Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Бухгалтерский учет > Мнимые объекты в бухучете. Ответственность за нарушение регистрации в учете (Ланина И.)

Мнимые объекты в бухучете. Ответственность за нарушение регистрации в учете (Ланина И.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций счет 97 "Расходы будущих периодов" предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
Рассмотрим следующую ситуацию. По данным бухгалтерского учета, за отчетный период в нашей организации получен убыток. Налоговая инспекция настоятельно "предлагает" перенести часть расходов (заработную плату и страховые взносы работников по уже выполненным и принятым заказчиком договорам) на счет 97 для того, чтобы показать как минимум нулевой результат. Какие последствия будут для нашей организации, если мы выполним "рекомендации" налоговой инспекции?

Мнимые и притворные объекты бухучета

Заработная плата и страховые взносы работников по уже выполненным и принятым заказчиком в отчетном периоде договорам - это расходы данного отчетного периода. Указанные расходы могут отражаться на счете 97 только для того, чтобы избежать убытка "на бумаге", и такое действие будет трактоваться как регистрация мнимого объекта бухгалтерского учета.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов учета в указанных регистрах.
Для целей применения Закона N 402-ФЗ под мнимым понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным - объект, отраженный в учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
"Спрятав" текущие расходы, организация пытается сохранить хорошие отношения с налоговой инспекцией, но при этом вводит в заблуждение основных пользователей бухгалтерской отчетности (участников, акционеров, собственников имущества и т.п.) в отношении действительного положения дел в организации.
Как установлено в п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей отчетности перед другими. В рассматриваемой ситуации приоритет отдан налоговой инспекции, т.е. информация в бухгалтерской отчетности подается с целью удовлетворить именно ее требования, но полностью игнорируются требования остальных пользователей отчетности.
Кроме участников, акционеров, собственников имущества и т.п. пользователями бухгалтерской отчетности являются органы государственной статистики. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями, предоставляемые в органы государственной статистики по месту государственной регистрации организации, составляют государственный информационный ресурс.

Штраф за нарушение требований к бухучету

Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта в регистрах бухгалтерского учета трактуется в ст. 15.11 КоАП РФ как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, за которое на должностных лиц организации налагается штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. При повторном совершении того же нарушения штраф увеличивается до размеров от 10 000 до 20 000 руб.
Виновные должностные лица также могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет. Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать определенные руководящие должности (в том числе занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом).

Кто в ответе за бухучет

В формах бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, предусмотрена подпись только руководителя организации, поэтому некоторые бухгалтеры считают, что к административной ответственности за нарушения при составлении бухгалтерской отчетности будет привлекаться только руководитель.
На самом деле руководитель отвечает за организацию бухучета и хранение бухгалтерских документов (п. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Для выполнения данной функции он обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Исключением является случай, когда руководитель может принять на себя обязанности по ведению бухучета, если руководимая им организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, или относится к субъектам среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
Если в трудовом договоре главного бухгалтера (должностной инструкции) присутствует обязанность ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, то административная ответственность за регистрацию мнимого объекта учета возлагается на главного бухгалтера, а не на руководителя организации.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухучете составляет два года со дня совершения административного правонарушения. При этом выявить данное нарушение в ходе проведения налоговой проверки может та же налоговая инспекция, которая и порекомендовала отразить расходы отчетного периода на счете 97.
Должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, хотя в Законе N 402-ФЗ и не предусмотрена обязанность налоговых органов осуществлять проверку соблюдения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо Минфина России от 17.11.2016 N 03-02-08/67567). Налоговая инспекция направляет составленный протокол в мировой суд, который и принимает решение о привлечении виновного лица к административному наказанию и размере штрафа.
Таким образом, выполнение "рекомендации" налоговой инспекции влечет за собой появление финансовых убытков лично у главного бухгалтера, да и участники (акционеры и т.п.) вряд ли благосклонно отнесутся к такому обману.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Если бухгалтера вызвали в суд (Голов А.И.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>

Мнимые объекты в бухучете. Ответственность за нарушение регистрации в учете (Ланина И.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Основы мониторинга эффективности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета (Поленова С.Н.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>

Готовимся к годовому отчету. Заполнение декларации по налогу на прибыль за 2016 год (Бурсулая Т.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Новая Классификация основных средств. О последствиях для бухгалтерского учета (Рабинович А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи