградской области в воспоминаниях и документах. СПб., 2002; 2-е изд., испр. и доп. Калининград, 2003.
  5. Ганина Н.А. Остров Рюген: к основам взаимодействия культур и языков // Атлантика: записки по исторической поэтике. М., 2011.
  6. Граве О.И., Серебрякова А.А. Судьба особой экономической зоны в Калининградской области на фоне вступления России в ВТО // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 2.
  7. Депутаты раскритиковали идею референдума о переименовании Калининграда // URL: http://ria.ru/society/20110921/441108211.html.
  8. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Польской Республикой о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г. // Известия Советов депутатов трудящихся СССР. 1945. N 193.
  9. Калининград, конечно, рано или поздно придется переименовать // URL: http://www.kommersant.ru/doc/1778475.
  10. Калишук В. Польско-советская граница в бывшей Восточной Пруссии // Интернет-проект "Открытка из Восточной Пруссии": URL: http://www.eastprussia.ru/border; http://historia-wyzynaelblaska.pl/granica-polsko-radziecka-w-b.-prusach-wschodnich.html.
  11. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1989. Т. 1.
  12. Конюшенко А.Н. Проблемы и перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области // Конкурентное право. 2015. N 1.
  13. Костяшов Ю.В. Заселение Калининградской области после Второй мировой войны // Гуманитарная наука в России: история, археология, культурная антропология и этнография. М., 1996.
  14. Кремль признал неэффективность особых экономических зон // URL: https://regnum.ru/news/2143117.html.
  15. Кретинин Г.В. Военные комендатуры Кенигсбергского Особого военного округа в 1945 - 1946 гг. // Вестн. Рос. гос. ун-та им. И. Канта. 2006. Вып. 12. Гуманитарные науки.
  16. Маслов В.Н. Переименование районных центров Калининградской области в 1946 году // Вестн. Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Сер. "Гуманитарные и общественные науки". 2014. N 12.
  17. Маслов В.Н. Создание Кенигсбергской области и ее переименование в 1946 году // Калининградские архивы. 2014. N 11.
  18. Меркулов В.И. Древнерусское предание с острова Рюген // Русин. 2014. N 1.
  19. Нилов К.Н. Особая экономическая зона в Калининградской области: некоторые вопросы правового режима // Вестн. Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Сер. "Гуманитарные и общественные науки". 2006. N 9.
  20. О государственной политике в отношении Калининградской области: Постановление Государственной Думы ФС РФ от 13 декабря 2001 г. N 2198-III ГД // Парламентская газ. 2001. 30 дек.
  21. О государственной политике в отношении Калининградской области: Постановление Совета Федерации ФС РФ от 25 сентября 2002 г. N 373-СФ // Парламентская газ. 2002. 2 окт.
  22. Об административно-территориальном устройстве Калининградской области: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 сентября 1946 г. // ГАКО. Ф. 297. Оп. 11. Д. 1. Л. 23.
  23. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 280.
  24. Об Особой экономической зоне в Калининградской области: Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 13-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 224.
  25. Панов В. Калининград не будет Кенигсбергом // URL: http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/kaliningrad_ne_budet_konigsbergom_893.htm.
  26. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П по делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия" // Рос. газ. 2005. 8 февр.
  27. Смородинская Н.В., Капустин А., Малыгин В. Калининградская область как свободная экономическая зона // Вопр. экономики. 1999. N 9.
  28. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг.: Сб. док. Т. 2: Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (28 ноября - 1 декабря 1943 г.). М., 1984.
  29. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Т. 6: Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). М., 1984.
  30. Терениченко А.А. Проблема сохранения суверенитета России над Калининградской областью: правовой аспект // Современный юрист. 2013. N 4.
  31. Хорст Г. Предложения о мероприятиях в честь празднования 300-летия со дня рождения Иммануила Канта (Петербургский диалог, Москва, 24 сентября 2015 г.) // URL: http://www.freunde-kants.com/index.php/ru/kant-jahr-2024/16-2015-300.

References

  1. Bezvizovyj rezhim v Kaliningrade snimet napryazhenie mezhdu ES i Rossiej // URL: https://regnum.ru/news/polit/2087473.html.
  2. Deputaty raskritikovali ideyu referenduma o pereimenovanii Kaliningrada // URL: http://ria.ru/society/20110921/441108211.html.
  3. Dogovor mezhdu Soyuzom Sovetskix Socialisticheskix Respublik i Pol'skoj Respublikoj o sovetsko-pol'skoj gosudarstvennoj granice ot 16 avgusta 1945 g. // Izvestiya Sovetov deputatov trudyashhixsya SSSR. 1945. N 193.
  4. Ganina N.A. Ostrov Ryugen: k osnovam vzaimodejstviya kul'tur i yazykov // Atlantika: zapiski po istoricheskoj poehtike. M., 2011.
  5. Grave O.I., Serebryakova A.A. Sud'ba osoboj ehkonomicheskoj zony v Kaliningradskoj oblasti na fone vstupleniya Rossii v VTO // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2013. N 2.
  6. Kaliningrad, konechno, rano ili pozdno pridetsya pereimenovat' // URL: http://www.kommersant.ru/doc/1778475.
  7. Kalishuk V. Pol'sko-sovetskaya granica v byvshej Vostochnoj Prussii // Internet-proekt "Otkrytka iz Vostochnoj Prussii": URL: http://www.eastprussia.ru/border; http://historia-wyzynaelblaska.pl/granica-polsko-radziecka-w-b.-prusach-wschodnich.html.
  8. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossijskogo: V 12 t. / Otv. red. A.N. Saxarov. M., 1989. T. 1.
  9. Konyushenko A.N. Problemy i perspektivy razvitiya osoboj ehkonomicheskoj zony v Kaliningradskoj oblasti // Konkurentnoe pravo. 2015. N 1.
  10. Kostyashov Yu.V. Zaselenie Kaliningradskoj oblasti posle Vtoroj mirovoj vojny // Gumanitarnaya nauka v Rossii: istoriya, arxeologiya, kul'turnaya antropologiya i ehtnografiya. M., 1996.
  11. Kreml' priznal neehffektivnost' osobyx ehkonomicheskix zon // URL: https://regnum.ru/news/2143117.html.
  12. Kretinin G.V. Voennye komendatury Kyonigsbergskogo Osobogo voennogo okruga v 1945 - 1946 gg. // Vestn. Ros. gos. un-ta im. I. Kanta. 2006. Vyp. 12. Gumanitarnye nauki.
  13. Maslov V.N. Pereimenovanie rajonnyx centrov Kaliningradskoj oblasti v 1946 godu // Vestn. Baltijskogo federal'nogo un-ta im. I. Kanta. Ser. "Gumanitarnye i obshhestvennye nauki". 2014. N 12.
  14. Maslov V.N. Sozdanie Kyonigsbergskoj oblasti i ee pereimenovanie v 1946 godu // Kaliningradskie arxivy. 2014. N 11.
  15. Merkulov V.I. Drevnerusskoe predanie s ostrova Ryugen // Rusin. 2014. N 1.
  16. Nilov K.N. Osobaya ehkonomicheskaya zona v Kaliningradskoj oblasti: nekotorye voprosy pravovogo rezhima // Vestn. Baltijskogo federal'nogo un-ta im. I. Kanta. Ser. "Gumanitarnye i obshhestvennye nauki". 2006. N 9.
  17. O gosudarstvennoj politike v otnoshenii Kaliningradskoj oblasti: Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy FS RF ot 13 dekabrya 2001 g. N 2198-III GD // Parlamentskaya gaz. 2001. 30 dek.
  18. O gosudarstvennoj politike v otnoshenii Kaliningradskoj oblasti: Postanovlenie Soveta Federacii FS RF ot 25 sentyabrya 2002 g. N 373-SF // Parlamentskaya gaz. 2002. 2 okt.
  19. Ob administrativno-territorial'nom ustrojstve Kaliningradskoj oblasti: Ukaz Prezidiuma Verxovnogo Soveta RSFSR ot 7 sentyabrya 1946 g. // GAKO. F. 297. Op. 11. D. 1. L. 23.
  20. Ob Osoboj ehkonomicheskoj zone v Kaliningradskoj oblasti i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 10 yanvarya 2006 g. N 16-FZ // SZ RF. 2006. N 3. St. 280.
  21. Ob Osoboj ehkonomicheskoj zone v Kaliningradskoj oblasti: Federal'nyj zakon ot 13 yanvarya 1996 g. N 13-FZ // SZ RF. 1996. N 4. St. 224.
  22. Panov V. Kaliningrad ne budet Kenigsbergom // URL: http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/kaliningrad_ne_budet_konigsbergom_893.htm.
  23. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 1 fevralya 2005 g. N 1-P po delu o proverke konstitucionnosti abzacev vtorogo i tret'ego punkta 2 stat'i 3 i punkta 6 stat'i 47 Federal'nogo zakona "O politicheskix partiyax" v svyazi s zhaloboj obshhestvenno-politicheskoj organizacii "Baltijskaya respublikanskaya partiya" // Ros. gaz. 2005. 8 fevr.
  24. Smorodinskaya N.V., Kapustin A., Malygin V. Kaliningradskaya oblast' kak svobodnaya ehkonomicheskaya zona // Vopr. ehkonomiki. 1999. N 9.
  25. Sovetskij Soyuz na mezhdunarodnyx konferenciyax perioda Velikoj Otechestvennoj vojny, 1941 - 1945 gg.: Sb. dok. T. 2: Tegeranskaya konferenciya rukovoditelej trex soyuznyx derzhav - SSSR, SShA i Velikobritanii (28 noyabrya - 1 dekabrya 1943 g.). M., 1984.
  26. Sovetskij Soyuz na mezhdunarodnyx konferenciyax perioda Velikoj Otechestvennoj vojny, 1941 - 1945 gg. T. 6: Berlinskaya (Potsdamskaya) konferenciya rukovoditelej trex soyuznyx derzhav - SSSR, SShA i Velikobritanii (17 iyulya - 2 avgusta 1945 g.). M., 1984.
  27. Terenichenko A.A. Problema soxraneniya suvereniteta Rossii nad Kaliningradskoj oblast'yu: pravovoj aspekt // Sovremennyj yurist. 2013. N 4.
  28. Vojnikov V.V. Oblegchenie svobody peredvizheniya grazhdan mezhdu Rossiej i Evropejskim Soyuzom: perspektivy i pravovye problemy // Baltijskij region. 2011. N 3.
  29. Vormsbexer G. Nemeckaya ASSR: Volga ili Kaliningrad? // URL: https://www.proza.ru/2011/03/04/274.
  30. Vostochnaya Prussiya glazami sovetskix pereselencev. Pervye gody Kaliningradskoj oblasti v vospominaniyax i dokumentax. SPb., 2002; 2-e izd., ispr. i dop. Kaliningrad, 2003.
  31. Xorst G. Predlozheniya o meropriyatiyax v chest' prazdnovaniya 300-letiya so dnya rozhdeniya Immanuila Kanta (Peterburgskij dialog, Moskva, 24 sentyabrya 2015 g.) // URL: http://www.freunde-kants.com/index.php/ru/kant-jahr-2024/16-2015-300.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.



В центре внимания:


Факторы успеха Нюрнбергского трибунала и современное международное уголовное правосудие (Исполинов А.С.)

Дата размещения статьи: 14.04.2017

подробнее>>

Владельческие иски в Англии, Германии и России: сравнительно-правовой анализ (Климанова Д.Д.)

Дата размещения статьи: 14.04.2017

подробнее>>

Социально-демографические признаки личности преступника, совершившего кражу (на примере Республики Казахстан) (Кайбжанов М.Ж.)

Дата размещения статьи: 14.04.2017

подробнее>>

Калининградская область: 70-летие особого субъекта Российской Федерации (Саленко А.В.)

Дата размещения статьи: 14.04.2017

подробнее>>

О соответствии ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ Конституции Российской Федерации (глазами правоприменителя) (Переплеснина Е.М.)

Дата размещения статьи: 14.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта