Дата размещения статьи: 03.08.2017
В настоящее время тенденцией развития инвестиционного законодательства становится выделение финансирующего лица в качестве самостоятельного субъекта инвестиционной деятельности. Так как инвестиционная деятельность осуществляется не только за счет собственных средств инвестора, но и за счет заемных или привлеченных средств, и в большинстве инвестиционных проектов собственных средств оказывается недостаточно, лица, представляющие дополнительное финансирование для реализации инвестиционных проектов, настаивают на признании их особого правового статуса в таких проектах. Результатом лоббирования интересов банков в проектах государственно-частного партнерства стал Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Закон о государственно-частном партнерстве), который сделал большой шаг вперед по сравнению с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <2>, выделив финансирующее лицо в качестве самостоятельного субъекта проектов государственно-частного партнерства.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4350.
<2> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.
Закон о государственно-частном партнерстве определяет финансирующее лицо как юридическое лицо либо действующее без образования юридического лица по договору о совместной деятельности объединение двух и более юридических лиц, предоставляющее заемные средства частному партнеру для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве на условиях возвратности, платности, срочности. Условия возвратности, платности, срочности являются характеристиками кредита, таким образом, законодатель под финансирующим лицом понимает кредитную или иную финансовую организацию, которая занимается кредитованием на профессиональной основе, например банк или банк развития. Финансирующее лицо осуществляет свою деятельность в проекте на основании соглашения, которое в Законе называется "прямым соглашением" и определяется как гражданско-правовой договор, заключенный между публичным партнером, частным партнером и финансирующим лицом или финансирующими лицами в целях регулирования условий и порядка их взаимодействия в течение срока реализации соглашения, а также при изменении и прекращении соглашения. Таким образом, трехстороннее прямое соглашение является дополнительным инструментом по отношению к соглашению государственно-частного или муниципально-частного партнерства, оставаясь при этом абсолютно независимым и сохраняющим свое действие после прекращения такого соглашения. По своей правовой природе прямое соглашение является смешанным договором, прямо не поименованным в ГК РФ, которое включает в себя положения о залоге и может закреплять порядок установления кредитором контроля за частным партнером путем передачи его долей в уставном капитале или уступки прав по соглашению о государственно-частном партнерстве, случаи замены частного партнера, в том числе без проведения конкурса, уступку частным партнером в пользу кредиторов права получения платежей от публичного партнера и т.д. <3>.
--------------------------------
<3> Зусман Е.В., Долгих И.А. Концессия: анализ ключевых новелл // Закон. 2015. N 3. С. 50 - 59.
Основным субъектом, выступающим в качестве финансирующего лица в инвестиционных отношениях, является банк, при этом в инвестиционных проектах, требующих вложения значительного количества ресурсов, может потребоваться участие нескольких банков на стороне финансирующего лица, что предполагает использование инструмента синдицированного кредитования (ссуды). Множественность участников на стороне кредитора позволяет распределить риски кредиторов и снизить их издержки на предоставление кредита.
В настоящее время многие банки наряду с традиционным предоставлением кредитных средств в инвестиционных отношениях также выступают инвесторами, что чаще всего имеет место в рамках проектного финансирования. Проектное финансирование характеризуется как форма кредитования под обеспечение со сложной, но сбалансированной организацией распределения рисков <4>. В зарубежной практике обязательным элементом проектного финансирования выступает специальная проектная компания, аккумулирующая денежные потоки, за счет которых будут оплачиваться заемные средства. Для проектного финансирования характерно превалирование заемных средств над собственными средствами инвестора (ссуда может составлять 70 - 90% от стоимости проекта), при этом заемные средства возвращаются исключительно за счет погашения долга от будущего денежного потока <5>, т.е. банк в рамках проектного финансирования выступает не столько кредитором, сколько инвестором.
--------------------------------
<4> Fletcher P., Pendleton A. Identifying and managing project finance risks: overview (UK). URL: https://www.milbank.com/images/content/1/6/16376/5-564-5045-pl-milbank-updated.pdf.
<5> Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования. М.: Альпина Паблишер, 2015. 408 с.
Проектное финансирование предполагает заключение комплекса договоров, которые представляют собой определенную систему, функционирующую в целях распределения рисков между участниками проекта. В основе такой системы лежат кредитные договоры или договоры займа, а также лизинговые соглашения, банковские гарантии и поручительства, обеспечительные счета, залог, аккредитивы, строительный подряд и др. <6>. Участие банка в проектном финансировании с точки зрения российского банковского нормативного регулирования может выражаться не только в кредитовании специализированного общества, но и в приобретении его акций или внесении вклада в его уставный капитал, приобретении облигаций с разной очередностью исполнения обязательств, условия выпуска которых предусматривают исполнение обязательств только после исполнения обязательств по облигациям младшего транша, принятии обязательств по оказанию финансовой помощи специализированного общества для исполнения обязательств по облигациям, поручительстве или банковской гарантии по обязательствам и др. (указание Банка России от 7 июля 2014 г. N 3309-У "О формах и способах принятия рисков по облигациям с залоговым обеспечением специализированного финансового общества и специализированного общества проектного финансирования" <7>).
--------------------------------
<6> Нуриев А.Х. Ключевые аспекты правового регулирования проектного финансирования в России // Международные банковские операции. 2013. N 4. С. 54 - 61.
<7> Вестник Банка России. 2014. N 71. С. 45 - 46.
В настоящее время наряду с проектным финансированием банки также принимают участие в таком направлении инвестиционной деятельности, как инвестиционный банкинг. Термин "инвестиционный банкинг" появился в Англии в середине XIX в. после того, как банки стали полностью выкупать новые выпуски ценных бумаг для последующей продажи конечным инвесторам от своего имени. В традиционном смысле инвестиционный банкинг означает первоначальную покупку ценных бумаг для их перепродажи третьим лицам <8>. В настоящее время определение инвестиционного банкинга стало более широким, охватывая собой деятельность по реализации инвестиционных намерений клиента <9>. Инвестиционный банк оказывает полный комплекс услуг: привлечение средств других инвесторов и банков, в том числе в рамках так называемых роуд-шоу, поиск стратегических инвесторов, сделки слияния и поглощения, работу с инвестиционным портфелем клиента и управление им, консультационные услуги и т.д. Вместе с тем деятельность по привлечению финансовых ресурсов для своих клиентов посредством размещения их ценных бумаг является основной, определяющей компанию как инвестиционный банк, а другие виды его деятельности считаются дополнительными <10>. Стоит отметить, что инвестиционный банк не всегда представляет собой банк в понимании российского законодателя, чаще всего это обычное юридическое лицо, не имеющее статуса банка, в рамках банковского холдинга или банковской группы. В этом проявляется проблема деления универсальных банков на "коммерческие" и "инвестиционные".
--------------------------------
<8> Fleuriet M. Investment banking explained: An inside's guide to the industry. McGraw-Hill Finance & Investing, 2008. New York City.
<9> Буркова А.Ю. Трансформация понятия "инвестиционный банкинг" // Банковские технологии. 2011. N 3 (45). С. 37 - 40.
<10> Данилов Ю.А. Создание и развитие инвестиционного банка в России. М., 1998. 352 с.
Впервые разделение универсальных банков на коммерческие и инвестиционные выступило антикризисной мерой в начале 30-х гг. XX в., когда в США был принят Закон Гласса - Стигалла, запретивший коммерческим банкам участвовать в операциях на рынке ценных бумаг за исключением операций с государственными ценными бумагами. Осуществление инвестиционной деятельности считалось прерогативой инвестиционных банков и организаций, которые не могли привлекать деньги во вклады и совершать другие депозитные операции. Закон запретил директорам, служащим инвестиционных компаний являться одновременно должностными лицами, директорами, служащими банков <11>. Впоследствии данный Закон был отменен посредством принятия в 1999 г. Закона Грэмма - Лича - Блайли, что оценивается учеными как одна из причин возникновения мирового финансового кризиса 2008 г. <12>. В настоящее время в мировой практике принято выделять две основные модели инвестиционно-банковских систем: сегментированная (американская) и универсальная (германская). Сегментированная система предполагает разделение сфер деятельности кредитных институтов на банковские операции и операции по выпуску и размещению ценных бумаг и других видов финансовых услуг. При универсальной системе банки могут без ограничений выполнять любые финансовые услуги, не запрещенные законодательством <13>.
--------------------------------
<11> Поллард А.М., Пайсек Ж.Г., Эллис К.Х., Дейли Ж.П. Банковское право США. М.: Прогресс, 1992. С. 360 - 362.
<12> Акопян О.А. Изменение границ правового регулирования в финансовом праве // Журнал российского права. 2012. N 6. С. 91 - 96.
<13> Мякенькая М.А. Осуществление инвестиционной деятельности банков в Российской Федерации: правовые вопросы // Предпринимательское право. 2006. N 1. С. 16 - 22.
Деятельность российских банков по формированию собственных портфелей ценных бумаг и управлению ими не требует дополнительной лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и может осуществляться в соответствии с банковской лицензией. Вместе с тем Банком России предусмотрен ряд косвенных методов, применяемых в целях регулирования вложений банков в ценные бумаги: лимиты на различные виды рисков путем определения обязательных нормативов; коэффициенты риска для отдельных видов активов при расчете обязательных нормативов <14>. Банки компенсируют содержащиеся в законодательстве недостатки путем выделения своей инвестиционной деятельности в самостоятельное направление.
--------------------------------
<14> Гиблова Н.М. Государственное регулирование инвестиционной деятельности коммерческих банков на фондовом рынке: стимулы и ограничения // Банковское право. 2015. N 2. С. 56 - 63.
В настоящее время в связи с изменением приоритетов по инвестиционному сотрудничеству России с зарубежными государствами из-за введенных против нашей страны санкций вопрос альтернативного финансирования приобретает особую актуальность. В частности, перспективным направлением становится сотрудничество Российской Федерации со странами Залива, которые используют специфические методы осуществления инвестиционной деятельности в рамках исламского банкинга. Развитие такого направления инвестиционной деятельности потребует внесения некоторых изменений в законодательство Российской Федерации в связи со сложностями правового оформления долевого финансирования, не предполагающего наличия чрезмерного риска, получения прибыли в виде процента и некоторых других особенностей. Несмотря на формальное отсутствие препятствий к внедрению экзотических финансовых инструментов мурабаха, мудараба, мушарака и др. на российском рынке, небольшой опыт, накопленный российскими банками в указанном направлении, свидетельствует о негативном отношении российского банковского сообщества к нетрадиционным банковским продуктам. Представляется, что исламский банк является особым субъектом инвестиционных отношений, для которого будут предусмотрены не только особенности осуществления банковских операций, но также особенности корпоративного управления, которое предполагает создание такого корпоративного органа управления, как совет муфтиев.
В качестве финансирующего лица в инвестиционных проектах может выступать банк развития, который во многих странах сочетает в себе роль коммерческого банка с дополнительной нагрузкой института развития, делегированной ему государством. В зарубежной практике встречаются банки развития с отраслевой направленностью, например, банки индустриального развития (Пакистан, Индия, Нигерия и др.) или банки сельскохозяйственного развития (Китай, Гана, Тринидад и Тобаго и др.), банки развития малого и среднего предпринимательства (Индия, Таиланд и др.), экспортно-импортные банки развития (США, Турция, Китай и др.) и универсальные банки развития, которые сочетают в себе различные функции.
Российский банк развития Внешэкономбанк, созданный в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" <15>, является универсальным банком развития и важным инструментом государственной инвестиционной политики, который не только выдает кредиты под реализацию крупномасштабных государственных инвестиционных проектов, но и может выступать гарантом и поручителем, оказывать консультационную поддержку в инвестиционных проектах, осуществлять международное сотрудничество и выступать агентом Правительства РФ, например, по выдаче государственных гарантий РФ в проектном финансировании. Внешэкономбанк участвует в реализации крупных инвестиционных проектов по созданию объектов транспортной и социальной инфраструктуры, выступает финансирующим лицом в проектах государственно-частного партнерства. Нельзя не отметить такую важную функцию Внешэкономбанка, как взаимодействие с международными организациями развития <16>. С началом финансового кризиса Внешэкономбанк стал инструментом реализации государственных антикризисных мер (распоряжение Правительства РФ от 27 июля 2007 г. N 1007-р "Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" <17>). Как справедливо отмечает Е.Б. Лаутс, хотя Внешэкономбанк формально не включен в банковскую систему, можно констатировать стремительное увеличение его значения как субъекта, осуществляющего банковские операции в целях обеспечения стабильности финансовой системы <18>. Кроме того, Внешэкономбанк, участвуя в реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства и балансируя на стыке публичных и частных интересов, осуществляет деятельность по привлечению частного капитала в экономику, что способствует модернизации инфраструктуры, развитию приоритетных для общества социально-экономических направлений <19>.
--------------------------------
<15> СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.
<16> Кузнецов С.В. Правовые формы участия институтов развития в организации проектного финансирования в России // Право и экономика. 2016. N 2. С. 16 - 21.
<17> Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность государственной корпорации "Внешэкономбанк" // Предпринимательское право. 2012. N 2. С. 32 - 35.
<18> Лаутс Е.Б. Концепция юридического лица публичного права и субъекты банковской системы РФ // Банковское право. 2012. N 3. С. 49 - 54.
<19> Силичева П.О. Компетенция Банка развития в сфере управления публичными финансами // Налоги. 2008. N 2. С. 27 - 30.
Важным принципом деятельности Внешэкономбанка, как и любого банка развития, является принцип отсутствия конкуренции с "коммерческими" банками при предоставлении финансирования <20>. Роль банка развития состоит в том, чтобы поддержать проекты, необходимые для развития экономики, которые в силу ряда причин не представляют интерес в рамках рыночного кредитования. Данный принцип может быть положен в основу разграничения финансирования в рамках инвестиционных отношений на коммерческое инвестирование и социальное финансирование (финансирование развития).
--------------------------------
<20> СЗ РФ. 2007. N 32. Ст. 4166.
Социальное финансирование в настоящее время является актуальным направлением инвестиционной деятельности как институтов развития, так и классических банков. Под социальным финансированием понимается набирающее все большую популярность идейное движение, имеющее отношение не только к некоммерческим организациям, но и к коммерческому сектору экономики, которое предполагает направленность деятельности банков на создание позитивного эффекта для общества помимо собственно финансовых результатов <21>. Социальное финансирование вносит вклад в один из трех "столпов" устойчивого развития (экономический, экологический или социальный) путем предоставления финансирования непосредственно в инвестиционные проекты или косвенным образом через снижение любых негативных последствий для указанных направлений <22>.
--------------------------------
<21> Степанов Д.И. Социально ориентированные облигации и иные финансовые инструменты // Закон. 2015. N 6. С. 119 - 140.
<22> The principles for positive impact finance a common framework to finance the sustainable development goals. URL: http://www.unepfi.org/wordpress/wp-content/uploads/2017/01/POSITIVE-IMPACT-PRINCIPLES-AW-WEB.pdf.
В настоящее время в научной литературе появляется такой термин, как "социальные", или "этические банки", которые осуществляют те же сделки, что и обычные банки, то есть ведут счета и занимаются инвестициями, однако сделки которых не в полной мере базируются на экономических основах банковского дела, а дополняются другими методами и компонентами. При этом обращается особое внимание на требование прибыли для человека и окружающей среды и на обязательные критерии исключительности всего банковского дела <23>. Интерес представляет развитие направления "зеленого банкинга", которое проявляется в выпуске "зеленых" облигаций - долговых инструментов, ориентированных на привлечение средств в проекты по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата и созданию "зеленых офисов" банков развития <24>.
--------------------------------
<23> Лаврушин О.И., Жданова Д.М. О социально ориентированной деятельности банков // Банковское право. 2016. N 5. С. 38 - 46.
<24> Селиванова К.А. Государственно-частное партнерство в реализации эколого-правового механизма в сельском хозяйстве // Право и экономика. 2016. N 4. С. 34 - 40.
Таким образом, участие финансирующих лиц в инвестиционных проектах не ограничивается кредитованием, предоставлением различных средств обеспечения обязательств (поручительства, гарантии и др.), но заключается также в участии в сложных схемах проектного финансирования, инвестиционного банкинга, социального финансирования, где финансирующее лицо не всегда выступает в классической для себя роли. Наряду с кредитором, финансирующие лица также могут выступать инвесторами в целях получения прибыли или достижения социально полезного эффекта.
Литература
1. Кузнецов С.В. Правовые формы участия институтов развития в организации проектного финансирования в России // Право и экономика. 2016. N 2. С. 16 - 21.
2. Лаврушин О.И., Жданова Д.М. О социально ориентированной деятельности банков // Банковское право. 2016. N 5. С. 38 - 46.
3. Лаутс Е.Б. Концепция юридического лица публичного права и субъекты банковской системы РФ // Банковское право. 2012. N 3. С. 49 - 54.
4. Мякенькая М.А. Осуществление инвестиционной деятельности банков в Российской Федерации: правовые вопросы // Предпринимательское право. 2006. N 1. С. 16 - 22.
5. Степанов Д.И. Социально ориентированные облигации и иные финансовые инструменты // Закон. 2015. N 6. С. 119 - 140.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Дата размещения статьи: 25.12.2020
Дата размещения статьи: 07.12.2020
Дата размещения статьи: 28.10.2020
Дата размещения статьи: 18.09.2020
Дата размещения статьи: 18.09.2020
Навигация